«Воздух - невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лысых Светлана Анатольевна

 

Занятие для детей среднего дошкольного возраста

по ознакомлению с окружающим  с использованием метода ТРИЗ

«Воздух - невидимка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_vozduh._triz.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей среднего дошкольного возраста

по ознакомлению с окружающим  с использованием метода ТРИЗ

«Воздух - невидимка»

Задачи:

1. Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха (прозрачный; бесцветный; не имеет запаха; без вкуса; имеет вес).

2. Опытным путем показать значение воздуха для человека.

3. Развивать мышление, любознательность, умение логически рассуждать, самостоятельно делать выводы.

4. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование:

1. Емкость с водой;

2. Стакан;

3. Целлофановые пакеты;

4. Воздушные шары;

5. Весы;

6. Пиктограммы.

7. Мыльные пузыри.

Ход занятия:

Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, свежий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Дарим радость Вам свою!

Воспитатель:

- Ребята, внимательно слушайте загадку и отгадайте:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

(воздух)

- Что это?

- Правильно, это воздух.

-  Сегодня мы поговорим о воздухе. Отправимся в нашу лабораторию и будем проводить опыты, как настоящие ученые.

- Но сначала закройте глазки и прислушайтесь (фрагмент музыки).

- Что вы услышали? (ответы детей).

- Посмотрите, ветерок побывал у нас в гостях (в группе) и принес нам воздушный шарик. Интересно, откуда он взялся? (ответы детей).

- Наверное, у какого-то сказочного героя улетел.

- Ребята, каких сказочных героев вы знаете, которые умеют летать по воздуху? (ответы детей). (В.Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Змей Горыныч, Карлсон).

Карлсон: (Стук в дверь, вбегает под музыку Карлсон).

- Привет, друзья! Узнали, верно, вы меня?

- Ой, какой красивый шарик, мой любимый цвет, а где вы его взяли? (ответы детей).

- Я, кажется, догадался, чей это шарик. Это мой друг, Пятачок, потерял. Он мне тоже подарил шарик (достает из кармана шарик), но он почему-то не летает. Интересно, почему? (обращается к детям и ответы детей).

- А как надо заполнять воздухом и где взять этот воздух? (ответы детей).

- А воздух какой, вкусный, как варенье? (ответы детей).

Воспитатель:

- Дети, давайте расскажем Карлсону все, что мы знаем о воздухе. Проходите на стульчики.

- Какой он - воздух? (при перечислении свойств на мольберт вывешиваются пиктограммы с условным обозначением свойства).

  • Прозрачный (мы видим через него все окружающие предметы);
  • Бесцветный (листочки комнатных растений зеленые, цветочки разноцветные, а воздух не имеет цвета);
  • Не имеет запаха;
  • Без вкуса. 

- Где он находится?

- Зачем нам нужен воздух?

Карлсон:

- Ой, все-то вы знаете, а я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух есть в этой комнате!

Воспитатель:

- Ребята, давайте докажем Карлсону, что воздух все-таки есть. Но, сначала, разомнемся.

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед.

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом, приглашая нас в свой дом.

(прыгают на одной ножке, на другой ножке, на двух ножках)

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Воспитатель:

- Опыты требуют большого внимания. Поэтому нужно подготовить наши глазки. Гимнастика для глаз: Давайте, не двигая головой, найдем глазками синюю бабочку (слева), теперь найдем глазками красную бабочку (справа), посмотрите, где желтая бабочка (наверху) и зеленая бабочка (внизу). Теперь зажмурим глазки и медленно открываем. Молодцы!

Воспитатель:

- Ну, что ж отправляемся в нашу лабораторию. Докажем Карлсону, что действительно в нашей комнате есть воздух.

- Подходите, вставайте вокруг стола.

Опыт № 1. "Воздух в пакете"

(цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве).

Воспитатель:

- Ребята, возьмите пакеты. Они пустые. Поднимите пакеты вверх дном, резко опустите вниз и зажмите края пакета.

- Что произошло с пакетами? (Надулись, заполнились воздухом).

- Что мы доказали? (ответы детей)

Карлсон: (трогает пакеты у детей)

Ура! Вижу, что воздух есть.

Воспитатель:

А теперь давайте проведем еще один эксперимент. Подходите ко второму столу.

Опыт № 2 "Воздух везде"

Воспитатель:

- Посмотрите, у меня в руке стакан. Что в нем? (Ответы детей).

- Я переворачиваю стакан вверх дном и вертикально опускаю в воду (показать детям, что стакан погружен в воду, но она внутрь стакана не попадает.) Как вы думаете, что же мешает воде туда попасть? (ответы детей).

- Дети, а почему мы воздух не видим? (ответы детей).

- Конечно, в стакане находится воздух, он не пускает воду внутрь. Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

(Наклоняем стакан, он заполняется водой, идут пузырьки воздуха).

- Посмотрите, как воздух выходит из стакана, и он заполняется водой.

Карлсон:

- Вот это да! Здорово! Оказывается, даже в пустом стакане воздух есть!

Воспитатель:

 - Воздух есть везде, а не только в пустом стакане. Правда, ребята?

Карлсон:-

- И в этом ящике есть? И в этой коробочке? И даже тут?

