Конспект занятия " Осень "
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект занятия по теме «Осень» с элементами экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_konspekt.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме «Осень» с элементами экспериментирования.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Осень».

Задачи:

образовательные:

-уточнить знания детей об осенней поре года;

развивающие:

-развивать интерес детей, их внимание и память;

-развивать интеллект и творческое познание.

воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе;

-желание любоваться красотой осеннего пейзажа.

здоровьесберегающие:

-вызвать восторг при проведении опытов,

-нормализация психического состояния,

-развитие мелкой моторики рук.

Оборудование:

-конверт с загадками,

-иллюстрация картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»,

-листочки с деревьев,

-аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь»,

-аудиозапись «На веселой ярмарке» Группа Барбарики,

-овощи, фрукты.

Предварительная работа:

-наблюдения за живой и неживой природой,

-рассматривание картин об осени,

-чтение художественной литературы,

-заучивание стихов, отгадывание загадок.

Ход занятия: 

Организационный момент.

Дети входят в зал, здороваются, становятся в круг:

Мы – дружные ребята,

Возьмёмся за ладошки,

Подарим мы друг другу

Любви, тепла немножко.

(Дети берутся за руки, улыбаются друг другу) 

Воспитатель: Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и  добротой со всеми людьми на планете.  (Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх).

Воспитатель: А теперь мои друзья все вниманье на меня. Загадаю Вам загадку

- Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Про какое время года эта загадка?

Дети: Осень!

Воспитатель: Правильно, молодцы. У меня в руках осенняя веточка, я буду вам передавать веточку, а вы должны сказать, какая погода осенью.

 Если осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)

Если осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)

 Если осенью холодно, какая погода? (холодная)

 Если осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)

 Если осенью сыро, какая погода? (сырая)

 Если осенью хмуро, какая погода? (хмурая)

 Если осенью ясно, какая погода? (ясная)

Воспитатель: Какая бывает осень?

(Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»).

Воспитатель: Да! Золотая осень: радостная, яркая, богатая урожаем. Эту осень любят за щедрость, с какой она отдает богатства своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов, писанных золотой и багряной краской. Вся эта пестрая масса с остатками зелени несётся вихрем и будто кружится в танце. Днем ещё тепло и солнце посылает на землю прощально  нежные лучи.

Опыт 1. Поймай солнечного зайчика (с зеркалами).

Воспитатель: Какие стихи об осени вы знаете?

Осень И. Винокуров.

Ходит осень

В нашем парке,

Дарит осень

Всем подарки:

Бусы красные –

Рябине,

Фартук розовый –

Осине,

Зонтик желтый –

Тополям,

Фрукты осень

Дарит нам.

«Осень на опушке краски разводила» З. Фёдоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Картина Левитана "Золотая осень"

Воспитатель: Сколько разноцветных корабликов на пруду: желтые, оранжевые, красные!

Все они прилетели сюда по воздуху. Опустится кораблик на воду и поплывет. Много их прилетит ещё. А потом кончатся кораблики и пруд замёрзнет. Угадайте, что это за разноцветные кораблики плавают на пруду? (Листья).

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листья?

Дети: Мало солнца, стало холодно.

(Пальчиковая гимнастика «Листья»).

Воспитатель: Давайте возьмем листочки и рассмотрим их

Опыт 2. «Тонет – не тонет». Опускаем в ёмкость с водой (это лужа) различные предметы: листочки, камешки, мячик, шишки, машинки… Вывод: легкие предметы не тонут, а тяжелые тонут.

Физкультминутка

Воспитатель: Осенью у земледельцев много дел: надо убрать хлеб с полей, фрукты в садах, овощи в огородах. Что осень подарила за труд и старание? Осенью устраиваются, праздник урожая, веселые ярмарки. Песня группы Барбарики «На веселой ярмарке» с демонстрацией овощей.

