Исследовательская конференция на тему "Чёрное золото"
опыты и эксперименты

Шевченко Александра Анатольевна

Добыча полезных ископаемых - это одна из самых вредных деятельностей человека, которая, с одной стороны, удовлетворяет потребности человека, а с другой убивает окружающую среду и несет за собой глобальные экологические катастрофы.

Появление и развитие нефтяной промышленности несет в себе огромную пользу человечеству, но и создает чрезвычайные ситуации в окружающем мире, разрушая водоемы, воздух, почву и все живое на нашей планете.

Защита окружающей среды - это проблема, о которой  необходимо говорить уже в дошкольном возрасте, развивая у детей познавательный интерес и бережное отношение к природе.

Проблемой исследования являются недостаточные представления дошкольников о нефти как о деятельности, удовлетворяющей потребности человека и о ее влиянии на окружающую среду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_chernoe_zoloto.docx286.11 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Октябрьский район

п. Заречный

VIII районная исследовательская конференция младших школьников

«Юный изыскатель»

Исследовательская работа

 «Чёрное золото »

Авторы: Захезина Дарья, Бакшеев Дмитрий

воспитанники

МКОУ «Малоатлымская СОШ»

(дошкольное образование)

Руководитель: Шевченко А.А.,

воспитатель

МКОУ «Малоатлымская СОШ»

(дошкольное образование)

2020

Оглавление

Введение..................................................................................................................................3

  1.   Нефть как полезное ископаемое, ее происхождение...................................... 4

1.1  Свойства нефти...................................................................................................4

  1.   Польза и вред от нефти для окружающего мира..............................................5

Заключение.............................................................................................................................7

Список литературы................................................................................................................8

Приложение 1.........................................................................................................................9

        

Введение

«Черное золото» так в народе называют нефть. По своей ценности нефть вполне соизмерима с золотом.

Знания людей о существовании нефти были еще в глубокой древности, но использовали нефть исключительно в бытовых и лечебных целях. Другого применения этого полезного ископаемого до определенного времени никто не знал. Сегодня же в истории человечества ей принадлежит огромнейшая роль, и особенно значительной она стала в последнее столетие.

Именно нефть дала развивающей промышленности многие смазочные материалы, более дешевое и калорийное, чем уголь, топливо, совершенно новые источники света.

Но на ряду с этим добыча нефти сопровождается негативными последствиями, в том числе экологическими проблемами. Чрезвычайные происшествия при добыче нефти становятся фактором резкого ухудшения экологии.

На одном из занятий «Ознакомления с окружающим миром» по теме «Природные ископаемые», мы заинтересовались таким полезным ископаемым как нефть и задали вопрос: «Почему, если она полезна, приносит вред, и откуда она появилась?».

Беседа с воспитателем на эту тему, даже с применением различных картинок, вызывала у нас все больше и больше вопросов, и мы решили провести исследование,  впервые познакомиться с настоящей нефтью и узнать, что она собой представляет, в чем же ее польза, а в чем вред.

Актуальность исследования:  

Добыча полезных ископаемых - это одна из самых вредных деятельностей человека, которая, с одной стороны, удовлетворяет потребности человека, а с другой убивает окружающую среду и несет за собой глобальные экологические катастрофы.

Появление и развитие нефтяной промышленности несет в себе огромную пользу человечеству, но на ряду с этим несет колоссальную опасность для окружающего мира, разрушая водоемы, воздух, почву и все живое на нашей планете.

Защита окружающей среды - это проблема, о которой  необходимо говорить уже в дошкольном возрасте развивая у детей познавательный интерес и бережное отношение к природе.

Проблема исследования - недостаточные представления дошкольников о нефти и о ее влиянии на окружающую среду.

Тема работы: «Черное золото»        

Гипотеза: предположим, что такое полезное ископаемое, как нефть, пагубно влияет на окружающую природу.

Цель работы: выявление особенностей свойств и влияние нефти на окружающую среду.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • найти и проанализировать литературу по данной теме;
  • дать определение понятию  "нефть" как природное ископаемое; узнать о ее происхождение;
  • определить некоторые свойства нефти;
  • выяснить пользу и вред нефти для окружающего мира;
  • развить умения самостоятельно рассуждать, делать выводы, используя опыт, полученный в познавательно-исследовательской деятельности.

Объект исследования: свойства нефти.

Предмет исследования: влияние нефти на окружающую природу.

