Главные вкладки

    Конспект экскурсии по территории детского сада в старшей группе «Терренкур по осенней экологической тропе»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Лариса Анатольевна Шабалдина

    Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы ранней осенью. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_terrenkur_po_osenney_trope_v_starshey_gruppe.doc59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект экскурсии по территории детского сада в старшей группе

    «Терренкур по осенней экологической тропе»

    Автор: Шабалдина Лариса Александровна

    (МАОУ «СОШ №132» имени Н. М. Малахова, Барнаул)

    Программное содержание: формирование основ экологической и валеологической культуры, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей дошкольного возраста.  Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы ранней осенью. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.

    Материал: объекты экологической тропы: береза, огород, рудник, цветник, медведь.

    Подготовка к занятию: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу осенью.  Рассматривание деревьев, цветов растущих на участке. Беседы о сезонных изменениях в природе: в мире диких животных, птиц, насекомых, растениях (деревья, цветы). Беседы о труде людей осенью, подготовке к зиме. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Рисование березы, цветов, овощей.

    Ход прогулки:

    Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Посмотрите, какой сегодня денек! Давайте поздороваемся с солнышком и со всем, что нас окружает.

    Пальчиковая игра:

    Здравствуй, солнце золотое! - руки в стороны, пальцы растопырены

    Здравствуй, небо голубое! - поднять руки вверх

    Здравствуй, вольный ветерок! - машут руками

    Здравствуй, маленький дубок! -ладони округлить, предплечья соединить

    Я живу в родном краю, - хлопки в ладоши

    Всех я вас приветствую!

    А наш родной край начинается с садика, путешествию по садику.

    Сели в машину (имитация поездки в автомобиле).

     (Во время движения, чтение стихотворения воспитателем)

    Люблю березу русскую,

    То светлую, то грустную,

    В светлом сарафанчике,

    С платочками в карманчиках,

    С красными застежками,

    С зелеными сережками.

    Люблю ее, нарядную,

    Родную, ненаглядную,

    То юною, кипучую,

    То грустную, плакучую.

    Люблю березку русскую,

    Она всегда с подружками.

    Под ветром низко клонится

    И гнется, да не ломится. 

    Остановка 1 «В Гостях у березки».

     Подошли к березе.

    Воспитатель: -Дети, вы помните, как называется это дерево (Указываю на березу.) Это береза. У березы гладкий ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет - через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички"!

    Воспитатель: -Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе?

    Дети: чечевички.

    Воспитатель: Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? (Ответы детей)

    Воспитатель: Маленькие желтые листочки и длинные сережки. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена березы.

    Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся).

    Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).

    Воспитатель: Как вы думаете, береза любит солнце?

    Дети: Да, любит.

    Воспитатель: Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Это красивое дерево.

    Воспитатель: В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? (Ответы детей)

    Воспитатель обобщает: - Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду. Когда в Древней Руси не было бумаги, люди писали на бересте.

    Воспитатель: - Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. А еще под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок.

    Сегодня мы сыграем с вами в хороводную игру «Во поле береза стояла...» или Под тенью дерева любят отдыхать не только люди. Проводится игра «Задремал на кочке зайка в холодочке»  

    Воспитатель: -  Деревья с зелеными листиками не только украшают участки, но и участвуют в образовании кислорода, без которого погибнет все живое. А хорошо ли   живется живому, мы узнаем у озера. Следующая станция «У озера»

    Остановка 2 «У озера». (подошли)

    Воспитатель: - Ребята, кто здесь живет? А каких еще водоплавающих птиц вы знаете? А что происходит с ними осенью?  Почему они улетают на юг?  А чем питаются водоплавающие птицы? А кроме водоплавающих птиц, кого еще можно встретить в озере? (Рыб, лягушек, т.д.) (Ответы детей) А каких насекомых можно встретить около озера? (Ответы детей) А вы знаете, что жук водолюб выползает осенью из воды на берег и ищет себе место под корой дерева, чтобы перезимовать. Как вы думаете, как чувствуют себя рыбы, птицы и другие обитатели озера? Им плохо? Почему вы так думаете? (Ответы детей) Всем им хорошо, потому что вода без бутылок, без мусора и не загрязнена. А отчего может быть загрязнена вода? Почему это могло случиться? Красота вокруг зависит от каждого из нас.

    Предлагаю превратиться в радостных, веселых лягушат, которые веселятся в чистой воде или в красивых бабочек. Проводятся: физические упражнения «Лягушата», «Бабочки»

    Воспитатель: - Ребята, что же делать нам дальше. Где лежит путь дальше? Ой, я вижу корзину. Сейчас посмотрим, что в ней лежит. (Показываю муляжи овощей и фруктов). Дети, я, кажется, догадалась, куда нам отправляться дальше. Экологическая тропинка ведет нас дальше, к огороду. Следующая станция «Огород бабушки Маруси».

     А чтобы путь был короче, я предлагаю   поехать на поезде с песней «Мы едем, едем, едем в веселые края»

    Остановка 3 «Огород бабушки Маруси».

    Воспитатель: -Вот мы с вами и пришли на «Огород бабушки Маруси». А что осенью делают на огороде? Правильно, собирают урожай! Давайте и мы поможем бабушке Маруси собрать урожай.

