Занятие по ознакомлению с окружающим "Осень золотая"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Иконникова Оксана Петровна

Закрепление знаний детей об осени, осенних явлениях в природе, приметах осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_zolotaya.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Осень»

Цель: Обобщение знаний детей об осени, осенних явлениях ,приметах.

Задачи.

  Образовательные-

  1. Уточнить  и закрепить знания детей об осенних изменениях в природе,  уточнить приметы осени, напомнить детям название осенних месяцев.
  2.  Познакомить с народными названиями осенних месяцев.
  3. Формировать понимание иносказательного смысла загадок, применение в речи образных выражений.

   Развивающие-

1.Развивать умение соотносить описание природы в стихах или прозе с определенными временами года.

      2.Развиваить мышление, речь.

     Воспитательная-

Воспитывать любовь к родной природе, желание передавать ее красоту в речи.

     Материалы для занятия:

Картины с изображением осенних пейзажей, труда людей осенью, перелета птиц, погодных явлений. Аудиозапись пьес из альбома П.И. Чайковского «Времена года».

Картины  И.С. Остроухова «Золотая осень»; И.И. Левитана «Золотая осень».

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадку:

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Осенью)

Воспитатель выставляет картину с изображением осеннего пейзажа и предлагает внимательно рассмотреть ее и ответить:

- Какое время года, изображенного на этой картине.

- Какие времена года вы еще знаете? (последовательность времен года)

-Какие осенние месяцы вы знаете? (последовательность месяцев)

- А вы знаете, ребята, у всех осенних месяцев есть еще и народные названия:

Сентябрь- хмурень (небо хмурится, часто прячется за тучами)

Октябрь-грязник (под ногами грязь от частых осенних дождей)

Ноябрь–листогной(листья опали, гниют, в слове «листогной» спрятались два слова: листья и гнить)

-Объясните, почему так в народе названы осенние месяцы? (закрепление)

-Ребята, а вам нравиться осень?

- А скажите, по каким признакам, приметам вы определили, что на этой картине изображена именно осень, а не другое время года?

(выставляю еще несколько картин об осени сизображением погодных явлений, перелета птиц, подготовке животных к зимам, труд людей)

(ответы детей)

-Ребята, а что такое «листопад»?

(Это сложное слово, в нем спрятались два простых, маленьких слова: листья, падают)

-Какого цвета листья бывают осенью?

(золотые, багряные, пурпурные)

-Осенью идут очень частые дожди.

Какие дожди бывают осенью?

 (мелкие, холодные, моросящие, грибные).

-Что вы можете сказать о птицах?

(улетают в теплые края).

-Что происходит с днем и ночью?

(дни становятся короче, а ночи длиннее).

- Что делают животные осенью?

(готовятся к зиме).

- Чем занимаются осенью люди?

(собирают урожай).

-Очень хорошо, ребята! Вы посмотрели на картину, все сами вспомнили об осени. А как вы думаете, осень-это веселое или грустное время года?(грустное).

-А почему? Потому что природа как бы замирает. Прощается с яркими красками лета.

Послушайте отрывок русского поэта А.С. Пушкина об осени:

Унылая пора, очей очарованья!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Сейчас мы с вами послушаем музыку  великого русского композитора П.И. Чайковского «Времена года». Закройте глаза и представьте  себе все то, о чем мы с вами сегодня говорили. А когда прослушаем музыку, вы мне расскажите, что вы услышали.(ответы детей)

Д/И «Что за чем следует?»

-Какое время года следует за летом?

(Осенью?Зимой?Весной?)

Физкультминутка.

Заяц мчится, что есть мочи,

(бег на месте)

Заяц схорониться хочет,

(закрывают лицо ладонями)

То бежит он, то кружит…

(бег на месте, кружатся)

Бедный он! Всего боится!

Где укрыться ото зла

(Руки лодочкой у груди)

От лисицы, от куницы.

(повороты вправо, влево, изображают хвост лисицы, куницы)

От орлицы и орла

(показывают крылья орла)

Он боится даже белки

(показывают ушки белки)

Певчей птицы, даже мелкой

(показывают клювик птицы, сложив пальцы)

Уши-стрелы, хвост-сучок,

(показывают заячьи уши, вытянув руки вверх)

Прыгнул белкой и молчок

(показывают беличий прыжок и указательный палец к губкам).

-Ребята составьте предложения по картинке на тему«Осень» с ключевыми словами : багряный, золотой, пурпурный, мелкий, холодный, моросящий.

-Молодцы, ребята!

Игра «Какое время года».

Загадываю загадку, а дети отгадывают «кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Загадки:

1) Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает

Когда это бывает? (Весной)

2) Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

3)Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю.

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (Зима)

4) Я соткана из зноя

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!»-приглашаю

И любите меня за это

Вы все меня. Я… (Лето)

-Молодцы, ребята!

-А в конце занятия давайте покажем действия, которые можно наблюдать в осеннюю пору: собираете грибы, ягоды, срываете с деревьев фрукты, сгребаете граблями опавшую листву, укрываетесь под зонтик от дождя, убираете овощи на огороде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Золотая осень»

Произведения искусства - литературно-поэтические, художественно-изобразительные, музыкальные будут больше понятны и доступны детям, если знакомить с ними в комплексе, что мы и попытались сделать, объе...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема «Осень золото роняет» (средняя группа)

Расширить представления детей об осени как времени года, когда созревают семена.Воспитывать любовь к природе родного  края....

Занятие по ознакомлению ребенка с природой в средней группе детского сада "Золотая осень"

Занятие содержит игровые упражнения, дидактические игры для детей среднего возраста.Будет полезно для воспитателей и родителей....

"Золотая рыбка" интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе.Знакомство с жизнью рыбок в аквариуме, использование пальчиковой гимнастики и физкультминуток на занятиях....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Золотая осень" в старшей группе

Интересное увлекательное путешествие  детей к осени, закрепление знаний о погодных явлениях и жизни зверей осенью....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА «НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ»

Цель: сформировать представление о том, как рыбы при­спосабливаются к жизни в природных условиях; уточнить зна­ния об особенностях их внешнего вида, образа жизни (как и чем питаются, как ...

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты» Подготовила воспитатель МБДОУ №7 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Краснодарский край ст. Отрадная :

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты»Подготовила воспитатель МБДОУ №7 &laqu...