Проект «Этот загадочный космос»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

данный проект поможет детям научиться и добывать информацию из разных  источников, систематизировать полученные  знания, применять их в различных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_etot_zagadochnyy_kosmos.docx681.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                          

                       Детский сад № 3 "Ласточка"

Проект

 «Этот загадочный космос»

 

                                                                                                           Воспитатели: Иванова И.В.

                                                                                                                                   Сытник В.П.

1 этап

Целеполагание

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Ночное звездное небо не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Проведенный опрос детей показал, что знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики поверхностные. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему добывать новую, интересную информацию про космос? Считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы.. В основе данного проекта лежит интерес  дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из разных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.

Цель проекта: формирование  представлений  у  детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, солнечной системе и освоение космоса людьми. Воспитывать чувство  гордости за людей мужественной профессии космонавт, любовь к своей Родине

Задачи:

  1. Определить  уровень  первоначальных знаний детей о космосе.
  2. Разработать мероприятия по реализации проекта
  3.  Создать условия для развития познавательной деятельности.
  4. Создать партнерские взаимоотношения с родителями
  5. Определить эффективность проделанной работы.

Участники дети, родители, воспитатели группы,

Вид проекта: познавательно - творческий

Продолжительность проекта: средней продолжительности.

Предполагаемые результаты:

1.Повысится  интерес и стремление изучать и знакомиться с тайнами Вселенной;

2.Повысится уровень речевого развития детей

3Формирование нравственно-патриотических чувств впроцессе осуществления проекта

4. Будет значительно обогащена ППРС по  познавательному развитию.

5. Созданы  партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников

 2 этап - Подготовительный этап

Задачи:

1.Выявить уровеньпервоначальных знаний детей о космосе

2.Создать условия для реализации проекта

3.Мотивировать детей и родителей на участие в проекте.

На этом  же этапе работа проводилась по мотивации родителей  и детей

В познавательный уголок поместили модель солнечной системы, После обнаружения в уголке пособия у детей возник неожиданный вопрос «А это, что? «Это планеты?» У детей непременно  возник живой интерес и заинтересованность темой космоса.

Для решения поставленных задач  составили план мероприятий по реализации проекта.

Провели диагностику направленную на определения знаний детей о космосе

(Приложение 1).

Было продиагностировано 13 человек

Результаты диагностики показали: низкий уровень: 10 ч- 70%

                                                             Средний уровень: 3 ч- 30%

                                                             Высокий уровень: 0 ч.-0%

Результаты диагностики показали, что знания детей о космосе были поверхностные, полученные в основном из мультиков, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, не знают,  чем люди занимаются в космосе.

 Таким образов выявилась проблема:  Поверхностные знания детей о космосе, звездах, Солнечной системе и ее планетах.И желание детей больше узнать об этом

В рамках проекта было проведено родительское собрание, на котором воспитатель рассказывала о предстоящей работе, о планах и идеях.Обсудили с родителями действия по реализации проекта,  рассказали  о важности его реализации  

Родителям была подготовлена консультация на темы-«Детям о космосе», рекомендации «Как познакомить детей с космосом», советы «Знакомим ребенка с космосом».

Провели анкетирование родителей  на  тему «Что вы знаете о космосе?»

  (Приложение 2)

Реализация проекта началась с организации предметно развивающей среды. Активное участие приняли родители и дети в подборе литературы о космосе, фотографий, плакатов,  иллюстраций,  игрового материала. В познавательном уголке постепенно появлялись альбомы «Вселенная Галактики», «Солнечная система», «Покорители космоса», детские инциклопедии,  «Астраномия для детей», плакаты «Солнечная система» «Созвездия».

 Родители изготовили макет  солнечной  системы, макет «Космодром», макеты различных  космических аппаратов и подвесную модель с изображением 8 планет. Изготовили ширму «Космическая станция»  Дети   совместно с родителями подготовили сообщения о планетах солнечной системы. Создали картотеку «Стихи, загадки на тему «Космос»,   пополнили атрибутами с ролевую игру «Мы,  космонавты». В познавательном уголке   удобно расположились интересные игры «Планеты солнечной системы», «Путь в космос», пазлы «Ракета», разрезные картинки на тему космос, глобус, телескоп. Такая развивающая среда способствует развитию познавательного интереса ребят.

3 этап -   Основной. Реализация проекта  

Цель: Формированиепредставлений  у  детейстаршегодошкольноговозрастаокосмическомпространствеосвоениикосмосалюдьми.

Всяработанаэтомэтапебыларазбитананесколькоблоков: (приложение 3)

1.блок «Школамудрогозвездочёта»

2. блок «Читальныйзал»

3.блок  «Лабораториякосмическихопытов».

4.блок «Творческаякосмомастерская»

5.блок «Космическаяигральдия»

Всеблокивзаимосвязаныивключаютвсебяразличныевидыдетскойдеятельностииформыорганизации.

Первый блок «Школа мудрого звездочёта»

Цель: расширять и углублять знания детей о космосе, солнечной системе о профессии космонавт

В данном блоке с детьми мы проводили беседы на тему: темы «Зачем нужно изучать космос?», «Юрий Гагарин  –  первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Какие бывают космические корабли», «Звезды и созвездия», «Земля  -  наш дом во Вселенной», «Солнце -источник жизни на Земле».

Интересно прошла  встреча с папой Артема он рассказал детям о разных видах космических летательных аппаратах .

Дети узнали о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца; о Солнце, как источник тепла и света на Земле. Узнали о различных небесных светилах, имя первого космонавта Земли ,  познакомились с профессией космонавт.  с различными летательными аппаратами, одеждой космонавтов, героями космоса, а самое главное - раскрыли перед детьми значение космических полетов для человека.Познакомились со значение новых  слов ;  «космонавт», «спутник»,  «созвездие»,  «метеорит»,  «скафандр»,  «телескоп».

.

Второй блок «Читальный зал»

Цель: активизировать и обогатить словарный запас детей, расширить знания и представления о космосе, о планетах Солнечной системы, созвездиях. Сформировать представления о роли человека в изучении космического пространства.воспитание патриотических чувств к родной стране.

Для обогащения и закрепления полученных знаний проводились следующие формы работы: Чтение познавательных сказок А.Балтина «Звери в космосе», «Звездное чаепитие», Дж. Родари «Космический цыпленок»,Н.Носов «Незнайка на Луне».рассказы о Гагарине Ю.М.Нагиева, стихотворения и загадки о космосе.

Выучили считалку  «По порядку все планеты»,  стихотворение «Первый космонавт» В результатечтения художественной литературы, заучивания стихотворений у детей сформировались представления о космосе, космическом пространстве, воспитываются  патриотические чувства к родной стране

Третий блок  «Лаборатория космических опытов».

Цель: Формировать у детей элементарные представления о космосе, развивать и поддерживать познавательный интерес детей к космосу

Вместе с детьми мы создали « Космическую лабораторию».

