Блок занятий
материал по окружающему миру

Федоренкова Ирина Васильевна

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blok_zanyatiy_2.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №66 «Забавушка»

БЛОК ЗАНЯТИЙ

                                                                                             Составила: воспитатель

                                                                                                                      Федоренкова И.В.

Блок занятий

«Солнце»

(«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»)

Обучающий компонент. Солнце — большая звезда. Планеты Солнечной системы. Земля — планета жизни. Солнце— источник света. Солнечный лучик. Радуга. Свет и тень. Смена дня и ночи. Роль света в жизни.  Растений и животных (на примере комнатных растений и животных уголка природы). «Солнце-художник». Почему листья зеленые. Светолюбивые и теневыносливые растения (на примере растений детского сада). Животные, обитающие в условиях отсутствия или недостатка света (ночные, подземные), их особенности. Солнце — источник тепла. Температура, термометр. Животные, растения, обитающие в условиях холода и жары, их особенности. Сезонные изменения в природе и в жизни человека. Знакомство с некоторыми особенностями природных зон: лесной, пустынной. Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.

Воспитывающий компонент. Уход за животными уголка природы и комнатными растениями (с точки зрения их обеспеченности светом и теплом). Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота закатов и восходов Солнца, радуги; умение определять «настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья поведения во время отдыха.

Методические рекомендации по проведению занятий

Тема «Солнце и я»

Цель. Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека.

Наблюдения на прогулке

В течение нескольких дней во время прогулок обращайте внимание детей на солнце. Какая погода — солнечная или пасмурная? Какое солнышко сегодня — яркое, на него нельзя смотреть, или скрыто в дымке? На что оно похоже? Какое настроение у детей в солнечную погоду и в пасмурную? Одинакового ли цвета I, деревья, здания при разном освещении? Согревает ли нас солнце? Где оно высоко на небе или низко?

Когда мы говорим, что солнце стоит высоко, а когда — низко? На одном ли месте находится Солнце в течение дня? В каких местах двора солнце бывает дольше всего в разное время года? Пусть дети найдут наиболее затененные и наиболее освещенные участки. Почему в этих местах обычно бывает тень? Обращайте внимание детей на то, что солнце в течение дня меняет свое положение. Такие наблюдения хорошо проводить периодически в сравнении в разные времена года.

Прочитайте и обсудите с детьми словацкую сказку « У солнышка в гостях».

Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света.

  • Куда это солнышко девалось? — говорят.— Нужно его поскорее на небо вернуть.
  • Где лее вы его найдете? — закудахтала наседка. - Разве вы знаете, где оно живет?
  • Знать-то мы не знаем, а кого встретим - того спросим,— ответили цыплята.

Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке - зернышко, в сумочке - маковинка. Отправились цыплята. Шли-шли и видят: в огороде, за кочаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спинке - хатка стоит.

Остановились цыплята и спрашивают:

  • Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко .живет?
  • Не знаю. Вон на плетне сорока сидит - может, она знает.

А сорока ждать не стала, пока к пей цыплята подойдут. Подлетела к ним, затараторила, затрещала:

  • Цыплята, куда вы идете, куда? Куда вы, цыплята, идете, куда? Отвечают цыплята:

—Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идем его искать.

  • Ия пойду с вами! Ия пойду с вами! Ия пойду с вами!
  • А ты знаешь, где солнышко живет?
  • Я-то не знаю, а заяц, может, знает: он по соседству за межой живет! — затрещала сорока.

Увидел заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.

  • Заяц, заяц,— запищали цыплята, затараторила сорока, - не знаешь ли, где солнышко живет? Мы его ищем.
  • Я-то не знаю, но вот моя соседка утка — та, наверно, знает: она около ручья в камышах живет. Повел заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит и челнок рядом привязан.
  • Эй, соседка, ты дома или пет? — крикнул заяц.

—Дома, дома! — закрякала утка.— Все никак не могу просохнуть — солнца-то три дня не было.

  • А мы как раз солнышко идем искать! — закричали ей в ответ цыплята, сорока и заяц,- Не знаешь ли, где оно .живет?
  • Я-то не знаю, а вот за ручьем, под дуплистым буком, еж живет - он знает.

Переправились они на челноке через ручей и пошли ежа искать. А сам сидел под буком и дремал.

- Ежик, ежик,— хором закричали цыплята, сорока, заяц и утка,- ты не знаешь, где солнышко живет? Три дня его не было па небе, уж не захворало ли?

Подумал еж и говорит:

  • Как не знать! Знаю, где солнышко живет. За буком — большая гора. На горе - большое облако. Над облаком -серебристый месяц, а там и до солнца рукой подать!

Взял еж палку, нахлобучил шапку и зашагал впереди всех дорогу показывать. Вот пришли они па макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полеживает. Залезли на облако цыплята, сорока, заяц, утка и еж, уселись покрепче, и полетело облако прямехонько к месяцу в гости. А месяц увидел их и поскорее засветил свой серебряный рожок.

  • Месяц, месяц,- закричали ему цыплята, сорока, заяц, утка да еж,— покажи нам, где солнышко живет! Три дня его не было на небе, соскучились мы без него.

Привел их месяц прямо к воротам солнцева дома, а в доме темно, света пет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет.

Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а еж палочкой застучал:

  • Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети!
  • Кто под окошком кричит? - спросило солнышко.— Кто мне спать мешает?
  • Это мы — цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да еле. Пришли тебя будить - утро настало.
  • Ох, ох!..— застонало солнышко.—Да как мне па небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три  дня собой заслоняла, я теперь и заблестеть не смогу...

Услыхал про это заяц — схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это утка — давай солнце водой умывать.

А сорока — полотенцем вытирать.

А еж давай колючей щетинкой начищать.

А цыплята — те стали с солнышка соринки смахивать.

Выглянуло солнце на небо — чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло и тепло.

Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает.

А цыплята тут как тут. По двору бегают, зерна ищут, па солнышке греются.

Кто не верит, пусть посмотрит — бегают по двору цыплята или нет?

Обсуждение сказки. Попросите детей рассказать, для чего героям сказки так необходимо солнышко, почему они к нему хорошо относятся. Обратите внимание на слова «и всюду стало светло и тепло».

Прочитайте стихотворение и предложите детям объяснить, почему нельзя будить солнышко и что значит «весь день оно трудилось»? Ю. Марцинкявичус 

Солнце отдыхает

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало — принялось за дело:

Обошло всю землю .  И устало —

Отдыхать за лесом темным село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость,

Не буди,

У солнца сон — минуты,

Не шуми,

Весь день оно трудилось.

Прочитайте и обсудите с детьми стихотворение К. Чуковского «Краденое солнце.

Рисование, литература, музыка

Прочитайте детям стихотворение Ю. Марцинкявичуса «Рисунок», сопроводив чтение в качестве фона тихой, грустной музыкой. Хорошо, если погода за окном в день рисования соответствует настроению стихотворения. Подберите картину, отражающую описанный автором пейзаж, обсудите настроение, какое оно вызывает. Затем предложите детям нарисовать «в альбоме солнце и березы», чтобы и в вашем доме в морозы появилось лето. Сравните «настроение» детских рисунков с «настроением» картины, которую вы показывали в начале занятия. Ю. Марцинкявичус «Рисунок»

 Тихо кружат в мокрой чаще

Листья друг за другом,

И все дольше,

И все чаще

Дождь висит над лугом.

Потемнели лес и нивы,

И темны поляны,

И плывут,

Плывут лениво

Сизые туманы...

Нарисую я в альбоме Солнце и березы —

Вот и будет ,

В нашем доме

Лето жить в морозы!

Тема «Солнце — большая звезда»

Цель. Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.

Ход занятия

Начните занятие с вопроса: «Бывают ли солнечные лучи ночью?» Нет. Солнечные лучи можно сравнить с детьми Солнца (это сравнение часто делают сами ребята). «А что такое Солнце? Солнце — это большая- р большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас. Кто из детей наблюдал ночью на небе звезды? Солнце — это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Вспомните рисунки с изображением дома-природы и обычного дома, с которыми вы познакомились на занятиях блока «Я и природа». С чем мы сравнивали свет солнца? (Со светом лампы.) Чтобы понять, почему солнечный свет доходит до нашей планеты, а свет других звезд — нет, еще раз прибегнем к сравнению Солнца с лампой, например настольной, и проведем наблюдение (можно вместо настольной лампы воспользоваться фонариком).

Наблюдение

Цель. Помочь детям понять, почему мы хорошо видим Солнце и плохо — другие звезды. Наблюдение нужно проводить в сумерки. Поставьте на окно настольную лампу (фонарик). Пусть дети подойдут к ней как можно ближе. Возьмите какую-нибудь картинку или небольшой предмет (это могут быть даже линии, узоры на ладошке ребенка). Хорошо ли виден свет лампы? Хорошо ли видна картинка (предмет)? Теперь предложите им отойти в другой конец комнаты. Как теперь им видны свет и изображение на рисунке? Затем выйдите вместе с ребятами на улицу и постарайтесь постепенно отходить от окна с лампой. Чем дальше вы сможете отойти, тем более наглядным получится результат наблюдений. Дети наглядно убедятся, что при удалении от окна свет лампы становится все менее заметным, а различить элементы рисунка или очертания предмета становится все труднее (если, конечно, вблизи на улице нет других источников света). Можно найти такое расстояние, с которого свет будет практически незаметным (но для этого нужно отойти на очень большое расстояние).

Результаты наблюдения обсудите в группе. Еще раз вспомните, как исчезали лучи света при удалении от окна. Когда дети находились близко от лампы, они хорошо различали свет, могли видеть друг друга, рассматривать рисунок и т. д. А вот на улице все это сделать было уже труднее. Чем дальше вы удалялись от окна, тем слабее становился свет лампы. Это наблюдение помогает понять, почему солнечный свет доходит до нас, и мы хорошо видим Солнце, в то время как другие звезды мы можем наблюдать только ночью на фоне темного неба, а их свет не способен превратить ночь на Земле в день. Можно сказать, что Земля находится на таком же расстоянии от Солнца, как мы от настольной лампы, когда стоим рядом с ней. А остальные звезды находятся на таком же расстоянии от Земли, как мы — от настольной лампы, если на улице отойдем очень далеко от окна.

