Выступление на республиканском семинаре
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) на тему

Кокшина  Ольга Александровна

Тема: "Ознакомление с христианскими праздниками - путь приобщения детей к православной культуре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_got.docx46.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Ознакомление с христианскими праздниками –

путь приобщения детей к православной культуре»

В современном мире остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания, нарушена связь с прошлым. Люди не помнят или слабо знают свою историю. К счастью, многие уже осознали важность возращения к своим корням.

Православное воспитание дополняет задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, педагогический процесс и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.СЛАЙД 2Мы не навязываем веру ребёнку, наша цель – содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника,   обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры. И в поисках пути к этому мы обратились к тому, что ребенку больше всего нравится. Это положительные эмоции, которые доставляют ему праздничные мероприятия. (Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки, вызывают народные и православные праздники. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу.)

«Так почему же не воспитывать ребенка через положительные эмоции, вдохновлять его?». Именно этот путь мы и решили выбрать.

Праздник, праздничное мероприятие - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Оказалось, что это трудоемкий процесс, так как требует хорошей организации.
        
СЛАЙД 3Правильно организованные праздники
- благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания, мышления;
- создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка и навыков общения, для закрепления знаний, полученных в различных видах деятельности;
- способствуют его духовно-нравственному воспитанию;
- формированию педагогической компетентности родителей и возрождению семейных традиций на основе русской православной культуры.

Праздники занимают важное место в христианском культе. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, богородицы, святых, чудотворных  икон, креста.  «Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц», - говорится в одном из православных изданий.Православный календарь органично накладывается на народный, крестьянский.

В итоге нашей работы получился свой календарь христианских праздничных мероприятий, который близок и понятен детям дошкольного возраста. На основе этого мы  решили создать свою программу под названием «Чистый путь».

Программа «Чистый путь» знакомит детей не только с обычаями и традициями русского народа, но и с основами православной культуры.

СЛАЙД 4Задачи:

  • приобщение детей к традиционным православным духовно-нравственным ценностям,
  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
  • активизация позитивных, гармоничных  отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде,
  • формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
  • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
  • создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Было разработано перспективное планирование.СЛАЙД 5

(Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления подготовки к празднику с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы во взаимодействии с педагогами ДОУ и родителями.,

Требования к планированию:

  • Планирование должно быть направлено на организацию педпроцесса в целом:
    отбор содержания, задач, видов деятельности в соответствии с предстоящим праздником.  В плане должна быть отражена работа со всей группой    и предусмотрена индивидуальная работа.
    С учетом предстоящего праздника подбирается художественно-речевой материал, планируются разные формы работы с детьми.
  • Планирование должно предусматривать соблюдение основных принципов обучения и воспитания – постепенное усложнение содержания обучения, последовательный перевод на освоение нового содержания, системность работы, установление связи между отдельными видами и формами работы во взаимодействии воспитателя возрастной группы и узких специалистов.
  • План должен служить руководством к деятельности, быть реальным. Должна быть конкретная постановка задач с учетом уровня развития возрастной группы и отдельных детей в ней.
  • План будет реальным, если он учитывает интересы детей, возрастные и индивидуальные особенности конкретной группы (индивидуальное участие каждого, исполнение номеров).

СЛАЙД 6Православные праздники или развлечения проводятся раз или два в месяц. Выбрали  наиболее значимые. Например:

21 сентября – Рождество Богородицы – в народе Осенины.

14 октября – Покров – начало посиделок, покровская ярмарка.

14 ноября – Кузьма-Демьян Зимний - встреча зимы.

19 декабря – Николай Угодник

Январь – Рождество, святки.

19 января – Крещение.

15 февраля – Сретенье – первая встреча весны.

Март – Масленица.

22 марта – Сороки – вторая встреча весны

Апрель – Вербное воскресенье, Пасха

6 мая – Георгий Победоносец.

19 августа – Преображение  Господа Бога, в народе называется Яблочным Спасом.

