Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Знакомство с названиями жилищ диких животных

    Развитие и обогащение речи новыми словами: нора, дупло, берлога, логово.

    Учить правилам поведения в лесу.

    Обобщение знаний о диких животных и их подготовке к зимнему времени года

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект занятия61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

     «Как дикие животные готовятся к зиме»           

                                                                                                                                           Подготовила:

    воспитатель

     Прилепина Мария Сергеевна


    Цель:  дать детям представление о том, как готовятся дикие животные  к зиме

    Задачи:

    Образовательная: учить правильно вести себя в лесу, знакомство с названиями жилищ диких животных

    Развивающая: развивать и обогащать речь новыми словами: нора, дупло, берлога, логово

    Воспитательная: воспитывать любовь к природе, желание сохранять все живое

    Словарная работа: дупло, берлога, нора, логово

    Оборудование: (бумажные) осенние  листья, магнитофон, картинки диких и домашних животных

    Предварительная работа:   рассматривание пейзажей осени, раскрашивание листьев в осенние краски

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в путешествие. Но сначала вы должны отгадать загадку.

    Пришла без красок и без кисти

    И разукрасила все листья

    ответы детей (осень)

    Воспитатель: Молодцы, верно! и сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. А путь в лес нам укажут листья, которые разбросала осень. Чтобы лес нас принял доброжелательно, давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать в лесу.

    • не шуми в лесу
    • не разжигай костров, а если разжег – не забудь его потушить пред уходом из леса
    • не разоряй муравейники
    •  не рви цветы, после тебя придут другие люди, и им тоже будет приятно видеть красоту цветов
    • Если я сорву цветок,        
      Если ты сорвешь цветок        
      Если мы сорвем цветы        
      То исчезнут все они         
      И не будет красоты
    • Не ломай зря деревья, не делай на них надрезы, они от этого сохнут и погибают
    • Не сори в лесу, убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки

    Воспитатель: А если вы забыли какие-нибудь правила, давайте посмотрим подсказки, которые приготовила нам осень  (дети подходят к картинкам с правилами поведения в лесу, развешанные на импровизированных деревьях). (Проходят по листикам на стульчики)

    Вот мы и в осеннем лесу. Давайте присядем на стульчики и представим, что вы сидите на пенечках.

    Воспитатель: Посмотрите какой красивый осенний лес (картинка осеннего леса)

    Но что-то животных в лесу совсем не видно. Куда же они все подевались? (залегли в спячку, спрятались от других зверей). Какие животные спрятались, а какие залегли в спячку? (ответы детей). Как одним словом можно назвать всех этих животных? (дикие)

    Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру  «Четвертый лишний»

    заяц, волк, медведь, свинья – лишняя свинья, т.к. это домашнее животное, а остальные дикие животные.

    корова, коза, лошадь, белка – лишняя белка, т.к. это дикое животное, а остальные домашние животные.

    Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

    Хожу в пушистой шубке        
    Живу в густом лесу        
    В дупле на старом дубе        
    Орешки я грызу

    Верно – белочка. А кто знает, как же она готовится к зиме?

                Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой. Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. А кладовая эта называется – дупло. Давайте вместе произнесем это слово- ДУПЛО. Обращает внимание детей на картинку с изображением белки и дупло

    Воспитатель: Послушайте еще одну загадку:

    Кто-то косолапый        
    По лесу идет.        
    И мохнатой лапой        
    Он кору дерет

    Верно – это медведь.  Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.) Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.) Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Где медведь спит зимой? (В берлоге.). Давайте вместе повторим как называется жилище медведя. БЕРЛОГА. Обращает внимание детей на изображение медведя и берлоги

    Воспитатель: Давайте превратимся в диких животных, а каких нам подскажет песенка, в которой говорится почему медведь зимой спит.

    Физминутка «Почему медведь зимой спит» (под фонограмму песни)

    Раз морозною зимой                                                                                        Вдоль опушки лесной                                                                                Шёл медведь к себе домой                                                                                В тёплой шубе меховой                                                                                Шёл он, шёл к своей берлоге                                                                        По просёлочной дороге                                                                                И, шагая через мост                                                                                Наступил лисе на хвост                                                                        Подняла лисица крик                                                                 

    Зашумел тёмный лес                                                                                И медведь с испугу вмиг                                                                                На сосну большую влез                                                                                На сосне весёлый дятел                                                                                Белке домик конопатил                                                                                И промолвил: "Ты, медведь                                                                Должен под ноги смотреть                                                                

    С той поры медведь решил                                                                        Что зимой надо спать                                                                                По тропинкам не гулять                                                                                На хвосты не наступать                                                                                Он зимою безмятежно                                                                                Спит теперь под крышей снежной                                                                        И доволен неспроста                                                                                Что родился без хвоста