Обратите внимание детей на то, как вечером горят огоньки в окнах домов. Их сотни, все они светят, но, если мы выключим свет в своей комнате, мы ничего не увидим. Все огоньки в окнах будут для нас всего лишь светящимися точками. А для тех, в чьих КВАРТИРАХ они горят,— это яркие лампы, освещающие комнаты. Если мы в гостях у друзей смотрим на окно своей квартиры, наша люстра тоже превращается в маленькую точку, хотя мы точно знаем, что это большая яркая лампа.

Тема «Солнце и планеты»

Цель: Познакомить со строением Солнечной системы.

Материал и оборудование. Глобус, рисунки с изображением планет Солнечной системы (желательно на каждого ребенка), пластилин разных цветов, картон, цветная бумага, фломастеры.

Перед занятием сделайте основу для макета Солнечной системы: на листе картона отметьте точку, в которой ''будет размещаться Солнце, и вокруг него концентрические круги разного цвета — орбиты, по которым движутся разные планеты. Из оранжевой бумаги вырежьте круг — Солнце, которое вы затем поместите в центре макета.

Ход занятия

Рассмотрите вместе с детьми глобус. Как называется наша планета? Земля. Но Земля — это не единственная планета в космосе, которая «дружит» с Солнцем. Земля — это одна из планет большой Солнечной семьи. Какие планеты вы знаете?

Предложите детям познакомиться и с другими планетами. Рассмотрите с ними рисунки с изображением Солнечной системы, назовите планеты, но не требуйте, чтобы дети сразу запомнили их названия. Обратите их внимание на то, что все планеты движутся вокруг Солнца по кругу — пусть каждый пальцем покажет на рисунке путь какой-нибудь планеты. Затем приступайте к созданию своего макета Солнечной системы. Расположитесь с основой макета так, чтобы каждый ребенок мог участвовать в работе — имел доступ к листу картона. Сначала разместите в центре макета оранжевый круг — Солнце. Затем раздайте детям пластилин разных цветов. Каждый ребенок (или небольшая группа — в зависимости от количества дошкольников) сделает свою планету. Цвет планеты должен соответствовать цвету ее орбиты. Например, Марс—красный, Земля.— голубая (вспомните, НТО нашу планету часто называют голубой). Подскажите детям, какого размера должна быть их планета по сравнению с другими. Если сложно подобрать достаточное количество пластилина разных цветов, пометьте каждую планету кружочком цветной бумаги — опять же соответственно цвету орбиты. Итак, планеты готовы. Теперь нужно распределить их по орбитам. Пусть это сделают сами ребята, учитывая одинаковый цвет планет и их орбит. Размещая свою планету, ребенок должен сказать, как она называется (подсказывайте детям при необходимости). Затем обратите их внимание на то, что планеты находятся на разном расстоянии от Солнца. Найдите самую ближнюю (Меркурий) и самую дальнюю (маленький Плутон) от Солнца планеты. Особое внимание уделите расположению Земли. На какой планете будет больше света и тепла — на самой ближней к Солнцу или на самой дальней от него? Укажите, что слишком близко — очень горячо, слишком далеко — очень холодно. Игра

Начертите на полу (или на асфальте) цветными мелками орбиты разных планет. Раздайте детям бумажные медали или короны с изображением планет (цвета планет и их орбит должны соответствовать тем, которые были на предыдущем занятии). В центре кругов стоит ребенок, изображающий Солнце. Предложите остальным детям-планетам занять свои места на орбитах. Если будут затруднения, еще раз вернитесь к рисунку из Атласа. Затем предложите детям разойтись в разные стороны и по сигналу воспитателя (например, светового сигнала фонариком или команды «Планеты — по местам!») построить модель Солнечной системы. Кто из планет быстрее займет свое место? Затем каждая планета должна сделать круг вокруг Солнца. При этом обратите внимание детей: чем ближе планета расположена к Солнцу, тем быстрее она пройдет по кругу. Земля проходит весь свой путь вокруг Солнца за год (от одного Нового года до другого). Чтобы наглядно показать это, возьмите большой календарь и по мере движения по кругу ребенка- Земли перелистывайте его страницы, называя месяцы. Таким образом, ребенок начнет двигаться в январе, а вернется на свое место в декабре.

Тема «Здравствуй, солнечный лучик!»

Материал и оборудование. Зеркальца для каждого ребенка и зеркало побольше для педагога.

Ход занятия

Прочитайте загадку К. Чуковского о солнечном зайчике.

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца. Хорошая копеечка, а в руки не дается. Пойдите, приведите четырнадцать коней, Пойдите, позовите пятнадцать силачей! Пускай они попробуют копеечку поднять!

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть! И кони прискакали, и силачи пришли, Но маленькой копеечки не подняли с земли, Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли. Предложите детям поближе познакомиться с солнечными лучами. Есть ли в комнате, где вы сейчас находитесь, солнечные лучи?

