Познавательное занятие с элементами нетрадиционной техникой рисования «Осьминожки»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Нетрадиционные техники:  Печать ладошкой, рисование пальчиками.

Предварительная работа:  Беседа о море, как среде обитания разных  морских животных и растений. Просмотр фильма о морских животных. Просмотр мультфильма  «Осьминожки»

Рисование в технике печать ладошкой:  «Птичка», «Тюльпан », «Рыбка».

Ознакомление с комплексом пальчиковой гимнастики «Рыбки плавали в воде»

Методы и приемы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование наглядного материала, технических средств, проведение пальчиковой гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

        

Познавательное занятие

с элементами нетрадиционной техникой рисования

«Осьминожки»

 Средняя группа.

Провела и подготовила

Воспитатель: Еременко И.И.

Цель:

Дать представления об обитателях подводного мира.

Задачи:  1.Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.

2. Воспитывать добрые взаимоотношения детей друг с другом, чувство товарищества.

3. Развивать любознательность, наблюдательность, речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

4. Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

5. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.

6. Закреплять  навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой  рисование пальчиками ,развивать чувство композиции.

7. Развивать способность вживаться в образ.

8.Развивать графические навыки, моторику  рук.

9.Активизировать умственные способности детей, словарный запас.

Нетрадиционные техники:  Печать ладошкой, рисование пальчиками.

Предварительная работа:  Беседа о море, как среде обитания разных  морских животных и растений. Просмотр фильма о морских животных. Просмотр мультфильма  «Осьминожки»

Рисование в технике печать ладошкой:  «Птичка», «Тюльпан », «Рыбка».

Ознакомление с комплексом пальчиковой гимнастики «Рыбки плавали в воде»

Методы и приемы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование наглядного материала, технических средств, проведение пальчиковой гимнастики.

Индивидуальная работа: На протяжении занятия активизировать детей.

Развивающая среда:

Передвижная доска, проведение эксперимента,  проведение дидактической игры «Море волнуется раз…», аудиозапись с шумом моря, аудиозапись с песней «Палка, палка, человечек…», индивидуальная работа – панно подводного мира. Емкости с водой , поваренная соль , два   яйца. Листы  с морским фоном,  гуашь в тарелочке ( зеленая , желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная);  салфетки влажные. Презентация с морской тематикой, изображения дельфина, ската, морской звезды, морской черепахи  , акулы ,осьминога, иллюстрации к рассказу «Семья осьминогов»;

Ход занятия:

Организационный момент (Дети стоят в кругу с воспитателем.)

Психологический настрой:    

Воспитатель: - Все в сборе!

Взрослые и дети!

Мы можем начинать!

Но для начала,

Нам нужно «Здравствуйте» сказать!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу!

Воспитатель: Вот мы и поделились теплом и добротой друг с другом.

Воспитатель: Ребята,  отгадайте загадку.

В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Едут отдыхать туда. Что это?

Дети: Море.         (слайд 2)

Беседа:

Воспитатель:  Посмотрите на экран. Ребята, а что вы можете сказать о море, какое оно? (Синее, шумящее, красивое, бескрайнее, волшебное, большое, огромное, глубокое, соленое)

Воспитатель: Море всегда привлекало людей своей красотой, таинственностью и непостоянностью. Так и хочется побывать там. Предлагаю совершить путешествие в подводное царство Как вы думаете на каком транспорте можно отправиться в подводное царство? (Подводная лодка)  (слайд 3)

Воспитатель:  Правильно. Проходите на нашу подводную лодку. Надевайте пилотки. Вы моряки – подводники, а я капитан. Готовы отправляться?  (Включить шум подводной лодки)

Воспитатель: Давайте с вами научимся правильно дышать. Выполним дыхательное упражнение  «Волна».

И.п.: сидя ноги вместе, руки вниз.

На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". Закройте глаза и дышите спокойно, ровно.. Как хорошо и приятно…все ниже и ниже на самую глубину подводного мира. Откройте глаза, мы с вами очутились на морском дне

(слайд 4)

Вот какое море – 
Без конца и края. 
На песчаный берег 
Волны набегают. 
Перестанет ветер
На море сердиться.
Станет видно, кто там 
В глубине таится.    

Воспитатель: Cколько интересного на  морской глубине. Как красиво. Что это?

Дети: Кораллы.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На кусты, на деревья, как будто лес под водой.

Воспитатель: Кораллы это маленькие морские животные, называемые полипы. Они бывают мягкими или твердыми, гладкими или колючими.