Наша Космическая лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса,  эмоционального развития, приобретения навыков самостоятельной работы, развития воображения, мышления,  повышения интереса к исследовательской деятельности, В лаборатории дети заняты игровой, экспериментальной деятельностью, наблюдениями.

Работа в лаборатории проводится в игровой форме. Дети становятся учеными и проводят опыты

Дети установили методом наглядного моделирования,  как вращается Земля вокруг Солнца, как проходит смена дня и ночи, времен года и т.д.

Дети получили такое удовольствие от экспериментов, это было видно по их удивлённым лицам.  Некоторые дети даже сами   зарисовали опыты, а вечером эти рисунки они показали родителям.

Четвертый блок «Творческаякосмомастерская ».

Цель: развивать творческие способности детей в процессе восприятия  окружающего мира.

Полученныезнаниядетивоплощали-врисованиииспользуятрадиционнуюинетрадиционнуютехнику (рисованиепальчиком, припомощизубнойщетки, )Детилепилиизпластилина «инопланетян», космонавтов, космическиекораблиилуноходыСпособоморигамисделалиракеты, длянастольнойигрыЗвездныйпуть»

Всамостоятельнойдеятельностидетямпредлагалисьраскраскинатему «Космос»,ребятараскрашиваяиллюстрациизапоминалиназванияпланет, космическихаппаратов. Припомощитрафаретоврисоваликосмическиекорабли, спутники, планеты, азатемвырезалииобыгрывалиразличныекосмическиепутешествия.Поделки, выполненныесовместносвоспитанникамипослужилиатрибутамидлясюжетно-ролевыхиподвижныхигрнакосмическуютематику.

Пятый  блок «Космическаяигральдия»

На закрепление детям были  предложены дидактические игры :«Звездный путь», «Разрезные картинки», «Подбери одежду для космонавта»,«Восстанови порядок в солнечной системе».«Куда летят ракеты». «Разложи планеты на орбитах», При помощи таких игр как «Ракетостроители», «Чья ракета быстрее долетит до солнца», «В космические дали», закрепляли счет, дни недели, ориентировку на листе.Дидактическая игра на развитие лексико-грамматической основы речи «Где космонавт?»Игра «Один – много».на образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.Игра »Космический словарь»Кто больше назовет слов, связанных с космосом.Дидактическая игра «Найди отличия"Любят дети играть и в подвижные игры :«Солнце – чемпион», «Солнышко и дождик». «Ждут нас быстрые ракеты» С помощью разнообразных игр на тему «Космос» у детей систематизировались знания  о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике , расширился словарь (космодром, скафандр, невесомость, телескоп и т.д)

Результаты своих знаний дошкольники отражают в сюжетно-ролевой игре  «Мы космонавты», которая стала одной из любимейших игр наших  детей.

Космическая тема оказалась одной из самых популярных у наших детей. Дети очень любят «путешествовать в космос».

И видя, как дети играют, фантазируют, мы с родителями нашей группы решили помочь им – изготовили атрибуты для космических игр. А когда космических экспонатов стало много, решили создать мини - музей «Этот загадочный космос».

4 Этап – Презентация.

«Досуг викторина «Знатоки космоса».совместно с родителями.

Мини-музей «Этот загадочный космос» для детей старших групп и родителей.

5  Этап- Заключительный

Результаты диагностики развития связной речи показали:

низкий уровень развития        2ч.

                               средний уровень развития  -   10ч.                                                      

                                                             высокий уровень развития -   1ч.-

Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

Таким образом, в процессе реализации проекта «Этот загадочный космос» у ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились  представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество.  Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.  Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о космосе.

Космическая тема оказалась одной из самых популярных у наших детей. Дети очень любят «летать в космос». Как только у них находится свободная минутка, они сразу бегут в уголок с изображением Солнечной системы и играя, начинают фантазировать.

Мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.  

Работу по этой теме мы будем продолжать.

Приложение1.

Диагностический материал.

Фамилия, имя ребенка

Как называется планета на которой мы живем?

Какие планеты есть в солнечной системе?

Кто летает в космос?

Кто первый полетел в космос?

Как звали первого космонавта?

Какой вид транспорта помогает нам оказаться в космосе?

Зачем люди летают в космос?

Каких Российских космонавтов ты знаешь?

Какие созвездия неба ты знаешь?

Итог

                                                                                                 Приложение 2

Анкетирование для родителей

«Что вы знаете о космосе?»

Уважаемые родители! Внимательно прочтите вопросы и ответьте на них.

Заранее благодарим Вас за участие в анкетировании.

1. Ф.И.О. родителя________________________________________________________

2. Как называется самая большая звезда?_____________________________________

3. Сколько планет в солнечной системе?______________________________________

4. Как называют нашу планету Земля?________________________________________

5.Какие вы знаете спутники планет?_________________________________________

6. Как зовут первого космонавта?____________________________________________

7. Как зовут первую женщину космонавта?___________________________________

8. Как называется последняя космическая станция?____________________________

9. Какие книги о космосе у вас есть дома?____________________________________

Приложение 3

                                            План реализации проекта

Блоки

Содержание работы

Работа с родителями

«Школамудрогозвездочёта»

Рассматривание иллюстраций и беседа о планете Земля.

Беседа « Солнечная система»

Беседа «Первый полет Ю.А. Гагарина в космос»»

Беседа «Жизнь космонавтов на космической станции»

Беседа ««Я космонавтом стать хочу»

Беседа «Звезды и созвездия»,

Рекомендации для родителей.

«Как познакомить дошкольников с космосом»

Изготовление макета «Путь полета ракеты»

Интересные встречи- рассказ папы

«Читальный зал»

Чтение познавательных сказок А.Балтина «Звери в космосе», «Звездное чаепитие»,

Дж. Родари «Космический цыпленок»,

Н.Носов «Незнайка на Луне».рассказы о Гагарине Ю.М.Нагиева

Чтение П.Клушанцева «О  чем  рассказал  телескоп»

«Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли: Беседы, досуги,

Шорыгина Т.А»

И.Холи «Я  тоже  к  звездам  полечу»

Л.Талимонова «Сказки о созвездиях»

Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»

Выучить считалку А. Хайт «По порядку все планеты»

Рассказы  по  картинкам «На  чем  люди  летают  в  космос»        

Чтение стихотворений современных поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах космонавтов.

        

«Копилка мудрых мыслей» - разучивание пословиц, поговорок, загадок о космосе и космонавтах.

Советы для родителей «Как рассказать детям о космосе».

        

  «Лаборатория космических опытов».

Опыт №1 «Солнечная система»

Опыт №2 «Солнце и Земля»

Опыт №3 «День и ночь»

Опыт №5 «Кто придумал лето?»

Опыт№6 «Почему летит ракета»:

Опыт №?«Почему Солнце маленькое»:

 Это интересно.

Опыты для детей: создаем космос в домашних условиях

Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина).

 «Творческая  космомастерская ».

Лепка «Ракета».

Лепка «Инопланетяне».

Рисование «Загадочный космос».

Рисование» Лунный пейзаж».