    Игра«Собери овощи». (Сортер: На карточках нарисованы овощи, при помощи

    прищепок отметить те овощи, которые дети видят  на огородном участке в детском саду)  

    Воспитатель: -Какие вы молодцы! Помогли собрать весь овощей урожай! Давайте скажем ей «До свидания!» А дальше пойдем пешком, но большие ноги идут по дороге. Проводится игра «Большие ноги идут по дороге, маленькие ножки бегут по дорожке».

    Воспитатель: - Ой, ребята! Посмотрите, какая-то странная стрелочка! (выложенная из гальки)

     Остановка 4 «В Гостях у Хозяйки Медной Горы».

    Воспитатель: - Здесь живет Хозяйка Медной горы, она хранит в своих сокровищницах, а они находятся в самых недрах земли-матушки, несметные сокровища - полезные ископаемые. Ребята, с каждым годом люди используют всё больше и больше полезных ископаемых, и со временем они могут иссякнуть.  А еще полезные ископаемые находятся глубоко в земле, и чтобы их достать надо выкопать не одну, а много много глубоких ям- шахт. (Показать картинку открытая добыча угля). Как вы думаете, удобно ли будет расти растениям на этом месте? А почему? А что произойдет с животными и птицами, если не будет растений? Почему?  Так вот умные люди, которые заняты добычей полезных ископаемых решили, после того, как достанут полезные ископаемые из земли, они засыплют, разравняют ямы, насыплют сверху земли и на этом месте посадят новые деревья, цветы. Появятся новые парки, площадки для отдыха, вырастит лес. (показываю кусочек угля) Как вы думаете, что это? Это уголь, а что же делают с углем? Скоро зима и в домах будут топить печку углем, т. к. уголь хорошо горит и дает тепло, а чтобы тепло не исчезало, в домах надо крепко закрывать двери, чтобы не было щелочек и дырочек, и тогда не надо будет много добывать угля. Полезные ископаемые надо экономить, чтобы не наносить вред природе.  Давайте мы с вами погреем ручки, подышим на них (дых. гимнастика). Согрелись? А теперь скажем Хозяйке Медной горы «до свидания!» и пойдем дальше!

    Остановка 5 Прогулочная аллея вдоль цветника 

    Воспитатель: -Посмотрите, какие красивые цветы растут на нашем цветнике. С ранней весны до поздней осени цветут цветы, сменяя друг друга. Радуют нас своею красотой, разнообразной формой и окраской. Насекомые прилетают на цветы за сладким нектаром. Полюбуйтесь ими, рассмотрите их, можно даже потрогать, понюхать, но не срывайте такую красоту.

    (Дети любуются цветами, некоторые трогают, рассматривают, нюхают).

    Если я сорву цветок,

    Если ты сорвешь цветок…

    Если все: и я, и ты,

    Если все сорвем цветы,

    То окажутся пусты

    И деревья, и кусты…

    И не будет красоты!

    Воспитатель: -А чтобы красота порадовала нас весной, я предлагаю рассортировать семена цветов. Картинки цветов подскажут, куда надо положить семена. (Сортеры: Разложить по коробочкам)

       Воспитатель: -Посмотрите, здесь еще следы есть! ( на асфальте мелом нарисовать следы медведя) Давайте посмотрим, куда они ведут. По следам дети подходят к «Трем медведям».

    Остановка 6 «Три медведя».

    Воспитатель: -А вот и три Медведя. Где же живут эти Мишки? Как вы думаете, какие правила поведения в лесу должны помнить и знать взрослые и дети?( Плакаты «Правила поведения в лесу») А почему важно соблюдать эти правила? Зачем беречь лес?

    А чем Мишки питаются? Мишки ранней осенью готовятся к спячке.

    Давайте сходим к ним в бор, но будем соблюдать все правила поведения в лесу. Проводится игра «У медведя во бору»

    Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие по территории детского сада. Скажите, что вам понравилось, что вы запомнили? А теперь нам пора возвращаться в группу.

    Тучки набежали,

    Нас домой позвали.

    Капля — раз!

     Капля — два! (Удары ладонями обеих рук по коленям)

    Капли медленно сперва.

    Стали капли ударять, (Ударяют медленно)

    Капля каплю догонять. (Быстрее ударяют)

    А потом, потом, потом

    Все бегом, бегом, бегом. (И совсем быстро.)

    Ой, какой сильный дождь начался.

    Побежим скорей в группу! (Легкий бег)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экскурсия по территории детского сада

    Экскурсия по территории детского сада...

    Конспект НОД экскурсия по территории детского сада "Незнайка в лесу"

    Конспект НОД Экскурсия по территории детского сада "Незнайка в лесу" разработан и проведен для детей старшего дошкольного возраста с целью расширения знаний о взаимосвязи растений и птиц в природе....

    Экскурсия по территории детского сада

    Цветы, как люди, на добро щедры,И, щедро нежность людям отдавая,Они цветут, сердца отогревая,Как маленькие тёплые костры.                      ...

    Конспект проведения экскурсии по территории детского сада

    Цель: закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев и кустарников, цветов....

    Конспект НОД Экскурсия осмотр территории детского сада

    Познакомить с природой Крыма и ближайшим окружением; деревьями и растениями, растущими на территории детского сада. Расширить знания о перелетных птицах....

    "Экскурсия по территории детского сада осенью"

    Конспект по экологическому воспитанию...