Воспитатель:  (слайд 5)  Как вы думаете, а это что?

Дети:Водоросли.

Воспитатель: А для чего нужны водоросли?

Дети: Водорослями питаются рыбы.

Воспитатель: Держим курс на юг.(слайд 6)  Ребята, прямо по курсу приближается - кто?

Дети: Скат. 

Воспитатель: Скат  - удивительная рыба. Что вы можете сказать об этом морском животном?

Дети:  Он электрический. В его теле есть особые электрические органы. Они вырабатывают ток для защиты от врагов

Воспитатель:  Отправляемся дальше.(Слайд 7)

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет

Под водой с рыбёшкой пляшет. Кто это?

(Морской конёк)

Воспитатель: А почему такое забавное название?

Дети:  Рыбка напоминает шахматную фигурку коня.

Воспитатель: Как питается морской конек?

Дети: Мельчайших рачков они выслеживают, затем морской конек раздувает щеки, всасывает рачка словно пылесос. Перемещается конек с помощью единственного плавника на спине.

Воспитатель: Плавают они медленно. Перемещается конек с помощью единственного плавника на спине. Живут они в кораллах.

Воспитатель: (Слайд 8)  Смотрите, кто это плывет прямо на нас?.

Дети: Акула.

Воспитатель: Акула – морская хищница. Она очень большая. У нее огромная пасть и очень острые зубы. Кто из вас знает,  как спит акула?

Дети: Во время сна глаза акулы остаются открытыми.

Воспитатель: Давайте-ка скорее отсюда уплывём, не хочется попасть ей в пасть.

Воспитатель:  (Слайд 9) Посмотрите какие отличные плавцы. Кто это?

Дети: Дельфины.

Воспитатель: По вашему мнению какие они?

Дети: Умные, добрые, ласковые, дружелюбные.

Воспитатель: Я с вами согласна. У дельфинов очень гладкая, блестящая  кожа. Это помогает им очень быстро передвигаться в воде. Почему дельфины – млекопитающие?

Дети: Они кормят своих детенышей молоком.

Воспитатель: А как они общаются между собой?

Дети: Они «щебечут» и «свистят».

Воспитатель: (Включить звук дельфинов). Нам дельфины предлагают немного отдохнуть. (Физминутка)

Воспитатель: А мы продолжаем погружаться все дальше в глубину, здесь уже темнее становится, солнечные лучи не могут пробиться через толщу воды. (Слайд 10)

Воспитатель: Ребята, кто там на дне моря?

Дети:  Морская звезда

Воспитатель: А почему ее так называют?

 Дети: Название свое она получила благодаря форме тела, похожей на звезду.

Воспитатель: На каждом луче расположены присоски с помощью которых она передвигается.

Воспитатель:  (Слайд 11) Прямо по курсу большая морская черепаха.  Чем морская черепаха отличается от черепахи, которая живет на суше?

Дети: В отличие от наземных ни голова, ни конечности у морских черепах не могут втягиваться под защиту панциря. На суше черепахи передвигаются медленно, но в воде очень быстро.

Воспитатель: (Слайд12)  Ребята, а это кто?

Дети: Осьминог.

Воспитатель: А почему его так назвали, кто-нибудь знает?

Дети:  У него восемь ног. 

Воспитатель : Вы можете подумать что осьминог - очень опасное животное. на самом деле, осьминог очень застенчив и всегда прячется. У него три сердца. Если его напугать, он начинает менять окраску.

Воспитатель: Я вам хочу рассказать одну историю, которая произошла в одной семье осьминогов:          

Жил осьминог со своей осьминожкой

И было у них осьминожков немножко

Но была у детишек плохая черта,

Они как хотели, меняли цвета

Каждый мог сделаться цвета любого

От темно красного до голубого

Вот однажды камбала  маму в гости позвала

Мама рано поднялась, мама быстро собралась

А папа  за детишками остался наблюдать

Только мама за порог

Малыши с кроваток скок

Поменяли все цвета

Стали цветом как вода.

Папа деток своих ищет

Папа ползает по днищу

Бедный папа загрустил

Нет у папы больше сил

Воспитатель: Ребята, папа какой?

Дети: Грустный, невеселый, расстроенный.

Воспитатель: Что случилось у папы осьминога?

Дети: Он потерял своих ребят.

Воспитатель: Поможем папе осьминогу найти своих деток?

Дети: Поможем?

Воспитатель: Наши ручки  нам  в этом помогут. Но прежде чем приступить к работе сделаем  пальчиковую гимнастику.

