Конспект НОД "Добытчики чёрного золота"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Цель: Формировать интерес к природным богатствам родного края, уважительное отношение к людям труда. Развивать инициативность, самостоятельность, расширять кругозор, логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной

деятельности в старшей  группе

«Добытчики чёрного солнца»

Воспитатель:

                             Иваник О.В.

                                                              (первая квалификационная категория)                                                                                           

г. Воркута

2017 г.

Конспект занятия посвященного Дню шахтера.

Цель: Формировать интерес к природным богатствам родного края, уважительное отношение к людям труда. Развивать инициативность, самостоятельность, расширять кругозор, логическое мышление.

Задачи:

  1. Закрепить представления о богатстве города Воркуты - угле, о значении угля в жизни нашей родины, о нелегкой профессии шахтера.
  2. Закреплять представления о том, как добывают каменный уголь, как он используется человеком.
  3. Познакомить детей со свойствами каменного угля.
  4. Воспитывать интерес к опытнической работе, к явлениям неживой природы.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций по теме; чтение художественной литературы; беседы на темы: «Полезные ископаемые», «Шахтеры », посещение музея; выставка рисунков «Люди, которые добывают уголь».                                            Словарная работа: шахта, карьер, забой, штреки, лава, горный комбайн, вагонетка, конвейер, машинист, горнорабочий, электрослесарь подземный, горный инженер.

Методы и приемы: игровая, практическая, наглядная, словесная, исследовательская.

Технические ресурсы: электронный микроскоп, экран, компьютер, проектор. Мультимедийная презентация «Добытчики чёрного солнца», каменный уголь, листы бумаги, прозрачная емкость с водой, таблицы для заполнения свойства угля, простые карандаши на каждого ребенка.

Интернет ресурсы:

nttp://nsporral/ru/user

vouTube

Использованная литература:

  • Рыжова Н.А., Что у нас под ногами (Блок «Песок. Глина. Камни»). М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
  • Рыжова Н.А. Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание № 7, 1997
  • НиколаеваС.Н.: Ознакомление дошкольников с неживой природой:

Природопользование в детском саду: Старший дошкольный возраст: Методическое пособие Издательство: Педагогическое общество России, 2005

  • Тугушева Г. ,Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста изд. СПБ Детство – пресс 2008

Ход непосредственной образовательной деятельности

Слайд №1

Воспитатель:                                                                                                                       Я гляжу на родные просторы,
город мой на работу спешит.
Под землей в руках у шахтеров,
Вижу, лампа как солнце горит.
В последнее воскресенье августа (в конце лета), мы отмечаем главный праздник — День шахтера.

 Этот праздник — дань уважения шахтерам, так как шахтерская профессия, она одна из самых сложных и опасных.                                                                 Воспитатель: Обращает внимание детей на корзинку, которая появилась в группе. Содержимое накрыто плотной тканью. Педагог спрашивает у детей, что может находиться в корзинке, выслушивает ответы детей, затем предлагает отгадать загадку: «Горит, да не солнце, черен да не ночь, твёрдый да не камень на весь мир славен».                                                                                       Ответы детей: (каменный уголь).

Воспитатель: Это        каменный        уголь. Главное богатство нашего города Воркуты.

Слайд №2,

На гербе нашего города изображен олень на фоне угольной шахты. Это говорит о том, что главное богатство нашего города - это уголь.

Слайд №3

Воркуты. Где добывают уголь?         

Ответы детей: (на шахтах).

Воспитатель: Как называется самая главная профессия Воркуты?                                Ответы детей: (Шахтер)

Воспитатель: Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для добычи под землей строят шахты, устанавливают подъемные машины. Шахтеры добывают уголь с помощью специальной техники. Добытый уголь поднимается на поверхность и

отгружается в вагоны. Затем уголь везут на        обогатительную фабрику, где уголь очищают от породы. По железной дороге отправляют по всей стране.

