Консультация "Исследовательская деятельность детей на прогулке"
консультация по окружающему миру на тему
Данная консультация расскрывает возможность органиизации педагогом исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке в разное время года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Исследовательская деятельность детей на прогулке»
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.
Через познавательно – исследовательскую деятельность ребенок открывает для себя новый мир, познает качества и свойства окружающих предметов. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы.
Во время прогулки дети имеют прекрасную возможность для исследовательской деятельности в любом возрасте и в любое время года.
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летний ветерок, осенний дождь, зимние метели, весенняя капель. С природными явлениями дети знакомятся через наблюдения, экскурсии, экспериментирование.
В осенний период в ходе прогулок с детьми мы: сравниваем листочки по форме, величине, цвету. Наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков. Собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем), тренируемся в порядковом счете. Наблюдаем за деревьями, цветами, тучками. Педагог может знакомить детей со звуками дождя. По железному ведру дождь барабанит громко, по деревянной дощечке — тихо. Развивается исследовательский интерес к осенней природе и природным явлениям.
В зимний период в ходе прогулок с детьми мы: Обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек. Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки и рассматриваем их по величине, форме. Сравниваем деревья. Наблюдаем за следами на снегу. Проводим опыты со снегом. Развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы.
В ходе прогулок с детьми в весенний период мы: Формируем способность выделять особенности весеннего состояния растений. Развиваем исследовательский интерес к жизни птиц и насекомых весной. Осуществляем исследование длины и ширины ручейков, сравниваем их. Измеряем длину ручейков шагами. Измеряем глубину ручейков с помощью палочки. Наблюдаем за снежным покровом, за лужами. Пускаем корабликов в лужи и ручейки. Наблюдаем за сосульками, за ветром и облаками. Рассматриваем первые листочки, сравниваем их по величине.
В летний период на прогулках с детьми мы: Развиваем умение наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Развиваем наблюдательность, любознательность, исследовательский интерес в процессе ознакомления с неживой и живой природой. Осуществляем наблюдения за дождем, ветром, облаками, солнцем, тенью, растениями, насекомыми, птицами.
Прекрасным объектом исследования являются осадки. Откуда берется роса. В какую погоду бывает роса. Дети учатся находить связь между перепадами температуры ночью и днем и появлением росы. Конечно, все объяснения строятся на знакомом упрощенном детском языке.
Осуществляем игры-опыты с песком, водой, ветром, природным материалом.
С целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, развитию исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы, по территории детского сада и за его пределами проводятся экскурсии. Экскурсии могут быть в парк, лес, на водоем и тд.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.
Экскурсия дает возможность изучать разнообразные объекты в их реальном окружении. У детей появляется возможность найти огромное количество материала для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Она дает мощный толчок детскому мышлению, возможность увидеть множество противоречий и проблем для собственных исследований.
Дети очень любят экспериментировать. Они с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями. Например, можно предложить
слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок
лепится, почему.
Чтобы исследовательская деятельность была интересной и самое главное практической для детей, можно использовать «научный сундучок» — выносной кейс для экспериментально-исследовательской деятельности на улице.
В этом кейсе удобно хранить всевозможное оборудование для организации исследовательской и опытной практики: лупы, линейки, рулетку, стеклышки разного цвета, коктейльные трубочки, мыльные пузыри, бамбуковые палочки, кусочки цветной бумаги, картона и ткани, вату, одноразовые тарелочки и ложечки.
Конечно оборудование в «научном сундучке» педагог должен формировать с учетом тех задач, которые для себя ставит. Постоянно его дополнять и менять.
Примерные темы экспериментов на прогулке:
- «Твердое - жидкое»;
- «Лед-вода»;
- «Где быстрее растает лёд»;
- «Следопыты»;
- «Взаимодействие воды и снега»;
- «Свойства снега, воды, песка»;
-"Снежинка на ладошке",
-"Превращение воды в лѐд"
- «Почва на участке»;
- «Жизнь под снегом»;
- «Солнечные зайчики»;
- «Откуда берутся семена»;
- «Почему семена прорастают?»;
- «Куда дует ветер?»;
- «Свойства песка» и др.
Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.
Дети очень любят исследования объектов живой природы в естественной среде. Паучок в паутине, дождевой червь, слизень, муха, муравьи — все живые существа вызывают неподдельный детский интерес и желание исследовать. Дети определяют уровень активности в зависимости от погодных и температурных условий. Сравнивают места обитания, сами делают интересные выводы. Проводя опыт, важно следить, чтобы дети не наносили вред и ущерб растениям и животным.
Экспериментально-исследовательская деятельность на улице может быть запланированной или спонтанной.
Спонтанное исследование обусловлено ситуацией, с которой столкнулись дети и, зачастую, инициируется детьми. Например, дети могут увидеть слизня на листочке и захотеть сделать ему домик — а для педагога это должно стать прекрасным поводом для организации исследования. Педагог должен стараться поддержать детскую инициативу, предложить детям приемлемые способы исследования. А затем организовать последующую работу для правильного осмысления опыта.
Хорошо, если спонтанное исследование удается отразить в продуктивной деятельности детей, пытаться нарисовать объект, или сделать схему; записать опыт знаками.
В процессе исследовательской деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если...", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.
Таким образом, исследовательская деятельность на прогулке помогает не только расширить кругозор детей, познакомить с физическими свойствами живой и неживой природы, но и развивает любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость на красоту природы.
Подготовила- Колина Г.Ф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/19/picture-28069-1687166097.jpg)
Консультация для молодого специалиста "Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке".
Планирование работы по развитию движений на прогулке...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/18/picture-92785.jpg)
Организация деятельности детей на прогулках.
Организация деятельности детей на прогулке очень важна. Но ее надо правильно организовать и продуманно «внедрить» в процесс прогулки. Ведь, во время прогулки очень важно, чтобы дети в течение какого...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-252041-1383116022.jpg)
"Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке" консультация для воспитателей
Консультация для воспитателей...
Сообщение на педсовете "Самостоятельная деятельность детей на прогулке"
Структурные компоненты прогулки (наблюдения, дидактические игры- задания, первые трудовые действия, подвижные игры) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности всех детей, которая занимает о...
Конспект продуктивной деятельности детей на прогулке на тему "Выпал свежий снежок- вылепи снеговичок"
Прогулка проводилась с детьми старшей группы Организация продуктивной и трудовой деятельности детей старшей группы на этой прогулке не требует материальных и временных затрат, зато привлекает вн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-197008-1516855990.jpg)
Организация деятельности детей на прогулке (подготавителная группа)
Подготовительная группаСентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениямиЦели:— формировать понятия о смене времен года;— уточнять представления об особенностях каждого сез...