ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Анастасия Николаевна Степанова

     Данный материал по теме: «Моя семья и мои родственники» является частью успешно реализованного проекта «История моей семьи. Создание генеалогического древа», интересен и доступен педагогам и родителям.

    Методическая разработка актуальна тем, что одним из трендов (тенденций) образования является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого – патриотизм.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka_stepanova_a.n.docx621.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей»


Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме:

«МОЯ СЕМЬЯ И МОИ РОДСТВЕННИКИ»

Степанова Анастасия Николаевна

Красноярск, 2016 г.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка соответствует ФГОС дошкольного образования, в котором говорится о нравственно - патриотическом воспитании дошкольников в такой образовательной области, как познавательное развитие, которое «предполагает <…> формирование первичных представлений о себе, других людях, <…> о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Актуальность, авторская новизна и оригинальность методической разработки заключается в том, что одним из трендов (тенденций) образования является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого – патриотизм.   Основная задача – развитие национальной системы воспитания и обучения путём консолидации (объединения) усилий организаций образования, семьи и других институтов, для формирования конкурентно способной, прагматичной, сильной, ответственной, творческой Личности Единой нации, фундаментом успеха будущего которой является культ знаний. Патриотизм снова в моде. И чтобы эта личность Единой фундаментальной нации сформировалась, ей необходимы знания об истории этой нации. Нет истории – нет нации. Как бы это не звучало. [Вебинар: «Цифровизация в дошкольном образовании», декабрь 2018].

При планировании представленной НОД учитывается индивидуализация, а также на протяжении всей НОД каждый ребенок делится знаниями о родственниках, составляя рассказ о своей родословной.  

Данный материал по теме: «Моя семья и мои родственники» является частью успешно реализованного проекта «История моей семьи. Создание генеалогического древа», интересен и доступен педагогам и родителям.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию с использованием иллюстративных материалов (инфографики):

«Моя семья и мои родственники»

Цель: Формирование начальных социально ценностных ориентаций о любви к своей семье через знакомство детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо»; закрепить и расширить представления детей о своих родственниках; закрепить умения детей подбирать прилагательные, слова антонимы.

Развивающие: развивать способность перехода моральных норм во внутренние личностные убеждения, установки, ценности; полное, гармоничное развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные: Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение ко всем членам семьи.

Участники: Воспитатель, воспитанники группы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Музыкальное сопровождение: спокойная мелодия (фоном).

Предварительная работа: Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.

Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи, о семейных традициях.

Составление детей с родителями «генеалогического» древа.

Беседа родителей с ребенком о семье для получения ответов на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?».

Демонстрационный материал:

 Семейные фотографии детей и родителей;

 Инфографика «Генеалогические древа».

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности: субъект – субъектные отношения.

- средства обучения и воспитания:

 наглядные плоскостные, словесные (беседа, викторина, рассказ детей по картинке, дидактические игры, словесные игры, пальчиковая игра), визуальные средства, аудиальные.

- предметно-практическая среда:

Аудиоколонка, флешка, фото генеалогических древ, семейные фото, фотоальбомы.

Ведущая образовательная область: социально - коммуникативное развитие.

Планируемые результаты: обеспечение связи между требованиями Стандарта, образовательным и воспитательным процессом, Создание условий для познавательных, коммуникативных действий воспитанников и родителей.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье».

А сейчас проведем небольшую викторину «Что мы знаем о семье?»:

 - Ребята, как вы думаете, что такое семья?

- Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей.

- Где и кем они работают?

- Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?

- Как можно назвать их всех одним словом?

- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?

- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?

Дети сидят в кругу на стульчиках

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Основной

Рефлексивный

Воспитатель: Здорово! Вы так много знаете уже о семье.

- А знаете ли вы, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. (демонстрация генеалогического древа семьи педагога).

А дерево это стали называть «генеалогическим древом».

Сейчас предлагаю по желанию вам рассказать о своем генеалогическом древе, начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер. Назвать их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся. (фоном включается спокойная музыка)

Воспитатель: Ребята, встанем с вами в круг и поиграем: Дидактическая игра «Сравни, кто старше? Кто младше?» (детям демонстрируются картинки по считалочке):

Папа – дедушка. Мама - бабушка. Дедушка - внук. Бабушка – внучка. Мама – дочь. Папа – сын. Брат - сестренка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а вот еще одна словесная игра: «Скажи наоборот», продолжи.

Дедушка старый – внук…

 Папа высокий – сын…

Брат трудолюбивый – сестра… И наоборот.

На сушилке белье чистое – а в корзине…

Хлеб в пакете свежий – а без пакета…

Мама молодая – бабушка…

Папа строгий – мама…

Пальчиковая гимнастика: «Кто живет в моей квартире?»

Раз, два, три, четыре

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех могу пересчитать.

Папа, мама, брат, сестренка,

Мой щегол, сверчок и я - вот и вся моя семья.

Игра с мячом: «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»

Шарф (чей) - мамин, папин, дедушкин …

Шапка (чья) - мамина, бабушкин, …

Очки (чьи) - дедушкины, бабушкины …

Платье (чьё) - сестры, мамино, Ботинки (чьи) - брата, папины …

Кофта (чья) - мамина, папина, сестры, брата …

Плащ (чей) - мамин, сестры, дедушкин, папин …

Сумка (чья) - мамина, папина, бабушкина…

Портфель (чей) - сестры, брата… и т. д.

Молодцы, ребята, вы очень постарались, я очень довольна вашими ответами!

Воспитатель: Ребята, присядьте, мы будем с вами передавать друг другу по кругу вертушку и говорить одно только прилагательное: «Какая у вас семья?»

 (Большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, спортивная, крепкая, счастливая, современная, молодая и т. д. и т. п.)

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (Если затрудняются, воспитатель немного направляет: быть дружными, добрыми, отзывчивыми, помогать, дарить подарки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать)

Воспитатель: Я думаю, ребята, что в этом конкурсе победили все, потому что все вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Поэтому все заслужили призы - медальоны с надписью: «Дружная семья»!

Дети рассматривают демонстрируемое воспитателем древо.

Дети рассказывают о своей семье по своему генеалогическому древу.

Дети встают в круг.

Отвечают.

Дети хлопают в ладоши

пожимают плечами

хлопки в ладоши

руки в стороны

загибают по одному пальцу на обеих руках

сжимают и разжимают кулачки

Дети ловят мяч и грамматически верно и логически правильно отвечают на вопросы

Дети по очереди по кругу берут друг у друга вертушку, подбирая прилагательные, характеризующие их семью, дуют в нее и отдают соседу.

Ответы детей:

Приложение

         

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...