Воспитатель: Молодцы. Проходите к столам.

Воспитатель: Перед вами лежат тарелочки с краской у каждого своя краска , покажите мне свою ладошку, а теперь  обмокните свою ладошку в тарелочку, вся ладошка должна поместиться в краске. Теперь этой ладошкой мы ставим печать на листочке . Вытрем как следует ладошки о салфеточку. Перевернем  листок пальчиками вниз.

Вот такие у нас получились осьминожки!  А теперь покажите мне большой пальчик.  Этот большой пальчик на палитре окунаем в белую краску и ставим два глаза. Вытираем  пальчик об салфеточку.

А сейчас погрозите мне своим указательным пальчиком. Вот так! Окуните свой пальчик в краску розовую. Поставим печать вот здесь – это будет носик.

Воспитатель: А теперь покажите мне самый маленький пальчик на вашей ручке-мизинчик. Окунем его в черную краску и оживим глазки. Поставим печать прямо в белые кружочки. Вот теперь осминожки посмотрели на нас своими глазками.

Воспитатель: Осьминожки, будут подсыхать,  мы поиграем в игру «Море волнуется , раз»

Воспитатель: Осьминожки подсохли. Вернем их домой к папе осьминогу.

(Включается песня  «Палка, палка человечек…». Дети вешают рисунки на доску)

Воспитатель: Вот и вернули осьминожков папе.

Воспитатель: Посмотрите ребята, а папа осьминог грустный или веселый?

Дети: Веселый, счастливый, радостный.

Воспитатель: Ну а теперь нам пора возвращаться  в детский сад.

(Дети садятся на подводную лодку ( на стулья )

(Включается шум моря. Дети закрывают глаза.)

Воспитатель: 1,2,3 в детский сад всех нас верни.     

Итог занятия.  (дети стоят в кругу)

Воспитатель: Вам понравилось морское путешествие?

Воспитатель: С кем мы познакомились на морском дне?

Воспитатель: А какой хороший поступок вы сегодня совершили?

А я ребята вам скажу, вы не только настоящие художники, вы еще и молодцы. Мне очень понравилось с вами путешествовать.

Спасибо вам ребята.  

Самоанализ занятия в средней группе (Еременко И.И)

Занятие «Осьминожки» проводила с детьми средней группы, присутствовало 8 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослыми.

Это занятие комплексное, сочетает в себе образовательные области: познание, социализацию, коммуникацию, художественную литературу, физическую культуру, художественное творчество, музыку. Разрабатывая данный конспект занятия, учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей средней группы. Учитывая все это, наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.

 Цель:

Дать представления об обитателях подводного мира.

Задачи:  1.Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.

2. Воспитывать добрые взаимоотношения детей друг с другом, чувство товарищества.

3. Развивать любознательность, наблюдательность, речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

4. Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

5. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.

6. Закреплять  навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой  рисование пальчиками ,развивать чувство композиции.

7. Развивать способность вживаться в образ.

8.Развивать графические навыки, моторику  рук.

9.Активизировать умственные способности детей, словарный запас.

В ходе занятия использовались наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подченены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и перенасыщаемость каким то одним видом деятельности. Для  получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, раздаточный материал, ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная,  двигательная деятельность детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они  были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

Анализируя проведенное занятие, можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны. Предложенный материал способствовал формированию теоретических и практических знаний и умений. В процессе НОД прослеживалась последовательность, смена этапов.

Считаю, что дети на занятии чувствовали себя комфортно и смогли показать свои ЗУН. Запланированный объем материала дала детям в полном объеме, цель занятия реализовала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элемента нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: "Божья коровка"

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе с использованием элемента нетрадиционной техники рисования. Целью является развитие умения в процессе рисования понимать простейшие вз...

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами нетрадиционных техник рисования. Тема: «Военная техника».

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами нетрадиционных техник рисования. Тема: «Военная техника».Вид изобразительной деятельности: тематическое рисование.Техника: рисовани...

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста на тему «Индонезия» С элементами нетрадиционной технике рисования в технике «батик»

Цель: знакомство детей с жизнью людей, живущих в стране Индонезия.Техникой росписи ткани–батиком, с его возникновением, технологией изготовления.Необходимый материал: презентация, раздаточный ма...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «ОДУВАНЧИК» с элементами нетрадиционной техники рисования.

Цель: формирование интереса к окружающему миру через знакомство с    одуванчиком.Задачи:Образовательные: - уточнять и расширять знания детей об одуванчиках, его   характе...