Физкультминутка:

Карлсон:

- А вот у меня тоже есть доказательство существования воздуха! Смотрите! (Достает мыльные пузыри, надувает их. Дети ловят - подпрыгивают)

Воспитатель:

- Почему пузыри летают? А имеет ли воздух вес?

Опыт № 3 "Воздух имеет вес"

Воспитатель:

- Что бы выяснить это, давайте мы вместе с Карлсоном проведем еще один эксперимент. Посмотрите – на этом столе весы. Для чего они нужны? (ответы детей)

 - Вот у нас есть надутый шарик.

 - Что внутри этого шарика (Ответы детей);

Карлсон:

- Ой, у меня тоже есть такой же шарик. (Достает из кармана, показывает детям).

Воспитатель:

- Ребята, а в шарике Карлсона есть воздух? (Ответы детей)

- Карлсон, дай, пожалуйста, свой шарик.

- Ребята внимательно наблюдайте: у меня два одинаковых воздушных шара, внутри одного находится воздух, а в другом – нет. Положим их на весы.

- Что видим? (Ответы детей);

(Чаша весов с надутым шариком перевесила)

- Почему?

- Делаем вывод: чаша весов перевесила там, где шарик наполнен воздухом, значит, воздух имеет вес.

- Это еще одно свойство воздуха, которое мы сегодня узнали. Нам необходимо его обозначить. Давайте вернемся в группу к мольберту. (Добавить на доску пиктограмму, объяснить значение рисунка).

Воспитатель:

- Карлсон, доказали тебе ребята, что воздух есть везде.

Карлсон:

- Да, доказали (снимает картинки с доски).

- Я заберу картинки себе, что бы ничего не забыть. У меня уже есть похожие картинки.

- Ой, что же я наделал, все перепутал, как же я узнаю, что относится к свойствам воздуха, а что нет?

Воспитатель:

-  Карлсон, не переживай, ребята помогут тебе правильно разобрать картинки.

(два ребенка выбирают правильные картинки и ставят на мольберт.)

 - Назовите еще раз свойства воздуха. (Дети называют свойства, опираясь на картинки).

Карлсон:

- Спасибо ребята, теперь картинки мне не понадобятся. Вы мне так хорошо все объяснили, я все запомнил. Теперь мне пора улетать, хочу успеть рассказать своим друзьям, как много нового и интересного я сегодня узнал у вас.

Воспитатель:

- Мы рады были встретиться с тобой. Спасибо за веселую компанию, прилетай к нам еще.

Дети:

- Спасибо, до свидания!

Воспитатель:

- А нам пора идти гулять и проветривать комнату.

Воздух надо охранять и заботиться о его чистоте.

Используемая литература:

  1. Басова Т. ТРИЗ в детском саду// Дошкольное воспитание, № 6/1995 г.
  2. Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ// Ребенок в детском саду, № 2 – 6/2006
  3. Страуниниг А. Давайте сами себе поможем работать по ТРИЗ // Дошкольное вопитание № 11/ 1997.

Применение метода ТРИЗ в развитии творческого воображения

 у детей среднего дошкольного возраста.

Развитое воображение, а тем более творческое, необходимо для любого человека и развивать его надо с раннего возраста. Дети любят фантазировать, мечтать, придумывать что-то интересное, необычное. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте.

Традиционные подходы к воспитанию и обучению детей обычно складываются в последовательности: знания – умения – навыки. Тем самым, мы приучаем ребенка мыслить конкретными категориями, например, плохо – хорошо, а иначе быть не может. Так утверждение "Драться - это плохо" всегда ли верно? Мы развернули с детьми целую дискуссию по данному вопросу. И вот, ответы детей:

- Слабого обижать плохо, нельзя.

- А когда защищаешь слабого – это хорошо.

- Когда поссорились – драться плохо.

- Борьба – это хорошо. Там тоже дерутся, только честно.

- Когда заступился за маму – хорошо.

Таким образом, дети учатся размышлять, видеть в явлениях и поступках разные стороны.

Использование ТРИЗа для развития творческого воображения, в основе которого лежит целенаправленное, закономерное движение ребёнка к познанию, творчеству, нестандартному мышлению, позволяет по-новому взглянуть на проблемы воспитания, обучения и найти пути их решения.

В каждом ребенке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность, как можно больше проявить свои способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, в ней дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи. Работу с детьми по методу ТРИЗ я начала с простых игр и упражнений: «На что похоже?», «Волшебные картинки», «Игра в слова». Их можно использовать как на занятиях, так и в свободное время. Обязательным условием для успешности проведения этих игр является естественность обстановки. Важна так же комплексность построения работы с детьми.

Я приучаю детей не следовать готовым штампам, образцам, а учу искать как можно больше собственных решений. Не приучаю их с детских лет получать знания пассивно, а стремлюсь развивать в них самостоятельность мышления, творческое воображение и познавательную активность. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

Наблюдая и анализируя практическое мышление детей, я заметила, что в группе, где мы начали использовать элементы ТРИЗ – педагогики, ребята стали более раскрепощенными в своих рассуждениях, проявляют смекалку в решении проблем, задач и мыслят более масштабно.

Вашему вниманию предлагается конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим "Воздух - невидимка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Тема: воздух – невидимка

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...