Конспект занятия "Вулкан своими руками"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие проводимое в старшей группе детского сада.Целью которого является развитие познавательной активности детей, формирование навыков сотрудничества, социализации путем взаимодействия при постановке опытов, экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ города Москвы «Школа «№1002»
ДОУ №3
Конспект
открытого занятия на тему:
«Вулкан своими руками»
Воспитатель: Синицына О.Е.
Ноябрь, 2018 г.
Тема: «Вулкан своими руками»
Цель: Развивать познавательную активность детей, формировать навыки сотрудничества у детей
5-10лет.
Области интегрирования:
Познание:
- Расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы.
- Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
- Изучить строение вулкана.
- Развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
Социализация:
- Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
- Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, договариваться между собой.
- Формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Коммуникация:
- Развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия на основе общих интересов.
- Расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире: вулкан, вулканолог, вулканология, жерло, кратер, пепел, лава. Активизировать их в самостоятельных высказываниях.
Труд:
- Воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
- Формировать у детей опыт справедливого распределения заданий с учетом интересов и умений друг другу.
- Развивать умение доводить дело до конца, желание помогать друг другу.
- Поощрять детей за самостоятельную активность в проведении опытов с помощью схемы.
Безопасность:
- Закрепить знания детей о мерах предосторожности при пользовании ножницами.
Предварительная работа:
- Знакомство с физической картой мира.
- Изготовление макета гор из соленого теста.
- Сбор коллекции «вулканических бомб» из соленого теста.
- Рассматривание иллюстраций, картин из энциклопедии.
- Чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы»
- Изготовление схем – алгоритмов.
- Тонирование картона.
Материалы и оборудование:
- картинки с изображением вулканов, вулканологов и бога огня Вулкана;
- толковый словарь Ожегова;
- карта мира;
- схема;
- поддоны;
- картон тонированный;
- клей;
- сода;
- лимонная кислота;
- сухая красная краска;
- моющая жидкость;
- листы бумаги;
- цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
- чайные ложки;
- пипетка;
- салфетки;
- степлеры
Участники: дети с 5 до 10 лет, воспитатель.
Место проведения: группа.
Продолжительность: 45 минут.
Методические рекомендации:
- Педагог ведет диалог с детьми. Он задает вопросы, дети находят ответы из наблюдений и экспериментов.
- Педагог не торопит детей. На каждое наблюдение отводится достаточное количество времени.
- На занятии дети под руководством педагога проводят эксперименты и самостоятельно делают необходимые выводы.
Ход:
I. Организационный момент.
Педагог сообщает детям, что он хочет сегодня быть вулканологом и отправиться в экспедицию. Для этого ему нужны помощники. Организовав детей, педагог показывает им картинку вулканолога и спрашивает знают ли они кто это. Выслушав предположения, педагог говорит, что это вулканолог. Затем побуждает детей прочитать в словаре Ожегова значение слова – вулканолог (специалист по вулканологии). Вулканология — наука о вулканах.
- Ребята, теперь мы с вами знаем кто такой вулканолог и что такое вулканология. А вы, желаете узнать много интересного о вулканах?
- Я предлагаю вам побыть некоторое время в роли вулканолога и отправиться в экспедицию для изучения вулканов.
II. Основная часть занятия.
Педагог загадывает загадку:
«Я плююсь огнем и лавой,
Я- опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
- Дети, а что такое вулкан? (Гора)
- Почти все вулканы находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.
- Почему вулкан назвали вулканом? (размышления и ответы детей).
- Как вы думаете, а где мы можем узнать правильный ответ на этот вопрос? (В книге). Педагог выставляет карточку с изображением книги.
Воспитатель читает легенду о вулкане:
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."
- А где можно узнать: Какие бывают вулканы? Что есть у вулкана?
Дети:
- Спросить у человека, у взрослого, друг у друга и т.д.
Педагог выставляет карточку с изображением людей и предлагает узнать ответы на эти вопросы у присутствующих гостей. Перед тем как дети пойдут задавать вопросы гостям, напомнить о правилах вежливости. Дать рекомендации, что вопрос задавать понятно и четко.