Методы  исследования:

  • поиск и систематизация информации из разных источников;
  • наблюдение;
  • сравнение;
  • опрос;
  • исследование;
  • эксперимент.

Срок проведения исследования: 1 неделя.

Основная часть.

Глава 1. Нефть как полезное ископаемое, ее происхождение.

В начале исследовательской работы с помощью иллюстрированного энциклопедического словаря узнали определение понятия нефть: «Нефть - это природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом, распространенная в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое. Сложная смесь углеводородов с примесью кислородных, сернистых и азотистых соединений.».

Обобщив и упростив это понятие, сделали вывод: нефть - это маслянистая жидкость, с резким запахом, находящаяся в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое.

В начале исследования мы поочередно рассмотрели и понюхали нефть в колбе.

Результатом наблюдения был вывод о том, что действительно нефть - это маслянистая жидкость темного цвета с резким запахом.

Чтобы узнать о происхождении нефти прослушали рассказ воспитателя, и выяснили, что по одной из теории, много миллионов лет назад большая часть Земли была покрыта водой. Жившие в воде микроорганизмы (растения и животные), отмирая образовывали на дне слои, которые накладывались друг на друга, на протяжении миллионов лет, превращаясь в маслянистую жидкость. Когда моря отступали, нефть оказалась глубоко под землей.

Также мы узнали о том, чтобы сейчас добыть нефть, приходится бурить скважины глубиной в несколько километров. Затем из скважины нефть по трубам направляют в хранилище, потом заливают в цистерны, перевозят через океаны и моря в огромных суднах - танкерах, а также перекачивают ее по нефтепроводу - это трубы, проложенные под землей и под водой.

Проанализировав услышанный материал сделали вывод: нефть - это полезное ископаемое; маслянистая жидкость, с резким запахом, находящаяся в осадочной оболочке Земли;  образованная из останков живых микроорганизмов, живших миллионы лет назад в больших водных бассейнах.

1.1 Свойства нефти

На следующем этапе исследования, мы узнали какими свойствами обладает нефть.

Для того чтобы выяснить некоторые свойства нефти, изучили дополнительную литературу и провели ряд наблюдений и экспериментов.

Эксперимент № 1

Опираясь на проведенные выше наблюдения мы узнали о таких свойствах нефти как: состояние в природе, цвет, запах.

Результаты занесли в таблицу:

Таблица 1

Свойства

Полезное ископаемое (нефть)

Состояние в природе

Жидкое

Цвет

Черный

Запах

Резкий

По проведенным наблюдениям следует вывод: при обычных условиях нефть - жидкое вещество, имеющее цвет и запах.

Следующим действием определили такие свойства нефти как прозрачность и растворимость в воде.

Для этого провели эксперимент № 2.

Нам потребовались: 2 колба с водой, 1 колба с нефтью, 1 колба с молоком, 2 палочки.

В ходе эксперимента мы опустили по одной палочке в колбу с водой и колбу с нефтью.

В результате выяснили, в колбе с водой, палочка видна, а в колбе с нефтью ее не видно.

Проанализировав результат, мы пришли к выводу:  нефть не прозрачная жидкость.

Далее в ходе эксперимента, определяли свойства растворимости нефти в воде, для этого в 1 колбу с водой добавили молоко, перемешали, а в другую колбу с водой добавили несколько капель нефти, затем перемешали.

Проанализировав результаты наблюдения, выяснили, молоко в воде растворилось; нефть в воде не растворилась, осталась на поверхности в виде плавающих масляных пятен.

Вывод: нефть не смешивается с водой, в воде не растворима, отсюда следует, нефть легче воды.

Результаты эксперимента занесли в таблицу:

Таблица 2

Свойства

Полезное ископаемое (нефть)

Прозрачность

-

Растворимость в воде

-

Проанализировав результаты наблюдения, сделали вывод: нефть - не прозрачная жидкость. В воде не растворима, остается на поверхности воды темным, масляным пятном.

Изучив дополнительную литературу и проанализировав  результаты всех  наблюдений и опытов о происхождении и свойствах нефти в исследовании, можно сделать вывод: нефть - это полезное ископаемое, маслянистая жидкость, с резким запахом, образованная из останков живых микроорганизмов, живших миллионы лет назад в больших водных бассейнах. При обычных условиях нефть - жидкое, не прозрачное вещество, имеющее черный цвет и резкий запах. В воде не растворима, остается на поверхности воды темным, масляным пятном.

Глава 2. Польза и вред от нефти для окружающего мира.

Сотни лет человек использует нефть для различных целей.

