Осень золотая
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Долгих Татьяна Васильевна

Конспект занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия "Осень"19.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №118"

ЗАНЯТИЕ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

ТЕМА «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

 ВЫПОЛНИЛА:

  ДОЛГИХ Т.В.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ХАРАКТЕРНЫХ ПРИЗНАКАХ ОСЕНИ, УЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НАХОДИТЬ ИХ.

УТОЧНИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ПРОИСХОДЯЩИХ ОСЕНЬЮ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ.

УЧИТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО - СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПЛОДА.

ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬ РАЗЛИЧАТЬ НЕКОТОРЫЕ ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ.

ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, СПОСОБНОСТЬ ЛЮБОВАТЬСЯ ЕЕ КРАСОТОЙ.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:  ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ БЕРЕЗЫ, КЛЕНА, ДУБА, РЯБИНЫ. ПЛОДЫ ДЕРЕВЬЕВ: СЕРЕЖКИ БЕРЕЗЫ, ЯГОДЫ РЯБИНЫ, КЕДРОВАЯ ШИШКА.КАРТИНА  И.ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».. ИГРУШКА БЕЛОЧКА.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ, РАЗНОЦВЕТНАЯ, КЕДРОВАЯ ШИШКА, ПЛОДЫ И СЕМЕНА.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: СЛОВЕСНЫЙ, НАГЛЯДНЫЙ, ПРАКТИЧЕСКИЙ, ИГРОВОЙ.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВОСПИТАТЕЛЬ: К НАМ ПРИЛЕТЕЛ ЛИСТОЧЕК, А ТАМ ЗАПИСКА ОТ БЕЛОЧКИ, ОНА ПРИГЛАШАЕТ НАС В ГОСТИ, В ЛЕС. НО ПРЕЖДЕ, ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ.

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ В ЛЕСУ?

ДЕТИ:  НЕЛЬЗЯ ШУМЕТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОТРЕВОЖИТЬ ЛЕСНЫХ ЖИТЕЛЕЙ, НЕЛЬЗЯ МУСОРИТЬ, ВЕДЬ ЛЕС - ЭТО ДОМ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ, А В ДОМЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧИСТО.

ВОСПИТАТЕЛЬ: МОЛОДЦЫ, ЗНАЕТЕ ПРАВИЛА.

ПРИМЕТЫ ОСЕНИ

БЕЛКИ ДЕЛАЮТ БОЛЬШОЙ ЗАПАС НА ЗИМУ — ЖДИ ЗИМОЙ СИЛЬНЫХ МОРОЗОВ.

МНОГО РЯБИНЫ УРОДИЛОСЬ — ЗНАЧИТ, ОСЕНЬ ДОЖДЛИВАЯ БУДЕТ, А ЗИМА МОРОЗНАЯ.

ВЫСОКО ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ЛЕТЯТ — ХОЛОДА УЖЕ БЛИЗКО.

ЕСЛИ ЛИСТВА С ДЕРЕВЬЕВ ОПАЛА ОЧЕНЬ БЫСТРО, ТО ЗИМА БУДЕТ ХОЛОДНОЙ.

ЛИСТВА С БЕРЕЗ ОПАДАЕТ НЕРАВНОМЕРНО — ДОЛГО СНЕГА НЕ БУДЕТ.

КОШКА МОРДОЧКУ ПРЯЧЕТ, ХВОСТИКОМ ПРИКРЫВАЕТ — К ПОХОЛОДАНИЮ.

ОСЕНЬ НА ОПУШКЕ

КРАСКИ РАЗВОДИЛА,

ПО ЛИСТВЕ ТИХОНЬКО

КИСТЬЮ ПРОВОДИЛА.

ПОЖЕЛТЕЛ ОРЕШНИК,

И ЗАРДЕЛИСЬ КЛЕНЫ,

В ПУРПУРЕ ОСИНКИ,

ТОЛЬКО ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ.