Воспитатель: С огородов пожаловали 40 одежек и все без застёжек. Что это? Какая она капуста? Расскажите. А вот прибыл овощ, лечит от 7 недуг.

Воспитатель: Все овощи привезли в овощной магазин, а фрукты?

Загадка. «Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, а откусишь сладко?

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Где растут фрукты?

Дети: На деревьях.

Воспитатель: Где выросло яблоко?

Дети: На яблоне.

Воспитатель: Сколько потребовалось времени яблоне, чтобы вырастить яблоки?

Чем полезны фрукты? (ответы детей)

Воспитатель: Уходит золотая осень, уносит с собой свои краски, на смену ей спешит другая (звучит П. И. Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь»)

Осенью часто дует ветер.

Опыт 3. «Движение воздуха».

Цель опыта: показать детям, что хотя воздух невидим, мы его можем почувствовать.

Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Подуть на полоски бумаги Что почувствовали? Все ощущения эти вызваны движением воздуха.

Вывод. Воздух невидим, но его движение можно почувствовать.

Воспитатель: Подул холодный ветер, скоро наступит зима. Все звери готовятся к зиме.

Загадка «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый. По деревьям может лазить. Строит дом он свой в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это?

Дети: Белка.

Воспитатель: Как называют детеныша белки? Поиграем в игру «Кто у кого?» Я буду называть животное, а вы отвечаете, кто у него детеныш, детеныши, а двое, а трое. ?

Например. У лисы – лисёнок, лисята, двое – лисят.

Дети: У медведицы – медвежонок, медвежата, двое – медвежат.

У волчицы – волчонок, волчата, двое – волчат.

У зайчихи – зайчонок, зайчата, двое – зайчат.

Воспитатель: Жили – были 2 зайчонка: один был веселый. Подберите слова близкие по смыслу.

Дети: Радостный, шустрый, задорный.

Воспитатель: А второй, невеселый, его обидели. Как про него сказать? К слову «весёлый» подберите слова противоположные по смыслу.

Дети: Грустный, печальный, обиженный, огорченный, задумчивый.

Воспитатель: А где живет заяц?

Дети: Любой кустик - его дом родной.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Чей домик?»

Дупло -

Скворечник-

Гнездо-

Улей-

Нора-

Дупло-

Логово-

У собаки –

У лисы –

У медведя –

У муравья –

Воспитатель: А что делают птицы осенью?

Дети: Улетают в тёплые края.

Воспитатель: Все?

Вопросы: Почему они улетают?

Как они улетают?

Дети: Клином, шеренгой, стаей, в одиночку.

Воспитатель: Вспомним стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег поднимет от земли

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет-

Улетает, улетел!

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Подскажи словечко»

- Ворона каркает, а лягушка …

- Сова летает, а заяц…

- Корова ест сено, а лиса…

- Крот роет норки, а сорока…

-У коровы – теленок, а у ежихи….

- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка….

Воспитатель: Вы много знаете об осени, и она в благодарность прислала вам посылочку. (Открываем посылочку и угощаемся яблоками)

Воспитатель: Умнички. А теперь немножко подвигаемся. Вы ребятки покружитесь и в листочки превратитесь. (На экране кружатся листья)

Физминутка: Листья осенние тихо кружатся

Листья под ноги нам тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят

Будто опять закружиться хотят( 2 раза) : 

Воспитатель читает стихотворение:
На опушке осень краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.





Воспитатель:
Устала осень, уснула. А мимо ветер пролетел, краски взял и все смешал. На один листик брызнул оранжевой краской, а на этот пролил красную краску. Ребята, давайте его попросим чтобы он больше не шалил.
Дети говорят: "Ветер, ветер не шали,
Краски взял, так положи!"
Воспитатель:
Не хочет вернуть ветер краски. Предлагает нам поиграть с ним, ему ведь скучно одному. Дети давайте с вами потанцуем под музыку, изображая листики.
Под фонограмму П. И .Чайковского "Октябрь" из альбома "Времена года" дети танцуют.
Воспитатель цитирует:
Листья дубовые, листья кленовые,
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.

