Познавательная беседа для детей подготовительной группы «Фольклор северной земли».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гурина Ольга Геннадиевна

Цель:

  • уточнить и закрепить представление о жанровых особенностях, назначении потешек и поговорок;
  • учить понимать обобщенное значение пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы;
  • познакомить с поговорками и потешками ненцев;
  • закрепить знания коренном населении Севера, о быте, и промыслах ненцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_severe.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная беседа для детей подготовительной группы

«Фольклор северной земли».

Цель: 

  • уточнить и закрепить представление о жанровых особенностях, назначении потешек и поговорок;
  • учить понимать обобщенное значение пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы;
  • познакомить с поговорками и потешками ненцев;
  • закрепить знания коренном населении Севера, о быте, и промыслах ненцев.

Демонстрационный материал:

Игрушки: машинка, кукла, мишка.

Игрушки ненецких детей: лялька, кукла.

Ход беседы:

Дети! Наша страна огромна. Разные народы живут в нашей стране. Сегодня мы побеседуем об одном из уголков нашей Родины. Дети, скажите, где бывает короткое лето и длинная зима? (На Севере!)

Совершенно верно! Коренное население Севера - ханты, манси, ненцы, коми. Они занимаются охотой, рыбной ловлей, оленеводством.

Коренное население живет в чумах. Чум строят из жердей и покрывают оленьими шкурами. У входа в чум живет старая семья, а новая – в конце чума. Народы Севера носят одежду из оленьих шкур, украшенную бисером и вышивкой – малицы, кисы. Оленеводы и охотники переезжают с места на место и чум – дом возят с собой.

Далее воспитатель обращает внимание детей на игрушки, говорит, что они играли с этими игрушками, когда были маленькими, что мамы забавляли детей потешками чтоб им интересней было засыпать и играть. Слова в потешках и песенках нежные, ласковые.

Рассматривает вместе с детьми книжки, предлагает вспомнить песенки-колыбельные.

- А это игрушки, в которые играют дети ненцев.

Вечером, когда в чуме все готовятся ко сну, уютно потрескивает огонь в печке, мамы поют песенки своим малышам, вот одна из них:

Морошка, морошка, тонкая ножка

Ягода-фонарик, сладостью подарит.

Солнца луч в окошке - золотые рожки.

Вышла я из чума - нет нигде морошки

Белою метелью гуси налетели,

На болото сели, всю морошку съели.

Гуси на болото прилетают рано.

Завтра за морошкой раньше солнца встану.

- Подумайте, как можно поиграть с малышом, используя эту песенку. (Ответы детей)

Послушайте еще одну песенку:

В тундре стало тихотихо.

Ветер к морю убежал...

Задремала мать- зайчиха,

И зайчонок задремал.

Гуа, гуа, гуа, гуа-

Потянулся и зевнул.

Гуа, гуа, гуа, гуа-

Улыбнулся и заснул.

Мальчик тоже лег в кровать.

Он набегался, устал

И как зайчик сладко- сладко

Рядом с дедом задремал.

-Как вы думаете под эту песенку легче усыпить малыша или поиграть с ним? (Ответы детей)

-Много веселых и нежных песенок, замысловатых загадок, мудрых пословиц сочинил ненецкий народ. Какие-то из них вы уже знаете, слышали и учитесь понимать. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица.

Послушайте пословицу ненцев и скажите, как вы ее понимаете:

"У одного ум в словах, у другого в делах".

Если дети затрудняются, воспитатель дает пояснительный рассказ

-Жили в одном стойбище два ненца. Вместе они уходили к реке рыбачить. Проходило немного временодин возвращался домой и начинал хвастать - как много он поймал рыбы, да какой крупной.

Но на самом деле рыбы было немного, и она была крупной и мелкой. Второй ненец задерживался до вечера на рыбалке, и приносил много крупной рыбы. Проходил день, а у первого ненца рыба заканчивалась, и ему приводилось снова идти на рыбалку, а у второго рыбы хватало на неделю и больше. Верно, говорят: "У одного ум в словах, а у другого в делах».

- Послушайте еще одну поговорку: "С хорошим человеком и без чума тепло".

-Почему так говорят? (Ответы детей)

-Чему учит эта пословица?

«Тундра - наша поилица и кормилица». (Ответы детей)

-Придумайте по этой пословице рассказ, нарисуйте к нему иллюстрацию.

Самостоятельная работа детей: заслушиваются несколько ответов детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной беседы для детей подготовительной группы на тему «Красота природы бесценна»

Красота природы бесценна! Как сохранить природу родного города-живописные озера, березовую рощу, тополиные аллеи? Что значит любить природу и охранять все живое? На все эти и другие вопросы дает ответ...

Познавательная беседа для детей подготовительной группы «Фольклор северной земли».

Цель:уточнить и закрепить представление о жанровых особенностях, назначении потешек и поговорок;учить понимать обобщенное значение пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы;познакомить с по...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".

Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....

Конспект познавательной беседы для детей подготовительной группы «Светофор»

Продолжать знакомить детей с основными правилами уличного движения.Уточнить имеющиеся у детей представления о светофоре, его назначении, цветовых сигналах....

Познавательная беседа с детьми подготовительной группы «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Цель и задачи:– обогатить знания детей о героическом прошлом города – Ленинград (Санкт – Петербург) – блокаде;– дать представления о тяжелых и героических днях в ист...

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы « След М.Ю.Лермонтова на Чембарской земле».

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "След М.Ю.Лермонтова на Чембарской земле"....