Экологическое воспитание дошкольника.
статья по окружающему миру на тему

Зубова Ольга Александровна

В статье рассказывается о том как важно сейчас воспитывать интерес у детей к экологическим проблемам в мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.odt13.52 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников.

Доклад подготовили воспитатели:

 Зубова Ольга Александровна

Баранова Елена Павловна

 МАДОУ «ЦРР детский сад №7 Ярославна»

Алтайский край г. Рубцовск.

Актуальность проблемы

Экология один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии – изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту его сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций и сообществ.

В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу, экология приобретает особенно важное значение. Достижения её успешно применяются в сельском и охотничье-промысловом хозяйствах, медицине, ветеринарии, при проведении мероприятий по охране природы, рациональном использовании её ресурсов.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству.

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.

Цель и общие задачи

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию дошкольников. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Мы считаем, что для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

развитие восприятия себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия значений природы, ценности общения с природой;

формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами);

формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Принципы обучения и формы работы

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку взглянуть на жизнь других живых существ изнутри. Поэтому я в своей работе использую различные формы обучения: беседы, тематические прогулки, работа в дневниках наблюдений, проведение элементарных опытов и экспериментов, труд в природе, наблюдение за живыми объектами и др.

Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия мы посвящаем ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов.

Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Эти занятия я посвящаю ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Также эти занятия знакомят детей с приспособленностью животных к среде обитания, например, с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.

Мы считаем, что занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа мы стовим цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирую обобщенное представление. Формирование обобщенных представлений происходит при использовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов.

Мы считаем, что обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

Комплексные занятия – это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Мы уверены, что они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Мы считаем, что построение системы экологического образования, организация каждого отдельного занятия должны быть подчинены психологическим особенностям дошкольников: недостаточно устойчивому вниманию, преобладанию наглядно-образного мышления, потребностью играть. Поэтому для занятий мы выполняем следующие требования:

- все предметы и явления должны быть наглядно представлены;

- планирование занятий и наблюдений подчинено сезонному принципу. На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице, за аквариумными рыбками, за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе, за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке.

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, результаты заносятся в специальный календарь.

- каждая тема программы реализуется длительно, маленькими порциями на многих занятиях, в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоению материала, обеспечивает его повторение и закрепление.

- в занятия часто включаются элементы игры, которые, благодаря созданию положительного фона обучения, обеспечивают легкость и усвоение знаний.

- периодически для детей проводятся праздники и досуги. Их цель заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. В сценариях этих мероприятий я использую тот материал, который детям хорошо знаком.

Таким образом, окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно должно быть непродолжительно.

Экологическое воспитание дошкольника складывается в определенную систему педагогического процесса и представляются как:

- специально организованное обучение в форме занятий;

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей.

 Занятия для дошкольников проводятся в соответствии с планом, в разных видах деятельности. Они организуются мобильно и меняются в зависимости от поставленных задач, с соблюдением гигиенических требований: освещение, температурный режим, осанка детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...