Конспект НОД "Живая и неживая природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гузель  Городовая

Конспект НОД "Живая и неживая природа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_zhivaya_i_nezhivayapriroda.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему:

 «Живая и неживая природа» (средняя группа)

Форма проведения - «Заседание Совета юных экологов»

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

  1. Развивающие

- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

- развивать творческое воображение, умение фантазировать;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов;

- приобщать к действенному отношению к природе.

2) Образовательные

- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

- уметь отгадывать загадки;

- уметь быстро и правильно находить ответ;

- уметь решать проблемные задачи;

- рассказать о дыхании растений и условиях их роста.

3) Воспитательные

- формировать способам самостоятельного познания;

- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

- формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы и приемы: игровые, наглядные (схемы, символы), практические (опыты),

словесные (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Материалы и оборудование: схемы, инвентарь для опытов.

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

Предварительная работа: Экскурсия в осенний парк, наблюдение за природой, чтение рассказов, беседы на тему познавательного характера.

Ход занятия:

Дети в белых халатах (стоят полукругом)

Воспитатель:  вы сегодня будете  юными экологами. А кто это - юный эколог?( ответы воспитанников – « это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботиться о ней).

А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ воспитанников « делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)

Игра « Три слова»

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру « Три слова»

( воспитатель называет понятия, а воспитанники проговаривают, что входит в это понятие)

Овощи… (капуста, огурец, помидор)

Фрукты… (банан, апельсин, яблоко)

Зимующие птицы… (воробей, голубь, сова)

Перелетные птицы… (журавли, ласточка, кукушка)

Домашние животные… (корова, лошадь, собака)

Дикие животные… (волк, лиса, заяц)

Насекомые…(комар, муха, бабочка)

Ягоды… (малина, клубника, вишня)

- Молодцы, вы все назвали правильно (приносят телеграмму)

Воспитатель: Ой, дети, нам телеграмма (читает): « Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас – заходите в зал заседаний.

( воспитанники заходят в группу – « зал заседаний», стулья стоят полукругом, две « трибуны», картинки с изображением природы)

Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых,

поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем как растет растение, поставим опыт.

( стук в дверь, заходят юные ученые, встают за трибуну)

Игра « Ученое сообщение»

Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Первый ученый  расскажет нам о живой природе.

( дети делают сообщение)

1 ребенок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки.) И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа- это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Второй  расскажет нам о неживой природе.

2 ребенок: Неживая природа- это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все. Что нас окружает - звезды, луна, солнце, горы, вода, камни, воздух и др.( показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

Игра « Закончи предложение»

Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

Неживая природа- это… (звезды, луна, ветер и др.)

Живая природа- это… (растения, животные, насекомые и др.)

Все живые организмы не могут жить без… (неживой природы).

Конкурс загадок и проблемных вопросов

- Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).

Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).

Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака)

Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи)

Как увидеть воздух (ветряная мельница, воздушный змей)

Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

- Молодцы, правильно ответили.

Игра « Угадай, чье объявление»

Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей.

Давайте угадаем, чьи же это объявления.

Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)

Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк.)

Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).

- Молодцы, угадали.

Физминутка «Капельки»

Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки ( взмахивает рукой), бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, « поливают» землю)

- Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Воспитатель: Как же растет и развивается все живое?

Игра « Как растет все живое»

Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) – мы говорили о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик). Для этого нужно… (тепло + питание + вода + воздух + любовь) – на ковролине выкладывается схема – Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. (ребенок по картинке рассказывает: мама курица высиживает яйцо….)

Воспитатель: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?

( надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)

 Воспитатель: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:

Дети: тепло + питание + вода + воздух + забота

Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же:  тепло + питание + вода + воздух + забота

Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения – это…(травы, деревья, кусты, цветы).

- Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают…)

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище – там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)

Игра «Посадим дерево» (на ковролине)

- Давайте, на этом волшебном ковролине посадим дерево. Сначала возьмем… (зернышко) и посадим его в… (землю).

- Чтобы зернышко взошло, надо его … (полить).

- Еще растению нужно… (солнце)

- Продет время и появится… (росток)

Со временем, если все хорошо и есть условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия  для роста растения там, где тепло и влажно.

- Посмотрим на схему, как дерево растет

(семя – росток – деревце – взрослое дерево)

Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречия о растениях:

- Растение – земли украшают.

- Сломать дерево – недолго, вырастить – годы.

- Одно дерево погубил, посади сорок.

- Старые деревья молодые охраняют.

- Много леса – не губи, много леса посади, нет леса – посади.

Психогимнастика «зернышко»

( звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет зернышком. Закройте глаза… Представь, ты – маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно… Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучики коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучиками потянула тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую водичку и греешься в лучах теплого солнышка… И вот вырос такой красивый цветок ( воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)

Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Опыт «Посадим зернышко»

Воспитатель: Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки вам скажут спасибо.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт) Вам понравилось? А что вам понравилось?

- Наш общий дом (показывает глобус)- это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Земля – это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л.Дайнеко)

Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам – молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидание, мои юные друзья.

(раздает памятные значки)  

 

1. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду,— М.: Мозаика-Синтез, 1999

2.Рыжова Н.А. Наш дом природа: программа экологического образования дошкольников, — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996

3. Попова Т.И. Мир вокруг нас, — М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Неживая природа. Что мы знаем о ней?"

Конспект образовательной деятельности "Неживая природа. Что мы знаем о ней?"...

Конспект занятия на тему: «Что такое природа? Живая и неживая природа» ( 2 младшая группа)

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа»Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий домЗадачи:Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных ...

Конспект НОД «Окно в природу: живая и неживая природа» в средней группе

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...