"В гости к русским мастерам"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Михайлова Елена Фёдоровна

Знакомство детей с изделиями народных промыслов

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 р.п.Тамала

«В гости к русским мастерам»

для детей  подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация»,  «Физическая культура».

Воспитатель : Михайлова Елена Фёдоровна

2019 год

Цель: развитие речи и творческих способностей через

знакомство детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

Дать детям первичное представление о росписях, видах народного прикладного искусства (дымковская , гжельская, хохломская, филимоновская, городецкая, жостовская, абашевская  ), их характерными особенностями.

Совершенствовать художественно-  речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Предложить по выбору детей раскрасить игрушки  элементами декоративной росписи .

Развивающие:

Развивать умения создавать декоративные композиции по- собственному

замыслу, способствуя развитию чувства формы, цвета, ритма.

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность и аккуратность;

Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбие;

Вocпитывaть у дeтeй чувcтвo гoрдocти зa рoднoй крaй – крaй умeльцeв и мacтeрoв .

Методы и приёмы: использование наглядности, художественного слова, показ презентации, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, рисование,  анализ, подведение итогов.

Материалы и оборудование: изделия народных мастеров- дымковская , гжельская, хохломская, филимоновская, городецкая, жостовская, абашевская  , вырезанные шаблоны игрушек(из бумаги) и декоративные элементы для узора.

ХОД: Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём?                        А какая наша страна по размерам? (показываю на карте)                                    Большая ,великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней.              И везде живут добрые и умелые люди.                                                                                    О них в народе говорят: «Мастер на все руки».                                                      Скажите, кого можно назвать  мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо  выполняет свою работу)                                                                                              Откуда же берутся такие мастера?     (из народа)                                                                Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала-залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились    на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.

Ребёнок:                                                                                                                                Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идёт!

Ребята, я приглашаю вас в путешествие по мастерским народных умельцев.

(показ слайдов)

-Это Дымка.

Дымковские игрушки мастера делают из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом. Это широкие и тонкие полосы, круги, овалы, горошины

 Какие элементы использовал мастер в дымковской росписи?

 Какие используют цвета?

Дымковская игрушка называется так потому,   что   родилась   она   в деревне Дымково, неподалеку от города Хлыново — так раньше назывался город Вятка. Игрушки были самым ярким   украшением   ярмарки,   где   проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием  - свистунья.

А  почему  свистунья?   Послушайте,   что об этом рассказывает легенда

Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда народ придумал хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.

С тех пор и отмечают горожане свой праздник — свистунью.     Свист стал главной особенностью, главным развлечением этого праздника.                                                                                                      

И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна, позже между рамами.                                  

Послушайте стихи о дымковских игрушках.       

Ребенок читает «Дымковский индюк»

         1. Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

          У большого индюка все расписаны бока.

         Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,

         Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,

         Точно солнечный цветок, а высокий гребешок

         Красной краскою горя, как корона у царя.

        Индюк сказочно красив,  он напыщен, горделив.

        Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.

2.Кони глиняные мчатся.

На подставках что есть сил

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

3.Посмотри как хороша, Эта девица- душа

Щёчки алые горят, Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво, Барышня так красива.

Как лебёдушка плывёт, Песню тихую поёт.

 – Ребята, а   как вы думаете, трудно ли сделать такие интересные игрушки?          (Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.)

Это Гжель. Нежно- голубое  чудо - сказочная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель-это посёлок в глубинке России, где мастера лепят посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали, используя голубой цвет в узорах. Узоры неповторимы, они состоят из различных цветов, капелек, сеточек бордюров.

Психогимнастика:

Наши синие цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
А на вечер все цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, глазки закрывают.

Издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго-востоке Московской области,    в 60-и километрах от Москвы , включающая несколько десятков деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла.

1.Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название — Гжель.

2.Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

не встретите на свете вы красоты такой.

3.Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

животные и птицы невиданной красы.

4.Голубизну небесную, что сердцу так мила,

кисть мастера на чашку легко перенесла.

5.У каждого художника есть свой узор любимый

и в каждом отражается сторонушка родимая.

6.Ее трава шелковая, ее цветы весенние__—

и мастерство волшебное достойно восхищения.

7.Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный

сердечнее встречай.

Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах.

Пористый гипс впитывает влагу, затвердевает и приобретает  форму.

После изделие обжигают

Готовое изделие   расписывает окисью кобальта вручную

Орнаменты наносят быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.