Как можно доказать это? Солнечные лучи каждый день освещают нашу комнату, поэтому мы не обращаем на них внимания. А что произойдет, если мы плотно закроем шторы на окнах? Закройте окна плотными шторами, и спросите детей: что изменилось и почему? Солнечные лучи не смогут проникнуть к нам в помещение, и мы окажемся в темноте. Затем спросите детей, хотят ли они «поймать» солнечных зайчиков. Возможно, кто-то из них уже пробовал это сделать, пусть поделится опытом. Раздайте всем детям небольшие зеркальца. Затем попробуйте поймать своим большим зеркалом солнечного зайчика. Пусть дети сделают то же самое.

Что такое солнечный зайчик? Солнечный лучик отражается от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика. Солнечный зайчик — это пятно солнечного света. Предложите детям подумать и высказать свои ( предположения: почему мы говорим «зайчик»? Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться. Он все время куда-то спешит, как настоящий зайчик. Вот как об этом написала Новелла Матвеева.

И. Матвеева Солнечный зайчик.

Я зайчик солнечный, снующий

По занавескам в тишине,

Живой,

По-заячьи жующий

Цветы обоев на стене.

На грядке стрельчатого лука,

Который ночью ждал зарю,

Из полумрака, полузвука

Рождаюсь я и говорю:

Я зайчик солнечный, дразнящий!

И если кинусь я бежать,

Напрасно зайчик настоящий

 Меня старается догнать!

По золотистым кольцам дыма, по крышам, рощам, парусам

Бегу, привязанный незримо

Лучом восхода к небесам,

И замедляюсь только к ночи,         

Когда туманится восток,

Когда становится короче

Луча ослабший поводок.

И тени — черные собаки —

Все чаще дышат за спиной,

Все удлиняются во мраке,

Все шибче гонятся за мной...

И должен я остановиться,

И умереть в конце пути,

Чтобы наутро вновь родиться

И нараспев произнести:

Я зайчик солнечный, дрожащий,

Но не от страха я дрожу,

А потому, что я — спешащий:

Всегда навстречу вам спешу!

Я и в самом ружейном дуле

Могу отплясывать, скользя,

Я сесть могу на кончик пули,

Но застрелить меня — нельзя!

И если зимними ветрами

Тебя невзгоды обдадут,

Я появлюсь в оконной раме:

Я зайчик солнечный!

Я тут!

Предложите детям подумать, на что похож солнечный зайчик. Затем попросите их объяснить, что такое солнечный зайчик. Почему обычный зайчик никогда не сможет догнать солнечного? Почему солнечный зайчик дрожит? А что такое — солнечный луч? Откуда он к нам приходит? Солнечный лучик очень хитрый, у него есть свои секреты, которые он скрывает от нас. Один из секретов вы сейчас попробуете отгадать, проведя опыты.

Продолжение занятия на прогулке.

Оборудование и материал. Маленькие зеркала для всех детей.

Раздайте детям зеркала, скажите, что на первом занятии вы с ними ловили «комнатных» солнечных зайчиков, а теперь можно поймать «уличных» солнечных зайчиков. Попытайтесь несколькими зеркалами , сразу направить много солнечных зайчиков на ладошки детям. Что они почувствуют? Все вместе солнечные . зайчики быстро нагревают ладошку. Мы чувствуем, что солнечные лучи приносят нам тепло. Кроме зеркал можно использовать фольгу, блестящие обертки от конфет. Именно такие сигналы не раз спасали тех, кто заблудился в лесу. Солнечный зайчик, который они пускали, было видно даже с самолета — так далеко он может убежать.

Экспериментальная работа (опыты)

Опыт. Волшебный лучик

Цель. Показать, что солнечный луч может превратиться в разноцветный.

Оборудование и материал. Не очень глубокая ванночка (например, ванночка для хранения продуктов в холодильнике или для фоторабот; можно использовать упаковочный материал — пластмассовую коробку из-под торта), плоское карманное зеркальце, лист белой бумаги.

Ход занятия

В солнечный день наполните ванночку водой и поставьте на стол около окна так, чтобы на нее падали утренние солнечные лучи. Опустите зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя — окажется в воде под углом. При этом ваше зеркальце будет отражать солнечный свет. Возьмите лист бумаги и поместите его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигайте само зеркало. Изменяйте положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхните зеркало. Что мы видим теперь?

Сделайте вывод: на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

Примечание. Такой же эффект вы можете получить, если правильно подберете положение толстого зеркала и источника света (солнца, лампы) — если их можно перемещать. (Другой вариант — необходимо самому поискать нужное положение ~~ подвигать головой.) Для этой цели особенно хорошо подойдут зеркала из старинной мебели. При этом на скошенном прозрачном крае толстого зеркала вы тоже увидите разноцветные огоньки.

Тема «Радуга-дуга»

Цель. Познакомить с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира.

