Главные вкладки

    "Обитатели морей и океанов" - детский проект
    проект по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

    Панкова Ирина Евгеньевна

    Цель проекта: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «Обитатели морей и океанов».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность на тему:

     «Обитатели морей и океанов»

    Тип проекта: информационно-творческий

    Участники: дети средней группы «Белочка», воспитатель, родители.

    Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

    Срок реализации проекта: 1 неделя.

    Проблема: «Какие бывают обитатели моря»

    Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»

    Актуальность. На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её. Участие детей в проекте «Обитатели моря» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря и океана, развить связную речь, творческие способности детей.

    Цель проекта: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «Обитатели морей и океанов».

    Задачи:

    • расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;

    • развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;

    • развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

    • развивать способность вслушиваться в звуки природы;

    • развивать познавательный интерес, творческие способности;

    • использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;

    • учить охранять окружающую среду.

    Ожидаемые результаты проекта: 

    • владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;

    • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи со средой обитания; способах их передвижения (плавает, ползает);

    • иметь простейшие представления о способах маскировки, об уникальности каждого вида;

    • иметь представление о взаимосвязи с другими обитателями;

    • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

    • сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

    • составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием  опорной схемы.

    Этапы реализации проекта:

    1. Подготовительный :

    • постановка проблемы;
    • разработка плана проекта;
    • создание соответствующей развивающей среды в группе;
    • сбор и накопление материала по проблеме;
    • информирование и ознакомление родителей с темой проекта.

    2. Основной:

    • постановка перед детьми проблемы «Какие бывают обитатели моря? »;
    • привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного перспективного плана;
    • создание взаимодействия взрослых и детей к результату.

    3. Практико-аналитический:

    • изучение мнения всех участников проекта о работе по реализации проекта;
    •  составление фотоальбома с детьми «Как прекрасен этот подводный мир»;
    •  составление сборника детских рассказов о морях и океанах совместно с родителями;
    •  коллективная работа панно «На дне морском».

    4. Продуктивный:

    • презентация фотоальбома «Как прекрасен этот подводный мир»;
    • презентация сборника детских рассказов о морях и океанах;
    • презентация коллективного панно «На дне морском».

    Предварительная работа:

    • поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;

    • знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт? », А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; Татьяна Домаренок «Морские спасатели»; Надежда Шемякина «Сказка про Кита», чтение стихов Инны Сударевой «На дне морском»;

    • разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды? », «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок;

    • рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;

    • прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;

    • просмотр мультфильмов «Девочка и дельфин», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «В порту», «Садко»

    Сотрудничество с родителями: изготовление фотоальбома «Как прекрасен этот подводный мир», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах, детей нашей группы (родители записывают, придуманный детьми рассказ), изготовление макета аквариума.

    Перспективный план работы.

    1. Беседа: «Какие разные моря! »

    2. Беседа: «Сокровища морей»

    3. НОД по ознакомлению с природным окружением «Путешествие по морским глубинам»

    4. НОД по изо-деятельности «Подводное царство»

    5. НОД по художественному творчеству лепка «Волшебная страна- подводное царство»

    6. Физкультурный досуг «Морская школа юнг»

    7. Оригами «Рыбки»

    8. НОД по ФЭМП «Морская арифметика»

    9. Чтение художественной литературы А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Т. Домаренок «Морские спасатели», С. Сахарнов «Кто в море живет?», И. Сударева стихи «На дне морском», Г. Косова «Азбука подводного мира»  

    10. Рассматривание картин: И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»  

    11. Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»

    12. Просмотр мультфильмов ««Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «Девочка и дельфин», «В порту», «Садко»

    13. Загадки о морских обитателях.

    14. Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды? », «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка».

    15. Упражнение с элементами хатха-йоги «Море»

    16. Физкультминутка: «Морское путешествие»

    17. Дидактические игры: «Русалочка», «Четвертый лишний», Чей силуэт? «Чья тень?», «Собери Дельфина», «Угадай какой водоем», «Кто здесь живет?»,  «О ком расскажу?»

    18. Словесные игры: « Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит? », «Чьи детки? », «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом? »

    19. Подвижные игры: «Удочка», «Море волнуется раз», «Караси и щука» , «Невод»

    20. Сюжетно-ролевая игра: «Пароход»

    21. Работа с родителями: «Изготовление фотоальбома «Как прекрасен этот подводный мир», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах, детей нашей группы (родители записывают придуманный детьми рассказ) .

    22. Викторина «Чудеса подводного мира! »(презентация).

    Реализация проекта.

    Совместная деятельность детей и педагогов.

    Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

    • Беседы: о рыбах, о морях, морских сокровищах.
    • Рассматривание иллюстраций энциклопедий «Море и его мир», «Атлас морей и океанов»
    • Рассматривание видеороликов «Морской мир». «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи». Мультфильмы: «Сказка о рыбаке и рыбке» ; «Садко», «В порту», « Девочка и дельфин»
    • Рассматривание альбома с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания;
    • Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир картин подводный мир картины Марка Сузино.

