Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Самойлова Елена Владимировна

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его происхождение, свойства, значимость для людей); расширился и активизировался словарный запас (каменный уголь, полезное ископаемое, шахтёр, «чёрное золото»,  хрупкий, не прочный).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_ugol-_chyornoe_zoloto_-zemli_nazarovskoy.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»

Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование)

«Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской»

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности для детей

 с тяжелыми нарушениями речи № 3 «Фиалка»

                                                                               Выполнил: воспитатель

высшей квалификационной

                                                                                     категории Самойлова Е.В.

2019 г.

Тема:  «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской».

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его происхождение, свойства, значимость для людей); расширился и активизировался словарный запас (каменный уголь, полезное ископаемое, шахтёр, «чёрное золото»,  хрупкий, не прочный).

Образовательная среда: фартуки и нарукавники, лупы, ложки пластмассовые, салфетки, пакетики c угольком - по кол-ву детей; мешочки с  углём, поднос, ёмкость с водой – на 2 детей; молоток, доска с карточками, сказка Г. Юрмина про уголь.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.

Ход:

I. Потребностно – мотивационно - целевой этап:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

- Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками, посмотрите, что я для вас приготовила. (Показываю мешочки с углём) Я предлагаю интересно провести время, стать исследователями, вы согласны?

-Вы возьмёте мешочек и попробуете догадаться, что в нём. А сейчас, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите прикрытые карточки, на которых изображена информация о предмете. По окончании наших исследований мы откроем их все. Я хочу вам чуть-чуть подсказать и 2 карточки я открою сейчас, (открываю карточки с «растением» и «лопатой»)

- Миллионы лет назад, это было растением, а сейчас это полезное ископаемое. «Ископаемое», потому что надо искать и выкапывать из земли, а «полезное», потому что приносит людям пользу. 

- Прошу взять мешочек, только одно условие, по мешочку можно постучать, понюхать его, пощупать, но только НЕ открывать.

II. Практический этап:

Дид./игра «Чудесный мешочек».

Дети берут в руки по мешочку и, не открывая пытаются определить, на ощупь.

- Ребята, давайте послушаем ваших товарищей. Как вы думаете, что там? (Опросить 3-4 человек). 

Приглашаю пройти в лабораторию, за столы.

- А давайте проверим? Открывайте вместе мешочки, выкладывайте содержимое на подносы. (Дети выкладывают на поднос содержимое – уголь).

-Что это? (Дети называют уголь) 

-А на что он похож? (на камень)

- Какой он? (Ответы детей: чёрный, твёрдый)

-Как вы поняли, что уголь твёрдый? ( Попробовали надавить на него или сжать в руке)

 - Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите? (Ответы детей: он слоистый)

- Каменный уголь прочный? (Ответы детей выслушать).

-Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать? ( Уголь хрупкий, при ударе уголь рассыпается на кусочки)  

- А что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду? (Предположения). - Давайте опустим его в воду.

- Почему уголь утонул? (Уголь утонул, потому что он тяжёлый)

 -Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить? (Помешать воду).

- Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет? (Не растворяется).

-Запомните, каменный уголь не растворяется ни в воде, ни в какой другой жидкости.

-Посмотрите на свои руки, что с ними? (Уголь мажется). Возьмите влажные салфетки и вытрите руки.

-А сейчас:

Кто нам враг, кто нам друг,

Становись скорее в круг

Раз, два, три,

В круг скорей иди.

Дети встают возле доски, начинаю открывать карточки и беседовать с детьми.

- Это каменный уголь. Если верить названию – это камень. Назвали его так потому, что по виду, твердости он похож на камень. На нашей Назаровской земле находиться два огромных предприятия, где добывают уголь, это «Разрез Назаровский», «Разрез Сереульский».

-Как называют людей, которые добывают уголь? (Шахтёр)

-Для чего нужен уголь? (Ответы детей) Каменный уголь – отличное топливо. Разжечь его труднее, чем дрова. Зато сгорает оно медленнее и дает больше тепла. Уголь очень важный и нужный людям.

-Что ещё мы узнали о камне? (чёрный, хрупкий, тяжёлый, поэтому тонет в воде)

-Почему уголь называют «полезным ископаемым»?

- Ребята, а вы знаете, почему уголь называют «черным золотом»? Садитесь на стульчики, послушайте сказку и тогда поймете.

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю... простой чёрный уголёк.
«Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!»
Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы!» И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой» (по Г. Юрмину).

III. Результативный этап:

-  Ребята, «чёрное золото» земли Назаровской, это что?  (Уголь)

Мне хотелось бы, чтобы вы запомнили надолго наше занятие, я приготовила для вас небольшой подарок (пакетик с кусочком угля), покажите и расскажите своим родителям и друзьям о «чёрном золоте» земли Назаровской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий практико–ориентированной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) «Старинные русские меры длины»

Цель: познакомить детей с некоторыми старинными русскими мерами длины (ладонь, локоть, пядь, шаг)  и способами измерения с их помощью.Цель (детская): найти приз, выстроив маршрут поиска, использу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 6 - 8 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 6-8 лет (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Рабочая программа коррекционно – образовательной деятельности подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, для детей с тяжелым нарушением речи

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии являетсяодним из приоритетных направлений в области образования. В логопедииактуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекциинарушен...