Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы. Тема: «Животный мир полярных районов Земли»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

 Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области 

                  «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы

 

 

 

 

 

      Тема: «Животный мир полярных районов Земли»

 

Используемые технологии:

• Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

• Технология деятельностного подхода;

• Информационно – коммуникативная;

• Здоровьесберегающая технология;

• Игровая.

 

Воспитатель: Бакал Галина Степановна

 

«Животные полярных районов Земли»

 

Цель: расширение и систематизация представления дошкольников о животных и птицах холодных стран.

Задачи:

  1. Образовательные: углубление и закрепление представлений детей о природных условиях полярных районов; формирование знаний о внешнем виде, повадках животных и птиц; закрепление названий детёнышей.
  2. Воспитательные:  воспитание у детей познавательного интереса, любознательности и стремления изучать природу;  формирование понимания необходимости защиты природы;  воспитание умения работать в команде.
  3. Развивающие: развитие внимания ,наблюдательности, активности, логического мышления; развитие умения определять, дополнять и формулировать правильный ответ из нескольких предложенных ответов в микрогруппе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих различные полярные пейзажи, животных полярных областей, энциклопедий; беседы, просмотр презентации, проведение опыта с промасленной бумагой, чтение художественной литературы: Н.Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «В тундре», Г. Снегирёв «Пингвиний пляж». Работа по толкованию трудных для понимания слов: экспедиция, водонепроницаемый, полынья, лишайник.

Материалы к совместной непрерывной деятельности: глобус, разрезные картинки, иллюстрации с изображением животных, ребусы, контурные изображения животных полярных районов.

 

Ход непрерывной совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед занятием

-Дети, посмотрите, что необычного вы  видите?  

-А кто это?

-А какой он?

–Почему вы так думаете?

- А где живут белые медведи?

-Покажите на глобусе северный полюс и расскажите, что вы знаете о полюсах. 

 

 

 

 

 

- Обратите внимание, здесь лежит какое-то письмо, а в нём просьба помочь медвежонку вернуться на Северный полюс и выполнить для этого несколько заданий.          

- Здесь кто-то спрятался.

-Это медвежонок, детеныш белого медведя.

-Грустный, беспомощный.

-Он один, без мамы, ему жарко.

-На северном полюсе.

- Северный полюс-это Арктика, а

южный - Антарктида. Там очень холодно, ветрено, всё покрыто снегом и льдом. Зима долгая, лето короткое и холодное, поэтому растительности мало: мхи, да лишайники. Но животные полярных районов хорошо приспособлены для жизни при низких температурах.

 

Мотивация

- Как вы думаете, медвежонок хорошо себя чувствует в наших природных условиях?

Дети решают помочь медвежонку попасть на северный полюс, к маме.

Целеполагание

- Что можно предпринять для оказания помощи медвежонку?

Дети формулируют цель: Нам нужно добраться до Северного полюса, а для этого мы должны отправиться в воображаемое путешествие-экспедицию, чтобы вернуть медвежонка домой.

Планирование будущей деятельности

- Как вы будете помогать медвежонку?

Дети предлагают разделиться на команды и выполнять задания, указанные в письме.

Реализация плана

Задание 1. Какие вещи ты возьмёшь с собой в путешествие-экспедицию?

- Найдите изображения предметов, необходимых для путешествия на Северный полюс и объясните, зачем они нужны.

Картинки для обеих команд: шлёпанцы, мяч, солнечные очки, компас, тёплая куртка, панама, фонарь, плед, шапка, шарф, термос, ботинки, защитные очки, сачок.

- Молодцы! Вы готовы к путешествию. Мы отправимся с вами туда, где царство холода, снега и льда.

Дети стоят около столов.

Каждая команда называет предметы, необходимые для путешествия -экспедиции и «кладёт» (имитируя движения) в рюкзак.

Задание 2. Отгадайте загадки и расскажите о животных.

 

 

 

 

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таёжный бурый брат

Мёду и малине рад. (Белый медведь)

 

 

 

 

 

Головка и хвост, вместо лап- плавники,

Ленив он на льду и проворен в водице,

Детишек его называют «бельки».