СЛАЙД 7Ознакомление дошкольников с народной культурой имеет комплексный подход.

То есть при ознакомлении с предстоящим праздником должна быть грамотно выстроенная система деятельности:

  • специально организованная образовательная деятельность,
  • совместная с педагогом,
  •  и самостоятельная.

   Например, при знакомстве с праздниками в честь Пресвятой Богородицы можно использовать такие формы работы:
        1.
Специально организованнаяобразовательная деятельность:

  • Чтение отрывков из Библии (детской) и рассматривание иллюстраций о Деве Марии.
  • Знакомство с картиной Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем».
  • Объяснение смысла пословиц и поговорок о маме и их заучивание (Сердце матери греет лучше солнца. При солнышке тепло, при матери добро.и др.)
  • Наблюдение за трудом взрослых.
  • Слушание и разучивание колыбельных песен, которые поет мама своему малышу.
  • Заучивание стихотворений и песен о маме.
  • Изготовление подарков для мамы (изобразительная деятельность, художественная аппликация, ручной труд, конструирование).

        2. Совместная деятельность педагога с детьми:

  • Чтение книг, беседы по содержанию.
  • Литературные викторины, вечера загадок (сказок).
  • Театрализованные игры.
  • Музыкально-литературные композиции.
  • Продуктивная деятельность, оформление выставок.
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Просмотр видеозаписей (например, мультипликационные фильмы:«Мама для мамонтенка», «Федорино горе», «Волк и семеро козлят», «Трое из Простоквашино»).
  • Трудовая деятельность (дежурство, поручения, ручной труд, труд в природе).

        3. Самостоятельная деятельность детей:

  • Сюжетные игры («Семья», «Дом», «Магазин», «Больница» и др.)
  •  Игры-драматизации (по литературным произведениям, по замыслу).
  • Подвижные и хороводные игры с изображением трудовых действий («Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» и др.).
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).
  • Рассматривание выставок, картинок, иллюстраций в книгах.
  • Выполнение индивидуальных заданий в тетрадях.

В процессе подготовки к праздникам, дети знакомятся с обычаями, обрядами, песнями, играми, хороводами, костюмами, бытом русского народа, с предметами декоративно – прикладного искусства, с хозяйственно-бытовыми инструментами и конечно, с народными музыкальными инструментами.Пение русских народных песен, сопровождаемых движением, построенных на интересных сюжетах, знакомит детей с национальными традициями нашего народа, с его песенным прошлым.

Подготовка к празднику ведётся на типовых занятиях и в свободное время. Песенный и танцевальный материал типовой программы музыкальный рук-ль  дополняет народными песнями, играми, хороводами.

(Для того, чтобы сделать упор на разъяснение смысла названия праздника,  к программе разработан цикл занятий, которые проводятся 2 раза в месяц, по ознакомлению с культурным наследием России, с событиями, которым посвящён праздник в календаре, о святых, просиявших ещё при жизни, о великих воинах, прославившихся, как защитники земли русской.)

При подготовке к праздникам стараемся  найти “золотую середину”. Она соединяет многие элементы. Например, если осенний народный праздник называется “Рождество Богородицы”, то на нескольких занятиях объясняем, почему он так назван. Дети знакомятся с произведениями искусства, которые великие творцы разных эпох посвящали Богородице: слушают “Аве Мария” Шуберта, рассматривают фотографии икон и репродукций с Её изображением, слушают стихи, также рассказываю детям о родителях Божьей Матери.

Поэтому, на празднике звучат не только песни, стихи, хороводы и инсценировки об осени, урожае, но и песни “Охраняет нас Мария”, “Мадонна”. В гости к детям приходит Осенина с корзиной овощей, фруктов, играет, поёт с ними, даёт подарки

Ещё хотим  отметить важную особенность. На праздник мы не всегда  переодеваем детей в народные костюмы, не всегда играем в стилизацию. По желанию дети приходят в нарядных современных платьях, таким образом, мы учимся проводить праздники в современности.

