Огород на подоконнике
проект по окружающему миру

Никулина Ксения Алексеевна

Прививать детям заботу к растениям,трудолюбие .Воситывать интерес к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_podokonnike.docx467.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Экологический проект «Огород на подоконнике»

во второй младшей группе «Колобок»

Автор: воспитатель Никулина К.А.

Группа «Колобок»№4

Продолжительность проекта:

Краткосрочный февраль-апрель 2018

д. Дрожжино 2018г.

Огород на подоконнике

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели группы,

родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;

• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной,

заключительный.

Основные мероприятия проекта:
• Цикл познавательных занятий по изучению культурных и декоративных растений.

• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.

• Презентация проекта «Огород на подоконнике».

Продолжительность проекта: краткосрочный февраль-март-апрель 2018г.

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых ребенок может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике.

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап

Деятельность педагога:

• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

• Составление плана работы над проектом.

• Сбор материала необходимого для реализации проекта.

• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).

• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

Деятельность детей:

• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.Взаимодействие с семьей.

• Сбор необходимого материала для создания огорода.

• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

• Беседа с детьми познавательного характера.

• Организация предметно – развивающей среды по теме.

• Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей:

• Посадка семян петрушки, салата, лука, укропа,луковицы гладиолусов , бархатцев в землю.

• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание.

• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.

• Игровая, двигательная деятельность.

• Участие в практической деятельности.

• Лепка овощей из пластилина.

• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Совместная деятельность взрослых и детей:

• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.

• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.

• Труд в огороде.

Подведение итогов

Деятельность педагога:

• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

• Фотоотчет проекта.

• Представление опыта.

Деятельность детей:

• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

• Участие в презентации проекта «Огород на подоконнике»

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

• «Что такое огород и что на нём растёт»,

• «Что такое «Огород на подоконнике»,

• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,

• «Семена».

2. Практическая деятельность:

• Отбор и посев семян.

• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

3. Игровая деятельность:

• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу». 

• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

• Рассматривание различных семян.

• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

6. Художественно - творческая деятельность детей.

• Раскрашивание картинок.

• Рисование «Лук от всех недуг».

• Лепка «Овощи большие и маленькие».

7. Речевое развитие.

• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».

• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».

• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. 

8. Консультация для родителей 

«Помощь ребенка на огороде».

Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3. Технические средства: ноутбук, фотоаппарат и т.д.

предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта

1) Подготовительный (февраль)

1.Определение цели и задач проекта.

2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

4.Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»

2) Основной (март, апрель)
1. Рассматривание семян (укропа, салата, петрушки,луковуиц гладиолуса)

посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;

• оформление огорода на окне;

• Наблюдение за растениями.

3.Отражение результата

через художественно-творческую деятельность.

3) Заключительный (апрель)

1.Анализ полученных результатов.

2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!»

Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

C:\Users\Farrux\Desktop\Новая папка (2)\965YOKDJ\IMG_2626.JPG   C:\Users\Farrux\Desktop\Новая папка (2)\965YOKDJ\IMG_2627.JPG

C:\Users\Farrux\Desktop\Новая папка (2)\965YOKDJ\IMG_2650.JPG 

Стихи и загадки про овощи.

В огороде

Вот вам морковка,

Красная головка,

Хвостик зеленый,

Вот вам и репка,

И огурчик крепкий,

Солнцем позлащённый.

На рядах капусты

Кочны жмутся густо

В листьях лохматых.

Вот горошек сладкий:

Зёрнышки в порядке

Спят в стручках усатых.

Что за вкусный народец

Населил наш огородец.

Автор: М.Пожарова

Чудо – огород

Удивляется народ:

Что за чудо-огород?

Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы

Зреют дружно — молодцы!

И картофель, и капуста

Растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят:

"Мы растём здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут".

Автор: неизвестен

Горох

Дом зеленый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий,

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий.

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

Автор: неизвестен

Капуста

С неба льётся дождик грустный,

Ест улитка лист капустный.

Как поест она до сыта,

Станет лист похож на сито.

Автор: неизвестен

Картошка

Посадили мы картошку:

Мама – в поле,

Я – в саду.

Мама – много,

Я – немножко.

Я – всего одну гряду.

Чтоб моя росла скорей,

Я весь день

Тружусь над ней.

Я минуты

Неподвижно

У картошки не сижу.

То подальше, то поближе

Я ее пересажу.

- Будет чудо-огород,

-Говорит сосед Сережка

-Если вырастет картошка,

Несмотря на твой уход.

Автор: Э. Островская

Лук

Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у ней один секрет-

Нас она спасёт в обед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Автор: неизвестен

Луковица

Пришла барыня

В золотом сарафане,

Стали барыню разряжать,

Стали плакать и рыдать.

Редис

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом
Снаружи красна

Внутри бела,

На голове хохолок –

Зелёненький лесок.

Репа

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

В землю бросишь

Крошку-блошку,

Полежит она немножко,

И гляди - уже растёт

Самоварчик-корнеплод.

Апельсин

Яркий,сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далёкой Африки.

Малина

Красненькая Матрёшка,

Аленькое сердечко.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Сад

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу сотни рук.

А в руках душистый груз,

Разных бус На разный вкус.

Семя

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы вырваться на свет.

Горох

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручка

Помидоры

Растут на грядке

Зелёные ветки,

А на них
Красные детки.

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят.

Свёкла

Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросла.

Над землёй трава,

Под землёй алая голова.

Тыква

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

ПОТЕШКИ

Помидор

Помидор на грядке

Делает зарядку;

Как здоровье, помидор?

- Хорошо! В порядке!

Весь вспотел - но не устал!

От зарядки красным стал.

Морковь

В огороде шум-шум-шум,

Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,

Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,

Съел морковку - ням-ням-ням!

Лучек

Ходит по полю бычок:

"Вкусно пахнет как лучок!

В носике щекочется –

Скушаю, раз хочется"

Яблочко

Что за грохот - бум-бум-бум –

Яблочко упало!

В травке яблочко найдём

Чтобы не пропало.

Клубничка

Высоко кричит синичка:

“Ой, как выросла клубничка!

Нужно быстренько срывать –

Полетела деток звать!”

Пословицы про огород

Нет чтоб вброд – так в наш огород.

Чужой рот не огород – не загородишь.

Огородами, огородами.

Рот – не огород, не затворишь ворот.

Медведь собаке не угодник, свинья в саду не огородник и волк овечкам не пастух.

Дай курице гряду — изроет весь огород.

Заставили козла огород стеречь.

Бросить камешек в чей-то огород – недоброжелательно намекнуть на кого-нибудь или что-либо.

Огород городить – затевать какое-нибудь сложное, хлопотливое дело.

В огороде бузина, а в Киеве дядька.

Не лезь со своим уставом в мой огород.

В твой огород камешек!

Пустить козла в огород.

Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."

Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)

Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...

Фотоотчет "Огород на подоконнике" "Огород в Простоквашино"

Фотоотчет "Огород на подоконнике" "Огород в Простоквашино"...

Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые  технологии:  игровая,  сказкотерапия...

Экология "Огород у нас хорош!" в рамках реализации проекта в подготовительной группе "Огород на подоконнике"

Конспект занятие по экологическому воспитанию детей "Огород у нас хорош!"Презентация проекта "Огород на подоконнике"...