Скажи, что за зверь возле льдины резвится? (Тюлень)

Дети отгадывают загадки и рассказывают об отгаданном животном.

В случае необходимости, педагог дополняет их рассказ.

 

 

 

 

 

 

-Белый медведь - самый крупный среди хищных зверей Севера. Он прекрасно плавает, ныряет, быстро бегает. Может часами лежать у полыньи, выжидая добычу.

 

 

 

 

 

Тюлень - питается рыбой. Он хороший пловец и ныряльщик, у него водонепроницаемый густой мех.

Вместо ног у него ласты.

Растянулся среди льдин

Толстокожий господин.

В холодину, братцы, лезет он купаться.

Проведя в воде часы, вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы, чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож господин усатый.

(Морж)

 

 

 

 

Ловкий маленький зверёк

Живёт на Севере суровом.

Шерсть его блестит, как шёлк, как цвет блестящего покрова.

И пусть охотятся за ним, за драгоценной его шкурой, он осторожен, не ленив,

Проворный, хитрый, юркий.

(Песец)

 

 

 

Серый гонится за белым,

Хочет белым пообедать.

Когда гонит – зубом щёлк:

Белый – бедный, сытый….?

(Полярный волк)

 

 

 

 

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга.

(Северный олень)

 

 

 

 

 

 

 

Морж- ближайший родственник тюленей. Очень крупный, имеет мощные клыки, которые использует для защиты и чтобы выбраться на лёд для отдыха. Клыками он распахивает дно, а усы помогают искать пищу в иле.

 

 

 

 

 

 

 

Небольшой зверёк, похожий на лису. Вынослив и быстр. Любит путешествовать, часто сопровождает белого медведя.  Песцы бывают белые и голубые.

 

 

 

 

 

У полярного волка тёплая серая шуба с рыжинкой, острое зрение. Он может не есть неделю, рыская в поисках пищи по бескрайней заснеженной пустыне.

 

 

 

 

 

Живёт в холодной тундре, питается мхом (ягелем). У него очень широкие копыта. Не прожить без оленя в тех местах человеку.

Летает бесшумно,

Кругом голова!

Полярная белая птица?

(Полярная сова)

 

 

 

Большая птица –

Мороза не боится.

С крыльями, а не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

(Пингвин)

 

 

 

 

 

Полярная сова активный хищник, самая крупная птица тундры.

 

 

 

 

Пингвины живут в Антарктиде.

Это особенные птицы, которые откладывают яйца, но совсем не умеют летать. Пингвины летят в воде так быстро, что рыбу догоняют. Пингвины ходят столбиками

 

 

  Физминутка

Здесь всюду холод, лёд и тень.

Полгода - ночь,

Полгода - день.

Из льда здесь люди строят дом,

И океан покрыт весь льдом.

Зверей ты здесь почти не встретишь

И птиц ты в небе не заметишь.

Лишь мишка белый словно иней,

Хозяин ледяной пустыни.

Дети выполняют движения:

дети обнимают себя за плечи

закрывают глаза ладонями

поднимают руки вверх

соединяют руки над головой

разводят руки в стороны

ставят ладонь козырьком над глазами

делают махи руками

подражают походке медведя

руки на поясе, стоят смирно.

 

Задание 3. Узнай по контуру и определи, где живёт это животное: на суше или на суше и в воде?

Карточки  с изображением животных: северный олень, полярный волк, лемминг, песец, тюлень, морж, пингвин, белый медведь.

 

Первая команда называет животных, живущих на суше, вторая команда называет животных, живущих в воде и на суше.

Задание 4.Четвертый лишний.

Назовите лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя.

Кит, тюлень, альбатрос, морж.

Поморник, полярная сова, тупик, нерпа.

Белый медведь, северный олень, песец, пингвин.

 

Дети называют и объясняют, почему слово лишнее.

 

 

 

Задание 5.Назовите детенышей.

Пальчиковая гимнастика

Смотрите, милые друзья!

