«Ознакомление с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Отдарок на подарок»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Забавина Светлана Геннадьевна

Знакомство с историей и видами народных тряпичных кукол, изготовление куклы "Отдарок на подарок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otdarok_na_podarok.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе

Тема: «Ознакомление с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Отдарок на подарок»

Цель:  знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

-Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа посредством ознакомления с народной тряпичной куклой.

– Вызвать  у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

- Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.

- Обогащать и активизировать словарь детей  (музей, мини-музей, обрядовая кукла, обереговая кукла, тряпичная кукла, красный угол в русской избе, полено), активизировать в речи прилагательные (пластмассовые, тряпичные, обереговые, обрядовые, игровые);

 

Ход НОД:

  1. Организационный момент

Воспитатель:    Добрый день и добрый час!

Я очень рада видеть Вас!

Здравствуйте, ребята!

  1. Сообщение темы, цели, актуализации знаний

Воспитатель: Ребята,  у меня есть для вас новость. В вашем детском саду открылся мини-музей. А кто знает, что такое музей?

Дети: Музей – место, где хранят и показывают разные предметы – экспонаты.

Воспитатель: А вы хотите узнать, что собрано в мини-музее, который появился в детском саду? Узнаете, если отгадаете загадку:

        Может она сидеть в коляске,

        Закрывать умеет глазки.

Волосы льняные, глазки голубые

        И обуты ножки в синие сапожки

На красавице пальто.

Догадались? Это кто?

Дети: Кукла

Воспитатель: Правильно ребята, это кукла. А для чего нужна кукла?

Дети: Для того чтобы играть.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас посетить мини-музей кукол, полюбоваться их разнообразием.

  1. Новый материал

(воспитатель подводит детей к первой выставке)

Воспитатель: Итак, сегодня в музее выставка кукол. Можно сказать, что кукла появилась давно, почти одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то завлекать своих детей, и в помощь им появилась кукла. Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.

   

(выставка «Современные куклы)

 Воспитатель: Посмотрите, на первой выставке собраны современные куклы. Они яркие, нарядные, не похожи друг на друга. Этими куклами мы играем сейчас. А из чего сделаны современные куклы? Из какого материала?

Дети: Пластмасса

Воспитатель: Значит, какие это куклы?

Дети: Пластмассовые

Воспитатель: Правильно ребята. А где изготавливают современные куклы?

Дети: Куклы изготавливают на фабрике.

Воспитатель: А вот в старину ( на Руси) могли только мечтать о таких чудесных игрушках. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего мастерили родители. А вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли наши прабабушки и прадедушки?

Воспитатель: Давайте пройдем  к следующей выставке

(выставка « Обрядовые и обереговые куклы)

Воспитатель: Перед вами макет русской избы. Избу строили из бревен. Именно в таких домах жили  в  давние времена.  В каждой семье было много детей. И мальчики и девочки играли в куклы, которые мастерили сами. Но в те времена куклы были не только для игр. Еще делали кукол, которые охраняли и оберегали дом и тех,  кто в нем жил. Были обереговые куклы и обрядовые. Кто знает, что такое оберег?

Дети: Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастья, болезней, оберегает дом.

Воспитатель: Обрядовые куклы использовали для разных ритуалов. Давайте я вас познакомлю с некоторыми из обереговых и обрядовых кукол.

Воспитатель: (выставляет куклу Кувадку)  Кувадка- кукла и обереговая и обрядовая. Это первая кукла в жизни ребенка. Считалось, что во время рождения ребенка, отец должен был взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома, чтобы отвлечь злых духов от малыша. Кувадка оберегала ребенка до крещения. Была оберегом. Но после крещения ребенка эту куклу сжигали. Совершали такой обряд. Поэтому кукла являлась ее и обрядовой.

Воспитатель: (показывает на печку) Что это за предмет в избе?

Дети: Это печка

Воспитатель: Для чего нужна в доме печка?

Воспитатель: Скажите, а чем разжигают печку?

Дети: Печку разжигают дровами

Воспитатель: (берет полено) Посмотрите, что у меня в руке? Это полено. Как вы думает, можно ли играть с поленом?

 Воспитатель: (показывает полено одетое как куклу). В старену даже простое полено превращалось в куклу. Такая кукла считалась оберегом, и называлась – Младенчик, или Пеленашка. Куклу эту клали в колыбель к ребенку, как оберег от злых духов, болезней. Когда ребенок подрастал, то из оберега Пеленашка превращалась в игрушку.

Воспитатель: Давайте возьмем Пеленашку  в руки (раздает на каждого). Как  вы думаете, как ребятишки играли с этими куклами?

Дети: Укладывали спать и пели колыбельные.

Воспитатель: А вы ребята, знаете колыбельные песенки?

( если кто – то знает, то поет колыбельную песенку, другие подпевают. При этом качают Пеленашку.  Воспитатель может сам исполнить колыбельную)

Воспитатель: Куколки уснули. Положим их в кровать, пусть спят.

Воспитатель: (показывает куклу «Крупеничка»). Кукла Крупеничка (зерновушка, горошинка) – это самый сильный оберег в доме. Это оберег на благополучие и достаток. Поэтому ставили ее в красный уголок избы.

Воспитатель: Как вы думаете, почему она так называлась?

Дети: В нутрии куклы есть крупа.