Ход занятия

Вспомните вместе с детьми результаты предыдущего опыта. Что напоминает изображение, которое получилось на белой бумаге? Если представить, что вместо бумаги у нас небо, то получится... радуга. Кто видел радугу? Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя? Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Чтобы увидеть радугу, нужно встать спиной к солнцу. А вот если летишь на самолете, то видишь внизу не радугу-дугу, а целое кольцо радуги! Радугу можно видеть не только на небе, но и в фонтане, во время купания в реке, когда , поднимается много брызг. Главное, чтобы солнце и вода «работали» вместе. Если в вашем городе есть ''фонтаны, попытайтесь в солнечную погоду вместе с детьми обнаружить радугу.

Зимой в сильный мороз множество ледяных кристалликов действуют вместе с солнцем так же, как и капельки воды, но радуга получается более бледная. Даже яркий свет уличных фонарей в морозный вечер создает вокруг них дымчатый светящийся круг, в котором иногда можно найти слабые оттенки розового и желтого цветов. Радужные цвета в солнечную погоду можно обнаружить на перьях птиц — вороны или грача, на темных гладких волосах, на лужицах грязной воды с бензиновой пленкой, на поверхности лесного болотца, покрытого железистой пленкой, на украшениях из чешского стекла, гранях хрустальных бокалов, украшениях из драгоценных камней, лазерных защитных метках (на проездных билетах и других документах, на этикетках товаров). Это играет свет — солнечный или искусственный. Такое явление ювелиры называют игрой камня. Пусть дети посмотрят под увеличительным стеклом мамины украшения.

С. Маршак

 Радуга-дуга

Солнце вешнее с дождем

 Строят радугу вдвоем —

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счета

Поднебесные ворота.

Радужная арка

Запылала ярко,

Разукрасила траву,

Расцветила синеву.

Блещет радуга-дуга.

Сквозь нее видны луга.

А за самым дальним лугом —

Поле, вспаханное плугом.

А за полем сквозь туман —

Только море-океан,

Только море голубое

С белой пеною прибоя.

Вот из радужных ворот

К нам выходит хоровод,

Выбегает из-под арки,

Всей земле несет подарки.

И чего-чего здесь нет!

Первый лист и первый цвет,
Первый гриб и первый гром,

Дождь, сверкнувший серебром,

Дни растущие, а ночи —

Что ни сутки, то короче.

Эй, ребята, поскорей

Выходите из дверей

На поля, в леса и парки

Получать свои подарки!

Поскорей, поскорей

Выбегай из дверей,

По траве босиком,

Прямо в небо пешком.

Ладушки!

Ладушки!

По радуге,

По радужке,

По цветной,

Дуге

На одной Ноге,

Вниз по радуге верхом —

И на землю кувырком!

Обсуждение стихотворения. Обратите внимание детей на первые две строки стихотворения: «Солнце вешнее с дождем строят радугу вдвоем». Почему так написал поэт? На что похожа радуга? Почему она нам нравится? Подберите иллюстрации к стихотворению. Вспомните другое стихотворение С. Маршака, которое вы читали на занятии блока «Воздух» («Мыльные пузыри»), и как дети выдували эти пузыри. Пузыри на солнышке играют всеми цветами радуги, поэтому поэт писал:

Выходит нежный, тонкий

Раскрашенный пузырь.

Горит, как хвост павлиний,

Каких цветов в нем нет!

Лиловый, красный, синий,

Зеленый, желтый цвет.

В. Торопыгам Радуга

 Всех мальчишек радуя, ширясь на бегу, окунула радуга, в озеро дугу.

Похваляясь силою — с берега видна,— всю водицу синюю выпила до дна.

Только стало розовым небо на краю —выпила из озера алую струю...

А в лесу, и на поле, и в простор лугов с неба капли капали сразу всех цветов!

Рисование и музыка «Цвета радуги»

Материал. Картины, фотографии с изображением радуги.

        Рассмотрите внимательно с детьми радугу на картинке. Предложите сосчитать, сколько цветов у радуги, и перечислить их. Сравните разные картинки с изображением радуги. Отличаются ли на них радуги? Может быть, у них разные цвета? Одинаково ли они расположены друг за другом? Бывает так, что синий или фиолетовый цвета не видны — они сливаются с небом. Обратите внимание детей на то, что радуга состоит из семи цветов и все они следуют строго друг за другом, каждый «знает свое место». Правда, в природе нет четких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга. Известно выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (первая буква каждого слова указывает на определенный цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Другой вариант выражения: Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь. Для того чтобы дети лучше запомнили порядок расположения цветов, сделайте табличку (можно для этих целей использовать и фланелеграф). Напишите слова, выбрав одно из указанных выражений и выделив особо их начальные буквы (например, по размеру). Кроме того, цвет каждой буквы должен соответствовать одному из цветов радуги. Например, слово «каждый» начинается с большой красной буквы К, слово «фазан» — с фиолетовой буквы Ф и т. д. Можно также возле каждого слова в качестве дополнения расположить полоску необходимого цвета. Фазан и павлин — радужные перья.

