Главные вкладки

    Мое выступление на 12 Республиканской учебно-исследовательской конференции "Я-исследователь, я открываю мир!"
    презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

    Вокуева Лариса Елисеевна

    heart

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kultura_rodnogo_kraya.docx29.32 КБ

    Предварительный просмотр:

                                               Культура родного края.

                                                             

    Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.                                                                                                                                                                                                                                                             Д.С.Лихачев.

    Приобщение детей к истокам народной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам народа.

                Не секрет, что многие, к сожалению,  поверхностно знакомы с народной культурой, традициями, праздниками. Особенно в наше время,  в век научных технологий, очень трудно сохранять интерес к историческому прошлому. Поэтому работа  в этом направлении  требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения и эмоциональные переживания. Мы решили действовать по принципу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

    Любовь к Родине – самое дорогое, глубокое и сильное чувство. Нельзя полюбить Отчизну, не зная её историю, культуру, традиции, значит, стать её патриотом.

    Формирование основ патриотизма начинается с воспитания у ребенка любви и привязанности к семье и близким, родному дому, детскому саду, к родной улице и городу, к родной природе и всему живому, любви к труду, и людям труда, традициям своего народа, его культуре, воспитание интереса и уважения к историческому прошлому России.

    Актуальность проблемы отмечено, что современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, крае, стране, особенностях национального языка, традиций. Идея воспитания детей в духе патриотизма к родному краю и одновременно взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальным и востребованной.

    Цель: воспитание интереса и любви к родному краю через знакомство с языком, историей, старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством коми народа.

    Для достижения доставленной цели мы реализовали следующие задачи:

    -приобщить дошкольников к истокам коми культуры через совместные познания ими культурных своего народа и своей страны;

    -формировать чувство любви к малой родине, уважение к истории и традициям своего народа;

    -развивать нравственные качества личности дошкольника.

    В работе с детьми я использую различные формы:  тематические беседы, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, игры, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, конкурс рисунков, праздник – путешествие, музыкальная гостиная, экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, ухвата, сарафана); некоторые занятия построены в форме инсценировок – это посиделки в мини-музее «Светелка», где дети становятся участниками событий. Во время занятий старалась активизировать мыслительную деятельность детей методом сравнения (например, каким был утюг раньше и каким стал сейчас). Так же задаю вопросы, если вы попали в прошлое: что бы вы делали? Чем занимались? Какую одежду носили? Дети анализировали, делали выводы, искали ответы в иллюстрациях.

    В группах детского сада имеются краеведческие уголки, где собираются, хранятся, оформляются, изучаются и демонстрируются предметы далекого прошлого и недавних событий края, свидетельства отдельных человеческих судеб.

    В стенах нашего детского сада создан мини – музей: оборудована комната коми быта «Светёлка», в которой собраны предметы старины и быта. Этот музей представляет собой модель коми избы.  В углу коми керки висит икона, убранная расшитым полотенцем. Здесь большой стол с длинными деревянными скамейками, на столе – самовар, прялка, люлька, полка с кухонной утварью: деревянные ложки, половники, чугунки, горшки, изделия из бересты. Центральное место занимает – макет русской печи, у которой стоит кочерга и ухват, в центре лавки, стол с самоваром. Здесь же имеется костюмы коми народа. В нашей Коми Республике живет многонациональный народ, поэтому имеется и куклы одетые в разные национальные костюмы: татарский, русский, коми, белорусский, украинский и др. Имеется и музыкальные инструменты: сигудек, шур – шар, сюмод буксан.

    В мини – музее дети могут свободно общаться с музейными объектами, вступать в диалог времён, культур, событий.

    Организуя с детьми народные праздники, мы даем возможность детям познакомиться с традицией и историей праздника.

    Совместно с музыкальным руководителем проводятся развлечения, коми посиделки к Декаде коренных народов, где разучиваются коми песни, учатся водить коми хоровод. Ежегодно  участвуем муниципальном фестивале «Мы живем в Республике Коми».

    Родители очень трепетно относятся к успехам своих детей. Они вместе с детьми принимают участие в Республиканских конкурсах «Книга семейных историй», проектах, в каждой группе родители вместе с детьми  ко Дню Матери  оформляют  фотоальбомы «Моя семья».

    Активно участвуют родители в создании развивающей среды: создании мини – музея, изготовлении для детей элементов коми костюмов, оформлении фольклорных праздников атрибутами коми быта.

    Имея такую наглядную «кладовую народных культур», мы решили расширить возможности познания путем занятий в системе дополнительного образования. В нашем детском саду  вот уже на протяжении 15 лет функционируют кружки и студии, направленные на знакомство и приобщение детей  к народной культуре:

           - кружок «Гажа мойдьяс». На занятиях воспитанники знакомятся с коми народными детскими сказками, веселыми историями из жизни коми народа, разучивают песни и стихи на коми языке;

    - театральные кружки «Теремок» и «Петрушка»  направлены на знакомство с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями разных народов крестьянским трудом через театрализацию, инсценировку.