На Покровскую ярмарку родители с детьми делали композиции из овощей и проявили непревзойдённое мастерство и фантазию. Потом дети расхваливали товар стишком или частушкой, придуманной к своей композиции.

ФОТО осенние подделки

14 ноября - Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»). Кузьма и Демьян – большие работники. Они и кузнецы, и плотники; куют лед.  Парням помогают хлеб молотить, девушкам – пряжу вить. Они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха.В народе рассказывают, что Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые за свою работу никогда не требовали платы; просили только, чтобы хозяева вволю кормили их кашей, поэтому в день, когда празднуется память Кузьмы и Демьяна варят кашу.Этот праздник мы провели впервые. На празднике Кузьма учил детей кашу варить, ребята с удовольствием принимали активное участие в народных играх, таких как «Кашеед», «Поленице»,  пели песни «Во ку, во кузнице», «Варенички», хором говорили разные заклички, играли в хороводную игру «Плетень». В заключении всего праздника Хозяйка (ведущая) сказала: «Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой унесли, дорогу зиме вымостили. Ох и весело было у нас! Мы и пели, и играли. А за это время и пироги испеклись. Пожалуйте к столу».

На Рождество мы не только разыграли инсценировки с колядованием, выучили частушки и хороводы, но и красивые песни о Рождении Иисуса Христа, показали спектакль. А так как мы сотрудничаем с ДШИ и воскресной школой, то была такая возможность сходить в воскресную школу в этом году. Да и сами дети воскресной школы под руководством матушки Спиридоновой Ираиды Владимировны посетили на Рождество наш садик. Они пришли к детям для того, чтобы показать рождественскую инсценировку, спели песни и рассказали стихотворения.

Фото

После цикла занятий о доспехах, мече, оружии и знакомства в течение года с подвигами былинных богатырей, а также защитников Родины Александра Невского и Дмитрия Донского, мы провели “День защитников отечества”. Дети, в изготовленных с родителями доспехах, участвовали в сражении с Соловьём – разбойником и Змеем Горынычем, а потом с гордостью читали стихи о великих полководцах. Ну, и само-собой, померялись силушкой богатырскою.

Фото

Достичь результата возможно только при планомерной работе не только на музыкальных занятиях, но и при совместной работе с педагогами. Эта работа помогает хорошо готовиться к таким необычным утренникам, проводить дополнительную работу в группе, творчески исполнять  роли. В одной из старших групп оборудован небольшой православный уголок, где собран теоретический и практический материал:

- литература для детей (рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

- литература для родителей и педагогов;

- аудиокассеты и видеоматериалы («Сказания и былины»);

- игры по духовно-нравственному воспитанию;

- иллюстрации.

Наряду с детьми ведется работа и с родителями. В деле христианского воспитания важны домашние традиции, связанные с праздниками. Но не все родители знакомы с историей различных праздников. Для них мы  делаем папки-консультации, где помещаем короткую информацию о том событии, которому посвящён праздник (Рождество, Сретенье, Благовещенье), либо о святом, преподобном, мученике, патриархе, память которого празднуется в этот день.

Если хотим  дать более подробную информацию, то готовим  папку – передвижку, где описываем  историю праздника и житие святого; как праздник проводили в семье наши предки.

После того, как мы в коллективе начали эту работу, то почувствовали, как благотворно влияют такие праздники и подготовка к ним на детей.

   Положительная динамика уровня развития детей к концу учебного года:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Учебный год

Возрастная группа

Уровень развития

%

2014 – 2015

Старшая группа

54%

2015 – 2016

(середина года)

Подготовительнаягруппа

76%


        Ввести детей в культурную традицию празднования православных праздников помогает
заинтересованность и активность родителей воспитанников:
- приготовление традиционных праздничных угощений для совместных чаепитий;

- красивая праздничная сервировка стола;

- подготовка и украшение красивых праздничных нарядов для детей и для себя;

- активное участие в праздничном утреннике (а не просто просмотр, как «зрители»);