После этого дети садятся и обобщают ответы, рассматривая картинки с изображением вулканов
Примерные варианты обобщений ответов детей:
- Вулканы бывают:
1) Действующие - это которые извергают лаву.
2) Потухшие - не извергающие лаву.
3) Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
- Дети, раз мы с вами вулканологи, то должны узнать и исследовать, как извергается вулкан. А что нам поможет? (Педагог помогает детям ответить: телевизор, интернет)
- Правильно, молодцы. Я нашла в интернете фильм про вулканы. А вам бы хотелось хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…?
Дети слушают рассказ педагога- «Извержение вулкана».
Педагог комментирует: «Вот одна из огнедышащих гор. На первых порах над горой лишь курится дымок, потом он все гуще и гуще, гора начинает содрогаться, дым заволакивает темной пеленой всю округу. Наконец из жерла вулкана, как ядра из пушки, вылетают раскаленные камни – вулканические бомбы. А вот и магма! Она начинает переливаться через края вулкана и огненными потоками устремляется вниз по склонам горы. Ее вырвавшуюся из чрева горы и лишившуюся при этом многих своих летучих газов, называют теперь лавой. Она сжигает все на своем пути – деревья, кустарники, дома и т.д. После извержения, как после пожара.
Но утихомирится вулкан, земля начнет потихоньку оправляться от постигшей ее беды. Со временем вновь вырастут леса, травы, запоют птицы, вернутся звери. И так будет до следующего извержения вулкана».
- А сейчас я предлагаю вам стать свидетелями этого грозного природного явления.
III. Экспериментальная деятельность:
- Ребята, а чтобы "запустить" наш вулкан, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.
- Надо работать аккуратно, не торопиться!
- Ничего не брать в рот!
- Осторожно насыпать порошок!
- Осторожно наливать воду!
- Лавы не трогать!
- Использовать салфетку!
- Занимаем рабочие места.
- Давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Внутрь конуса вставим стаканчик из- под йогурта – это будет жерло.
Затем мы начинаем работать с соленым тестом по изготовлению «горы», «вулканических бомб».
Итак, работаем пока у нас не появится «вулканическая гора».
- Из чего же нам сделать лаву?
- У меня есть формула ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим). Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – раствор лимонной кислоты (вода лимонная кислота или лимонный сок), и его наливать можно только со взрослым. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?
Дети под руководством педагога готовят состав лавы по схеме.
Наблюдение "извержения" вулкана.
- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы мы оживили.
IV. Заключительная часть.
- Вам понравилось? Что вы узнали нового? А вы расскажете об этом своим родным, знакомым, другим детям?
Я думаю, что у вас все получится. А для этого я даю вам схему опыта.
Но прежде, чем проводить эксперимент необходимо обратиться ко взрослому человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
конспект занятия "Красота своими руками" (соломка)
интересные поделки из соломки...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-404841-1392627816.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественное творчество» По теме: «Тряпичная кукла «Кубышка - травница» своими руками»
Вашему вниманию предлагается методическая разработка по изготовленю народной куклы, для детей седьмого года жизни - подготовительная группа. Представлена теоретическая и практическая основа изго...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-392323-1393172163.jpg)
Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы "Музыкальные инструменты своими руками"
Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы на тему: «Музыкальные инструменты своими руками»...
"Золотые руки" информация по подготовке выставки изделий, выполненных своими руками.
Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки и ваши ребятишки. Приглашаю всех учавствовать в выставке поделок, выполненных своими руками к празднику "День семьи".Приветствуются поделки из различного материа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/01/picture-1137019-1559419423.jpg)
Презентация «Сказки своими руками». Выступление на РМО «СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»
laquo;СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»Помните, педагог воспитываети обучает детей до тех пор,пока учится сам! Сказки были, есть и будут актуальны! Познакомлю педагогов с одним из методов работы ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/21/picture-1316896-1613915867.jpg)
Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы.
Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы. Задачи: 1. Познакомить детей с совре...