    - кружок «Светелка» формирует любовь и уважение, любовь  к малой родине. Дошкольники  с удовольствием участвуют в тематических вечерах, посиделках, фольклорных, обрядовых праздниках.

    Знакомство с коми прикладным искусством всегда заканчивается– продуктивной  творческой деятельностью, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету.

    Дети очень любят украшать коми орнаментом посуду, сарафан, варежки, шапочку.

    Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок.

     Ребята старших и подготовительных групп вместе с воспитателями – нередкие гости в детской библиотеке. Сотрудники библиотеки этого учреждения устраивают для детей выставки, викторины, путешествия.

    Проводятся экскурсии в музей «Вортас», расположенный в нашем микрорайоне. Здесь дети много узнают о природе родного края, знакомятся с растительным и животным миром коми края, с бытом и жизнью оленеводов, узнают о тяжелом труде нефтяников, с историей создания и развития предприятий района.

    В нашей Республике живут добрые и гостеприимные люди разных национальностей.

    Интересно проходят встречи с интересными людьми. В гости детям приходит коми женщина в коми национальном наряде. Она рассказывает как жил коми народ, о традиционном женском костюме, что коми народ занимался охотой, рыболовством, оленеводством, о традиционных промыслах коми.

    Предварительные результаты проделанной работы:

     1.Дети знают название Республики и города, в котором живут, понимают смысл символики. Имеют представление о многонациональном составе Республики Коми. 

    2. Дети знают особенности русского и коми национального костюма, различают элементы национального узора. 

    3. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

     4. У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок. 

    5. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию народной педагогики. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

     6. Дети осмысленно и активно участвуют в русских и коми народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

       Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов.

      Такое знание и понимание возможны, когда органически освоены родная культура, когда понято и осмыслено прошлое далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

        Свой достойный вклад в воспитании ребенка-дошкольника, подготовку его к школе признана внести и коми культура, в которую, несомненно, входят национальное искусство (песни, танцы, национальный костюм, художественная литература, изобразительное искусство), народное творчество (сказки, загадки, пословицы и поговорки, считалки, игры), язык.

         Развитие личности идет через присвоение общественно-исторического опыта. Национальная культура, как основная часть общечеловеческой культуры, воплощенная в материальных и духовных ценностях, осваивается личностью в активной созидательной деятельности с первых лет жизни. Процесс приобщения культурным ценностям становится нормой духовного развития личности и продолжается в школе.

        Ребенок дошкольного возраста способен усваивать представление о родном крае, его природно-климатических условиях, труде, быте, традициях народа, если этот материал будет ему предложен в доступной и занимательной форме. Знания и умения подготовят богатую почву для развития чувств ребенка и послужат источником нравственного развития ребенка.

        И если мы, коренное население, не будем забывать свои корни, а станем изучать, обогащать и передавать все эти богатства своим детям, то нам удастся сохранить и не потерять то малое, что мы имеем. Радуга прекрасна своим разноцветьем, если хоть один оттенок убрать , радуга будет беднее; то же самое и с культурой малых народов. Если даже одну культуру одного народа потерять, мир станет беднее.

     

                                             Список литературы:

    1.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.-2-е изд., перераб. И доп.- СПб: Детство-Пресс, 206.-304с., ил.

    2.Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем I часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей.- Сыктывкар

     1990 г.

    3. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем II часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей.- Сыктывкар 1990г.

    4. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем III часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей.- Сыктывкар 1990г.

    5.Парма:Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми/под общ.ред. С.С.Белых, С.Н.Штекляйн, Н.Б.Потолицыной; Коми респ. ин-т развития образования и переподготовки кадров.-Сыктывкар,2001.

     6.Родник:Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом народа Коми/Е.И.Пантелеева; Коми респ.ин-т развития и переподготовки кадров.-Сыктывкар,1998г.

    7.Традиционная культура Коми: Этнография детства .Материалы фольклорно- этнографических экспедиций 1995-1998 годов / А.В Панюков, Г.С. Савельева; Государственный центр народного творчества Министерства культуры Республики Коми .-Сыктывкар 1999г.

    8. Тихонова М.В.,Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада.- СПб: Детство-Пресс, 2000.- 208 с.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ

    Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...

    Выступление на республиканском семинаре

    Тема: "Ознакомление с христианскими праздниками - путь приобщения детей к православной культуре"...

    Выступление на республиканской научно - практической конференции на тему "Организация взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в условиях инклюзивного образования"

    На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.  У детей могут быть разные отклонения, влияющие на пр...

    Выступление на Республиканских 56-е Евсевьевские чтения "ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ"

    Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сад...