    Продукт проектной деятельности: фотоальбом «Как прекрасен этот подводный мир», сборник детских рассказов о морях и океанах, макет аквариума, коллективное панно «На дне морском», фотографии с НОД, оформление игрового уголка «Морской мир»

    Познавательная деятельность: 

    • Беседа на тему: «Какие разные моря! »
    • Беседа: «Сокровища морей! »
    • Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
    • НОД «Путешествие по морским глубинам»

    Чтение художественной литературы. 

    Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения; объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

    • Загадки о морских обитателях
    • С. Сахарнов «Кто в море живёт? »
    •  А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
    •  Г. Х. Андерсен «Русалочка»
    •  Татьяна Домаренок «Морские спасатели»
    •  Надежда Шемякина «Сказка про Кита»
    •  ИннаСударева «На дне морском»
    • Разучивание стихов:
    • В. Орлова «Для чего морю наряды? » «Я рисую море»
    •  Ю. Дулепины «Осьминог»
    •  С. Баранова «Дельфины»
    •  пословицы и поговороки
    •  пальчиковая гимнастика «Чайка»

    Дидактические игры. 

    Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения, развивать умение описывать водоем, его обитателей по схеме, расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.

    • «Русалочка»
    • «Четвертый лишний»
    • «Чей силуэт»
    • «Чья тень? »
    • «Собери Дельфина»
    • «Угадай какой водоем»
    • «Кто здесь живет? »
    • «О ком расскажу»
    • Словесные игры
    • «Опиши животное»
    • «Отгадай загадку»
    • «Кто, что слышит? »
    • «Чьи детки? »
    • «Найди предмет по описанию»
    • «Назови одним словом»

    Музыкальная деятельность.

    Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

    • Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»
    • Дебюсси К. «Море» - эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»
    • Равель М. «Игра воды»

    Продуктивные виды деятельности:

    Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

    • Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны».
    • Коллаж «На дне морском»
    • Коллективная аппликация «В морских глубинах»
    • НОД по изо-деятельности «Подводное царство»
    • НОД по лепке «Волшебная страна - подводное царство»
    • Оригами «Морские рыбки»
    • Изготовление фотоальбома с иллюстрациями «Как прекрасен это подводный мир… »
    • Составление совместно с родителями «Сборник детских рассказов о морях океанах».

    Физкультурно-оздоровительная деятельность. 

    • Упражнение с элементами хатха-йоги «Море»
    •  Физкультурный досуг «Морская школа юнг».

    Вывод. 

    Детям очень понравилось наше познавательное занятие, они с нетерпением ждали каждый день, чтобы узнать, что-то новое об обитателях водного мира. На беседе про жителей моря дети внимательно слушали, и боялись что-то пропустить, все были заинтересованы, возможно, потому что знали что после будут вопросы на эту тему, и те, кто лучше всего ответят, получат призы. Дети с интересом рассматривали предложенные мною фотографии обитателей моря, с какими-то они уже были знакомы, а каких-то видели впервые.

    Дети с нетерпением ждали тот день, когда проведем физкультурный досуг.

    Конечно, больше всего интереса у детей вызвала аппликация. Все были задействованы, каждый занимался своим делом. Чтобы дети не спорили, обязанности распределила считалочка. Итогом были все довольны. Когда пришли родители, дети повели их к аппликации и стали рассказывать, кто что сделал. Была проведена заключительная викторина «Чудеса подводного мира! », где дети показали все свои накопленные знания по этой теме! Проведена большая работа с родителями, они совместно с детьми сочиняли рассказы о морях, которые мы оформили в сборник! Также родители участвовали в создании макета – аквариума, в создании фотоальбома « Как прекрасен этот подводный мир! »

    Мне кажется, что наше коллективно-творческое дело прошло удачно, мне удалось заинтересовать и чем-то удивить детей, я увидела, насколько хорошо у детей развита память и фантазия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Обитатели морей и океанов"

    Максимально обогатить знания и представления детей об обитателях океанов и морей,условиях их жизни,способствуя при этом развитию познавательно-речевой сферы....

    Презентация проекта "Обитатели морей и океанов"

    Презентация проекта "Загадончй мир морей и океанов в подготовительной группе...

    Экологический проект для старшего дошкольного возраста "Обитатели морей и океанов"

    Проект разработан и составлен с целью воспитания экологической культуры  и развития познавательных и творческих способностей детей. В нем представлены различные виды деятельности с детьми....

    Проект "Обитатели морей и океанов"

    Смоленская область, город Вязьма, улица Ямская дом 41 «А», детский сад № 11.   Проект: «Обитатели морей и океанов» старшая группа....

    Проект «Обитатели морей и океанов»

    Основы экологической культуры мы закладываем еще в дошкольном возрасте. И чтобы сохранить природу в первозданном виде, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению...

    образовательный проект «Обитатели морей и океанов»

    Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта....

    Проект "Обитатели морей и океанов"

    В материале раскрыто содержание познавательно-исследовательского проекта "Обитатели морей и океанов"....