Для ответа на вопрос о применении нефти человеком мы обратились к воспитателю, которая  в ходе беседы с применением иллюстраций, рассказала нам о том, какую пользу нефть приносит человечеству.

Мы узнали о том, что нефть известна человеку с глубокой древности. Тогда еще люди не понимали всей ее ценности и использовали ее как строительный материал, в быту (смазывали колеса вагонов, повозок), в лечебных целях (делали микстуры, мази от болезней) и военных целях (обмазывали нефтью стрелы, стены крепостей).

Немного позже людьми было совершено великое открытие о том, что из нефти можно делать  жидкое топливо - керосин. Он подходил для сжигания в целях освещения, и вскоре керосиновые лампы стали очень популярными.

Внезапно нефть превратилась в чрезвычайно ценное сырье, и люди по всей планете стали искать ее месторождения. Единственным препятствием было то, что никто не знал как добыть ее из-под земли.

Сейчас, жизнь человека немыслима без этого ценного вещества, практически каждый шаг человека сопровождает использование нефти или нефтепродуктов: например это

строительные материалы, лаки, краска; нефть входит в состав одежды, резины, является составной частью пластмасса, из которых изготавливаются игрушки, бытовую технику и другие предметы обихода, также она необходима для производства искусственной кожи, съедобного жира, парфюмерии, моющих средств и других продуктов.

Нефть нужна автомобилям и самолетам, пароходам и тепловозам, тракторам и комбайнам, электростанциям и заводам. Ведь их двигатели, печи и топки работают на бензине, керосине, мазуте и других видах жидкого топлива, получаемого из нефти.

            Проанализировав материал из энциклопедии и рассказа воспитателя, мы можем сделать вывод, о том, что нефтяная промышленность развивается  и в сегодняшнее время она остается важнейшей в любой стране.

К сожалению, кроме ее огромной пользы для населения планеты, она наносит непоправимый вред окружающей нас среде. Загрязнение окружающей среды проходит в результате добычи, транспортировке, переработки нефти.

Зная некоторые свойства нефти и изучив дополнительную литературу, мы решили убедиться действительно ли она наносит вред природе и провели ряд экспериментов.

Первым делом мы проверили как загрязнения среды нефтью влияет на птиц и провели эксперимент № 3. 

           Для этого нам было необходимо: 2 птичьих перышка, колба с нефтью.

           В ходе эксперимента подбросили одно перо вверх и убедились как легко и медленно оно опускается на стол, затем второе перо смочили нефтью и подбросили два пера одновременно (чистое и замаранное в нефти). В результате загрязненное перо опустилось намного быстрее сухого, чистого.

          Проанализировав результаты наблюдения, мы сделали вывод: опущенное в нефть перо стало тяжелым, нефть маслянистая жидкость, потому, перья в ней слипаются, а значит птица не может летать и становиться добычей хищников или просто умирает от переохлаждения, так как грязные крылья не способны согревать птицу.

          Отсюда следует, что загрязнения природы нефтью смертельно губительно и для других животных нашей планеты.

          Следующим опытом мы решили проверить погибнет ли отросток растения, если опустить его корнями в нефть, для этого провели эксперимент № 4. 

          Для опыта мы приготовили: 1 колбу с водой, 1 стакан с нефтью, 2 отростка растения.

          В ходе эксперимента поставили 1 отросток в стакан с водой, второй отросток в стакан с нефтью. В результате эксперимента через один день цветок в стакане с нефтью погиб. C:\Users\USER\Desktop\фото\эксперимент дети\20200206_121828.jpg

          Проанализировав результаты наблюдения, мы сделали вывод: в стакане с нефтью растение расти не будет, нефть губительна для растений.

          Следующим опытом мы решили проверить впитываемость нефти в почву и провели эксперимент № 5.

          Для этого мы приготовили: 1 колбу с нефтью, 1 стакан с рыхлой землей, 1 стакан с плотной глиной. 

          В ходе эксперимента налили нефть в оба стакана, и проанализировали результаты наблюдения: в стакане с рыхлой землей нефть просочилась, а стакане с прессованной глиной осталась лужа нефти. C:\Users\USER\Desktop\фото\эксперимент дети\20200206_121553.jpg

          Проанализировав результаты наблюдения, сделали вывод: загрязнения почвы в разных местах будет по разному, в зависимости от состава почвы и объема пролитой нефти.

         Проанализировав все опыты нашего исследования, мы пришли к выводу,  о том, что загрязненная нефтью природа будет постепенно умирать.

