КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кулябина Гульнара Гарифулловна

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность.

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1.Организовать предметно-развивающую среду.

2.Развивать интерес к исследовательскому поиску.

3.Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.

4.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской

деятельности дошкольников.

 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность воспитанника. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_v_podgotovitelnoy_gruppe_na_tem1.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»

АВТОР ПРОЕКТА: КУЛЯБИНА Г. Г.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ № 3 «ВОРОБУШКИ»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1.Организовать предметно-развивающую среду.

2.Развивать интерес к исследовательскому поиску.

3.Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.

4.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской

деятельности дошкольников.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность воспитанника. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ В 3 ЭТАПА.

На первом подготовительном этапе деятельность была направлена на поиск, изучение технологий и методик в области развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность. Во время прогулки дети вели наблюдения за природными явлениями. Так же проводилась беседа с воспитанниками на тему «В мире интересного». Дети с интересом рассматривали иллюстрации в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.

Для реализации проекта были вовлечены родители воспитанников как равноправные участники.

Так же, на этом этапе изучили условия, которые нужны для ознакомления детей с исследовательской деятельностью и экспериментированием, и пришли к выводу, что в группе созданы все необходимые условия для успешной реализации проекта:

1.        В группе оформлен “Уголок экспериментирования”. Материал, представленный в уголке разнообразен: это настольно-печатные игры, различный природный материал, микроскоп, зеркала, магниты, для проведения экспериментов.

2.        Была подобрана информация для родителей, о том какие эксперименты они могли совместно с детьми провести дома.

3.        Были подобраны интерактивные игры на компьютере касающиеся темы НОД.

НА ВТОРОМ ОСНОВНОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТА.

Проводилась НОД по экспериментально исследовательской деятельности, согласно «Перспективному плану работы по основному этапу проекта». Так же просматривали мультфильмы о природных явлениях, после проводили беседы по изучаемым темам: «Чудо водичка», «Чудо техники», «Тайны человеческого тела»; дети играли в дидактические игры, развивающие игры, вели наблюдения и плановые работы в уголке природы.

Самое интересное было проводить эксперименты с магнитом, лупой, переливание жидкостей.

Совместная экспериментальная работа родителей и детей, была не менее интересной, дети выращивали «Соляное дерево», кто – то принёс самодельное мыло, ещё детям очень понравились свечи, сделанные своими руками вместе с родителями.

НА ТРЕТЬЕМ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ БЫЛИ ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ ПРОЕКТА.

В течении всего времени реализации проекта педагоги, родители и воспитанники проводили совместную работу:

- проходила выставка семейных поделок;

- мы создали альбом нашей экспериментальной деятельности;

- дети сами соорудили фильтр для воды;

- после проведённых экспериментов, воспитанники пришли к определённым выводам:

После проведения эксперимента с воздухом они пришли к заключению, что

1. Воздух не имеет цвет.

2. Воздух легче воды.

3. Воздух не имеет запаха.

4. Воздух имеет вес.

5. Воздух движется.

6. Мы дышим воздухом.

7. Он часть природы.

После проведения эксперимента с водой, ребята сделали вывод, что:

-вода не имеет форму;

-вода не имеет цвета;

-у воды нет запаха;

-нет вкуса.

Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках реализации проекта способствовало обогащению сознания детей новым содержанием.

Список используемой литературы для реализации проекта:

  1. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Части тела». Изд. ООО «Книголюб».
  2. «Добро пожаловать в экологию!» под ред. Воронкевич О.А.
  3. «Тематические дни в детском саду» под ред. Петуховой А.А.
  4. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» под ред. Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е.
  5. «Экологический дневник дошкольника. Лето» под ред. Никоновой Н.О., Талызина М.И.


Перспективный план работы по основному этапу проекта:

Тема

Программное содержание:

Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности)

Совместная деятельность родителей и детей

«НЕВИДИМКА ВОЗДУХ»

формировать представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать

выводы в процессе эксперимента.

КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем.