- исполнение различных ролей, постановка сказок для детей;

- подготовка сюрпризов для детей;

- оформление выставок совместных работ по изобразительной деятельности и ручному труду («Рождественские (Пасхальные) сувениры», «Колокольчики», «Храмы России» и др.);

        

СЛАЙД Дружелюбная праздничная атмосфера, совместная творческая деятельность, совместные переживания способствуют

        - формированию эмоционально-положительных отношений между детьми и родителями;

        - выражению чувств доброжелательности, внимания, заботы, заинтересованности в         положительных результатах и творческих успехах друг друга;

        - формированию доброго и уважительного отношения к другим участникам праздника.

А, главное, праздники оставляют неизгладимые впечатления в душе ребенка.  

Добро, любовь, уважение, посеянные в душе ребенка, - это зерна, которые обязательно взойдут. И эти добрые традиции ребенок обязательно перенесет в свою семью в дальнейшей своей взрослой жизни.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение духовно-нравственных традиций. Мы любим детей и надеемся, что с детства осознав, что самое высшее на свете — это Бог, а самое страшное — грех, наши дети будут стремиться к Богу, избегая греха.

Библиография

  1. Воскобойников В., Голь Н. Энциклопедия Российских праздников.: РЕСПЕКС, 1997.
  2. Программа духовно – нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание: Учебно-методический журнал. – 2004. – №5.
  3. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / под общ.ред. д.п.н., проф. Комаровой Т. С., М.: Педагогическое общество России. 2004.
  4. Коринфский А.А. Круглый год: Русский земледельческий календарь. / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. – М., 1991.
  5. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы М.: Планета 2000, 2002.
  6. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005годы”.-2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72с. (Развитие и воспитание).
  7. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников) / Пособие для методистов, воспитателей, муз.руководителей. – М.: ГНОМ Пресс, 2000.
  8. Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов. Вступ. статья к книге А. Н. Розов. – М., Современник, 1992, с.3-6.
  9. Стрижен А. Календарь русской природы. – М., 1973.
  10. Харитонова О.К. Основы православной культуры: книга для учителя. Под ред. прт. Дорофеева В. – изд.дом “Покров”. – М. 2002. Конспекты занятий для детей 5-6 лет.
  11. Хоровод круглый год (инсценировки, песни, танцы, сценарии для дошкольников) / Авт.-сост. С.Ю. Побшибякина. – Волгоград: Учитель, 2004.
  12.  Свечечка – газета  для детей

Приложение 1

Итоги анкетирования родителей и детей

  1. Является ли традицией Вашей семьи празднование  христианских
    праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.?


а) да, это традиция  нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это  становится традицией нашей семьи
 в) мы не празднуем эти праздников
 г) другой ответ ____________________________________________________

  1.  Согласны ли Вы с  утверждением   относительно   необходимости формирования  духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?


а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ  

  1. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа


а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими    принципами    и  православными традициями   нашего   народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ   

4. Уместно ли  участие   священнослужителей   в   мероприятиях православной направленности,   которые  проводятся в детском саду?


а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да,   дети   должны   уметь общаться со  священнослужителями   и   адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________

5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской  морали в детском саду?


а) это человек, который имеет  педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы  справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________

6.   Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?

а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде  кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________   ___________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: «Игра в трудовой деятельности» На республиканском семинаре для слушателей курсов повышения квалификации при ИРО РТ воспитателей дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан.

Сегодня, как никогда, широко осознаётся ответственность российского общества за воспитание подрастающего поколения и детские сады, как начальный, и в то же время ответственный этап должны в этом отнош...

Выступление на республиканской научно - практической конференции на тему "Организация взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в условиях инклюзивного образования"

На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.  У детей могут быть разные отклонения, влияющие на пр...

Выступление на Республиканских 56-е Евсевьевские чтения "ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ"

Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сад...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне (Выступление на Республиканской научно-практической конференции, посвященной 77-й годовщине Победы в ВОВ)

формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развитие осознан...