Гжельская роспись на белом фарфоре,

Синее небо, синее море.

Синь васильков, колокольчиков звонких,

Синие птицы на веточках тонких.

Синь озёр глубоких, белые снега

Подарила гжели матушка-земля.

 — Следующий народный промысел-

Хохломские мастера.

А начну я с легенды.

1.Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и ее накормил пшеном. Когда жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды — и она стала золотой.

2.Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши. И, кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калинку.

3.Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

 По золоту фона затейливой змейкой

 орнамент здесь вьется, попробуй сумей-ка.

4. А где-то Кудрины по черному полю

мерцают, как звезды .

 Еще характерен для всей Хохломы

чудесный рисунок волшебной травы.

Хохломскую роспись называют золотой, потому что в ней много жёлтого цвета. Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду)

Из чего сделаны изделия? (выточены из дерева)

Какие цвета используют умельцы? (жёлтый, красный, зелёный, чёрный) Элементы росписи берутся из природы – это ягодки, листочки, завиточки.  Всё это называется растительный орнамент.

 Отгадайте загадку:

Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Как зовут товар такой? ( хохломские расписные ложки)

Филимоновская игрушка-это жемчужина народного искусства. Почему называется Филимоновская? Какие игрушки создавали эти мастера? Какие цвета использовали в филимоновской росписи, какой основной узор? (Деревня Филимоново, игрушки-свистульки- это птицы, коровы, медведи, три основных цвета: малиновый, желтый, зелёный, а узор-это полоски.)

-В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки, но не всякие, а именно свистульки. Какие игрушки вы здесь видите? ( котик, барышня, птичка …)

- Игрушки яркие, нарядные. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки).

-Что означает круг?

-Что означает треугольник?

-Что означает росток, елочка?

-Узор на игрушке напоминает о связи человека и природы.

Где же находится эта деревня Филимоново, в которой живут мастера-умельцы?

Давным-давно в Тульской области появился русский художественный промысел. Название свое он получил от деревни Филимоново, где жили умелые мастерицы. Деревня находится недалеко от залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что в этих местах жил дед Филимон, он и делал игрушки. Мужчины изготавливали из нее посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Семьи мастеров продавали свои изделия на базаре.

В основном игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить «свистушки». Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.

Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее мастерицы вытягивают всю фигурку сразу, при этом способе лепки игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина «салится», и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не «замрет». После обжига игрушку начинают расписывать. Сначала наводят желтые полосы и  пятна. Потом обводят их красным «перышком», потом зеленым, синим, иногда фиолетовым . Кроме того, мастерицы «играют» цветом. Ложится синий мазок на желтый - получается зеленый, красный на желтый даёт, как здесь говорят, «жирный» (оранжевый).            Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко»; сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник -землю, елочки и ростки - символы растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека с природой. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Налепов в филимоновской игрушке мало. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа.

Игрушки мастеров приобретают удивительную форму: они вытягивались, потому что глина быстро покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Все готовые игрушки получаются белого цвета, поэтому волшебницы-мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, которые замешиваются на яйце. Наносят краски куриным пером. Игрушки получаются яркими и веселыми. Животные расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.

Филимоновские игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками, Например, у барынь высокие колоколообразные юбки, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше; маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен бесхитростный орнамент: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Забавны игрушки, изображающие длинноногих вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют фантазией мастера, например, чудище с головой оленя: и в руках у него курица, на спине сидит индюк. А на хвосте - цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки - животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, короткие ноги придают всем фигурам особую устойчивость. Все эти игрушки очень веселые, а если их много - это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские  игрушки-невольно радуешься».

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Фигурки лепят вручную, затем несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.

Старейшие мастерицы, сохраняя традиции промысла, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Филимоновские игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты. Танцующие пары, наездники на лошадях, животные - коровы, бараны, лошадки, медведи, птицы - куры, петухи и др.

Сегодня производится намного меньше филимоновских игрушек, чем раньше. Ведь мастеров осталось не так много.

 –Городецкая игрушка- народный промысел. Игрушки передавали сцены народного быта, это и птицы, и кони, и цветы. Это детская мебель, разделочные доски для кухни. Материал для промысла – дерево. Элементы росписи – цветы (розаны и купавки)

Физкультминутка:

Конь меня в дорогу ждёт.
Бьёт копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскачу,
Не поеду, поскачу.
Там за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.

Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом.