Слайд №4

Мы называем уголь «черным золотом, солнцем» — так как, уголь дает людям  тепло, свет, энергию, уют.                                                                                    Слайд №5                                                                                                              Воспитатель: Что дает людям уголь?                                                                                       Ответы детей:  (Тепло, свет, энергию, уют).                                                                                             Воспитатель. Знаете ли вы, почему в наших краях уголь называют главным камнем? Послушайте историю, очень похожую на сказку.                                                          «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю... простой чёрный уголёк.    Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!                                                                              Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы!». И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой» (по Г. Юрмину).                                      Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали сказку?                                              Дети: (да, ответы детей).                                                                                                               Воспитатель: Вспомните, что в сказке было сделано из угля.                        Ответы детей: (Краски, лекарство, пластмассу, метал и т.д.)                                                            Слайд №6 (Проверить и дополнить ответы детей).                           Воспитатель: Разве уголь похож на эти вещи? И все- таки все это делают из угля, путем сложной переработки. Из него делают порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли фрукты, овощи, хлеб, из угля добывают керосин, масло для машин. Уголь используется как топливо, дает электричество.                                                                                            Воспитатель: А сейчас, мы с вами превратимся в шахтеров и отравимся на нашу трудную работу (физминутка).

Уголь в земле глубоко залегает.

                       Дети приседают.

В шахтах его горняки добывают,

Поднимают руки вперед, разводят их в стороны.

                 

На смену в забой шахтерам пора,

Шагают на месте.

Уголек поднимать на гора.

Наклоны вправо, влево.

Шахтеры, шахтеры на смену идут,

Шагают на месте

Нелегок, но очень почетен их труд

           Поднимают руки через стороны

Воспитатель: А теперь уважаемые ребята, давайте каждый из корзинки возьмет уголь. Как вы думаете, сколько лет каменному углю? Как он появился у нас в Воркуте? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Много миллионов лет назад каменный уголь был древним красивым растением или деревом.

Слайд №7

Воспитатель: Уголёк может рассказать нам много интересного.

Я - чудесный Уголёк. Чёрный у меня бочок. Ярко я в печи горю, Людям всем тепло дарю!

Воспитатель: Ребята, а какой уголь?

Ответы детей: Уголь твёрдый как камень, но и хрупкий.

Слайд №8

Воспитатель: Долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали.

-Ребята,  камни горят?

-Почему же горит уголь? (Предположения детей.)

Воспитатель: Уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в далёкие времена росли на земле. Всем известно, что дерево хорошо горит, под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже насекомых.

Слайд №9

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю изучить свойства каменного угля. Приглашаю вас занять места в нашей лаборатории (Дети занимают места за столами, на которых расположено необходимое оборудование для исследований).

А сейчас давайте каменный уголь, рассмотрим через микроскоп. (Это необычный микроскоп, а электронный, который видит невидимые вещества, и увеличивает их, а на экране мы сможем увидеть изображение, что увеличивает микроскоп). Вот это окуляр, с помощью него микроскоп увеличивает. Сейчас мы  с вами увидим  ярче и больше чего?

Ответы детей: Разных крапинок, дорожек, ямочек, углубления, узоры.  Рассматривание под микроскопом: каменный уголь, разный, по размеру.

Воспитатель: Ребята, в каком угле, видно больше разных узоров, дорожек, который похож на черный камень, или который как черный порошок?

Ответы  детей:(который похож, на камень).

Воспитатель: У меня есть для вас, ещё одно волшебство, вот из такого угля,  как песок, делают таблеточки, и сейчас мы их рассмотрим.

Что вы видите?

Ответы  детей: (красивые узоры, разводы, белые пятна).

Воспитатель: В угле очень много разных веществ, которых  можно увидеть только с помощью микроскопа.

А теперь я предлагаю  взять лист бумаги и нарисовать каменным углем какую-нибудь фигуру. (Дети выполняют задание).

 Ответы  детей: Уголь оставляет след.  

А что произойдет, если мы отпустим каменный уголь в воду? (Дети выполняют задания, отмечают изменения, которые происходят с углем) Почему пошли пузырьки?

  • каждом, предмете есть воздух, при опускании предмета в воду он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки. Почему уголь утонул в воде? (Ответы детей) Уголь растворился в воде? Почему?

Ответы  детей: Уголь тонет, не растворяется в воде.

