Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе. «Обыкновенная вода».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гавринюк Елена Владимировна

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе.

«Обыкновенная вода».

Цель: Расширить знания детей о воде, как о веществе, имеющем различные физические и химические свойства.

Задачи:

Образовательные: обогатить словарь новыми понятиями «вещество», «жидкость», «раствор», «растворяется», «поверхность» и  др., показать, какими характерными свойствами обладает вода.

Развивающие: развивать интерес к окружающему миру, расширять кругозор, внимание, логическое мышление, способность анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, объектам живой и неживой природы.

Оборудование и материалы: прозрачные стаканчики по кол-ву детей, чистая питьевая вода в достаточном кол-ве, зубочистки, сахар-рафинад, соль, гуашь разных цветов, включая белую, блюдце, поднос, жидкость для мытья посуды, растительное масло.

Программное содержание:

  1. Вступительная беседа:

В-ль: ребята, сегодня мы с вами снова отправимся в лабораторию, где познакомимся с одним из самых распространённых и необходимых веществ на нашей планете. Это вода. Конечно, она нам уже знакома, скажете вы, но всё-ли вы о ней знаете? Скажите, что вы знаете о воде?

Ответы детей: (её можно пить, ею можно умываться, принимать душ, она нужна, чтоб варить суп и мыть посуду).

В-ль: значит вода полезна для человека? А бывает-ли вода вредной, или даже, опасной?

Ответы детей:( вода бывает грязная и её нельзя пить, такой водой нельзя мыть руки и промывать раны)

В-ль: где может быть такая вода?

Дети: в луже, в болоте, в речке, в озере, в пруду, в море.

В-ль: да, к сожалению, в естественных водоёмах вода не пригодна для питья, а в некоторых даже и для купания. И часто в этом виноваты люди. Мы строили заводы и фабрики, животноводческие фермы, а отходы производства спускали в реки и озёра. Постепенно они загрязнились, а ведь когда-то, давным- давно, люди могли запросто попить из реки- такой чистой была в ней вода. Сейчас люди тоже стараются больше не портить водоёмы, ведь в них живут множество различных существ, и строят разные очистные сооружения. Скажите, а чьим домом является вода?

Дети: рыбы, лягушки, крабы, раки.

В-ль: да, правильно, все они погибнут без воды. Но это ещё не все обитатели водной стихии- есть ещё множество микроскопических существ, которых мы не можем даже увидеть. А в морях и океанах обитают самые огромные животные нашей планеты. А теперь пойдёмте и посмотрим, что же ещё интересного мы можем узнать о воде.

Опыт №1. Определение цвета воды.

В разные стаканы с водой помещаем крупинку гуаши разных цветов и тщательно размешиваем. Сравниваем с чистой водой. Вывод: вода не имеет цвета.

Опыт №2. Вода прозрачная.

 В сильно закрашенную воду помещаем стеклянный шарик и смотрим- шарика не видно. Такой же шарик помещаем в чистую воду. Шарик хорошо виден. Смотрим сквозь воду на различные предметы, друг на друга. Вывод: вода прозрачная.

Опыт№3. Какой вкус у воды?

Дети пробуют на вкус соль и сахар. Соль-солёная, сахар-сладкий. Добавляем в воду сахар, вода стала сладкой, добавляем соль- солёной, лимонную кислоту-кислой. Вода приобретает вкус растворённого в ней вещества. Пробуем на вкус чистую воду. Она не имеет собственного вкуса. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №4. Какой формы вода?

Разливаем воду по ёмкостям различной формы. Вода полностью их заполняет и принимает их форму. Выливаем воду на поднос, она растекается бесформенной лужей. Вывод: вода не имеет собственной формы.

Опыт №5. Все ли вещества растворяются в воде?

Капнем растительного масла в воду. Масло останется ровной лужицей на поверхности воды.

Вывод: не все вещества растворяются в воде.

Опыт №6. Вода течёт.

Наливаем в блюдце воду. Укладываем в неё зубочистки в виде лучей. В центр кладём кусок рафинада. Зубочистки притягиваются к рафинаду, так как он втягивает в себя воду, и она двигает зубочистки. Теперь уберём сахар и капнем в центр блюдца средство для мытья посуды. Зубочистки начнут расходиться от центра. Средство отталкивает воду, и она увлекает за собой зубочистки.

Заключение: мы с вами проделали несколько интересных опытов и сделали выводы о свойствах воды. Давайте ещё раз перечислим их.

Дети: вода не имеет вкуса, не имеет цвета, растворяет некоторые вещества и приобретает их цвет и вкус, маслянистые вещества вода растворить не может, и они растекаются по её поверхности, образуя плёнку, вода не имеет формы, и она растекается.

В-ль: Вот сколько важного и интересного мы узнали сегодня о воде. В следующий раз мы научимся с вами очищать (фильтровать) и опреснять воду, т. е. из солёной делать пресную, не имеющую вкуса воду. А сейчас наша лаборатория закрывается, собираем стаканчики на поднос и убираем рабочие места.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста

целью данной работы является представление детям старшего дошкольного возраста особенностей климата и ландшафта Республики Коми, растительном и животном мире тайги и тундры...

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе

Группа: старшаяЗанятие направленно на закрепления знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношение к природе....

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе «Путешествие муравья»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»Задачи:Образовательные:1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, б...