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер… Перемахнул конь за городские стены и пустился в путь. Не сумели враги остановить, задержать мастера и его коня. Конь был сильный, могучий и быстрый как ветер. Привел мастер подмогу и смогли жители отстоять родной город, победить врагов. С тех пор вороной чудо-конь стал символом городецких художников.

Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их. Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

В давние – давние времена в селе Жостово, что находится недалеко от Москвы, изготавливали необычные подносы (Слайд 2)

 Как вы думаете, какое название дали этим подносам? (ответы детей)

 Да, ребята, название их пошло от имени села, «жостовский поднос» (Слайд 3)

 Жостовские мастера прославили свое село на всю Россию. Никто лучше их не умел рисовать цветы на железных подносах. Как вы думаете, чем отличается жостовская роспись от других народных промыслов? (Ответы детей) (Слайд 4)

 Правильно, они отличаются от других тем яркими, крупными цветами, расположенными на черном, лакированном фоне. Обратите внимание, какое разнообразие форм (Слайд 5). Формы и размеры подносов разные: прямоугольные и круглые, большие и маленькие. Как же делают такое чудо? Сначала подносы придумали делать из бумаги, но они были не прочными, и мастера решили создавать их из железа. Это был очень трудный процесс, потому что все делали вручную. В наши дни подносы стали делать по-новому (Слайд 6). Металл прессуют, краски тоже стали применять новые. Основа подносов черного цвета, покрывается лаком. Когда краска высыхает, приступают к нанесению рисунка. Мастера наносят рисунок без трафаретов, поэтому нет ни одного одинаково подноса.

 Ребята, а что в основном изображают на подносах? (Слайд 7)                    (Букеты, цветы)

 Букеты состоят из разных цветов - ромашек, роз, колокольчиков, васильков, маков. А где расположены букеты на подносе? (В центре)

 Какие краски используют мастера? (Ответы детей)

Полюбуйтесь на меня я поднос из Жостово,

В середине много роз, ярких как олово.

Рядом мак и василек, по бокам ромашки,

Вот такую красоту подарю Наташке.

Пусть посмотрит на поднос и представит лето,

Веет запах васильков, по тропинке где-то.

 Давайте и мы с вами попробуем создать такое чудо. А помогут нам волшебные шкатулки.

Дети выбирают понравившуюся шкатулку и одновременно выполняют задания:

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0384.jpg

«Составь композицию». Бумажные заготовки подносов дети украшают вырезанными цветами.

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0382.jpg

«Разрезные картинки». Дети собирают поднос из разрезных картинок (предлагается несколько вариантов).

 Вы замечательно потрудились, можно и немного отдохнуть.

Физкультминутка «Цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по-прежнему цветут

Потягивания — руки в стороны.

Потягивания — руки вверх.

Дети машут руками, изображая ветер.

Наклоны.

 А как же жостовские мастера создавали свои подносы? Я открою вам эту тайну. На самом деле жостовская роспись многослойная. Что это значит? (предположения детей). Краски накладываются друг на друга в строгой последовательности. Для этого жостовские мастера пользуются специальные приемы (Слайд 8).

Сначала художник придумывает, какой цветок будут рисовать. Разбавленной краской наносит его изображение на поднос, замалевывает. Называется это прием «замалевка».

Затем мастер наносит полупрозрачными красками тени. Этот прием называется «тенёжка». Далее наступает очень ответственный момент, когда мастер прорисовывает детали цветов. Они становятся объемными. Этот прием называется «прокладка цветом».

Чтобы добавить рисунку цвет, используют прием «бликовка». Цвет добавляют с помощью белой краски. Букет становится светлее, как будто на него светит солнышко.

На следующем этапе у цветов прорисовывают прожилки, семечки, края лепестков. Для это мастер использует тонкую кисточку. Называют этот прием «чертёжка».

А чтобы связать все цветы в один букет, мастер как бы привязывает их друг к другу с помощью стебельков, травинок, усиков. Этот прием так и называется – «привязка».

 Предлагаю вам стать мастерами и создать свой поднос. Но сначала я хочу узнать, запомнили ли вы этапы работы. А помогут мне в этом наши волшебные круги.

«По порядку» (с помощью кругов Луллия)C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0380.jpg

Дети крутят круги, воссоздавая последовательность создания жостовского рисунка: замалёвка, тенёжка, прокладка цветом, бликовка, чертёжка, привязка.

 Свои подносы мы будем создавать с помощью пластилина. Но для начала, подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.

