Главные вкладки

    Выступление на Республиканских 56-е Евсевьевские чтения "ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ"
    статья (подготовительная группа)

    Батяева Ольга Петровна

    Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_2016_2.docx28.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

    «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

    Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня

     то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни

    постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»                             
                                          В.А.Сухомлинский

                  Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.

    Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве.            

    Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

    Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

    Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование      умения учиться.

    Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.

    В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.

    Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, логопеда детского сада, психолога школы и т.д.

    Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот документ на мой взгляд  раскрывает перспективу развития дошкольного - начального образования, в нем впервые преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; определены психолого-педагогические условия, при которых реализация непрерывного образования на этих этапах детства протекает наиболее эффективно. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

             Поэтому задачами преемственности детского сада и школы считаю:

    - развитие любознательности;

    - развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

    - формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

    - развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

    Цель преемственности можно сформулировать как:

     -создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

    - обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

    - создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

    Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

           Таким образом, цель работы в ДОУ считаю должна состоять в пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать информацию и анализировать ее.      Целью же начального образования считаю – это продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это предусматривает:

    – введение в педагогический процесс разных видов детского творчества

    (игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
    –приобщение детей к национальной художественной культуре;
    – создание в школе развивающей предметной среды;
    – широкое использование игровых приемов, особенно в первый год обучения в школе.

    - закрепление культурно – гигиенических навыков( Пользование столовыми приборами(вилки), индивидуальными полотенцами, мытье рук с мылом)

    Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства.  Преемственность с точки зрения детского сада - это  ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.

         С другой – преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения. Школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

    Это сопровождается рядом проблем.

    1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.

    2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.

    3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы

    4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.

    5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.

    6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на различных этапах образовательного процесса.

    7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.

    8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

    Решение данных проблем, на мой взгляд, определяет основные направления преемственности образовательного процесса.

    Каждый раз, начиная работать в подготовительной группе, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинается работа с группой детского сада.

    Для начала – это встреча с учителями, к кому пойдут мои дети и составление плана работы на предстоящий год. В этот план входят родительские собрания, встречи с учителями, посещение малышкиной школы по субботам, экскурсии малышей в школу, и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством со школой и учителями.

    Учитель, я считаю, должен иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания  детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.

    Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ.

    В практике сложились продуктивные  формы сотрудничества:

    – по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;

    – посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;

    – обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;

    – анализу результатов совместной деятельности.

    Немаловажными являются ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка, а также связи детского сада и школы с другими учреждениями; сотрудничество с методическим кабинетом; совместное участие в педагогических советах и семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом; сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.

    Большое значение играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.

    Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

    Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.

    Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приводит их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.

    Подробнее остановлюсь на  совместной работе по подготовке к школе.

    Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию  предметных знаний и умений. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

    В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

    Что такое деятельностный подход?

    Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

    Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

    Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

    Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на республиканском семинаре

    Тема: "Ознакомление с христианскими праздниками - путь приобщения детей к православной культуре"...

    Выступление по теме: «Игра в трудовой деятельности» На республиканском семинаре для слушателей курсов повышения квалификации при ИРО РТ воспитателей дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан.

    Сегодня, как никогда, широко осознаётся ответственность российского общества за воспитание подрастающего поколения и детские сады, как начальный, и в то же время ответственный этап должны в этом отнош...

    Выступление на республиканской научно - практической конференции на тему "Организация взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в условиях инклюзивного образования"

    На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.  У детей могут быть разные отклонения, влияющие на пр...