Дайте каждому ребенку картинку с изображением фрагмента радуги. Вы последовательно называете определенный цвет радуги, а дети его находят. Важно, чтобы они поняли, что радуга состоит из определенных цветов, расположенных строго друг за другом. Предложите детям выбрать из цветных карандашей те, которыми можно нарисовать радугу. Для того чтобы точнее подобрать цвет, дети будут располагать карандаши возле того или иного цвета радуги. Простой вариант задания — у каждого ребенка 7 цветных карандашей — точно по количеству цветов радуги. Более сложный вариант — ребенок получает карандаши синего, зеленого и т. д. цветов разных оттенков.

Предложите детям нарисовать радугу, правильно расположив цвета. Можно для этого дать им в качестве образца большую картину с изображением радуги. Мы помним, что радуга бывает, когда солнце и дождь  «работают» вместе. Значит, они должны присутствовать на картинке. На занятии по рисованию включите музыку, которая поможет детям представить радугу; обратите их внимание на то, что музыку вы подобрали специально для этого занятия. Можно использовать и записи шума дождя.

Дети получают несколько картинок с цветными полосками. Задание: выбрать картинку, на которой изображена настоящая радуга.        

«Радужное настроение». Что означает выражение «радужное настроение»? Пусть дети нарисуют картинку, на которой отражено именно такое настроение (предупредите их, что это вовсе не значит нарисовать радугу). Можно ли их сегодняшнее настроение назвать «радужным»? А когда у них бывает такое настроение? Расскажите, что люди очень часто связывали радугу со счастливой жизнью. Например, считалось, что в том месте, где радуга упирается своим концом в землю, закопан горшок с золотом. Или: тот, кто пройдет под радугой (как под аркой), всегда будет счастлив.

В наше время цвета радуги часто используются в рекламе, в оформлении спортивной одежды и т. д.

Музыка

Попробуйте придумать вместе с детьми танец «Радуга». Для этого подберите семь лент (шарфиков) из легкого материала цветов радуги. В процессе танца дети будут составлять из них радугу, Кроме того, в танце должны присутствовать Солнце и дождь (мы уже говорили, при каких условиях образуется радуга). Подберите песни о радуге.

Аппликация

Приготовьте дугообразные полоски разного цвета, соответствующие цветам радуги. Предложите детям сделать из этих элементов радугу, наклеив их на голубую бумагу. Можно сделать и одну большую радугу — коллективную аппликацию. При выполнении задания нужно помочь разместить цветные дуги в правильном порядке, особо обратив на это внимание детей.

Примечание. Занятие по теме «Радуга-дуга» хорошо сочетать с занятиями по изобразительной деятельности, на которых дети знакомятся с основными цветами и учатся получать цвета дополнительные.

Игры

Повесьте в группе или экологическом классе большой рисунок с изображением радуги. Предложите детям поискать вокруг себя (в группе, на улице, дома) предметы разного цвета. Рассортируйте их по цветам радуги. Для этого можно положить рисунок с радугой на пол и раскладывать предметы (это могут быть и картинки). Можно внести дополнительный элемент: одни дети собирают предметы синего цвета, другие — оранжевого и т. д.

Аналогичное занятие проведите осенью — соберите листья различных оттенков и попробуйте найти им место на цветах радуги. Листьев какого цвета больше всего вы нашли?

Воспитатель называет какой-либо цвет, а дети должны назвать предметы своей одежды, окрашенные в этот цвет. Попробуйте вместе с детьми вспомнить как можно больше сказок и мультфильмов, в которых присутствовала радуга.

Тема «Свет и тень»

Цель. Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных.

Игра «Догони свою тень»

В солнечный день обратите внимание детей на темное пятно тени, которое постоянно следует за ними. Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше.) На что похожи тени детей? Предложите детям попробовать догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать?

Наблюдения на прогулке

  1. Все ли тени от предметов одинакового оттенка? Сравните, например, зимой тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.
  2. Меняются ли очертания и размеры теней в течение дня? Чтобы выяснить это, очертите палочкой на песке или на снегу (на асфальте — мелом) тень дерева или другого неподвижного объекта во время утренней прогулки, а затем — днем и вечером. Сравните положения тени в разное время суток,
  3. В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратите внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.

Моделирование и сказка

Попробуем смоделировать ситуацию, которую наблюдали на улице. Вместо солнца у нас будет настольная лампа, вместо облака — «летающая тарелка» (обычная бумажная или пластмассовая), вместо людей — игрушечные человечки. Итак, человечки живут в некотором царстве-государстве, где всегда светит солнце.

Поставили игрушки под включенной лампой. Но вот однажды на небе появилась необычная летающая тарелка — располагаем тарелку между лампой и человечками. И тогда накрыла большая тень всю их страну... Предложите детям сочинить сказку о том, что же потом случилось.

Театр теней

Театр теней — это богатейшая возможность для развития воображения ребенка. Кроме того, это возможность показать обычный предмет под неожиданным углом зрения. Например, с детства знакомая чайная ложка может выглядеть совершенно по-новому — как небольшая линия или коротенькая черточка. Все зависит оттого, как вы разместите за экраном сам предмет. К тому же дети испытывают в этом случае радость открытия новых свойств знакомого предмета. Предложите детям стать актерами театра теней.