Рисование  «Мы летим в космос»

Конкурс «Ловкий карандашик» - рисунки о космосе.

Создание книги рисунков «Этот загадочный космос».

Аппликация «Полет в космос»

Техника оригами  «Ракета»

Конкурс совместных поделок детей и родителей «Этот удивительный космос».

 «Космическая игральдия»

Д\ игра «Восстанови порядок в солнечной системе».        

Игра «Найди лишнее».        

Игра «Собери картинку».

Д\ игра «Собери космонавта в космос»

Д\ игра «Разложи планеты на орбитах»,

Д\игра «Ракетостроители»,

Д\ игра «Чья ракета быстрее долетит до солнца»,

Д\ игра «В космические дали»

Игра »Космический словарь»

Д \игра «Где космонавт?»

Игра «Один – много»

Конструктивные игры:

Складывание созвездий из мозаики.

Постройка из деревянного конструктора - «Космодром».

Из лего - «Роботы».

Из  конструктора «Соты»- «Космический корабль».

Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке.

Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавныедвижения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)

Сюжетно-ролевые игры « Мы космонавты»

«Уроки Звездочёта».

«Путешествие к неизвестной звезде».

Подвижные игры:        «Солнце – чемпион», «Солнышко и дождик». «Ждут нас быстрые ракеты»

        

Сборник идей для совместных игр и занятий с детьми дома на тему  «Космос»

Изготовление родителями

атрибутов для игр

(элементы костюмов)

Презентация

«Досуг – викторина «Знатоки космоса».совместно с родителями.

Мини-музей «Космос и мы» для детей старших групп и родителей.

Приложение4

Консультация для родителей «Детям о космосе»

Совсем скоро, 12 апреля. 12 апреля 1961 года впервые огромная ракета с первым космонавтом на борту — Юрием Гагариным вознеслась в небо. Давайте попробуем рассказать детям о космонавтах и о космосе доступным и простым языком.

Итак, первым космонавтом, который поднялся в небо — был Юрий Гагарин. И случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

А как же он улетел в космос?

Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете.  Давайте покажем детям на простом примере, как летит ракета в космос.

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами.  А потом разожмите пальцы, и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как ракета — он двигался вперед, пока в нем был воздух.

Вот примерно по - такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо - она отпадает и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень — самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

А после Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов. А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр он несколько минут висел рядом с кораблем в пустом пространстве.

Наверно, многие детишки уже знают кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают  роботы. Только похожи они не на человечков, а на загадочные металлические  машины, опутанные проводами и датчиками.

Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть земли и доставить ее на Землю для исследования.

Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через ее ядовитые облака, и теперь у ученых есть карты этой планеты.

Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю.

А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.

Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. Как?

Вы можете увидеть на крышах домов огромные тарелки - это антенны, которые принимаю сигналы со спутника, и передают их в аппарат и в телевизор.

Вот такой у нас получился краткий и понятный рассказ детям о космонавтах и космосе. Надеюсь, ваши детишки с удовольствием узнали про космос и заинтересовались просторами  звездного неба.

Рекомендации для родителей.

«Как познакомить дошкольников с космосом»

Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение. Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире. Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит  огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чем он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.

Каждый ребенок с восхищением смотрит на звездное небо. Ему больше хочется узнать о планетах и звездах. Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.

Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.

Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет.

Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.

Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке.

Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнется.

Беседа: Знакомство с солнечной системой.

Как вы думаете, что такое солнце? Какое оно?  Солнце – это ближайшая к нам звезда. Если бы мы оказались на другой звезде, то увидели бы наше Солнце в виде маленькой звездочки. На самом деле Солнце – это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет. От Земли до солнца 150 миллионов километров, свет от Солнца идёт к нам со скоростью 300 тысяч километров в секунду 8 минут. На Солнце жизни нет, но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным. Люди начали изучать Солнце более двух тысяч лет назад. Наблюдать Солнце в телескоп небезопасно – можно ослепнуть от яркого света. Поэтому астрономы используют в телескопах специальные фильтры. Температура в недрах Солнца достигает 15 миллионов градусов, а поверхность нагрета до 60000 градусов.

Что такое звёзды?

 Если спросят вас –

Отвечайте смело:

Раскалённый газ.

И ещё добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор –

Каждая звезда!  

          (Р.Алдонина)

Солнце не одиноко, у него есть семья – это планеты. Семья солнца называется Солнечной системой. В ней 9 планет. Планеты – это небесные тела, которые намного меньше звезд. Они не излучают свет, а пользуются теплом и светом Солнца. В семье Солнца, т. е. в Солнечной системе царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она кружит  вокруг Солнца (рассматривание иллюстраций).

Сколько планет в нашей Солнечной системе?

Кто знает название этих планет?

Как называется наша планета?

Какая она по счету от Солнца? Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. Следующая – Венера. А за Венерой, расположилась наша планета – Земля. За ней – Марс, за ним Юпитер, потом Сатурн, Уран, Нептун и последняя планета Плутон. Плутон находится очень далеко от Солнца, и к нему не доходят тепло и свет, поэтому там очень холодно и кругом один лед. Давайте повторим еще раз название планет.

Рассматривание иллюстраций и беседа о Земле.

Вот как выглядит наша планета из космоса (показ иллюстрации)

А кто знает, как называется воздух, который окружает нашу планету? (атмосфера)

Земля единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Воздух, которым мы дышим, и который окружает нашу планету, называется – атмосфера (показ иллюстрации) Если бы  не было атмосферы, то на Земле не было бы и жизни. В ней много кислорода, которым мы дышим, а еще она защищает нас от жгучих солнечных лучей, рассевает их и не дает сжечь все живое на Земле. Но для жизни пригодна лишь небольшая часть атмосферы, которая находиться над землей. Чем выше, тем слой атмосферы разреженнее, т.е. там уменьшается количество кислорода. Большую часть планеты покрывает вода: океаны и моря. Суша, это материки, состоит из камней, песка, земли. Но пригодный для жизни слой земли тоже небольшой. Под ним находится магма и ядро нашей планеты (показ иллюстраций). Нашу Землю надо беречь. Почему ее надо беречь и от чего?  Как называется спутник Земли? Спутник Земли луна, она ярко сияет на ночном небе, в бинокль можно наблюдать на луне тёмные пятна. Это кратеры, которые образовались на луне от падения на её поверхность комет и метеоритов. На луне нет ни воды, ни воздуха. Днём температура достигает

 + 120 градусов, ночью – мороз – 170 градусов. Луна светит потому, что её освещает Солнце. С земли мы видим её, то круглой - то в виде серпа, иногда её совсем не видно. Потому что мы видим только ту часть луны, на которую падают солнечные лучи. А невидимую часть закрывает от Солнца наша Земля. Луна вращается вокруг нашей планеты, иногда оказывается между Землёй и Солнцем. Тогда Луну бывает не видно, потому, что её закрывает Земля от Солнца, а иногда наоборот луна закрывает Солнце от Земли и получается солнечное затмение (показ иллюстрации). Учёные отправили на луну космические аппараты, которые доставили на неё луноходы (показ иллюстрации), которые управлялись с Земли по радио. Они фотографировали поверхность Луны, брали образцы грунта, изучали их. Но человеку хотелось большего – самому ступить на поверхность Луны. И вот американские космонавты 1969 году достигли луны и ступили на её поверхность. Всего на луне побывало 12 астронавтов в составе 6 экипажей.

 В России есть праздник - «День космонавтики». Этим днем считается 12 апреля. В этот день много лет назад в космос полетел первый в мире космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Перед этим на космическом корабле в космос полетели две собаки – Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись  назад. И тогда в космос полетел человек. Кто знает, как его звали?

Дети: Юрий Гагарин (рассматривание иллюстраций)

 В иллюминатор он увидел солнце, которое светило в сотни раз ярче, чем на земле. Удивительным по яркости был  узор  звезд, рассыпавшихся на темном небосводе. Гагарин увидел нашу Землю, на освещенной стороне хорошо небосводе. Гагарин увидел нашу Землю, на освещённой стороне хорошо просматривались крупные реки, горы, большие озера, моря. На темной стороне было видно большое скопление огоньков – это были города. Юрий Гагарин облетел Землю всего один раз и пробыл в Космосе чуть больше часа. Сейчас космонавты проводят в космосе много дней. Они живут на космических станциях, работают, проводят разные эксперименты, следят за приборами, проводят ремонт оборудования (показ иллюстраций).

 Подведение итогов.  

Беседа  « Солнечная система»

Программное содержание::

Рассказать о планетах солнечной системы.

Дать представление о близко расположеной звезде к нашей планете-Солнце.

Показать зависимость смену времени суток от положения Земли.

Активизировать словарь детей словами: космос, планета, солнечная система.

Оборудование:

Презентация «Солнечная система», картинки с изображением планет солнечной системы , плакаты , литература.

Ход занятия:

Воспитатель:  

Рассказывает и показывает на ноутбуке презентацию солнечной системы.

Воспитатель:

 Показывает планету – Земля.

Ребята, а вы знаете как называется планета на которой мы живем?(ответы детей)

А вы узнали вот эту планету? (показывает изображение Земли)

Как вы поняли, что это планета Земля?  

А почему наша планета имеет много синего цвета? (синий цвет – это океаны, реки и моря)

Наша планета Земля – это часть Вселенной.

Воспитатель:

А знаете ли вы ,что кроме нашей планеты существуют еще восемь планет,а называются они так Юпитер –это самая большая планет ,Сатурн следующая планета, Уран ,Нептун ,Марс ,Венера ,Плутон ,Меркурий.

И каждая планета по- своему разная.

На одной планете очень холодно, на другой нет воздуха, а третья имеет три кольца вращающихся вокруг нее   и т.д.

Воспитатель:

А сейчас послушайте стихи о планетах.

(Чтение воспитателя стихов о планетах)

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета, на этой планете очень сильные перепады температуры от +350 до -170 градусов.

Меркурий

Смотрите! Знаете, кто этот странник?

Зовётся именем бога – посланника.

Самая близкая к Солнцу планета -

Будем знакомиться – Меркурий это.

Он любит прятаться в лучах

Быстрее всех и очень сильно,

От жара в солнечных печах

Раскалена поверхность за день длинный.

Из ветра Солнца только атмосфера.

И там, где царство темной ночи,

Температура держится примерно,

Под минус двести. Между прочим.

На взгляд – двойник Луны, соседки.

Знакомые вокруг пейзажи,

Метеориты падают нередко.

И грунт составом сходен даже.

Венера

Очень близко к нам, но все же,

С несусветной высоты.

Смотрит вниз на нас Венера.

Названа планета эта,

В честь богини красоты.

Хоть красивое названье,

И приятный внешний вид -

Планетарный дух Венеры,

Из-за плотной атмосферы

Страшен, грозен и сердит.

Там повсюду ветры, тучи,

И кислотные дожди,

Ураганы, и вулканы,

По долинам и курганам.

Там жара кружит кругами,

Очень длинные там дни.

А видна Венера утром.

Очень яркою звездой,

Что висит над горизонтом,

И глядит на нас с тобой.

Земля

Есть одна планета-сад,

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая  перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут.

В речку смотрят удивлённо,

Береги свою планету -

Ведь другой,  похожей, нету!

 Марс иногда называют красной планетой. А знаете, почему?

Скалы на Марсе содержат большое количество железа, а железо, когда ржавеет, становится красно-бурым.

Марс

Четвёртый – Марс, красно – оранжевый,

Блуждает в небе по эклиптики созвездиям.

Два, крошки, спутника, открытые однажды,

Под именами: Фобос, Деймос – как возмездие,

В два раза меньше, чем Венера,

И сила тяготения мала,

Составами похожи атмосферы,

Но очень разряжённая она,

И, редко полностью прозрачная.

От долгих пыльных бурь и лёгких облаков.

Есть русла рек давно утраченных.

Вулканы спят, взметнулись горы высоко

Меньше тепла от Солнца – и вода,

Застыла в вечной мерзлоте.

В два раза: путь его длинней, года.

Но суткам счёт как на Земле.

 Марс иногда называют красной планетой. А знаете, почему?

Скалы на Марсе содержат большое количество железа, а железо, когда ржавеет, становится красно-бурым.

Юпитер

Пятую именем Вселенского владыки,

И римского царя богов зовут Юпитер.

Юпитер очень, очень уж большой,

И лун за шестьдесят уже открыто

Космический глотает мусор хорошо,

Имеет три кольца элитных.

Массивней разом спутников, планет

Быстро вращается с цветными облаками,

А иногда «сверхмолнии» прочертят след.

Владеет сильными магнитными полями.

Построен, как слоеный шар из газов,

И твердым внутренним ядром.

Посмотрим в телескоп, увидим сразу,

Столетних вихрей, Красный Дом.

А к спутникам, открытым Галилеем:

Каллисто, Ио, Ганимед, Европа,

Давно космические зонды долетели,

Через пространство, проложили тропы.

Всех ярче звёзд, после Венеры,

Юпитер в небе выглядит у нас.

Немного не добрал в размере,

И стать звездой не выпал час.

Юпитер самая крупная планета солнечной системы.

Сатурн

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо -

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

У Сатурна есть удивительные кольца, которые состоят из больших и маленьких камней и космической пыли.

Нептун

Нептун в сиянье голубом – “морское божество”

Нашёл, в координатах вычисленных, – Галле.

Расчетов Адамса и Леверье стал торжеством –

Всех, чьи труды законы неба открывали.

Восьмой от Солнца, дальше в тридцать раз нашей Земли

Значительно плотней, среди планет – гигантов.

Тринадцать спутников известно из его семьи,

Он в кольцах, из частичек пыли, элегантных.

Метановая атмосфера, ветры, облака,

Один из спутников, в движении обратном,

С поверхностью прикрытою азотом лишь слегка

На, что хватило тяготения понятно.

