Конспект экскурсии по территории детского сада в старшей группе «Терренкур по осенней экологической тропе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шабалдина Лариса Анатольевна

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы ранней осенью. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_terrenkur_po_osenney_trope_v_starshey_gruppe.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии по территории детского сада в старшей группе

«Терренкур по осенней экологической тропе»

Автор: Шабалдина Лариса Александровна

(МАОУ «СОШ №132» имени Н. М. Малахова, Барнаул)

Программное содержание: формирование основ экологической и валеологической культуры, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей дошкольного возраста.  Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы ранней осенью. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.

Материал: объекты экологической тропы: береза, огород, рудник, цветник, медведь.

Подготовка к занятию: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу осенью.  Рассматривание деревьев, цветов растущих на участке. Беседы о сезонных изменениях в природе: в мире диких животных, птиц, насекомых, растениях (деревья, цветы). Беседы о труде людей осенью, подготовке к зиме. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Рисование березы, цветов, овощей.

Ход прогулки:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Посмотрите, какой сегодня денек! Давайте поздороваемся с солнышком и со всем, что нас окружает.

Пальчиковая игра:

Здравствуй, солнце золотое! - руки в стороны, пальцы растопырены

Здравствуй, небо голубое! - поднять руки вверх

Здравствуй, вольный ветерок! - машут руками

Здравствуй, маленький дубок! -ладони округлить, предплечья соединить

Я живу в родном краю, - хлопки в ладоши

Всех я вас приветствую!

А наш родной край начинается с садика, путешествию по садику.

Сели в машину (имитация поездки в автомобиле).

 (Во время движения, чтение стихотворения воспитателем)

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То юною, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнется, да не ломится. 

Остановка 1 «В Гостях у березки».

 Подошли к березе.

Воспитатель: -Дети, вы помните, как называется это дерево (Указываю на березу.) Это береза. У березы гладкий ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет - через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички"!

Воспитатель: -Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе?

Дети: чечевички.

Воспитатель: Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? (Ответы детей)

Воспитатель: Маленькие желтые листочки и длинные сережки. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена березы.

Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся).

Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).

Воспитатель: Как вы думаете, береза любит солнце?

Дети: Да, любит.

Воспитатель: Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Это красивое дерево.

Воспитатель: В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? (Ответы детей)

Воспитатель обобщает: - Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду. Когда в Древней Руси не было бумаги, люди писали на бересте.

Воспитатель: - Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. А еще под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок.

Сегодня мы сыграем с вами в хороводную игру «Во поле береза стояла...» или Под тенью дерева любят отдыхать не только люди. Проводится игра «Задремал на кочке зайка в холодочке»  

Воспитатель: -  Деревья с зелеными листиками не только украшают участки, но и участвуют в образовании кислорода, без которого погибнет все живое. А хорошо ли   живется живому, мы узнаем у озера. Следующая станция «У озера»

Остановка 2 «У озера». (подошли)

Воспитатель: - Ребята, кто здесь живет? А каких еще водоплавающих птиц вы знаете? А что происходит с ними осенью?  Почему они улетают на юг?  А чем питаются водоплавающие птицы? А кроме водоплавающих птиц, кого еще можно встретить в озере? (Рыб, лягушек, т.д.) (Ответы детей) А каких насекомых можно встретить около озера? (Ответы детей) А вы знаете, что жук водолюб выползает осенью из воды на берег и ищет себе место под корой дерева, чтобы перезимовать. Как вы думаете, как чувствуют себя рыбы, птицы и другие обитатели озера? Им плохо? Почему вы так думаете? (Ответы детей) Всем им хорошо, потому что вода без бутылок, без мусора и не загрязнена. А отчего может быть загрязнена вода? Почему это могло случиться? Красота вокруг зависит от каждого из нас.

Предлагаю превратиться в радостных, веселых лягушат, которые веселятся в чистой воде или в красивых бабочек. Проводятся: физические упражнения «Лягушата», «Бабочки»

Воспитатель: - Ребята, что же делать нам дальше. Где лежит путь дальше? Ой, я вижу корзину. Сейчас посмотрим, что в ней лежит. (Показываю муляжи овощей и фруктов). Дети, я, кажется, догадалась, куда нам отправляться дальше. Экологическая тропинка ведет нас дальше, к огороду. Следующая станция «Огород бабушки Маруси».

 А чтобы путь был короче, я предлагаю   поехать на поезде с песней «Мы едем, едем, едем в веселые края»

Остановка 3 «Огород бабушки Маруси».

Воспитатель: -Вот мы с вами и пришли на «Огород бабушки Маруси». А что осенью делают на огороде? Правильно, собирают урожай! Давайте и мы поможем бабушке Маруси собрать урожай.

Игра«Собери овощи». (Сортер: На карточках нарисованы овощи, при помощи

прищепок отметить те овощи, которые дети видят  на огородном участке в детском саду)  

Воспитатель: -Какие вы молодцы! Помогли собрать весь овощей урожай! Давайте скажем ей «До свидания!» А дальше пойдем пешком, но большие ноги идут по дороге. Проводится игра «Большие ноги идут по дороге, маленькие ножки бегут по дорожке».

