Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Удивительный магнит»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект, где главной целью непосредственной образовательной деятельности является создание социальной ситуации развития воспитанников в процессе исследовательской деятельности по ознакомлению со свойствами магнита.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_magnit.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Удивительный магнит»
Цель: Создание социальной ситуации развития воспитанников в процессе исследовательской деятельности по ознакомлению со свойствами магнита.
Программные задачи
1.Образовательные: - создать условия для получения и расширения знаний детей о магните; - обобщить представления о свойствах магнита притягивать предметы;
- обеспечить условия для выражения своего мнения и побуждения к речевой активности детей. 2.Развивающие: - создать условия для развития познавательных интересов и поисковой активности у детей в процессе исследовательской деятельности;
- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; расширить словарь по теме; развивать связную речь. - способствовать формированию мыслительных операций, умению делать выводы и аргументировать свои высказывания; 3.Воспитательные: - воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товарищей; - воспитывать умение договариваться и желание работать в команде. Материалы : поднос с магнитами разной формы и размера; канцелярские скрепки, болтики, заколки, монетки, ластик, камешки, лоскутки ткани, бумага, мелкие деревянные и пластмассовые игрушки. Лист картона, емкости с водой, миска с песком. Предварительная работа: чтение « Приключения Карандаша и Самоделкина» Юрия Дружкова; просмотр дома мультфильма «Приключения Самоделкина». Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход НОД:
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Условия социальной ситуации развития |
Вводная часть (Организационный и мотивационный момент) | Дети играют в группе, раздается телефонный звонок, включается громкая связь. | Воспитатель и дети играют в геометрическую головоломку «Колумбово яйцо». | Дети обращают внимание взрослого на то, что звонит телефон. | Условия для развития самостоятельности и инициативы. |
К детям по телефону обращается Самоделкин. Он сообщает, что услышал чудеса о загадочном для него камне - магните. Просит детей узнать тайны магнита и рассказать ему. Очень надеется на их помощь и с нетерпением ждет письма. | -Что, ребята, поможем Самоделкину? Он великий изобретатель и ему очень нужно знать всё о свойствах магнита. -Как мы сможем ему помочь? Воспитатель направляет и координирует деятельность детей. Подводит детей к тому, что нужно сделать доброе дело и решить задачу, стоящую перед нами. | Принимают решение помочь. Дети высказывают свои предположения. Участвуют в постановке задачи, участвуют в диалоге с воспитателем. Принимают решение в необходимости последующей деятельности. | Эмоциональный отклик детей на звонок от необычного героя, интерес к предстоящей деятельности. Условия для проявления речевой и мыслительной активности: выражения детьми своего мнения.
| |
Основная часть. Познавательно-исследовательская деятельность | В разных местах групповой комнате стоят столы с разложенными на них предметами. 1 стол: поднос с магнитами; канцелярские скрепки, болтики, заколки, монетки, камешки, ластик, лоскутки ткани, бумага, мелкие деревянные и пластмассовые игрушки и др. 2 стол: емкости с водой по количеству пар, на дне которых лежат мелкие металлические предметы. Задачка на сообразительность. На столе стоит миска с песком, в котором спрятаны скрепки. Дети садятся в кружок на ковер. | Предлагает пройти к первому опытно-экспериментальному столу и рассмотреть предметы, лежащие на столе. Предлагает взять с подноса по одному магниту. - Что вы можете сказать о магните? -Что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит? - Давайте сейчас проведем опыты с магнитом и проверим все возможности его в действии. Посмотрим, на самом ли деле он такой чудесный? Опыт №1 «Какие материалы притягивает магнит?» Отыскать на столе все предметы, которые притянет магнит. Предлагает воспитанникам, отобрать все названные предметы, которые не притянуться к магниту, и назвать материал. Предлагает пройти ко второму опытно-экспериментальному столу и разделиться парами. -Предлагаю вам решить такую задачу. У нас на столе стоят миски с водой, в воде лежат мелкие металлические предметы. Как достать предметы, не намочив рук? Опыт №2 «Достань предмет из воды, не намочив рук»
-Где это свойство магнита взаимодействовать с металлическими предметами через воду можно использовать в жизни человека? Вопрос детям: -Как можно быстро очистить песок от скрепок? Опыт № 3 «Два магнита» Ставит перед ребятами задачу: — «определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу». Опыт 4 «Магниты действуют на расстоянии» Рисует на бумаге линию и кладет на нее скрепку. Потихоньку пододвигает к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отмечает это расстояние.