Как вы уже поняли на этой планете очень и очень холодно. И состоит она из воды, газа и льда

Луна

Верный спутник, ночей украшенье

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны!

Луна – это спутник нашей планеты Земля

Воспитатель:

Ну как ребята вам понравились стихи о планетах? (ответы детей)

Я рада, что вам понравилось.

Давайте с вами сейчас  сделаем физкультминутку.

Проводится физкультминутка.

Физкультминутка:

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Космонавт веселый я (две руки прикладывают к груди),

Здесь со мной мои друзья (вытянув руку, показать поочередно на других детей).

Строим вместе космолет (две руки складывают домиком перед грудью),

Чтоб отправиться в полет (поднимают руки вверх, руки соединены).

Раз, два – заправляем (круговые вращения руками одна вокруг другой),

Три, четыре – вылетаем (поднимают руки вверх, руки соединены).

Пять, шесть – мы в пути (бегут на месте),

Видим Солнце впереди (вытягивают две руки вперед)!!!

Воспитатель:

 Я предлагаю еще раз рассмотреть изображение Солнечной системы и задает вопрос: «Как расположена земля по отношению к Солнцу?»  ( Она расположена так, что на ней не холодно, не жарко).

Воспитатель обращает внимание на то, что Солнце влияет на жизнь на Земле: « Как? Всегда мы видим солнце? Люди говорят: «Солнце проснулось, солнце встало»». (Дети продолжают ряд высказываний про Солнце).

Вот послушайте стихотворение  о солнышке.

Откуда солнышко идёт,

Когда мы спим в кроватках?

Откуда солнышко плывёт,

По небу без оглядки?

Быть может, у него есть дом,

И там стоит кроватка,

Хотя гуляет солнце днём.

А ночью спит в ней сладко,

К нему в тот дом приходят сны.

В снах речка в травах вьётся,

Который день всё ждёт весны.

А солнце не проснётся,

А солнце ленится зимой.

Вставать как я с постели,

Расшевелят его покой

Сосульки и капели.

    Заключительная часть

Воспитатель:

Задает вопрос: «Значит, Солнце движется?»

 (Дети высказывают свои  предположения ).

Это планеты движутся вокруг Солнца, Солнце никогда не отдыхает, оно светит и греет постоянно, а земля движется,  и другие планеты тоже вращаются вокруг Солнца, подставляя ему;  то один бок, то другой.

Воспитатель предлагает ответить, какое время суток будет на Земле, если ее освещает Солнце? Какое время суток  будет на противоположной стороне, на которую не падает свет.

Проводится опыт.

Опыт.

На столе стоит настольная лампа (Солнце), рядом – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Затем педагог вновь вращает глобус и предлагает рассказать, что делают обычно дети, когда Земля и Солнце занимают такое положение.

 Воспитатель:

Дети, что нового мы сегодня узнали? (ответы детей)

Как называется наша планета? (ответы детей)

С какими планетами вы познакомились? (ответы детей)

Какая вам больше запомнилась планета? (ответы детей)

А как называется звезда, нашей планеты? (ответы детей)

 Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы очень внимательно слушали мой рассказ, все запомнили, из вас получатся настоящие космонавты.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать своими глазами солнечную систему .

Дети рисуют солнечную систему.

Беседа «Ракета летит в космос».

Цель: Уточнить знания детей о понятии «космос», «космический корабль», о  планете Земля.

Задачи:  

-Закреплять знания детей о летательных космических аппаратах;

-Закрепить умение детей составлять композицию из геометрических фигур;

-Закреплять навыки детей делать примакивания клеевой кисточкой;

-Учить создавать композицию из геометрических фигур.

Материалы:  Иллюстрации с видами космоса, космического корабля, портрет Юрия Гагарина, картон, клеевая кисть, гуашевые краски, клей-карандаш, салфетка, ножницы  на каждого ребенка.

Ход деятельности:

В небе звезды ярко светят

И ракету нашу ждут.

В космос мы сейчас проложим

Наш космический маршрут.

-Кто мне расскажет, что такое космос и где он находится?

Ответы детей.

-Как называют человека, который летит в космос?

-Космонавт.

-Хорошо. А как звали первого человека, который полетел в космос?

Ответы детей.

-Да, его звали Юрий Гагарин. Он в космос полетел, наверное, на самолете? Или на вертолете?

-Нет.

-Ну, тогда на воздушном шаре?

-Нет, на ракете.

-На какой такой ракете?

-Он сел в космический корабль и полетел.

-Конечно же в космическом корабле. Скажите, а что он увидел в космосе?

-Планеты.

-Да, а какую планету?

-Нашу.

-Как же называется наша планета?

- Земля.

-Молодцы. А сейчас и мы с вами отправимся в космос, только у нас нет транспорта. Давайте сделаем ракету и отправимся в космос. Но сначала надо подзаправиться.

Динамическая пауза «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

1,2, 3, потянись,

Вот летит ракета ввысь!

Встаем, отправляемся на аэродром и поиграем в игру «Самолеты».

- Ну, вот и прилетели на свои места. У вас на столе лежат разные геометрические фигуры. Из них мы составим ракету. Воспитатель показывает образец.

- А теперь попробуйте сами составить свой космический корабль.

(Дети выполняют задание.Получается разные летательные аппараты).

-Молодцы, запустим ракеты в космос. Что мы видим в космосе?

-Планеты, звезды.

-Давайте нарисуем звезды и планеты краской. Берем кисти, краску и начинаем рисовать.

Дети рисуют звезды путем примакивания.

(После завершения работы дети раскладывают свои композиции на столе)

-Ребята, посмотрите, какие  замечательные получились ракеты. Сегодня, мы, как настоящие космонавты побывали в космосе. Понравилось вам?

Ответы детей.

Беседа «Первый полет Ю.А. Гагарина в космос»

Цель: способствовать ознакомлению детей с первым космонавтом.

Задачи: способствовать ознакомлению с историей первой космической ракеты, расширению кругозора детей и развитию их воображение. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою  Родину.

Ход беседы:

Воспитатель: Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои? (На летучих мышах и орлах, на коврах самолетах и бородах волшебников, на Коньке – Горбунке и волшебных стрелах…).

Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло придти, что самый удобный транспорт для перемещения – это ракета. Пороховые мини – ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В России, в середине прошлого века, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К. И. Константинов. Его ракеты могли преодолевать расстояние до трех километров.

Первым кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К. Э. Циолковский. Он говорил: «Земля – наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость, Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель:

Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало – начало освоения человеком космического пространства, с те пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины.      Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле планеты – Марс, Венеру, Послушайте, как о дне первого в космос говорит в своих стихах поэт Александр Твардовский.

Ах, этот день – двенадцатого апреля,

Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламени знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской.

Землей-планетой был усыновлен.

Житель Земли, геройский этот малый,

В космической посудине своей

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней…

Динамическая пауза «Космонавты»

Воспитатель показывает некоторые физические упражнения, вовлекая в свои действия детей.

 Чтоб космонавтом стать.