  1. Во время прогулки в солнечный день дети могут показывать при помощи рук разные фигурки на стене здания.
  2. Если вы хотите устроить настоящий театр теней, повесьте на улице обычную простыню (как можно ближе к земле). Дети-актеры будут двигаться по одну сторону простыни (и их тень будет падать на белую ткань), зрители — по другую. Можно предложить детям попробовать узнать по тени имя актера (это не так- то просто, как кажется) или игрушку, которую покажет воспитатель.
  3. Можно создать театр теней и в помещении. Для этого подберите достаточно яркий источник света, расположив его за экраном. Если дети будут стоять вблизи экрана, они могут превратиться в великанов, так как их тени будут очень большими. Чем дальше вы отходите от экрана, тем меньше размеры теней на нем. Эта особенность театра теней также дает простор фантазии и воображению.

4. Перед началом просмотра слайдов, когда проектор уже включен, но слайд в него еще не вставлен, дети всегда стараются показать при помощи рук разные фигуры на освещенном экране. Это тоже своеобразный театр теней.

Игра «Прятки»

В теплое время года предложите детям найти как можно больше тенистых мест и спрятаться в них.

Обратите внимание на пятнистость теней под листвой деревьев и кустарников. Зимой такие световые пятна могут давать ветви старых деревьев, особенно когда они качаются.

Беседа «Для чего тигру полоски»

Цель. Показать значение пятнистой (полосатой) окраски в жизни животных и ее связь с «пятнистым» освещением.

Оборудование и материал. Фотографии, рисунки с изображением жирафа, тигра, леопарда, косули, щуки и других полосатых и пятнистых животных. Обязательно включите в этот список соответствующие виды вашей местности.

Ход беседы

Попросите детей вспомнить, какими пятнистыми были тени под деревьями, кустарниками, когда они играли в прятки. Были светлые (больше света) и темные (меньше света) полоски, пятна. Земля под растениями становилась как бы пятнистой. Таких «пятнистых», «полосатых» участков в лесу или в зарослях кустарников бывает очень много. Предложите детям подумать, как должно быть окрашено животное, которое хочет спрятаться в таком месте? Затем раздайте картинки различных животных, в том числе и с у полосатой, пятнистой окраской, и попросите детей отобрать тех, кто прячется в лесу под деревьями, кустарниками. Пусть они объяснят свой выбор. Подчеркните, что яркое африканское солнце и тени от колышущихся листьев кустарников, деревьев мешают понять, то ли детеныш леопарда спрятался, то ли это играют в прятки солнечные зайчики. Полоски тигру нужны для того, чтобы быть незаметным охотнику, а пятна косуле — чтобы спрятаться от своих врагов. А для чего полоски щуке или окуню? Ведь они живут не в лесу, а в реке. Выслушайте ответы детей, а затем объясните, что эти рыбы — хищники. Они, как и тигр, прячутся в «подводном лесу» — зарослях водорослей. Так что и тигру, и щуке полоски нужны для одинаковых целей.

Наблюдения в группах

«Пятнистость» освещения можно наблюдать и на примере колышущихся занавесей из плотного тюля или на примере популярных сейчас висящих занавесок из деревянных палочек и т. д.

Тема «Животные в темноте»

Цель. Познакомить детей с особенностями поведения и зрения у животных, обитающих в условиях недостатка света или при полном отсутствии света.

Занятие начните с игры.

Игра «День и ночь»

Чтобы дети лучше почувствовали роль света в жизни человека, предложите им поиграть в игру «День и ночь». Для игры подберите очень плотное покрывало (через ткань не должен проникать свет). Когда начинается ночь, дети все вместе садятся на пол и накрываются покрывалом. Что они при этом видят? '’Нужны ли им глаза? Затем наступает день, покрывало убирается, и солнечный свет помогает детям различать окружающие их предметы. Если в помещении достаточно темно, можно играть без покрывала, просто включая и выключая свет. После игры обсудите ощущения детей. Почему они не могли ничего видеть, ведь у них есть глаза?! Подчеркните, что человек видит только тогда, когда есть свет. Если бы не было света, то глаза были бы нам не нужны.

Наблюдение

Материалы и оборудование. Зеркало для каждого ребенка.

Перед началом проведения наблюдения предложите детям рассмотреть в зеркале свои глаза. Какого они цвета? Обратите внимание на то, что в глазу есть зрачок — он черный. Наши глаза устроены так, чтобы можно было видеть окружающие нас предметы. Свет попадает в наш глаз, и мы видим все вокруг. Затем предложите детям посмотреть в зеркало и постараться запомнить, какого размера их зрачок, когда света много — большой или маленький? Затем создайте условия «вечера», когда света в комнате очень мало,— например, выключите свет на какое-то время, затем включите и снова предложите детям посмотреть на свои зрачки. Все это нужно проделать быстро! Как изменились зрачки? В темноте они становятся больше, благодаря этому мы видим лучше. Зрачок как бы ловит свет, значит, чем он больше, тем больше света может поймать глаз.

