В гости к русским мастерам
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Илюшкина Ирина Владимировна

интегрированное занятие по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gogsti_k_russkim_masteram.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация»,  «Физическая культура».

Цель: развитие речи и творческих способностей через

знакомство детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

Дать первичное представление детям о хохломской росписи,закрепить с детьми виды народного прикладного искусства (дымковская игрушка), их характерными особенностями.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Инициировать декоративное оформление нарисованных игрушек– украшение элементами декоративнойдымковской росписи

Приобщать детей к музыкальным истокам русского народа

Развивающие:

Развивать умения создавать декоративные композиции по- собственному

замыслу, способствуя развитию чувства формы, цвета, ритма.

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Развивать интерес к русским народным подвижным играм

Воспитательные:

Воспитывать любовь к таланту русского народа, интерес к народному декоративно-прикладному искусству

Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, показ презентации, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.

Материалы и оборудование: изделия народных мастеров Дымково, Хохломы, вырезанные шаблоны дымковских игрушек(из бумаги) и декоративные элементы для узора , обруч с лентами.

  1. Оргмомент.

Дети заходят под русскую народную музыку.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:Добро пожаловать гости дорогие!

Давно я вас жду, поджидаю.

Веселья, да радости желаю!

У меня для каждого из вас

Найдётся и местечко,  и словечко! (дети садятся на стульчики)

Воспитатель:Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

(Дети отвечают)

Воспитатель:Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я  предлагаю  вам отправиться со мной  в путешествие по нашей стране.  А вы знаете, как называется наша страна? (Россия).

– Правильно, Россия.  ( на экране карта России- слайд 2, обращаю внимание на карту России) Ребята, посмотрите, а какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

Воспитатель: Да, велика и красива  наша Родина,  много в ней городов, (3-1) деревень.(слайд 3-2)) В них живут добрые, красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки». Мастера золотые руки. Сегодня мы и отправимся в путешествие по России, в гости  к русским мастерам.

– Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)

В:А мы с вами отправимся в путешествие   необычным способом. Нам поможет наша фантазия и ковёр-самолёт. Усаживайтесь  удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная  музыка, дети сидят   с закрытыми глазами).

IIОсновная часть.

Воспитатель:Как быстро летит наш ковёр-самолёт. А вот и станция!

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьётся, и цветы.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой!

Красоту такую люди

Называют Хохломой)

 (на экране появляется вывеска –Хохлома-слайд 4)

Воспитатель:Ребята. это- село Хохлома.Давайте погостим в этом селе, полюбуемся красотой хохломской росписи и узнаем что-то интересное.

(дети встают с ковра-самолёта, под музыку «Русская плясовая» проходят на стульчики перед экраном). Посмотрите, ребята, нас кто-то встречает, На ярмарку нас приглашает.

Звучит музыка, выходит скоморох.

Скоморох: Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.

Эй, честные господа к нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары много всякого товара!

Кому посуда для кашки - окрошки?

Чудо –блюдо.да чашки-ложки?

Ведущий:А откуда посуда?

Скоморох:К вам приехала сама Золотая Хохлома!

В:Ребята, посмотрите, из чего сделаны изделия? (выточены из дерева)

В: Какие цвета используют умельцы из Хохломы? (жёлтый, красный, зелёный, чёрный)

В:  Какие элементы хохломской росписи вы видите? (ягодки, листочки,травинки)

Ведущий: Вот она какая, хохлома! В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно – вкусной.

Скоморох: На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь! Ложки золоченые, узоры крученые! Хоть щи ими хлебай, а хочешь — музыку играй!

Ведущий: А ну-ка, ребятки, ложки разбирайте,

С ними танец начинайте.

Ребята исполняют танец с ложками (Музыка «Барыня»)

Скоморох:Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой моя речь.

Говорю я: «До свиданья,

 До счастливых новых встреч».

Ведущий и дети: до свидания.

В. Жаль расставаться с этой сказочной станцией, но нас ждёт ковёр-самолёт! Занимайте свои места! (фонограмма).

2 остановка Дымково

В:Вот мы и не заметили, как прилетели  на другую станцию. А чтобы узнать на какую, отгадайте загадку.

Есть в России уголок,

Где из труб идёт дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой

Дети: Дымково

Воспитатель: Да,ребята, мы с вами оказались в селе Дымково. Я вам расскажу удивительную историю, как появилась Дымковская игрушка.Слайд5: - Жили в одном селе люди. Зимой на улице было холодно, в домах топились печи, дым окутывал крыши, так, что ничего не было видно. Вот и назвали село Дымково. В старину у детей не было игрушек, и взрослые делали игрушки из глины своими руками.

Слайд 6: - Набирали на берегу реки глины. Лепили разные забавные фигурки.

Слайд 7: - Обожгли их в печи. От огня и жара фигурки высыхали и становились твердыми, как камень.

Слайд 8: - После огня их покрывали мелом. Игрушки были белые, но неинтересные.

Слайд 9: - Тогда взрослые решили украсить игрушки разноцветной росписью. А людей, которые делают такие игрушки, называют мастерами.

Так и появились яркие и весёлые дымковские игрушки. Очень понравились они детям.И ни один праздник не обходится без ярких игрушек. (слайд 10) (картинка исчезает)

Ведущий: Ребята, а куда же исчезли наши игрушки?Да, вот же они! (воспитатель показывает настоящие глиняные игрушки)Давайте подойдём поближе и рассмотрим их. Ребята скажите, пожалуйста, из чего сделаны игрушки?»

Дети: Эти игрушки делают из глины!

В: А какие краски используют для росписи игрушек?

Дети:Красную, зелёную,жёлтую, синюю и оранжевую.

В:Правильно, ребята, краски все яркие, праздничные. А теперь, вспомните, какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети: Это клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волны.

В: Молодцы! Ребята, а может кто-то из вас знает стихи о дымковских игрушках?

Ребёнок 1:

Утка-Марфутка

Бережком идет,

Уточек-Марфуточек

Купаться ведет.

Ребёнок 2:

Козлик, козлик круторогий

У него характер строгий,

На ногах его штанишки.

Полюбуйтесь ребятишки!

Ребёнок 3:

У водоноски с утра

Коромысло, два ведра

Голубые, расписные,

На них каёмки золотые.

Ребёнок 4:

Кони глиняные мчаться

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Ребёнок 5:

Вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Ребёнок 6:

Рядом барышня – красотка,

Подбоченившись, стоит;

Фартук, юбка и кокошник:

Всё сверкает и горит.

Воспитатель: Ребята, какое настроение создают эти игрушки? (Ответы детей.- весёлое, радостное)

А какое же веселье без игр!

Расписные карусели,

Шум, задорное веселье.

Приглашаем прокатиться

Вместе с нами веселиться.

(Проводится р.н. игра. «Карусель»)

Дети встают в круг вокруг «Карусели», держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу под музыку «Карусель» из м/ф

1 остановка хлопотушкино-попрыгушкино

2 остановка танцевайкино.

В:Ребятки,  хорошо ли поиграли? (ответы детей)

- Ребята, карусель нас перенесла в мастерскую дымковских умельцев.

- Я вам предлагаю побывать в роли мастеров дымковской игрушки.

Проходите за столы. Мы с вами будем составлять узор по мотивам дымковской росписи. У вас у каждого на столах лежат шаблоны и готовые элементы для составления узора. Вы должны придумать и наклеить свой узор на игрушку. Вы готовы?

Ребята, кто сделал, несите игрушки, оформим с вами выставку.

-Замечательные у вас получились игрушки!

III Заключительная часть

Вот наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться домой. Садитесь на наш волшебный ковёр-самолёт. (звучит музыка).

Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Понравилось вам наше путешествие? (Да!)Ребята, а где же мы с вами побывали?

Дети:  Мы сегодня путешествовали по России, к народным мастерам. Были на станциях Хохлома, Дымково.

В: Да, ребята, мы узнали сегодня много интересного. Мы не только погостили на сказочных станциях, но и вспомнили, как создают свои изделия народные умельцы, какими необычными и красивыми элементами они украшают их, сами побывали в роли мастеров, веселились и играли.

Воспитатель: Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям. Пришло время расставаться, приходите снова к нам, рады мы всегда гостям, до свиданья!

Дети: До свиданья! (Уходим под музыку «Русский сувенир»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомим с русской народной культурой "В гостях у городецких мастеров", конспект занятия в старшей группе

Программное содержание: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать творческие способности детей, стремление подражать народным мастерам; продолжать знакомить с произведениями народ...

Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.

изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий....

"В гости к русским мастерам"

Знакомство детей с изделиями народных промыслов...

Презентация "В гости к русским мастерам"

Презентация для старшей группы....

Конспект ООД по программе «Социокультурные Истоки» в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А» по теме: «В гости к русским мастерам».

Конспект ООД по  программе «Социокультурные Истоки» в  группекомпенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А»по теме: «В гости к русским мастерам...

Мастер класс на тему: «Народные промыслы. Русские мастера».

Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей....