Главные вкладки

    Путешествие по реке Северский Донец.
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Махарина Ирина Сергеевна

    Воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю, к родным местам, за свой народ и ощущение неразрывности с ним, через красоту родной природы.

    image

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx23.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим

     «Путешествие по реке Северский Донец»
    подготовительная группа, воспитатель Махарина И.С.


    Программные задачи.

    Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, к родным местам, за свой народ и ощущение неразрывности с ним.

    Продолжать целенаправленно формировать экологическое сознание детей.

    Уточнить, расширить и систематизировать знания детей о флоре и фауне родного края.

    Познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать  элементарные навыки экологической культуры.

    Предварительная работа: беседы с детьми о водной среде; чтение познавательной литературы о жизни рек; рассматривание фотографий с видами реки.

    Ход НОД:

    Воспитатель:

    Нам радостно, нам весело,
    Смеёмся мы с утра.
    Но вот пришло мгновение
    Серьёзней быть пора.
    Глазки хорошо открыли,
    Ушки навострили.
    Будем думать, рассуждать
    И немного удивлять.

    -Нашим дорогим гостям очень интересно узнать, чем же мы их будем удивлять и радовать. А удивим мы всех сегодня своими знаниями о родном крае.

     Воспитатель: Ребята, что такое Родина?  ( Родина - место, где человек родился, увидел прекрасный мир, где он живет, работает, учится.  Для каждого человека – это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица, город или деревня).

    - Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

    -Как называется область, в котором мы живем? (Ростовская).


    - Какой город является главным в области? (Ростов – на - Дону)

    - Как называется город, в котором мы живем? (Каменск – Шахтинский)


    Воспитатель:  Ребята, мы с вами живем в небольшом красивом городе


    На ладонях донецкой земли,
    Затерявшись в степях исполинских,
    Где беспечно шумят ковыли,
    Расстелился наш Каменск-Шахтинский.

    Воспитатель: На берегу,  какой реки стоит наш город? ( Северский Донец)

    Воспитатель: Дети, сегодня я хочу рассказать вам о реке. Начнем наше путешествие по реке от самого ее начала. Нас уже ждет теплоход.

                                                 (Звучит спокойная музыка. Презентация.)

    Северский Донец начинает своё течение на Среднерусской возвышенности, близ села Подольхи в Белгородской области. Где в ноябре 1997 году был установлен знак и создан природный парк  «Истоки Северского Донца» сооружены сруб колодца, беседка, ступени. Река протекает по территории России и Украины.


    Северский Донец является самым крупным притоком Дона.  В названии реки ярко выражена неразрывная связь с батюшкой Доном. Донец – это как бы «малый Дон». Определение же «северский» появилось потому, что текла речка из Северского княжества. Берега Северского Донца были обитаемы с древнейших времен, здесь жили скифы, сарматы, аланы, вятичи, северяне, половцы. Еще "Слово о полку Игореве" упоминает о величии Донца, о его серебряных берегах, теплых туманах и зеленых рощах. 


    По преданиям и письменным свидетельствам Северский Донец был многоводным. По нему киевские князья плавали к печенегам. В верховьях Северского Донца в Белгородской области сохранился хутор Маслова Пристань, откуда суда волоком перетаскивали к реке Сейм, на небольших баржах перевозили различные грузы: зерно, овощи, дрова и многое другое. Со временем река мелела, плавали больше весной, потому что летом и к осени на ней выступали перекаты.

    Течение реки медленное и спокойное, вплоть до самого Донецка река судоходная. В Северский Донец впадают более тысячи притоков, это и совсем маленькие речушки, и довольно большие речки. Русло реки отличается извилистостью.

    Северский Донец - одна из красивейших рек юга России. Правый берег преимущественно гористый: меловые обнажения обрывом спускаются к воде, вдоль крутых склонов много оврагов. Левый берег низкий, песчаный, покрыт заливными лугами, многочисленными озерами и старицами, часто прорастает лесом, подступающим к самой воде.

     

    Возьмите бинокль, посмотрите на берег и назовите,  какую растительность вы видите. ( Ива белая, тополь черный, тополь белый, карагач, дуб, ольха черная, пушистая береза, осока, ломкий крушинник, камыш, тростник)

    А какие животные обитают в лесах? (волк, лиса, еж, кабан, лось, заяц, белка)

    Да. Растительность берегов очень разнообразна.

    Тростник интересен тем, что его гибкая соломина сгибается, но почти никогда не ломается. Листья могут поворачиваться по направлению ветра и этим ослабляют его силу. Стебли тростника люди используют для покрытия крыш, для различных плетений, а молодые побеги употребляются в пищу сырыми или варенными. Из тростника получается хороший строительный материал – камышит. Из тростника можно получить белковую пасту - ценный корм для животных, а также целлюлозу.  (Воспитатель обращает внимание на иллюстрации этих растений).

    Посмотрите, по сторонам на берегах растет еще одно растение – рогоз. Теплоход наш плывет медленно, поэтому можно легко это растение рассмотреть.  Это травянистое многолетнее растение с толстым горизонтальным корневищем. Рогозовый «пух», т. е. хохолки семян, применяются при изготовлении спасательных жилетов и курток, корневища богаты крахмалом, молодые побеги варят и употребляют в пищу: своим вкусом они очень напоминают спаржу. Растение используют для плетения корзин, циновок, веревок и матов.