Воспитатель: Правильно. Ее основой является небольшой мешочек, в который насыпали любую крупу или зерно. Делали ее осенью, после сбора урожая. С приходом весны, когда начинались посевные работы,  куклу разбирали, лоскуты сжигали, а зерно либо сеяли, либо съедали.

Воспитатель: Посмотрите, потрогайте, как вы думаете, какая крупа содержится в мешочке?

Воспитатель: Правильно в одних куклах- гречка, а в других – рис. Кукла , которая  содержится рис (мужской вариант куклы) называлась БОГАЧ. Рис – символ богатства, так как в то время был самой дорогой крупой, и не каждая семья могла себе позволить купить.

Воспитатель: Это оберег на благополучие и достаток. Была очень дорога для семьи. Поэтому ставили ее в красный уголок избы. Красный уголок избы – место в углу избы,  где стояли святые предметы – иконы, лампадка, которые помогали хранить куклу Крупеничку.

Воспитатель: А как называется эта кукла (показывает куклу колокольчик), вы догадайтесь сами.  Каждый возьмите по куколке. Как вы думаете, что у этой куклы внутри?

Дети: Внутри колокольчик.

Воспитатель: Правильно. Внутри расположен колокольчик. Так как называется эта кукла? Кто догадался?

Дети: Это кукла Колокольчик.

Воспитатель: Правильно. Позвоните в колокольчики. Это кукла оберег – веселая, задорная. Кукла колокольчик несла в дом радость, счастье, добрые вести. Когда ее дарили, всегда говорили «Кому хочу – тому дарю», тем самым желали друг другу хорошие, добрые новости.

Воспитатель: А сейчас переходим к последней выставке (игровые куклы). Здесь перед вами игровые куклы. Они предназначались для забавы детей.

Вот например, кукла ЗАЙЧИК НА ПАЛЬЧИК. Зайчик на пальчик – куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться что ему будет страшно или одиноко в доме.

Кукла КУКЛАК –куклы кулачники.  Располагались на палочке. Если покрутить палочку вниз, то кулачник начнет махать руками, как будто дерется. Куклаков делали для мальчиков, чтобы они устраивали кулачные бои между собой, хвалиться своей удалью через куклу. У куклака на голове должна быть шапка. Главное условие игры – надо сбить шапку у куклака противника.

Кукла ХОРОВОДНИЦА. Её делали для девочек не только для забавы, но и для того, чтобы юная помощница могла приобрести нужные в работе навыки,

которые помогали прясть пряжу.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть с куклами. Для этого мы вместе с куклой – хороводницей (раздает на каждого ребенка) встанем в хоровод. Чтобы хороводница расправила свои юбочки ее надо «Оживить». Для этого надо быстро вращать пальчиками палочку, на которой закреплена кукла. Наша кукла расправила юбочки и закружилась в хороводе.

(звучит русская народная музыка)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня много увидели кукол. Еще раз внимательно рассмотрите, и скажите, чем отличаются старинные куклы от современных?

Дети: У старинных кукол нет лица.

Воспитатель: Правильно. Они безликие, т.е. без лица. Считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребенку. Все куклы являлись оберегами и оберегали от болезней, недобрых людей.

  1. Практическая часть

Воспитатель: Ребята, а вы хотите научиться делать такие куклы? Приглашаю вас в мастерскую, где мы будем творить чудеса.

(дети рассаживаются на места)

Воспитатель: Я предлагаю сделать сегодня куклу «отдарок на подарок». Как вы думаете, почему она так называется?

Воспитатель: Раньше дети сами мастерили такую куколку , они дарили ее родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу.

Воспитатель: Сейчас я покажу как делается эта куколка. В работе совершенно не используется иголка, только тряпочки и шерстяная ниточка красного цвета.

Воспитатель: Только работа эта хитрая, и не у всех на руках спориться, потому-то народ и говорит «Одной рукой узелок не завяжешь», значит для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. Вы мне поможете?

Воспитатель: для изготовления куколки нужен прямоугольный кусочек ткани, маленький кусочек ваты для головы, палочка, нитка.

Последовательность изготовления куклы.

  1. Взять ткань согнуть ее пополам.
  2. Изготовление головы. В середины ткани положить кусочек ваты – это голова.
  3. Одной рукой держите за голову, а другой возьмите нитку за край. Вокруг головы обмотайте 3 раза, посмотрите у нас еще осталась нитка . нам она еще пригодиться.
  4. Возьмите палочку, вложите ее под головой в ткани – это будут ручки, расправьте платьице и обмотайте этой же ниткой под руками куклы, у нас еще остался хвостик у нитки. Сейчас будем оформлять кофточку – крест на крест. С одного плеча куклы на другое.

Обобщение сделанных работ.

  1. Итог занятия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня на занятии? Что запомнилось больше всего? Какие старинные куклы вы сегодня видели в музее?

Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу и в память о нашем занятии, я бы хотела подарить тоже каждому из вас куклу. Большое вам спасибо! Рада была с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

"Сказки тряпичной куклы". Изготовление куклы "Куватка"

Мастер класс Уржунцевой Светланы Владимировны преподавателя художественного отделения МБУ ДОД "ДШИ 13" по изготовлению куклы "Куватки". Рассказы о традиционной тряпичной кукле. Выставка самодельн...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»».

Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....

Конспект по ручному труду. "Тряпичные куклы. Изготовление куклы "Пеленашка"

Муниципальное автономное дошкольное учреждение«Центр развития ребенка - детский сад № 14»     Конспект по  ручному трудув подготовительной группеТема: «...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству» «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с ...