 Нужно с малых лет

Приучать себя к порядку:

Застилать свою постель.

Выполнять физкультзарядку.

Встанем, прямо, плечи шире,

Руки вверх, держись прямей.

От таких вот упражнений

Станешь крепче и сильней.

Дидактическая игра «Подбери рифму»

Среди поля голубого –

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это…(солнце).

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь, поздно! –

Потому, что мать – луна,

А дочурки…(звезды).

Буква А, буква А –

Алфавит голова.

Знает Вова, знает Света,

«А» похожа на…(ракету).

Воспитатель:

Солнечное утро 12 апреля 1961 год. Ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома «Байконур» стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту. А первым космонавтом Земли стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года. Ничего необычного в судьбе этого юноши поначалу не было. О небе он мечтал с детства. Но кто из мальчиков не мечтал летать на самолетах? И Юрий  стал летчиком – истребителем. А когда в 1959 году узнал о наборе в отряд испытателей новой техники, тут же подал рапорт о зачислении. Отбор в космонавты был жестоким: из 3000 добровольцев взяли только 20. Учитывалось все: Крепкое здоровье, рост, вес, выносливость, знание техники. Началась подготовка. В барокамере создавались условия, которые должен был вынести человек при запуске ракеты. На бешено вращающейся центрифуге моделировали «космические» перегрузки, испытывали организм на прочность. Тренировки были очень тяжелыми. Но Юрий Гагарин все выдержал и даже шутил при этом, подбадривая своих товарищей. Главный конструктор всех первых космических ракет Сергей Павлович Королев приглядывался к Гагарину  и решил:  «Вот этот спокойный, веселый парень и будет первым космонавтом». Так и получилось.

Сегодня космические полеты стали для жителей Земли совершенно привычным делом. Верится, что не за горами и освоение других планет. Но начало этому было положено нашим русским космонавтом. Американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, побывавший на луне, так сказал о полете Юрия Гагарина: «Он всех нас позвал в космос».

Воспитатель предлагает к обсуждению следующие вопросы: «Как вы думаете, что было сложного в первых космических полетах? Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? Хотите ли сами стать космонавтами?».

(Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был»? музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравного, во время которой дети рассматривают фотографии посвященные освоению космического пространства).

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропинку Звездную открыл?

Пламень был и гром, замер космодром,

И сказал негромко он.

Он сказал: «Поехали!», он взмахнул рукой,

Словно вдоль по Питерской, Питерской,

Пронесся над Землей.

Дидактические игры.

«Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.                                                                                                    

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

«Найди лишнее»

На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

«Подбери созвездие».

Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.

                 Подвижные игры

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

- Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,

- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом

- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

- На  заправку полетели: присели -  руки вперёд, заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.

Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

«Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

КОСМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый –

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу - серпом. (Луна)

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики.(Звезды)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все. (Солнце)

Ежедневно по утрам

Он в окошко входит к нам.

Если он уже вошёл —

Значит, день пришёл.(Солнечный луч)

Подрастал, подрастал,

Был рогатым — круглым стал.

Только круг, чудо-круг

Стал опять рогатым вдруг.(Месяц)

За бесчисленной отарой

ночью шёл пастух усталый.

А когда пропел петух —

Скрылись овцы и пастух. (Месяц и звёзды)

В голубой станице —

Девица круглолица.

Ночью ей не спится:

В зеркало глядится. (Луна)

В телескоп скорей взгляните

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет. (Юпитер)

Все планеты с полюсами,

Есть экватор у любой.

Но планеты с поясами

Не найдете вы другой.

В этих кольцах он один,

Очень важный господин. (Сатурн)

В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра,

И на мне всегда жара (Венера)

Это красная планета

По соседству с нами.

Он зимой и даже летом

Мерзнет надо льдами.

Странно, что ни говори, -

Лед не сверху, а внутри. (Марс)

Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален. (Меркурий)

В космосе с хвостом летаю,

Пыль вселенной подметаю.

Как метла, мой длинный хвост

Проведет уборку звезд. (Комета)

Эти звездочки, как искры,

Падают и гаснут быстро.

Зажигают среди ночи

В небе звездный дождик,

Словно эти огонечки

Рисовал художник. (Метеориты)

Я лечу вокруг Земли,

Отражаю вниз сигнал,

Чтобы зрители могли

Принимать телеканал. (Спутник)

Космонавты, крепко сели?

Скоро в космос выхожу!

Вкруг Земли на карусели

По орбите закружу.

(Ракета, космический корабль)

Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый.

 (Космонавт, астронавт)

В космосе нет сковородки

И кастрюли тоже нет.

Тут и каша, и селедка,

И борщи, и винегрет -

Расфасованы, как крем!

Космонавтом буду.

Из чего-то я поем,

Вовсе без посуды. (Из тюбиков)

В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает.

Та одежда припасет

И тепло, и кислород. (Скафандр)

Есть окошко в корабле -

"Челенджере", "Мире".

Но не то, что на Земле -

В доме и в квартире.

В форме круга то окно,

Очень прочное оно. (Иллюминатор)

        Чтобы глаз вооружить

и со звёздами дружить

Млечный путь увидеть, чтоб

Нужен мощный … (Телескоп)

 Телескопом сотни лет,

     Изучают жизнь планет.

     Нам расскажет обо всём

     Умный дядя… (Астроном)

     Астроном – он звездочёт.

    Знает всё наперечёт.

    Только лучше всех видна

     В небе полная … (Луна)

  До луны не может птица,

    Долететь и прилуниться.

    Но зато умеет это,

    Делать быстрая … (Ракета)

 У ракеты есть водитель

    Невесомости любитель.

    По-английски «астронавт»

    А по-русски … (Космонавт)

 Летит жар-птица, хвостом гордится (Комета).

Космонавт сидит в ракете,

    Проклиная всё на свете.

    На орбите, как на зло,

    Появилось … (НЛО)

НЛО летит к соседу,

    Из созвездья Андромеды.

    В нём от скуки волком воет злой зелёный … (Гуманоид)

Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт ...  (Гагарин)

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на...     (Ракете)

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в ... (Телескоп)

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной — ...(Комета)

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический ... (Метеорит)

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный ... (Спутник)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам ... (Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется... (Земля)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.     (Космос)

Стихи

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

***

Когда над Землею летит космонавт,

Глядят ему вслед миллионы ребят.

Вечерней порою глядят в небеса,

Сияют, сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят

Те звезды, к которым они полетят.

***

Мне сказал конструктор главный:

— Будет взлет не очень плавный…

Будет сердце, может быть,

Часто в пятки уходить…

Я ему вот так ответил:

— К испытаниям готов!

Ведь не зря же я на свете

Прожил целых шесть годов.

Задеру повыше пятки –

Вот и будет все в порядке.

И тогда за весь полет

Сердце в пятки не уйдет.

***

Чтобы папы-космонавты

Не скучали без ребят,

Скоро дети на ракете

Вместе с ними полетят.

