Конспект ННОД «Секреты земли Назаровской»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Степанова Ольга Ивановна

Конспект ННОД в подготовительной к школе группе

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Краеведческая программа «Родной свой край люби и знай!» 

Блок: «Родной город»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nnod_prirod_res-e_i_uslovia_goroda.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ННОД в подготовительной к школе группе

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Краеведческая программа «Родной свой край люби и знай!»  

Блок: «Родной город»

Тема «Секреты земли Назаровской»

Цель: обогащать знания детей о природных условиях и ресурсах своей местности, их значении для развития родного города.

Задачи:

  • обогащать и систематизировать представления детей о каменном угле - основном богатстве нашего города его происхождении, об угольном разрезе, его значении в жизни города;
  • развивать у детей интерес к природным богатствам своей местности;
  • развивать мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы,
  • обогащать активный словарный запас новыми словами (уголь, угольный карьер, шагающий  экскаватор, машина БелАЗ, профессии-шахтёр,  взрывник, инженер,  добыча, угольные пласты.);
  • продолжать воспитывать бережное отношение к природным богатствам, чувство гордости за свою малую родину, уважительное отношение к людям труда.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материалы и оборудование: посылка с каменным углём, загадка про уголь, подносы с каменным углём на каждого ребёнка, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей, влажные и сухие салфетки), ноутбук.

Руководство деятельностью:

I. Мотивационный этап

Воспитатель: - Сегодня почтальон принес посылку. Хотите узнать, что в посылке?  (открывает посылку, показывает детям, в посылке достаёт письмо и читает его детям):

«Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам посылку с предметом неживой природы. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку. Желаю удачи. Природа»

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластами.

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки -

Это в шахте горняки.

Отбивают молотками

Этот очень нужный камень.

Он имеет чёрный цвет,

Всем даёт тепло и свет.

Воспитатель. - Догадались, о каком камне идёт речь? Вот он какой, каменный уголь.

II. Целевой этап

Воспитатель: «Ребята, а что мы с вами знаем о каменном угле?»

Ответы детей.

Воспитатель: «А вы знаете, как появился каменный уголь?»

«Каменный уголь- это не просто камень. Это полезное ископаемое. Основу этого ископаемого составляют остатки погибших деревьев, растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а через много- много миллионов лет образуется каменный уголь. Значит, ребята, уголь создан кем: человеком или природой?

III. Совместная деятельность с детьми

В нашем городе тоже добывают уголь. Показ фотографий родителей, работающих на угольном разрезе. Обсуждение.

Показ-презентация слайдов.

Воспитатель: Правильно, ребята! А кто ни будь, знает,  где добывают уголь? Добыча угля производится в шахтах под землей и в открытых карьерах земли.

 Ребята, знаете ли вы, кто  помогает выйти углю  на поверхность? Помогают  люди, которые работают в шахте, на угольных разрезах. Это – геологи, бульдозеристы, экскаваторщики, шофёры, инженеры. Профессия этих людей называется шахтеры. Шахтеры добывают его из земли. Большую часть угля добывают близко от поверхности, но некоторые угольные шахты расположены очень глубоко.

Что делают из угля?

 А вот используется уголь не только для обогрева домов, но и как топливо для пароходов, паровозов. Из него делают резину, пластмассу. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски.

В нашем городе есть предприятие Назаровская ГРЭС, которая работает на угле, добываемом в угольном разрезе, она  вырабатывает тепло и электричество, и поэтому в наших домах тепло, светло  и уютно длинными зимними месяцами.

Воспитатель: « Природа  прислала нам уголь, чтобы мы исследовали его свойства, узнали его полезность и другим рассказали. Вы хотите проделать опыты с каменным углём? Тогда сейчас мы с вами отправимся в нашу мини- лабораторию для проведения опытов.

Но сначала давайте немножко разомнемся.

Физминутка:

Уголь в земле глубоко залегает.   (Делают три приседания.)

В шахтах его горняки добывают.  (Поднимают руки вперёд, разводят в стороны.)

На смену в забой шахтёрам пора  Уголёк  поднимать на гора.  (Выполняют наклоны вправо – влево.)

Шахтёры, шахтёры на смену идут,  (Маршируют на месте.)

Нелёгок, но очень почётен их труд.  (Поднимают руки через стороны вверх.)

IV. Самостоятельная деятельность детей

Воспитатель: «И так, предлагаю исследовать свойства каменного угля, проделать опыты с ним. (Дети подходят к столам, где разложен материал)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как нужно себя вести в лаборатории? Давайте вспомним   правила работы в лаборатории: смотреть глазами, соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Внимательно следить за результатом опыта.

Воспитатель: (показ угля)  Перед вами на тарелочках лежит уголь. Что мы с вами можем о нем сказать? Какого он цвета?

Дети: Уголь черного цвета.

Воспитатель: Есть ли у него запах

Дети: пахнет пылью, не пахнет.

Воспитатель: Уголь твердый или мягкий? Как вы поняли, что уголь твердый?

 Дети: Пробовали на него надавить, сжать в руке.

Воспитатель: Возьмем лупу и посмотрим, что мы видим?   Гладкий или шершавый, пористый?  (ответы детей).

Дети: Он бугристый как дерево.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы опустим уголь в воду (предположения детей). - Давайте проверим ваши слова в действии. Что происходит? (Уголь упал на дно, появляются пузырьки).

Дети: Во всех камнях есть воздух, а в пористых его больше. При опускании в воду, воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул.

Воспитатель: Почему?

Дети: Он тяжелый.

Воспитатель: Ребята, а уголь может раствориться в воде или нет? Как это можно проверить?

Дети: Помешать палочкой.

Воспитатель: Меняет ли цвет? Растворяется или нет?

Дети: Не растворяется.  

Воспитатель: Запомните, уголь не растворяется в воде.

Воспитатель: Посмотрите на свои руки, что можно сказать об угле? (Пачкается). Возьмите влажные салфетки и протрите свои руки.

Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?

Дети: уголь - черный, без запаха, тяжелый, твердый, он шершавый как кора дерева, не растворяется в воде. И создан природой.

V. Рефлексивный этап

Итак, ребята, давайте вспомним что нового вы узнали о полезном ископаемом - угле.

Что вы расскажите  своим родителям дома? Как эти знания вы сможете использовать в жизни.

Воспитатель: Ребята мы должны помнить, что земные ресурсы не бесконечны, люди должны бережно относиться к тому, что им дает природа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД для детей старшего и подготовительного возраста «Научно-практическая конференция «Земля - наш дом: не мусори в нем!»»

Конспект интегрированного открытого занятия по экологическому воспитанию, подготовленный совместно с родителями....

Конспект ННОД по экологии. Тема:"Земля - кормилица наша, матушка!"

Конспект ННОД по экологии. Тема:"Земля - кормилица наша, матушка!"...

Конспект ННОД«Все секреты Медуницы не такие, как в больнице» с детьми подготовительного к школе возраста

Конспект ННОД«Все секреты Медуницы не такие, как в больнице» с детьми подготовительного к школе возраста...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект занятия "Богатство земли Назаровской"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по теме "Богатство земли Назаровской"...