Да тут их целая семья:

У медведя - … медвежонок,

У тюленя  - … тюлененок,

У оленя - … олененок,

У пингвина - … пингвиненок,

У моржа - … моржонок,

Детям северной лисицы дома вовсе не сидится!

 

 

Дети разводят руки в стороны.

Называют детеныша, загибают пальчик, начиная с большого.

 

 

 

 

 

Задание 6. Узнай чей след?

У вас на столе карточки со следами животных и животные. Вам нужно подумать и расположить каждого животного напротив своего следа.

Дети располагают животных напротив своего следа.

 

Задание 7. Отгадайте ребус.

Каждой команде выдается свой ребус.

 

image       image

 

 

 

Дети отгадывают ребусы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 8. Соберите картинку.

Детям предлагаются разрезные картинки на выбор.

Дети составляют картинку полюбившегося животного.

Оценка и рефлексия

Вы выполнили все задания и вернули медвежонка домой. А теперь мы возвращаемся из нашего воображаемого путешествия. Вспомните, какие задачи стояли перед нами и почему все получилось?

 

 

 

 

 

 

- Вы молодцы! А теперь – сюрпризный момент. В знак благодарности от медвежонка вы получаете конфеты « Мишка на Севере».

 

Мы выполняли все задания в команде: выбирали вещи для путешествия – экспедиции,  отгадывали загадки и рассказывали о животных, узнавали животных по контуру и определяли, где они живут, находили лишнюю

картинку, называли детенышей, отгадывали   ребусы, собирали картинки животных.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polyarnye_zhivotnye.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

      Государственное бюджетное дошкольное образовательное

                          учреждение компенсирующего вида детский сад №18

                                                 Красногвардейского района

                                                         Санкт-Петербурга

 Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области  

                  «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы

      Тема: «Животный мир полярных районов Земли»

                                                                                     

 

Воспитатель: Бакал Галина Степановна

Используемые технологии:

• Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

• Технология деятельностного подхода;

• Информационно – коммуникативная;

• Здоровьесберегающая технология;

• Игровая.

Санкт-Петербург

2017 год

«Животные полярных районов Земли»

Цель: расширение и систематизация представления дошкольников о животных и птицах холодных стран.

Задачи:

  1. Образовательные: углубление и закрепление представлений детей о природных условиях полярных районов; формирование знаний о внешнем виде, повадках животных и птиц; закрепление названий детёнышей.
  2. Воспитательные:  воспитание у детей познавательного интереса, любознательности и стремления изучать природу;  формирование понимания необходимости защиты природы;  воспитание умения работать в команде.
  3. Развивающие: развитие внимания ,наблюдательности, активности, логического мышления; развитие умения определять, дополнять и формулировать правильный ответ из нескольких предложенных ответов в микрогруппе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих различные полярные пейзажи, животных полярных областей, энциклопедий; беседы, просмотр презентации, проведение опыта с промасленной бумагой, чтение художественной литературы: Н.Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «В тундре», Г. Снегирёв «Пингвиний пляж». Работа по толкованию трудных для понимания слов: экспедиция, водонепроницаемый, полынья, лишайник.

Материалы к совместной непрерывной деятельности: глобус, разрезные картинки, иллюстрации с изображением животных, ребусы, контурные изображения животных полярных районов.

Ход непрерывной совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед занятием

-Дети, посмотрите, что необычного вы  видите?  

-А кто это?

-А какой он?

–Почему вы так думаете?

- А где живут белые медведи?

-Покажите на глобусе северный полюс и расскажите, что вы знаете о полюсах.  

 

- Обратите внимание, здесь лежит какое-то письмо, а в нём просьба помочь медвежонку вернуться на Северный полюс и выполнить для этого несколько заданий.          

- Здесь кто-то спрятался.

-Это медвежонок, детеныш белого медведя.

-Грустный, беспомощный.

-Он один, без мамы, ему жарко.

-На северном полюсе.