Юрий Гагарин

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Автор: В. Степанов

День космонавтики

Взлетел в ракете русский парень,

Всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счету будешь ты?

Автор: В. Орлов

* * *

Ладонью, заслонясь от света,

Сидит мальчишка.

Тишина.

И вдруг волшебное:

— Ракета достигла станции Луна.

И оторвавшись от тетрадок,

Сказал с достоинством:

— Порядок. —

Как будто так и быть должно.

Должно быть так,

А не иначе.

И удивительного нет,

Что это нами,

Нами начат

Штурм неразгаданных планет.

Его за скупость не корите:

Мальчишка сдержан потому,

Что продолжение открытий

Эпоха вверила ему!

Автор: Л. Татьяничева

Возвращение

Закончился космический полет,

Корабль спустился в заданном районе,

И вот уж целиной пилот идет,

Чтоб снова землю взять в свои ладони...

И в космосе он думал лишь о ней,

Из-за нее летал в такие дали —

И лишь о ней все двести долгих дней

Писал в своем космическом журнале!

Автор: В. Орлов

Созвездия

Звезды, звезды, с давних пор

Приковали вы навеки

Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя

Возле красного костра,

Неотрывно в купол синий

Мог глядеть он до утра.

И глядел в молчанье долгом

Человек в простор ночной —

То со страхом,

То с восторгом,

То с неясною мечтой.

И тогда с мечтою вместе

Сказка зрела на устах:

О загадочных созвездьях,

О неведомых мирах.

С той поры живут на небе,

Как в ночном краю чудес, —

Водолей,

Стрелец и Лебедь,

Лев, Пегас и Геркулес.

Автор: Ю. Синицын

* * *

Есть в небе звездочка одна,

Какая — не скажу,

Но каждый вечер из окна

Я на нее гляжу.

Она мерцает ярко так!

А в море где-нибудь

Сейчас, наверное, моряк

По ней сверяет путь.

Автор: Г. Кружков

* * *

— Что там за родственник Луны,

Племянник или внучек,

Мелькает между тучек?

— Да это спутник!

— Вот те раз!

— Он спутник каждого из нас

И в целом — всей Земли.

Руками спутник сотворен,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

Автор: Ю. Яковлев

Раскинув свой огнистый хвост,

Комета мчится между звёзд.

Послушайте, созвездья,

Последние известия,

Чудесные известия,

Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,

Была у Солнца я в гостях.

Я Землю видела вдали

И новых спутников Земли.

Я уносилась от Земли,

За мной летели корабли!

Я помню, солнце в этот день искрилось:

Какой был удивительный апрель!

И в сердце радость с гордостью светилась:

Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали -

Такой улыбки не было второй!

Весь мир рукоплескал! Все ликовали:

Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,

Осваивают космос корабли.

А начинал - российский, славный парень,

ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!

Генрих Сапгир.

* * *

        

Планеты

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

Береги свою планету

Я.Аким

В космосе так здорово!

О. Ахметова

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

В космосе так здорово!

Острые ракеты

На огромной скорости

Мчатся там и тут!

Так чудесно в космосе!

Так волшебно в космосе!

В настоящем космосе

Побывал однажды!

В настоящем космосе!

В том, который видел сквозь,

В том, который видел сквозь

Телескоп бумажный!

Астроном

- Всё,- сказал я твёрдо дома, -

Буду только астрономом!

Необыкновенная

Вокруг Земли Вселенная!

Автор: Римма Алдонина

* * *

Как заманчиво

Стать астрономом,

Со Вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать чёрные дыры

И трактат сочинить непременно -

"Изучайте глубины Вселенной!"

Автор: Ю.Синицын

Пальчиковая гимнастика "Луноход"

Посмотрите, луноход

По Луне легко идет.

Он шагает очень важно,

В нем сидит герой отважный.

Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

Мы по глобусу шагаем,

Пальцы дружно поднимаем.

Перепрыгнули лесок,

На гору забрались,

Оказались в океане –

Вместе покупались.

Пошагали в Антарктиду,

Холодно, замерзли.

На ракету все мы сели –

В космос улетели.

 По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Аркадий Хайт

В пространстве космическом воздуха нет

И кружат там девять различных планет,

И солнце-звезда в самом центре системы

И притяжением связаны все мы.

Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля,

Четыре – Марс, пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, за ним – Нептун, он восьмым идет по счету,

А за ним уже потом и девятая планета,

Под названием – Плутон.

Разминка

- Мы идём на космодром,

Дружно в ногу мы идём.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках) .

Побежим ребята дружно -

Разминаться всем нам нужно.

Конспект совместной деятельности  рисованию  «Мы летим в космос»

Задачи:- уточнить представления детей о космосе и космических объектах,

- познакомить с новой техникой «граттаж», её применением при рисовании,

- учить использовать в работе приём «процарапывания»,

2. Развивающие:

- содействовать развитию чувства композиции, наблюдательности.  

3. Воспитывающая:

- вызвать интерес к теме, желание узнать новое о Космосе.  

Наглядный материал:

Игрушка Незнайки, схема солнечной системы, рисунки и фотографии космических объектов и ракет, варианты образцов.

Раздаточный материал:

Загрунтованные листы А4 (цветной фон, слой свечи, слой синей туши и гуаши), стек, клеёнка.

Ход.

Мотивация.

- Ребята, на предыдущем занятии мы с вами говорили о космическом пространстве. Сегодня я получила из Космоса послание, в котором нас просят о помощи. Хотите ли вы узнать, кому нужна помощь и почему? Тогда отгадайте загадку:

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Кто он, быстро угадай-ка,

Как зовут его?

(Незнайка)

- Правильно, ребята, это Незнайка. Он улетел на луну и до сих пор не вернулся.

- А вам бывает страшно, если вы оказывайтесь одни в незнакомом месте?

- Хотите помочь Незнайке вернуться на Землю? А как можно это сделать?

Ответы детей: отправить спасательный отряд космонавтов, отправиться самим.

- На чем же мы сможем долететь до луны? (на космическом корабле, ракете)

- Где же нам найти ракету? (ракету можно склеить, слепить, нарисовать)

- Предлагаю ракету нарисовать. Но без знаний о строении солнечной системы нас в космос не отправят.

- Нужно вместе со мной прочитать стихотворение и вспомнить название планет. Показывать планеты на карте.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз … Меркурий,

Два … Венера,

Три … Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

- Ребята, вы показали свои знания планет, оказались отзывчивыми, ну, а теперь мы с вами будем рисовать ракету и космические объекты. Какие вы знаете космические объекты (планеты, кометы, звезды, метеориты).

Объяснение приёма и показ.

- Но рисовать мы будем необычным способом: на специальных листах, которые подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать острыми палочками.

- Этот способ изображения называется граттаж или по-другому - царапины. Придётся приложить некоторые усилия, чтобы процарапать и изобразить ваш рисунок.

Рассматривание образцов (три варианта).

- Продумайте содержание и композицию вашего рисунка, выделите главные элементы и второстепенные, и приступайте. Для того чтобы некоторые объекты казались более объёмными, нужно полностью процарапать всю поверхность внутри контура.

Физкультминутка

Под медленную музыку дети имитируют движения космонавтов в открытом космосе.

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

Самостоятельная продуктивная деятельность.

Воспитатель помогает детям, если они просят помочь. Напоминает про композицию рисунка.

Анализ детских работ.

Дети, закончив работу, выкладывают рисунки в ряд.

Воспитатель предлагает детям полететь на своих ракетах на луну на помощь Незнайке и вместе с детьми ведет обратный отчет: «5, 4, 3…».

Под медленную музыку дети представляют полет и встречаются с Незнайкой. Незнайка благодарит детей за спасение.

По желанию дети рассказывают Незнайке о своих ракетах.

Воспитатель предлагает оформить выставку в группе и рассказать о космическом путешествии своим родителям.

Досуг – викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знатоки космоса»

Программное содержание

Цель: Закрепить имеющиеся знания о космосе.

Задачи

Образовательные:

Систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике

Обогащать словарь детей (космодром, скафандр, невесомость, телескоп и т.д.)

Развивающиеся:

Развивать интеллектуальные способности детей

Развивать силу, выносливость

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу

Создавать эмоционально благоприятную атмосферу

Материал: Картины о космосе, соответствующие каждому вопросу и загадке

Рисунок по точкам с цифрами (ракета) для конкурса капитанов

Спортивный инвентарь для соревнований

Доска для каждой команды с изображением планеты и названием команды

Звезды – бонусы за правильные ответы

Подарки – книги «Астрологическая энциклопедия»

Видеозапись с мультфильмом «Чип и Дейл – полет в космос»

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о космосе, о знаменитых космонавтах.

2. Разгадывание загадок.

3. Чтение книг.

4. Рисование ракеты.

5. Аппликация ракеты.

6. Просмотр видеороликов про космос.

7. Просмотр картинок, портретов, разных журналов о космосе.

Досуг- викторина на тему  «Знатоки  космоса»

Ход викторины

1. Вступительная часть. Беседа.

Воспитатель: Ребята! А вы знаете, какой праздник сегодня отмечает вся страна? (День космонавтики). Правильно! Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?

Воспитатель: А вы ребята знаете что-нибудь о космосе? Сегодня у нас будет командное соревнование между двумя группами. Команда старшей группы называется «Сатурн», а команда подготовительной группы - «Юпитер». Вы должны отвечать на вопросы, которые задаю вам, и за это вы будете получать звезды. В конце нашей викторины, мы их подсчитаем, и та команда у кого будет больше звезд, та и выиграла. Но если ответы будут выкрикиваться с места, или хором, все вместе отвечать, то звездочка будет забираться. Поэтому будьте внимательны, и кто первый поднимает руку, тот и отвечает.

викторинавикторина

2. Викторина. Вопросы.

Как звали человека, который заинтересовался и основал космос? (Циолковский)

А какого числа отмечают день космонавтики? (12 апреля 1961 год)

А почему этот день так назвали? (В этот день впервые в космос полетел человек)

Какие животные побывали в космосе? (обезьяны, крысы, собаки)

А какие главные герои летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Лайка, Белка и Стрелка)

Как звали человека, который впервые полетел в космос и благополучно вернулся? (Юрий Алексеевич Гагарин)

На каком космическом корабле летал Гагарин? (Восток – 1)

Как звали человека, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)

Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)

Каких космонавтов вы еще знаете? (Герман Титов, Андриан Николаев, Владимир Комаров,

А как люди находят в космосе? (в невесомости)

Как они принимают пищу? (с помощью тюбиков)

Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)

Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун)

Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)

3. Физкультминутка. Эстафета «Быстрые и сильные»

Воспитатель: Ребята! Что делают космонавты, перед тем как отправится в полет? (Они готовятся, тренируются на тренажерах). Правильно! Мы с вами сейчас тоже немного подготовимся! И проверим, какая команда сильней, быстрей и выносливей?

1 задание: Перетягивание каната

2 задание: Ходьба с предметом (мячиком)

3 задание: Бег с препятствием (змейкой)

Воспитатель: Молодцы, Ребята! Вы все сильны, быстрые, а главное в вас присутствует командный дух.

4. Загадки. Игра «Дополни словечко»

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Сегодня вам нужно не только отгадать загадку, но и найти ответ на картинках.

Чтобы глаз вооружить                                              

И со звездами дружить,                                              

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на… (Ракете)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски … (космонавт)

Самый первый в космосе,

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт … (Гагарин)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам … (Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

 Он дружит с ветром и водой,

Она – с Полярною звездой.

Никак не могут встретиться

Медведь с Большой … (медведицей)

 Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд,

И как одинокий путник,

Летит по орбите … (спутник)

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его - полоска света,

А зовут объект… (комета)

 Что видим мы, взглянув в оконце,

Нам ярким светом светит … (солнце)

5. Капитанский конкурс.

Воспитатель: Сейчас будет задание для капитанов. Нужно выполнить задание правильно и быстро. А остальные из команды поддерживают своих капитанов.

Задание. Вам надо прямыми линиями соединить все точки по порядку и сказать, что у вас получилось. Кто сделает первым и все правильно, та команда

и получит звездочку.

Дополнительные вопросы капитанам:

- На чем летают космонавты? (ракета)

- Как называется место, откуда стартует ракета?

(космодром)

 Капитанский конкурс

6. Заключительная часть. Подведение итогов.

Каждая команда считает свои звезды. Командир говорит ведущему результат. Ведущий подводит итог соревнований и вручает подарки командирам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Этот загадочный космос»

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: зачем человек полетел в космос? Родители уделяют недостаточное внимание празднику День космонавтики. Поэтому нужно развивать интерес д...

Проект "Этот загадочный космос"

Методическая разработка ОО «Познание»  Формирование целостной картины мира» (старшая группа) Проект «Этот загадочный космос»В данном материале представлен опыт работы по формированию предста...

Фотоотчёт к проекту "Этот загадочный космос"

Первые представления о космосе, можно и нужно давать детям уже в старшем дошкольном возрасте. Эта тема очень интересна и увлекательна. В ДОУ они получают представления о профессиях, связанных с космос...

Проект "этот загадочный космос"

Сформировать у детей представления о том, что мы живем в России на планете Земля, и что кроме Земли в космосе есть и другие планеты солнечной системы, должны знать, что первым человеком, поднявшимся в...

проект "Этот загадочный космос"

Объяснительная запискаПолёт апрельский небо озарил,рывок Земли в космические дали.Гагарин первым подвиг совершилприблизив то, о чем мы лишь мечтали.Мечта о космосе Мечта вчерашних мальчишек — стать ко...

проект "Этот загадочный космос"

Объяснительная запискаПолёт апрельский небо озарил,рывок Земли в космические дали.Гагарин первым подвиг совершилприблизив то, о чем мы лишь мечтали.Мечта о космосе Мечта вчерашних мальчишек — стать ко...

Исследовательский проект "Этот загадочный космос"

Краткое описание работы. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Так как тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.В ...