    Воспитатель: Давайте присядем на наши пенечки. А теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спячку? (Ёж.) Почему?(Этим зверям нечего есть зимой, вся их еда осталась под снегом. Обращает внимание детей на изображение Ежа

    Воспитатель: Отгадайте про кого эта загадка:

    Что за зверь лесной                                                                                                           Встал, как столбик

    Под сосной                                                                          

    И стоит среди травы,                                                                                     Уши больше головы

    Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц делает запасы, как белка? (Ответы детей.) Нет. А почему? (Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой.) Да, заяц осенью линяет. Какая шерсть у него вырастает? (Теплая.) Почему? А еще, какая шерсть у зайца зимой? (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? (Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк.). Обращает внимание детей на изображение зайца

    Воспитатель: А эта загадка про кого?

    Хвост пушистый         
    Мех золотистый         
    В лесу краса. Кто же это

    Верно. Лиса. Как же лиса готовится к зиме? (Ответы детей) Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? (Теплая) А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет? Правильно. А кто-нибудь сможет ответить – почему лиса не меняет цвет шубки?  (Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник) Обращает внимание детей на изображение лисы.

    Воспитатель: А какой хищник еще зимой не спит? Может моя загадка вам подскажет:

    Серый, страшный и зубастый        
    Произвел переполох        
    Все зверята разбежались        
    Напугал зверят тех …  (Волк)

    У волка за лето и осень отрастает шерсть и становится густой и теплой. Волк спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки живут зимой семьями. Кто входит в волчью семью? (волк, волчица и волчата) А жилище волка называется – логово. Давайте вместе повторим – ЛОГОВО. Обращает внимание детей на изображение волка.

    Воспитатель: Ребята, а что это шумит? (фонограмма ветра)  Ой какой сильный ветер поднялся, закружил листики, давайте попросим его:

    Ветер, ветер не шали!

    Лучше с нами пошути! (Дети хором произносят слова)

    Он шепчет мне на ушко, что хочет поиграть с вами и осенними листочками

    Проводится разминка «Мы - осенние листочки»

     Мы - осенние листочки               (Дети образуют круг)

    Мы на веточках сидели

    Ветер дунул - полетели              (Разбегаются по комнате)

    Мы летали, мы летали        (Бегают, помахивая листьями)

    Все листочки так устали

    Перестал дуть ветерок

    Собрались мы все в кружок    (Садятся на корточки, поднимают листья над головой)

    Ветер снова вдруг подул

    И листочки с веток сдул                

    Все листочки полетели                 (Бегают, помахивая листьями)

    И на землю тихо сели             ( Присесть на корточки)

    Воспитатель: Вам понравилось играть с осенним ветерочком? Он вас поблагодарил за игру и улетел

    А пока мы с вами танцевали с листочками, ветер нас занес обратно в детский сад, а чтобы  вам запомнилось  путешествие в осенний лес, давайте разукрасим осенние листочки. Дети раскрашивают цветными карандашами шаблоны осенних листиков.

    Итог занятия:

    Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось? Каких зверей мы встретили? (Ответы детей.) Ну а кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку. А почему? (Ответы детей.) А кто делает запасы? Почему? Умницы. А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? Конечно, они линяют и у них вырастает теплая шерсть.

    А зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? Почему лиса и волк этого не делают? Ай да молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и почему.

    Давайте поиграем в игру «Кто где живет»

    Медведь – … в берлоге.

    Лиса – … в норе.

    Заяц – … под кустом.

    Белка – … в дупле.

    А волчий дом называется…. – логово.


    Список литературы

    1. Гербова В.В, Васильева М.А, Комарова Т,С. Программа воспитания и обучения в детском саду. 3-е изд. Исп. и доп. М.: изд. «мозаика- Синтез», 2015.
    2. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Издательская программа «Педагогика нового времени». Воронеж, 2013.
    3. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду.  Ярославль .Изд. «Академия развития», 2014.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие "Путешествие в осенний лес, или как дикие животные готовятся к зиме"

    Конспект открытого занятия для старшей группы детского сада....

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Дикие животные"

    Данное пособие поможет обощить и систематизировать знания детй о диких животных....

    Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Дикие животные зимой»

    Цель:Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни.Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предме...

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся».

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе«Как дикие животные к зиме готовятся».Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить ...

    Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные и их детеныши»

    Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные и их детеныши»...

    Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные нашего леса»

    Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные нашего леса» Цель:  закрепить знания детей о животных леса, их признаках, их приспособлении к ...

    Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные нашего леса»

    Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные нашего леса»...