       

          Из всего нашего исследования мы можем сделать вывод: благодаря своим свойствам, нефть в современном мире незаменимое полезное ископаемое, используемое в удовлетворении потребностей человека, но при добыче этого полезного ископаемого, люди должны соблюдать осторожность, и думать о природе, которая нас окружает, о будущем нашей планеты. Ведь мы и природа едины!

Заключение

В начале исследовательской работы поставили перед собой цель (выявить особенности свойства и влияния нефти на окружающую среду) и предположили, что такое полезное ископаемое, как нефть, пагубно влияет на окружающую природу.

По результатам проведенной работы наша гипотеза подтвердилась.

Узнали о том, что кроме того, что нефть является важнейшим полезным ископаемым в жизни человека, она еще и смертельно губительна для нашей природы.

В ходе исследования возникли трудности:

  • встретились слова, значение которых было не известно;
  • из-за недостатка знаний в сборе информации и оформлении результатов работы.

Список литературы

  1. Алексеев, С.П., А.Г. Алексин., В.Г. Болтянский и др. Что такое. Кто такой: В 3т. Т2 - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, Издательский Дом «Современная педагогика», 2001. - 416с.: ил. ISBN 5-7155-0455-4 (т.2).
  2. Маркин, В.А. Я познаю мир: Дет.энцикл.: География / Авт.-сост. В.А.Маркин; Худож. Е.В. Пузикова и др..; Под общ. ред. О. Г. Хиннн.- М.: ООО  «Издательство АСТ», 2000.- 560с.  ISBN 5-17-001655-7.
  3. Эндрю Ленгли, Сокровища и клады. Серия «Загадки Земли»;  Худож. М.В. Гагарина; Под общ. ред. Е. Толкачевой.- М.:  «Издательство РОСМЭН»,1999. - 47с. ISBN 5-257-00792-4.Иллюстрированный энциклопедический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://1598.slovaronline.com/7916-%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8C
  4. Википидия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8C

Приложение 1

Словарик «новых» слов

Промы́шленность (от рус. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (рудников, шахт, электростанций, заводов, комбинатов, фабрик), занятых добычей сырья и топлива; производством энергии и орудий труда...https://nvdaily.ru/wp-content/uploads/2019/05/chimicheskay_promishlennost.jpg

http://lorri.ps411.kz/template/images/71.jpg

        

        

https://photos.wikimapia.org/p/00/04/10/61/23_big.jpg

Нефтяная скважина - искусственная полость, сделанная в недрах земли или на поверхности

круглого сечения, сооружаемая без доступа в неё человека, предназначенная для добычи либо разведки нефти и попутного газа

Та́нкер — морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки наливных грузов. Корпус танкера представляет собой жёсткий металлический каркас, к которому прикреплена металлическая обшивка.https://www.nastol.com.ua/pic/201701/1280x1024/nastol.com.ua-203376.jpg

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2019/07/10/regnum_picture_1562736790106691_normal.jpg

Нефтепрово́д — инженерно-техническое сооружение трубопроводного транспорта, предназначенное для транспортировки нефти потребителю.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская исследовательская конференция "Хочу всё знать"

Цель Конференции:Основная цель Конференции: способствовать развитию творческой и познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, формированию мировоззрения детей, ори...

Научно-исследовательская конференция "Для чего на аккордеоне столько разных кнопочек?" для детей подготовительной к школе группы.

Министерство образования Саратовской областиМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8              Научно-иссл...

Детские проектно-исследовательские конференции

Представлены материалы детских проектов, с защитой которых дети выступали на районных  проектно-исследовательских конференциях....

Детская научно-исследовательская конференция " Я исследователь"

Цель: пропаганда научных знаний и развитие у старших дошкольников интереса к научной деятельности. Развивать мотивацию каждого ребёнка к активному участию в жизни детского сада, расширять компетентнос...

Сценарий детской научно-исследовательской конференции для детей старшего дошкольного возраста

Детскую исследовательскую конференцию мы рассматриваем как форму индивидуализации образования и включения родителей в совместную деятельность. Уже в течение трех лет дошкольники 4-7 лет презентую...

Исследовательская конференция "Юный изыскатель" на тему "Белый друг"

Вряд ли найдется человек, который за свою жизнь ни разу не столкнулся с мелом. Каждый день воспитатели, учителя и дети держат мел в своих руках. С его помощью, разбирая различные ситуации, они пишут и...