Покажите детям картинку с изображением телескопа — его можно назвать большим-большим глазом, который помогает людям наблюдать затем, ЧТО происходит в космосе. Чем больше у него стеклянный глаз, У тем больше света он ловит и тем больше всего невидимого для обычного человеческого глаза можно через этот телескоп увидеть. Такие же стеклянные глаза есть у бинокля. Дайте детям посмотреть в этот прибор. Помните, что увеличительные приборы нельзя направлять на солнце (даже детский бинокль) — можно обжечь глаза.

Игра «Животные в темноте»

Игра проводится по аналогии игры «День и ночь». Но в этом случае каждый ребенок отдельно залезает под плотную ткань. Предложите детям превратиться в каких-нибудь ночных животных (в сову, летучую мышь, крота, дождевого червяка, глубоководную рыбу и т. п.). Вы даете ребенку какой-нибудь предмет и просите угадать, что именно он получил (ребенку в темноте нужно определить, съедобный для его животного этот предмет или нет). Желательно, чтобы у предмета был запах (например, это может быть засушенная трава, или свежая сосновая шишка, или лимон, или яблоко и т. д.). Находясь в темноте, ребенок будет пытаться «вслепую» определить предложенный предмет. Как он будет это делать? Трогать предмет руками, гладить его, поворачивать, нюхать.

После того как дети определят в темноте предметы, обсудите с ними, как они это делали. Нужны ли им были для этого глаза? Как бы широко они их ни открывали, в полной темноте все равно ничего бы не увидели. А ведь есть такие животные, которые живут там, где света практически нет, например под землей, в глубоких пещерах, на дне океана. Нужны ли им глаза? (Дети сами должны ответить на этот вопрос, исходя из своих ощущений во время игры.) Действительно, у обитателей таких мест глаза превращаются в маленькие щелочки, которые даже не всегда можно заметить. Может быть, дети сами назовут таких ''животных?

Рассмотрите с ними изображение крота. Мы уже знаем, как он приспособлен к жизни под землей (вспомним блок занятий «Почва»), А какими должны быть его глаза? Большими или маленькими? Почему? Но есть и другие животные, которые могут видеть ночью, если есть хотя бы немного света. Спросите у детей, у кого из них есть дома кошка? Что она делает по ночам? Кошка — ночной хищник. Вспомним стихотворение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Неспроста кошка пришла к мышонку петь колыбельную песенку — вероятно, ночью она как раз собиралась поохотиться. Для того чтобы поймать мышку, кошке нужно хорошо видеть и слышать — ведь мыши такие шустрые! В темноте у кошки зрачки глаз становятся намного больше, чем днем. Чем больше зрачок, тем больше света попадает в глаз, тем лучше животное видит. У совы глаза ночью бывают очень большими.

Наблюдения

(домашнее задание для детей и родителей)

Попросите родителей, у которых есть кошка в доме, вместе с детьми рассмотреть и сравнить зрачки кошки днем и ночью (или просто в темном месте).

Обсуждение наблюдений. Спросите детей: какие выводы они сделали, наблюдая за кошкой? Для чего кошке нужно видеть в темноте? Она — ночной хищник, ее добыча, например мыши, тоже ночью не спит. Рассмотрите рисунки с изображением кошек (на которых можно рассмотреть их глаза). А что еще необычного есть у кошек? Бывают ли кошки без усов? Пусть дети выскажут свои предположения: зачем кошке усы? Может быть, для красоты, как некоторым дядям? Усы (правильное название — вибриссы) помогают всем кошачьим — и домашним кошкам, и тиграм, и львам — «видеть» окружающий их ночной мир. Что значит «видеть» усами? Пусть дети вспомнят, как пытались определить предмет во время игры «Животные в темноте». Они старались почувствовать предмет, трогали его. Вот так же, только усами, «чувствуют» свое окружение кошки и многие другие усатые животные, в том числе и тараканы (не зря К. Чуковский описывал, как Тараканише «усами шевелит»).

Игра «Слушаем ночные звуки»

Дети, как и в предыдущих играх, должны находиться в темноте или закрыть глаза. Их задача — определить происхождение звука, который производит воспитатель. Можно постучать разными предметами (например, определить «стеклянный», «деревянный», «железный», «каменный» звуки и т. д.), пощелкать пальцами. По звуку узнать, когда пробежала мышка (слышат, как мышка скребется) или как пыхтит ежик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блоки занятий по звуковой культуре речи во второй младшей группе

Конспект занятия по звуковой культуре речи для индивидуальной работы с детьми трех лет. Закрепление произношения и артикуляционной нормы гласных звуков: А, О, У, И....

Блоки занятий по развитию познавательных способностей для детей младшего дошкольного возраста

Познавательные способности – свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач).Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Их формирование, е...

Блок занятий по "Нравственно-патриотическому воспитанию"

Планирование занятий по блоку "Нравственно-патриотическое воспитание"...

Блок занятий по ознакомлению дошкольников с цветоведением на основе экспериментирования

Детство - это неутолимая жажда новых впечатлений, любопытсво, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, постоянно искать новые сведения о мире. В процессе активной позновательно-исследоват...

Блок занятий по развитию речи в средней группе

Блок занятий по развитию речи направлен на формирование грамматического строя речи, активизацию словаря, развитие умения составлять связное высказывание, развитие мышления, памяти, воспитание умения с...

Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...