- Северный полюс-это Арктика, а

южный - Антарктида. Там очень холодно, ветрено, всё покрыто снегом и льдом. Зима долгая, лето короткое и холодное, поэтому растительности мало: мхи, да лишайники. Но животные полярных районов хорошо приспособлены для жизни при низких температурах.

Мотивация

- Как вы думаете, медвежонок хорошо себя чувствует в наших природных условиях?

Дети решают помочь медвежонку попасть на северный полюс, к маме.

Целеполагание

- Что можно предпринять для оказания помощи медвежонку?

Дети формулируют цель: Нам нужно добраться до Северного полюса, а для этого мы должны отправиться в воображаемое путешествие-экспедицию, чтобы вернуть медвежонка домой.

Планирование будущей деятельности

- Как вы будете помогать медвежонку?

Дети предлагают разделиться на команды и выполнять задания, указанные в письме.

Реализация плана

Задание 1. Какие вещи ты возьмёшь с собой в путешествие-экспедицию?

- Найдите изображения предметов, необходимых для путешествия на Северный полюс и объясните, зачем они нужны.

Картинки для обеих команд: шлёпанцы, мяч, солнечные очки, компас, тёплая куртка, панама, фонарь, плед, шапка, шарф, термос, ботинки, защитные очки, сачок.

- Молодцы! Вы готовы к путешествию. Мы отправимся с вами туда, где царство холода, снега и льда.

Дети стоят около столов.

Каждая команда называет предметы, необходимые для путешествия -экспедиции и «кладёт» (имитируя движения) в рюкзак.

Задание 2. Отгадайте загадки и расскажите о животных.

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таёжный бурый брат

Мёду и малине рад. (Белый медведь)

Головка и хвост, вместо лап- плавники,

Ленив он на льду и проворен в водице,

Детишек его называют «бельки».

Скажи, что за зверь возле льдины резвится? (Тюлень)

Дети отгадывают загадки и рассказывают об отгаданном животном.

В случае необходимости, педагог дополняет их рассказ.

-Белый медведь - самый крупный среди хищных зверей Севера. Он прекрасно плавает, ныряет, быстро бегает. Может часами лежать у полыньи, выжидая добычу.

Тюлень - питается рыбой. Он хороший пловец и ныряльщик, у него водонепроницаемый густой мех.

Вместо ног у него ласты.

Растянулся среди льдин

Толстокожий господин.

В холодину, братцы, лезет он купаться.

Проведя в воде часы, вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы, чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож господин усатый.

(Морж)

Ловкий маленький зверёк

Живёт на Севере суровом.

Шерсть его блестит, как шёлк, как цвет блестящего покрова.

И пусть охотятся за ним, за драгоценной его шкурой, он осторожен, не ленив,

Проворный, хитрый, юркий.

(Песец)

Серый гонится за белым,

Хочет белым пообедать.

Когда гонит – зубом щёлк:

Белый – бедный, сытый….?

(Полярный волк)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга.

(Северный олень)

Морж- ближайший родственник тюленей. Очень крупный, имеет мощные клыки, которые использует для защиты и чтобы выбраться на лёд для отдыха. Клыками он распахивает дно, а усы помогают искать пищу в иле.

Небольшой зверёк, похожий на лису. Вынослив и быстр. Любит путешествовать, часто сопровождает белого медведя.  Песцы бывают белые и голубые.

У полярного волка тёплая серая шуба с рыжинкой, острое зрение. Он может не есть неделю, рыская в поисках пищи по бескрайней заснеженной пустыне.

Живёт в холодной тундре, питается мхом (ягелем). У него очень широкие копыта. Не прожить без оленя в тех местах человеку.

Летает бесшумно,

Кругом голова!

Полярная белая птица?

(Полярная сова)

Большая птица –

Мороза не боится.

С крыльями, а не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

(Пингвин)

Полярная сова активный хищник, самая крупная птица тундры.

Пингвины живут в Антарктиде.

Это особенные птицы, которые откладывают яйца, но совсем не умеют летать. Пингвины летят в воде так быстро, что рыбу догоняют. Пингвины ходят столбиками

  Физминутка

Здесь всюду холод, лёд и тень.

Полгода - ночь,

Полгода - день.

Из льда здесь люди строят дом,

И океан покрыт весь льдом.

Зверей ты здесь почти не встретишь

И птиц ты в небе не заметишь.

Лишь мишка белый словно иней,

Хозяин ледяной пустыни.

Дети выполняют движения:

дети обнимают себя за плечи

закрывают глаза ладонями

поднимают руки вверх

соединяют руки над головой

разводят руки в стороны

ставят ладонь козырьком над глазами

делают махи руками

подражают походке медведя

руки на поясе, стоят смирно.

Задание 3. Узнай по контуру и определи, где живёт это животное: на суше или на суше и в воде?

Карточки  с изображением животных: северный олень, полярный волк, лемминг, песец, тюлень, морж, пингвин, белый медведь.

Первая команда называет животных, живущих на суше, вторая команда называет животных, живущих в воде и на суше.

Задание 4.Четвертый лишний.

Назовите лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя.

Кит, тюлень, альбатрос, морж.

Поморник, полярная сова, тупик, нерпа.

Белый медведь, северный олень, песец, пингвин.

Дети называют и объясняют, почему слово лишнее.

Задание 5.Назовите детенышей.

Пальчиковая гимнастика

Смотрите, милые друзья!

Да тут их целая семья:

У медведя - … медвежонок,

У тюленя  - … тюлененок,

У оленя - … олененок,

У пингвина - … пингвиненок,

У моржа - … моржонок,

Детям северной лисицы дома вовсе не сидится!

Дети разводят руки в стороны.

Называют детеныша, загибают пальчик, начиная с большого.

Задание 6. Узнай чей след?

У вас на столе карточки со следами животных и животные. Вам нужно подумать и расположить каждого животного напротив своего следа.

Дети располагают животных напротив своего следа.

Задание 7. Отгадайте ребус.

Каждой команде выдается свой ребус.

       

Дети отгадывают ребусы.

Задание 8. Соберите картинку.

Детям предлагаются разрезные картинки на выбор.

Дети составляют картинку полюбившегося животного.

Оценка и рефлексия

Вы выполнили все задания и вернули медвежонка домой. А теперь мы возвращаемся из нашего воображаемого путешествия. Вспомните, какие задачи стояли перед нами и почему все получилось?

- Вы молодцы! А теперь – сюрпризный момент. В знак благодарности от медвежонка вы получаете конфеты « Мишка на Севере».

Мы выполняли все задания в команде: выбирали вещи для путешествия – экспедиции,  отгадывали загадки и рассказывали о животных, узнавали животных по контуру и определяли, где они живут, находили лишнюю

картинку, называли детенышей, отгадывали   ребусы, собирали картинки животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (познавательное и художественно – эстетическое развитие) для детей старшей группы Тема: «В гостях у зимушки – зимы».

Конспект интегрированной организованной  образовательной деятельности (познавательное и художественно – эстетическое развитие)для детей старшей группыТема: «В гостях у зимушки – зимы». Прогр...

Конспект Образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития для дете среднейй группы тема: «Дымковская барышня»

Цель: обогащение  представлений  детей об искусстве (народное декоративное искусство) как основе развития творчества.Задачи:Продолжать расширять представления детей о дымковской игрушке и эл...

Рекомендации для родителей на тему: Животный мир полярных районов Земли.

Данный материал поможет родителям закрепить с детьми старшего дошкольного  возраста знания по теме: Животный мир полярных районов Земли....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.  Образовательная:Закрепление знаний детей о белом медведе, о среде его обитания – Крайнем Сев...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей подготовительной группы. Тема: « Свойства воды».

Используемые технологии: технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технология деятельного подхода; игровые технологии....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по области «Социально-коммуникативное развитие» для детей подготовительной группы «Утром, вечером и днем – осторожен, будь с огнем»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по области«Социально-коммуникативное развитие»для детей подготовительной группы«Утром, вечером и днем – осторожен, будь с...