Воспитатель: - Ой, ребята! Посмотрите, какая-то странная стрелочка! (выложенная из гальки)

 Остановка 4 «В Гостях у Хозяйки Медной Горы».

Воспитатель: - Здесь живет Хозяйка Медной горы, она хранит в своих сокровищницах, а они находятся в самых недрах земли-матушки, несметные сокровища - полезные ископаемые. Ребята, с каждым годом люди используют всё больше и больше полезных ископаемых, и со временем они могут иссякнуть.  А еще полезные ископаемые находятся глубоко в земле, и чтобы их достать надо выкопать не одну, а много много глубоких ям- шахт. (Показать картинку открытая добыча угля). Как вы думаете, удобно ли будет расти растениям на этом месте? А почему? А что произойдет с животными и птицами, если не будет растений? Почему?  Так вот умные люди, которые заняты добычей полезных ископаемых решили, после того, как достанут полезные ископаемые из земли, они засыплют, разравняют ямы, насыплют сверху земли и на этом месте посадят новые деревья, цветы. Появятся новые парки, площадки для отдыха, вырастит лес. (показываю кусочек угля) Как вы думаете, что это? Это уголь, а что же делают с углем? Скоро зима и в домах будут топить печку углем, т. к. уголь хорошо горит и дает тепло, а чтобы тепло не исчезало, в домах надо крепко закрывать двери, чтобы не было щелочек и дырочек, и тогда не надо будет много добывать угля. Полезные ископаемые надо экономить, чтобы не наносить вред природе.  Давайте мы с вами погреем ручки, подышим на них (дых. гимнастика). Согрелись? А теперь скажем Хозяйке Медной горы «до свидания!» и пойдем дальше!

Остановка 5 Прогулочная аллея вдоль цветника 

Воспитатель: -Посмотрите, какие красивые цветы растут на нашем цветнике. С ранней весны до поздней осени цветут цветы, сменяя друг друга. Радуют нас своею красотой, разнообразной формой и окраской. Насекомые прилетают на цветы за сладким нектаром. Полюбуйтесь ими, рассмотрите их, можно даже потрогать, понюхать, но не срывайте такую красоту.

(Дети любуются цветами, некоторые трогают, рассматривают, нюхают).

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты,

Если все сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты!

Воспитатель: -А чтобы красота порадовала нас весной, я предлагаю рассортировать семена цветов. Картинки цветов подскажут, куда надо положить семена. (Сортеры: Разложить по коробочкам)

   Воспитатель: -Посмотрите, здесь еще следы есть! ( на асфальте мелом нарисовать следы медведя) Давайте посмотрим, куда они ведут. По следам дети подходят к «Трем медведям».

Остановка 6 «Три медведя».

Воспитатель: -А вот и три Медведя. Где же живут эти Мишки? Как вы думаете, какие правила поведения в лесу должны помнить и знать взрослые и дети?( Плакаты «Правила поведения в лесу») А почему важно соблюдать эти правила? Зачем беречь лес?

А чем Мишки питаются? Мишки ранней осенью готовятся к спячке.

Давайте сходим к ним в бор, но будем соблюдать все правила поведения в лесу. Проводится игра «У медведя во бору»

Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие по территории детского сада. Скажите, что вам понравилось, что вы запомнили? А теперь нам пора возвращаться в группу.

Тучки набежали,

Нас домой позвали.

Капля — раз!

 Капля — два! (Удары ладонями обеих рук по коленям)

Капли медленно сперва.

Стали капли ударять, (Ударяют медленно)

Капля каплю догонять. (Быстрее ударяют)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. (И совсем быстро.)

Ой, какой сильный дождь начался.

Побежим скорей в группу! (Легкий бег)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД экскурсия по территории детского сада "Незнайка в лесу"

Конспект НОД Экскурсия по территории детского сада "Незнайка в лесу" разработан и проведен для детей старшего дошкольного возраста с целью расширения знаний о взаимосвязи растений и птиц в природе....

"Экскурсия по территории детского сада осенью"

Конспект по экологическому воспитанию...

Конспект экскурсии по территории детского сада с дошкольниками 5-6 лет

Методическая разработка позволит актуализировать знаний из жизненного опыта детей о том, где встречается вода, кому и зачем она необходима....

Конспект НОД по экологии Экскурсия по территории детского сада с детьми старшего возраста

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о внешнем виде деревьев поздней осенью, на основе сравнения сходных деревьев и сравнения элементов противоположностей. Упражнять в ориентировании на...

Конспект экскурсии на территории детского сада в средней группе

                                                      ...

Конспект экскурсии по территории детского сада для средней группы

laquo;Экскурсия по территории детского сада»Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.Задачи: Образовательные: Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дат...

Экскурсия на территории детского сада "Деревья нашего детского сада"

Задачи:• Обогащать представления о сезонных изменениях в природе;• Уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев;• Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единств...