УТЕШАЕТ ОСЕНЬ:

- НЕ ЖАЛЕЙТЕ ЛЕТА!

ПОСМОТРИТЕ – РОЩА

ЗОЛОТОМ ОДЕТА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ПОСМОТРИТЕ НА КАРТИНУ И.ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ». НАВЕРНОЕ, ИМЕННО ТАКУЮ КАРТИНУ ОПИСАЛ ПОЭТ В СВОЕМ СТИХОТВОРЕНИИ. А КАКОГО ЦВЕТА ЭТА ОСЕНЬ?

ДЕТИ: ЖЁЛТАЯ, КРАСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, ЛИЛОВАЯ, РОЗОВАЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: РЕБЯТА, А КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС ЭТО ВРЕМЯ ГОДА РАДОСТНОЕ ИЛИ ГРУСТНОЕ?  (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ). А СЕЙЧАС МЫ НЕМНОГО ОТДОХНЕМ И ПЕРЕНЕСЕМСЯ В ОСЕННИЙ ЛЕС.

ФИЗМИНУТКА: ДЕТИ ВСТАЮТ В КРУГ:

ВЕТЕР ДУЕТ НАМ В ЛИЦО, (МАШУТ ПЕРЕД ЛИЦОМ РУКАМИ)

                            ЗАКАЧАЛОСЬ ДЕРЕВЦО, (МАШУТ РУКАМИ НАВЕРХУ)

                            ВЕТЕРОК ВСЕ ТИШЕ-ТИШЕ, (ПРИСЕДАЮТ НА КОРТОЧКИ)

ДЕРЕВЦО ВСЕ ВЫШЕ-ВЫШЕ (ПОДНИМАЮТ РУКИ ВВЕРХ).

КАКИЕ КРАСИВЫЕ КАРТИНЫ. КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ИЗОБРАЖЕНО НА НЕЙ?

ДЕТИ: ОСЕНЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А ТЫ КАК ДУМАЕШЬ, ПОЛИНА? (ОСЕНЬ)

А ТЫ СОГЛАСЕН С ПОЛИНОЙ?

- ПОЧЕМУ ВЫ ТАК ДУМАЕТЕ?

ВОСПИТАТЕЛЬ: ПОТОМУ ЧТО ДЕРЕВЬЯ РАЗНОГО ЦВЕТА, МНОГО ЛИСТЬЕВ НА ЗЕМЛЕ.

РЕБЯТА, ВЫ ЛЮБИТЕ ОСЕНЬ?

ДЕТИ: ЛЮБИМ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ЗА ЧТО ВЫ ЛЮБИТЕ ОСЕНЬ?

ДЕТИ: ОСЕНЬЮ КРАСИВО, МНОГО ЛИСТЬЕВ НА ЗЕМЛЕ, МОЖНО ПРОШУРШАТЬ, ПОИГРАТЬ И Т.Д.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ОСЕНЬ ЧУДЕСНОЕ ВРЕМЯ ГОДА. ПРИРОДА ДАРИТ ДЕРЕВЬЯМ РАЗНЫЕ КРАСКИ.

ИДЕМ ДАЛЬШЕ ПО ЛЕСУ.

ДУЕТ, ДУЕТ ВЕТЕР, ДУЕТ - ЗАДУВАЕТ,

ЖЕЛТЫЕ ЛИСТОЧКИ С ДЕРЕВА СРЫВАЕТ.

Я НАШЛА ЛИСТОЧЕК, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, С КАКОГО ДЕРЕВА ОН УЛЕТЕЛ?

ДЕТИ: С БЕРЕЗЫ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: КАКАЙ ОН?

ДЕТИ: ЖЕЛТЫЙ, БЕРЕЗОВЫЙ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ВЕРНО. ЭТО БЕРЕЗА. А ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ ЕЕ МОЖНО УЗНАТЬ? ЧТО ЕЕ ОТЛИЧАЕТ ОТ ДРУГИХ ДЕРЕВЬЕВ?