Ребята, мы с вами сегодня поговорим о замечательном, красивом, ярком, разноцветном времени года.
Послушайте стихотворение:
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.

Воспитатель:- Скажите, о каком же времени года здесь говорится?
- Да, это осень. Осенью очень красиво. Из – за того что листочки раскрашены в яркие цвета: желтый, красный, зеленый, оранжевый, коричневый, она и получается разноцветным временем года.
Воспитатель:-Ребята, давайте вспомним осенние месяца. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Вспомните еще какая погода была в сентябре?
-На улице тепло или холодно?
-Какого цвета трава, листья на деревьях?
Воспитатель:-Сейчас у нас октябрь. Середина осени. Посмотрите на картину и вспомните, мы ходили на прогулку, какого цвета небо? (серое)
- Какой дует ветер: теплый или холодный?
- Стало теплее или холоднее?
-Какую одежду носят люди?
-На деревья и кустах какого цвета листья?
- А на земле есть листья?
- В октябре листья падают с деревьев. Как это называется?
(листопад)
-Молодцы все правильно заметили.
Физминутка
Меж еловых мягких лап,
Дождик тихо кап, кап, кап
Где сучок давно засох
Вырос серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип
Появился гриб, гриб, гриб.
Кто нашел его друзья?
Это я, это я, это я.

Воспитатель:- Послушайте, как можно описать октябрь: стало прохладно. Небо серое, покрыто облаками. Дует холодный ветер. Часто идут дожди. Листья на деревьях стали желтые, красные, коричневые. Начался листопад. Птицы улетают в теплые края. Люди надели теплую одежду.
- Все это про какое время года?
(осень)
Игра на речевое дыхание
Воспитатель:- А сейчас мы с вами поиграем. Мы будем изображать ветерок и листья закружатся в танце. (подбрасываем и дуем)
Словесная игра
Воспитатель:- Ребята, я предлагаю поиграть еще в одну игру. Мы с вами сравним изменения в осенних месяцах.
Воспитатель: Я начну предложение, а вы должны закончить.
- в сентябре небо голубое, а в октябре …
(серое)
- в сентябре тепло, а в октябре…
(прохладно)
- в сентябре листья еще зеленые, а в октябре…
(желтые)
- в сентябре дождь идет редко, а в октябре…
(часто)
- Молодцы ребята. На все вопросы ответили правильно.
Воспитатель: - Ребята послушайте стихотворение, вам расскажут девочки:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку улететь хотят.

Воспитатель: - Про какое время года прочитали стихотворение?
- Ребята, посмотрите, к нам залетела осень и оставила свои листочки. Какие они красивые! Ой, а эти совсем белые. Наверное, она забыла их раскрасить. Нам нужно ей помочь. Но с начала мы поиграем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Осенние заботы Подрастая" (подготовительная группа)

На занятии дети знакомятся со способами заготовки овощей на зиму. А также, путём  использования графических моделей, закрепляют процесс трудовых действий....

Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе

Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...

Конспект занятия "Осень, Осень в гости просим"

Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).Конкретизир...

Конспект занятия «Осень, осень, в гости просим» в первой младшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Конспект занятия «Осень, осень, в гости просим» в первой младшей группе по ознакомлению с окружающим миром«Осень, осень в гости просим». Конспект к занятию по ознаком...

Конспект занятия "Осенние кораблики" по теме "Осень"

Материал представляет конспект занятия по теме недали "Осень" в старшей группе детского сада....

Конспект занятия "Осень, осень, в гости просим"

Конспект занятия "Осень, осень, в гости просим"...

Конспект занятие «Осеннее дерево»,«Конспект занятия «Волшебные цветы»

Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с краснымРазвивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетическог...