"Обитатели морей и океанов" - детский проект
проект по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Панкова Ирина Евгеньевна

Цель проекта: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «Обитатели морей и океанов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на тему:

 «Обитатели морей и океанов»

Тип проекта: информационно-творческий

Участники: дети средней группы «Белочка», воспитатель, родители.

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: 1 неделя.

Проблема: «Какие бывают обитатели моря»

Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»

Актуальность. На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её. Участие детей в проекте «Обитатели моря» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря и океана, развить связную речь, творческие способности детей.

Цель проекта: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «Обитатели морей и океанов».

Задачи:

• расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;

• развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;

• развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

• развивать способность вслушиваться в звуки природы;

• развивать познавательный интерес, творческие способности;

• использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;

• учить охранять окружающую среду.

Ожидаемые результаты проекта: 

• владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;

• иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи со средой обитания; способах их передвижения (плавает, ползает);

• иметь простейшие представления о способах маскировки, об уникальности каждого вида;

• иметь представление о взаимосвязи с другими обитателями;

• иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

• сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

• составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием  опорной схемы.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный :

  • постановка проблемы;
  • разработка плана проекта;
  • создание соответствующей развивающей среды в группе;
  • сбор и накопление материала по проблеме;
  • информирование и ознакомление родителей с темой проекта.

2. Основной:

  • постановка перед детьми проблемы «Какие бывают обитатели моря? »;
  • привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного перспективного плана;
  • создание взаимодействия взрослых и детей к результату.

3. Практико-аналитический:

  • изучение мнения всех участников проекта о работе по реализации проекта;
  •  составление фотоальбома с детьми «Как прекрасен этот подводный мир»;
  •  составление сборника детских рассказов о морях и океанах совместно с родителями;
  •  коллективная работа панно «На дне морском».

4. Продуктивный:

  • презентация фотоальбома «Как прекрасен этот подводный мир»;
  • презентация сборника детских рассказов о морях и океанах;
  • презентация коллективного панно «На дне морском».

Предварительная работа:

• поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;

• знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт? », А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; Татьяна Домаренок «Морские спасатели»; Надежда Шемякина «Сказка про Кита», чтение стихов Инны Сударевой «На дне морском»;

• разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды? », «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок;

• рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;

• прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;

• просмотр мультфильмов «Девочка и дельфин», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «В порту», «Садко»

Сотрудничество с родителями: изготовление фотоальбома «Как прекрасен этот подводный мир», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах, детей нашей группы (родители записывают, придуманный детьми рассказ), изготовление макета аквариума.

Перспективный план работы.

1. Беседа: «Какие разные моря! »

2. Беседа: «Сокровища морей»

3. НОД по ознакомлению с природным окружением «Путешествие по морским глубинам»

4. НОД по изо-деятельности «Подводное царство»

5. НОД по художественному творчеству лепка «Волшебная страна- подводное царство»

6. Физкультурный досуг «Морская школа юнг»

7. Оригами «Рыбки»

8. НОД по ФЭМП «Морская арифметика»

9. Чтение художественной литературы А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Т. Домаренок «Морские спасатели», С. Сахарнов «Кто в море живет?», И. Сударева стихи «На дне морском», Г. Косова «Азбука подводного мира»  

10. Рассматривание картин: И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»  

11. Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»

12. Просмотр мультфильмов ««Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «Девочка и дельфин», «В порту», «Садко»

13. Загадки о морских обитателях.

14. Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды? », «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка».

15. Упражнение с элементами хатха-йоги «Море»

16. Физкультминутка: «Морское путешествие»

17. Дидактические игры: «Русалочка», «Четвертый лишний», Чей силуэт? «Чья тень?», «Собери Дельфина», «Угадай какой водоем», «Кто здесь живет?»,  «О ком расскажу?»

18. Словесные игры: « Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит? », «Чьи детки? », «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом? »

19. Подвижные игры: «Удочка», «Море волнуется раз», «Караси и щука» , «Невод»

20. Сюжетно-ролевая игра: «Пароход»

21. Работа с родителями: «Изготовление фотоальбома «Как прекрасен этот подводный мир», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах, детей нашей группы (родители записывают придуманный детьми рассказ) .

22. Викторина «Чудеса подводного мира! »(презентация).

Реализация проекта.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

  • Беседы: о рыбах, о морях, морских сокровищах.
  • Рассматривание иллюстраций энциклопедий «Море и его мир», «Атлас морей и океанов»
  • Рассматривание видеороликов «Морской мир». «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи». Мультфильмы: «Сказка о рыбаке и рыбке» ; «Садко», «В порту», « Девочка и дельфин»
  • Рассматривание альбома с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания;
  • Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир картин подводный мир картины Марка Сузино.

Продукт проектной деятельности: фотоальбом «Как прекрасен этот подводный мир», сборник детских рассказов о морях и океанах, макет аквариума, коллективное панно «На дне морском», фотографии с НОД, оформление игрового уголка «Морской мир»

Познавательная деятельность: 

  • Беседа на тему: «Какие разные моря! »
  • Беседа: «Сокровища морей! »
  • Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
  • НОД «Путешествие по морским глубинам»

Чтение художественной литературы. 

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения; объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

  • Загадки о морских обитателях
  • С. Сахарнов «Кто в море живёт? »
  •  А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  •  Г. Х. Андерсен «Русалочка»
  •  Татьяна Домаренок «Морские спасатели»
  •  Надежда Шемякина «Сказка про Кита»
  •  ИннаСударева «На дне морском»
  • Разучивание стихов:
  • В. Орлова «Для чего морю наряды? » «Я рисую море»
  •  Ю. Дулепины «Осьминог»
  •  С. Баранова «Дельфины»
  •  пословицы и поговороки
  •  пальчиковая гимнастика «Чайка»

Дидактические игры. 

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения, развивать умение описывать водоем, его обитателей по схеме, расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.

  • «Русалочка»
  • «Четвертый лишний»
  • «Чей силуэт»
  • «Чья тень? »
  • «Собери Дельфина»
  • «Угадай какой водоем»
  • «Кто здесь живет? »
  • «О ком расскажу»
  • Словесные игры
  • «Опиши животное»
  • «Отгадай загадку»
  • «Кто, что слышит? »
  • «Чьи детки? »
  • «Найди предмет по описанию»
  • «Назови одним словом»

Музыкальная деятельность.

Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

  • Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»
  • Дебюсси К. «Море» - эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»
  • Равель М. «Игра воды»

Продуктивные виды деятельности:

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

  • Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны».
  • Коллаж «На дне морском»
  • Коллективная аппликация «В морских глубинах»
  • НОД по изо-деятельности «Подводное царство»
  • НОД по лепке «Волшебная страна - подводное царство»
  • Оригами «Морские рыбки»
  • Изготовление фотоальбома с иллюстрациями «Как прекрасен это подводный мир… »
  • Составление совместно с родителями «Сборник детских рассказов о морях океанах».

Физкультурно-оздоровительная деятельность. 

  • Упражнение с элементами хатха-йоги «Море»
  •  Физкультурный досуг «Морская школа юнг».

Вывод. 

Детям очень понравилось наше познавательное занятие, они с нетерпением ждали каждый день, чтобы узнать, что-то новое об обитателях водного мира. На беседе про жителей моря дети внимательно слушали, и боялись что-то пропустить, все были заинтересованы, возможно, потому что знали что после будут вопросы на эту тему, и те, кто лучше всего ответят, получат призы. Дети с интересом рассматривали предложенные мною фотографии обитателей моря, с какими-то они уже были знакомы, а каких-то видели впервые.

Дети с нетерпением ждали тот день, когда проведем физкультурный досуг.

Конечно, больше всего интереса у детей вызвала аппликация. Все были задействованы, каждый занимался своим делом. Чтобы дети не спорили, обязанности распределила считалочка. Итогом были все довольны. Когда пришли родители, дети повели их к аппликации и стали рассказывать, кто что сделал. Была проведена заключительная викторина «Чудеса подводного мира! », где дети показали все свои накопленные знания по этой теме! Проведена большая работа с родителями, они совместно с детьми сочиняли рассказы о морях, которые мы оформили в сборник! Также родители участвовали в создании макета – аквариума, в создании фотоальбома « Как прекрасен этот подводный мир! »

Мне кажется, что наше коллективно-творческое дело прошло удачно, мне удалось заинтересовать и чем-то удивить детей, я увидела, насколько хорошо у детей развита память и фантазия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Обитатели морей и океанов"

Максимально обогатить знания и представления детей об обитателях океанов и морей,условиях их жизни,способствуя при этом развитию познавательно-речевой сферы....

Презентация проекта "Обитатели морей и океанов"

Презентация проекта "Загадончй мир морей и океанов в подготовительной группе...

Экологический проект для старшего дошкольного возраста "Обитатели морей и океанов"

Проект разработан и составлен с целью воспитания экологической культуры  и развития познавательных и творческих способностей детей. В нем представлены различные виды деятельности с детьми....

Проект "Обитатели морей и океанов"

Смоленская область, город Вязьма, улица Ямская дом 41 «А», детский сад № 11.   Проект: «Обитатели морей и океанов» старшая группа....

Проект «Обитатели морей и океанов»

Основы экологической культуры мы закладываем еще в дошкольном возрасте. И чтобы сохранить природу в первозданном виде, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению...

Пластилинография в старшей группе детского сада по теме «Обитатели морей и океанов»

quot;Пластилинография"На занятии лепки у детей старшего возраста прошла пластилинография.Перед собой на занятии я ставила цель развить умение детей самостоятельно задумывать содержание своей раб...

Детский проект "Обитатели морей и океанов"

Актуальность: " Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин.Дошкольники находятся под постоянным контр...