    Продолжаем наше путешествие.

    Воспитатель: Дети, смотрите, сколько рыбы плещется в водах реки.
    Играет речка перекатами,
    В ней рыба вся из серебра.

    Какая Родина богатая.
    Не сосчитать ее добра.

    Проводится игра « Поймай рыбку».

    Дети удочками «вылавливают» плоскостные изображения рыб и называют их

    Воспитатель: Вот сколько рыбы мы наловили, вы молодцы правильно угадали их названия. Давайте отпустим рыбу обратно в речку, а сами поплывем дальше.


    В настоящее время экология реки вызывает беспокойство. Воды её сильно загрязнены. Это ведёт к уменьшению стока и вымиранию некоторых видов рыбы.

    Почему же это произошло?( Люди сливают вредные вещества в воду, бросают мусор, моют машины, а вода стекает в реку)

    Как мы можем помочь реке? ( Очистить реку от мусора)

     Игра «Собери мусор».  

    Теперь наша речка чистая и серебристая, именно такой она запомнится нам с детства на всю жизнь.

    Игра «Назови речку ласково» ( Речка, реченька, речушка,  Матушка, кормилица).

    Динамическая пауза: «Как приятно в речке плавать!»

    Как приятно в речке плавать!
    (Плавательные движения.)
    Берег слева, берег справа.
    (Повороты влево и вправо.)
    Речка лентой впереди.
    (Потягивания — руки вперёд.)
    Сверху мостик — погляди.
    (Потягивания — руки вверх.)
    Чтобы плыть ещё скорей,
    Надо нам грести быстрей.
    Мы работаем руками.
    Кто угонится за нами?
    (Плавательные движения.)
    А теперь пора нам, братцы,
    На песочке поваляться.
    Мы из речки вылезаем
    (Ходьба на месте.)
    И на травке отдыхаем.

    Воспитатель:  Я вижу впереди чудесную полянку, где мы можем отдохнуть. Это место замечательно тем, что здесь обитает много животных прибрежной зоны.

    Дидактическая игра «Послушай и отгадай» 

    (Ребенок загадывает загадку о животных прибрежной зоны, а дети находят на картинке отгадки). 

    В бородавках вся спина,

    Пучеглазые глаза,

    Человеку не опасна,

    Но полезная такая …(Жаба)


    В зелёной тине, иль  в болоте
    Её вы вечером найдёте:
    Она бултых! – как будто в лужу,
    Лишь голова торчит наружу.
    Она уж очень любит дождик,
    И от него не скачет в домик:
    На кочке, мягкой, как подушка,
    С восторгом квакает ...(
    Лягушка).

     

    Не спеша она идёт,

    Домик на себе несёт – 

    Он красивый и надёжный,

    На узорный щит похожий.

    Быстро прячется от страха

    В крепкий дом свой ... (черепаха).

    Лентой чёрною ползёт,

    Змейкой извивается,

    Спереди её всегда,

    Язычок болтается!

    (Уж)



    В тихой заводи речной,
    В знатной шубе меховой,
    Плотины строят мастера,
    Без молотка и топора,
    Из берез, ольхи, осины,
    Из сучков, травы и глины,
    Трудолюбивы  и бодры,
    Строители плотин…( Бобры)

    Шикарная шубка,

    Надета на ней,

    Зверёк в ней не мокнет,

    Не мёрзнет, поверь.

    Живёт она в норах,

    В пещерах прибрежных,

    И гнёзда себе строит умело!

    ( Выдра)


    Воспитатель: Чтобы речной дом сохранить в чистоте и порядке, его нужно беречь, а его обитателей охранять,- потому что красивые речные растения бездумно рвут люди, из - за этого их становится меньше. Необходимо беречь рыбные богатства. Напрасно не истреблять водных животных.

    Продолжаем путешествие.

    Воспитатель: Вот уже и река Дон, именно в Дон впадает река Северский Донец. Заканчивается наше путешествие. Мы увидели, как богат наш край.

    Воспитатель. Ребята, что нового вы сегодня узнали о нашей реке , её животном и растительном мире? (Ответы детей) Вернувшись домой, будем вспоминать красоту родных просторов, их обитателей и помнить, что животные и растения украшают нашу жизнь, приносят большую пользу, поэтому мы должны их беречь и охранять.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    занятие по математике в средней группе "Путешествие по реке"

    занятие в средней группе по математике...

    "Путешествие по реке Ахтубе". Совместный проект воспитателя и детей старшей группы.

    Проект направлен на обогащение знаний детей о родном городе, о значении рек , воды в жизни человека, животного и растительного мира....

    Конспект занятия на тему: Путешествие по реке. Главный водный путь России - река Волга"

    Дать  детям представление о красавице реке Волге, как природном доме и его обитателях;  познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать  элементарные навыки экологической к...

    Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»

    Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...

    Конспект НОД «Путешествие по реке Северский Донец»

    Конспект НОД по познавательному развитию в форме игры-путешествия для подготовительной к школе группы...

    Конспект занятия "Что мы знаем о реке Северский Донец?"

    Конспект занятия "Что мы знаем о реке Северский Донец?"...