Проводит этот же опыт с другими магнитами. Помогает детям делать выводы и аргументировать свои высказывания. | Рассматривают все предметы, лежащие перед ними; определяют, из какого они материала. Дети: - Магниты разной формы и размера. Он тяжелый, холодный, твердый, плоский, железный, металлический. Высказывают предположения. Проводят опыт №1. Приходят к заключению: не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что всё, что они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий и другие металлы) магнит не притягивает. Делают вывод: Магнит притягивает к себе только железо, а дерево, камни, пластмассу…. нет. Дети высказывают свои предположения Проводят опыт №2. Дети активно участвуют в эксперименте-игре, делятся эмоциями, помогают друг другу в случае необходимости. Разбираются в поставленной задаче. Делают вывод: магнит притянул к себе все предметы и очистил воду. Значит, он может взаимодействовать с металлическими предметами через воду. Дети высказывают свои предположения: (очищать водоёмы, реки…). В ответ дети могут предложить несколько вариантов: собрать на ощупь, просеять песок или воспользоваться, только что определенным нами, свойством магнита притягивать все железное. Собирают скрепки магнитом. Проверяют, поднося один магнит к другому. Магниты притягиваются. Вместе со взрослым выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной. Магниты оттолкнуться. Дети объясняют увиденное: одни магниты сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств. Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем" | Развитие слухового и зрительного восприятия, умение соблюдать необходимые условия экспериментирования, готовность овладевать новыми знаниями, делать логические умозаключения, исследовать свойства магнита Условия для выражения своего мнения и побуждения к речевой активности детей Развитие умения делать выводы и аргументировать свои высказывания. Условия для поисковой активности и взаимодействия друг с другом. Условия для выражения своего мнения и побуждения к речевой активности детей Развитие умения делать выводы и аргументировать свои высказывания. Условия для развития, стимулирования мыслительной и речевой активности. Стимуляция речевой активности. Воспитание умения слушать друг друга и дополнять, делая выводы. |
Подвижная игра «Магнит и предметы» Цель: закрепить знания детей о магнетизме, полученные в результате экспериментирования; развивать воображение и способности к перевоплощению. Один ребенок — «магнит», он сидит в стороне. Педагог: Я говорю волшебные слова «крибле-крабле-бумс» и превращаю вас в деревянные кубики. «Кубики» бегают по залу, прыгают, постукивают, хлопая друг друга по ладошкам и приговаривая «тук-тук-тук». Появляется «магнит», но никто не обращает на него внимания. Дети бегают, отталкиваясь друг от друга и от магнита ладошками. Педагог: Крибле-крабле-бумс! (Дети останавливаются, магнит отходит в сторону.) Превращаю вас в резиновые игрушки. Дети прыгают на носочках, приговаривая «пум-пум-пум», не обращая на магнит внимания. Педагог: Крибле-крабле-бумс! (Дети останавливаются, магнит отходит в сторону.) Превращаю вас в железные предметы. Дети бегают, приговаривая «дон-дон-дон». Когда появляется магнит, все бегут к нему. Магнит медленно бегает по группе, дети за ним, держась за него руками. | ||||
Заключительная часть | Дети делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа коллективно передает в рисунке суть одного из опытов. | Вопросы по деятельности: Какие опыты провели? Что вы нового узнали? Какие сделали выводы? Что вам было труднее всего? Предлагает сесть за столы, разделившись на подгруппы. Воспитатель индивидуально помогает детям в этом. | Диалог с воспитателем Дети решают отправить письмо Самоделкину с рисунками опытов и рассказать обо всех возможностях магнита, которые им стали известны. Договариваются, кто с кем будет рисовать и распределяют, какой опыт будет отображать в рисунке каждая подгруппа. | Стимуляция речевой активности. Развитие умения договариваться и желания работать в команде. Получение детьми положительных эмоций, удовлетворение от проделанной работы, обретение новых знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности на тему "Свойства воздуха и воды"
Данный материал будет полезен воспитателям детского сада....
«Маленькие экспериментаторы» методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесны...
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина»
Познакомить со свойствами песка – сыпучестью, рыхлостью, способностью пропускать воду и свойствами глины – пластичностью, вязкостью, неспособностью пропускать воду. Развивать умение исполь...
Методическая разработка конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: « Крахмал и его свойства».
Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах крахмала....
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности «Город Волшебства»
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный магнит»
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Волшебный магнит»Интегрируемые образовательные области: познавательное, социально-коммуникат...