ДЕТИ: БЕЛАЯ КОРА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: КОНЕЧНО ЖЕ, У БЕРЕЗЫ БЕЛАЯ КОРА, БЕЛЫЙ СТВОЛ. ПРО НЕЕ ГОВОРЯТ: БЕЛОСТВОЛЬНАЯ. ОНА СТРОЙНАЯ. У НЕЕ ДЛИННЫЕ ТОНКИЕ ВЕТВИ.

ПОДХОДИМ К СЛЕДУЮЩЕМУ ДЕРЕВУ.

УЛЕТЕЛИ С ВЕТКИ ЖЕЛТЫЕ МОНЕТКИ.

-        С КАКОГО ДЕРЕВА ОНИ УЛЕТЕЛИ?

ДЕТИ: С ОСИНЫ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: КАКИЕ ОНИ?

ДЕТИ: ОСИНОВЫЕ, ЖЕЛТЫЕ, ОНИ ПОХОЖИ НА МОНЕТКИ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: КАКОЕ ДЕРЕВО ПОТЕРЯЛО ВОТ ЭТОТ ЛИСТ?

ДЕТИ: КЛЕН.

ВОСПИТАТЕЛЬ: НА ЧТО ПОХОЖ ЛИСТОЧЕК?

ДЕТИ: НА ЛАДОШКУ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: КАК ОН НАЗЫВАЕТСЯ?

ДЕТИ: КЛЕНОВЫЙ ЛИСТОЧЕК

ВОСПИТАТЕЛЬ: КАКОГО ЦВЕТА ОСЕННИЕ КЛЕНОВЫЕ ЛИСТОЧКИ?

ДЕТИ: КРАСНЫЕ, РЫЖИЕ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: С КАКОГО ДЕРЕВА ОПАЛИ ЭТИ ЛИСТЬЯ?

ДЕТИ: С  ДУБА.
ВОСПИТАТЕЛЬ: КАКИЕ ОНИ?

ДЕТИ: ДУБОВЫЕ, ЖЕЛТЫЕ.

ЗАГАДКА.
ВЕТЕР ТУЧУ ПОЗОВЕТ

ТУЧА ПО НЕБУ ПЛЫВЕТ

И ПОВЕРХ САДОВ И РОЩ

МОРОСИТ ХОЛОДНЫЙ… (ДОЖДЬ)

 

В СЕРОМ НЕБЕ НИЗКО

ТУЧИ ХОДЯТ БЛИЗКО

ЗАКРЫВАЮТ ГОРИЗОНТ

БУДЕТ ДОЖДЬ, МЫ ВЗЯЛИ …(ЗОНТ)

 

ПАДАЮТ, КРУЖАТСЯ,

И ПОД НОГИ ПРОСТО ТАК

КАК КОВЕР ЛОЖАТСЯ

ЧТО ЗА ЖЕЛТЫЙ СНЕГОПАД?

ЭТО ПРОСТО …(ЛИСТОПАД)

ПРИЛЕТАЕТ В ГОСТИ К НЕЙ,

СТАЙКА АЛЫХ СНЕГИРЕЙ,

ПО ВЕТВЯМ ОНИ СНУЮТ,

КРАСНЫ ЯГОДКИ КЛЮЮТ.

ДЕТИ: РЯБИНА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: НА ЧТО ПОХОДИТ ЛИСТОЧЕК РЯБИНЫ?

ДЕТИ: НА ПЕРЫШКО, МНОГО МАЛЕНЬКИХ ЛИСТИКОВ НА ОДНОЙ ВЕТОЧКЕ СИДЯТ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А ВОТ И К БЕЛОЧКЕ ПРИШЛИ. ОНА ВСТРЕЧАЕТ НАС С КОРЗИНОЙ, ЧТО ЖЕ У НЕЕ ТАМ ЛЕЖИТ?