ПАРАШЮТЫ (дома совестно с родителями изготавливаем игрушечный парашют)

Оборудование:

-8 кусков верёвки по 40 см

-большой пластиковый пакет

-двухсторонний скотч

-игрушечный человечек

Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка. Сложили парашют и бросили его как можно выше.

При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха. Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.

ЧТО В СТАКАНЕ

Воспитатель: посмотрите, у меня в

руках стакан. Как вы думаете, он

пустой? Сейчас мы это проверим.

Нам понадобиться ёмкость с водой

и этот стакан. Перевернём стакан

вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям

потрогать стакан внутри). Ребята,

почему вода не попала в стакан?

Какой можно сделать вывод?

Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

ПОЧЕМУ ГАСНЕТ СВЕЧА

Оборудование:

-2 свечи

-2 блюдца

-банка

-спички

Взяли 2 свечи, поставили на блюдца

и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча накрытая банкой погасла.

Почему она погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода.

ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ

Перед вами стаканы с водой и тру-

бочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче

воды.

ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?

Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать сами из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку

и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА

Возьмите лист бумаги и помашите перед лицом. Что вы почувствуете? А если бы мы сейчас окно,

что бы почувствовали? Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух – движется. Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух

необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Хорошо вам было без воздуха?

ЦАРИЦА – ВОДИЦА

- совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды;

-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

-развивать речь, мышление, любознательность;

-развивать умение делать выводы, умозаключения;

-воспитывать аккуратность при работе.

КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА?

На столе лежат кубик и шарик.

Воспитатель: какой формы эти предметы?(ответы детей). А имеет ли

форму вода? Для этого возьмём

узкую банку и наполним её водой.

Перельём эту воду в широкую банку.

Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

Вывод: вода принимает форму того

сосуда, в котором находится. Вода-

жидкость. Вспомните лужи после

дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.

КАКОГО ЦВЕТА ВОДА?

Возьмём два стакана-один с водой, а

другой с молоком. Возьмём картинку

и поставим её за стаканом с водой.

Нам видно картинку?(ответы детей).

А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден.

И так ,делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

ЛЬДИНКИ НА ТРОПИНКЕ

Оборудование:

-краски

-3 ёмкости

-формочки

-вода

В ёмкости налили воды. Воду

подкрасили акварельными

красками разного цвета. Подкрашенную воду разлили в формочки. Формочки положили в морозилку. На следующий день

получили разноцветные льдинки.

ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ

А если у воды вкус? Дети пробуют

воду и высказывают своё мнение.

Один ребёнок размешивает в воде

сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. Теперь попробуй-

те воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала слад-

кая, солёная, кислая. Вывод: своего

вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности.

ЯЙЦО УТОНЕТ ИЛИ ВСПЛЫВЁТ?

Оборудование:

-2 яйца (сваренное в крутую)

-соль

-вода

-2 ёмкости

Положили 2 яйца в разные ёмкости

с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.

ЕСТЬ ЛИ ЗАПАХ У ВОДЫ?

Давайте определим есть ли запах у воды. (Ответы детей). Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ

Бывает такая ситуация, что воды

чистой рядом нет, но жизненно

важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмём воронку, платок, вату и ёмкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.

Родителям так же было предложено совместно с детьми дома провести некоторые эксперименты, например: «Мыло в домашних условиях», «Сделай свечу сам», «Вырасти соляное дерево».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА"

В проекте отображается совместная деятельность воспитанников с воспитателем. Как путем практического экспериментирования происходит путь к познанию нашего мира....

Познавательно-экспериментальный педагогический проект по изучению неживой природы “Детское экспериментирование – путь к познанию мира”

В дошкольном образовательном учреж­дении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме....

Презентация на тему: «Детское экспериментирование – путь к познанию мира»

Презентация на тему: «Детское экспериментирование – путь к познанию мира»...

Проект по образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе по теме : «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :1. О...

Проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

Проект "Детское экспериментирование - путь к познанию мира"

Проект "Детское экспериментирование - путь к познанию мира"...