Воспитатель: Какие вы молодцы, настоящие ученые. Я предлагаю вам встать в круг, будем передавать друг другу уголек и называть пользу, которую он приносит людям. (Ответы детей)

Ребята, кто из вас знает, что делают из угля? (Если дети затрудняются ответить, подсказываю). Чего только не делают из угля!

 Ответы  детей: Из угля делают угольные таблетки, их употребляют для улучшения работы желудка при отравлении.

Ответы  детей: Карандаши простые и угольные, которыми работают художники.

 Воспитатель: Я, Уголёк, везде желанный гость. Попаду в дом - затопит хозяйка печь, напечёт блинов да пирогов. Заходите, гости дорогие, угощайтесь на здоровье!                                                                                               Ответы  детей: Можно готовить пищу.

Попаду на теплоэлектростанцию, что недалеко от вашего города, вода в котлах закипит, забурлит, турбины заработают, и побежит по трубам горячая вода, а по проводам - электричество.                                                                            Ответы  детей: Станет в ваших домах тепло и светло!                               Воспитатель: И не боюсь я сгореть. Отдам своё тепло людям, останется от меня зола - очень ценное удобрение и строительный материал. Вот я какой! Воспитатель: Молодцы, ребята.                                                                  Воспитатель. Не только шахтёры трудятся на угольных разрезах и в шахтах. Вместе с ними на добыче угля работают машинисты и горнорабочие, электрослесари и горные инженеры, взрывники, буровики и много людей других профессий. Труд каждого специалиста, работающего в шахте или на угольном разрезе, очень важен и нужен.                                                                Показ слайдов как добывают уголь.                                                                                       Слайд №10,11, 12, 13, 14,15.                                                                                       Дети читают стихи.

1 ребенок:

Блестит как смоль,
В изломах как стекло
Тяжелый, черный.

2 ребенок:

Он мертвым камнем,
Под землей лежал века,
Но извлечен руками горняка.

3 ребенок:

Он запылал огнем в кузнецких домнах,
Он освещает села, города,
Дает тепло и движет пароходы.

4 ребенок:

И это ты, шахтер,
Вдохнул в него
Огонь неугасимой жизни!

Воспитатель: Давайте, дети, все вместе скажем слова благодарности всем шахтёрам:                                                                                                                               Да здравствуют наши шахтёры,                                                                        Бессмертный и дружный народ!                                                                                                   Добытчики чёрного солнца                                                                               Проходчики чёрных пород!

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« « Добытчики чёрного солнца» Воспитатель : Иваник О.В. « Прогимназия №1» г.Воркуты

Слайд 2

Я гляжу на родные просторы, город мой на работу спешит. Под землей в руках у шахтеров, Вижу, лампа как солнце горит.

Слайд 8

Анилиновые краски Топливо Пластмасса Смазочные масла Лекарства Взрывчатые вещества Духи Асфальт


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологического занятия "Золотое, наливное"

Продолжать расширять знания детей о фрукте - яблоко, его полезных свойствах, различных сортах, использование в кулинарии. Познакомить с историей распространения яблока по Земному шару. Развивать позна...

Конспект непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников "Уголь-чёрное золото"

Данное занятие  знакомит детей с полезными ископаемыми и способствует закреплению этих  знмнаний....

Презентация "Усинск - город белых ночей и чёрного золота"

Презентацию предназначена для виртуального знакомства воспитанников старшего дошкольного возраста с историей родного города Усинска, с его достопримечательностями....

Презентация "Усинск - город белых ночей и чёрного золота"

Презентацию предназначена для виртуального знакомства воспитанников старшего дошкольного возраста с историей родного города Усинска, с его достопримечательностями....

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Технологическая карта занятия "Чёрное золото"

Занятие "Чёрное золото" предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Нацелено на закрепление знаний детей о свойствах нефти, способе добычи и использовании её в жизни человека....

Исследовательская конференция на тему "Чёрное золото"

Добыча полезных ископаемых - это одна из самых вредных деятельностей человека, которая, с одной стороны, удовлетворяет потребности человека, а с другой убивает окружающую среду и несет за собой глобал...