ДЕТИ: ПЛОДЫ РЯБИНЫ, СЕРЕЖКИ БЕРЕЗЫ, КЕДРОВАЯ ШИШКА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ДАВАЙТЕ МЫ С ВАМИ ПРИСЯДЕМ И РАССМОТРИМ СОДЕРЖИМОЕ КОРЗИНЫ.

ЭТО ПЛОДЫ И СЕМЕНА, КОТОРЫЕ ВЫРАСТАЮТ НА ДЕРЕВЬЯХ И
КУСТАРНИКАХ. МЫ ЗНАЕМ, ЧТО РАСТЕНИЯ ЖИВЫЕ. ОНИ ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ,
РАСТУТ, РАЗМНОЖАЮТСЯ, Т.Е. ИХ СТАНОВИТСЯ МНОГО.

А КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?

ДЕТИ: ПЛОДЫ РЯБИНЫ РАЗНОСЯТ ПТИЦЫ, СЕРЕЖКИ БЕРЕЗОВЫЕ РАЗНОСИТ ВЕТРОМ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А ВОТ ЭТО ПЛОД КЕДРА, КЕДРОВАЯ ШИШКА. ВНУТРИ ШИШКИ - ОРЕШКИ.

А ЭТИ ОРЕШКИ МОЖНО КУШАТЬ?

ДЕТИ: ДА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ МОЛОДОЕ ДЕРЕВО - КЕДР?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ОРЕШКА ПОПАДАЕТ В ЗЕМЛЮ, ЕЕ СОЛНЫШКО ПРИГРЕВАЕТ, ДОЖДИК ПОЛИВАЕТ И ИЗ НЕЕ ВЫРАСТЕТ МОЛОДОЕ ДЕРЕВО.

- А БЕЛОЧКА ПРИГОТОВИЛА НАМ ПОДАРКИ, ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ, ЧТОБЫ ВЫ ПОМНИЛИ О НАШЕЙ ПРОГУЛКЕ В ЛЕС. ВЫБЕРИТЕ ТОТ ЛИСТОЧЕК, КОТОРЫЙ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ.

А ТЕПЕРЬ ПОРА НАМ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В ДЕТСКИЙ САД.

(ИДЕМ ПО ТРОПИНКЕ, А ТАМ ЛЕЖАТ ЛИСТЬЯ И ШУРШАТ ПОД НОГАМИ.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: ПОСМОТРИТЕ, РЕБЯТА, КОГДА МЫ ПРИШЛИ В ЛЕС, НА ДЕРЕВЬЯХ БЫЛИ ЛИСТОЧКИ, А СЕЙЧАС ОНИ ОПАЛИ, ДЕРЕВЬЯ СТОЯТ ГОЛЫЕ. ПОДУЛ ВЕТЕР,  И ЛИСТЬЯ ОТОРВАЛИСЬ ОТ СВОИХ ВЕТОЧЕК.

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТО ЯВЛЕНИЕ?

ДЕТИ: ЛИСТОПАД.

 ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ? О ЧЕМ МЫ ГОВОРИЛИ? ЧТО ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЗАПОМНИЛОСЬ?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «ОСЕНЬ ЗОЛОТО РОНЯЕТ» (Экскурсия в осенний парк).

Цель: Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; учить устанавлива...

Экскурсии по экологической тропинке детского сада /средняя группа/ «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» (обобщающая беседа об осени как времени года)

способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах...

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада

Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:·      Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

"Осень золотая" презентация, "Осень золотая" - сценарий

«Золотая осень»художественно-эстетическая гостиная для педагогов, детей, родителей...

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе на тему: «Осень золотая».Цель: Создание условий для развит...

Отчет о проделанной работе в группе " Золотая рыбка" в рамках проекта " Осень золотая."

Участие группы " Золотая рыбка" в проекте " Осень золотая."...