Создание композиции в технике пластилинография

(музыкальное оформление: р.н.м. «Сударушка», обработка Ю.Слонова)

На картонных заготовках еле заметно карандашом намечены места, где будут располагаться цветы.

Приготовим из пластилина маленькие шарики: фиолетовых, красных и белых.

Выкладываем фиолетовый шарик, «наступаем» на него пальчиком и тянем его в центр

hello_html_3167babd.jpgСлайд 9

Чтобы цветок стал объемным, выкладываем второй ряд из красных шариков и также вытягиваем их к середине.

hello_html_m101e82f.jpgСлайд 10

То же самое проделываем с белыми шариками.

Из жёлтого пластилина делаем сердцевину цветка.

hello_html_m3f20264d.jpgСлайд 11

Из зеленого пластилина делаем листики, усики, стебельки.

hello_html_m296c3d68.jpgСлайд 12

Оформляем край подноса (по желанию)

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0383.jpg

 Наши подносы готовы, и я предлагаю вам отправиться на ярмарку. Вы будете продавцами (купцами), а я покупателем.

«На ярмарке»

Звучит песня Н.Некрасова «Ой полна, полна коробушка»

Воспитатель по очереди подходит к детям. Дети хвалят свои работы.

 Все работы хороши, порадовали меня от души. Такие не стыдно и подарить. Давайте подарим их своим мамам.

***

Жостовские подносы

А. И. Загрядский

О Жостовских подносах давно молва бежит,

Купава золотая на полотне лежит.

Фиалки голубые в подносиках живут

И ласточки лихие летают там и тут.

 ****

Подарок из Жостова

Вот жостовский чёрный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нём бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

-Как вы думаете – есть ли у нас в Пензенской области народные промыслы? А есть ли у нас мастера и умельцы?

 Конечно, и на нашу землю упало перо жар-птицы. Умельцы нашего края славятся вязанными шерстяными изделиями, чеканкой по металлу, работой изделиями из овчины.

Абашевская игрушка

Село Абашево Пензенской области - старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Впервые село Абашево упоминается в писцовых книгах Шацкого уезда 1616 года. Село барское, владельцами его были исторические личности: царский стольник Иван Пыжов, князь Голицын.

Абашевская игрушка. В глубокой древности звучащие керамические изделия служили средством коммуникации, предметами культовых обрядов в религиозных ритуалах. Позднее стали игрушками, музыкальными инструментами. Абашевская игрушка – русский художественный промысел, который возник в селе Абашево Пензенской области в XIX веке. Впервые село упоминается в писцовых книгах 1616 г. Происхождение промысла связывалось с народным праздником «Свистунья», когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. Игрушки и сейчас считаются оберегами - благодаря лечебной глине, используемой для лепки, доброте, вложенной руками мастера.

Абашевские свистульки  чаще всего изображали животных - козлов, оленей, баранов, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Свистульки раскрашивались яркими эмалевыми красками синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, расписывались  серебром или золотом. Каждое поколение добавляло в «дудки» свое. Старообрядцы, которые в свое время составляли основную часть населения, очень уважали оленя с рогами лесенкой, считая, что по ветвистым рогам-ступеням им легко добраться до Бога...

 «Игрушечное» дело у наших прапрадедов было поставлено на поток. Кустари собирались в артели. Одни добывали глину, другие занимались лепкой, третьи – глазировкой, ну а кто-то с обозом возил посуду, орлов на печные трубы, копилки и игрушки по долам и весям на продажу. Сформировались династии гончаров: Зоткины, Матвеевы, Малышевы, Блиновы, Еськины и другие.

В XIX - XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник - мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы.

Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые династии гончаров и дудочников. В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах - сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глиняные изделия березовыми или дубовыми дровами.

Известность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приёмы и особенности росписи.

В 1962г. была открыта керамическая фабрика, использовавшая абашевскую глину для литья бытовых скульптур малых форм.

Но настоящее возрождение абашевской игрушки наступило только в 70-е годы. Когда в 1972 году на фабрику пришел Тимофей Никитович Зоткин. Настоящий самородок. Пик расцвета его дарования совпал с возрождением интереса народа к искусству. Очень быстро о нём узнал весь мир. С триумфом прошли персональные выставки гончара в Пензе, Москве, других городах России. Фотографии его работ появились в альманахах и альбомах. Тимофей Зоткин был мастером с большим чувством юмора. Свистульке «Козел» с человеческим лицом он дал имя «Городовой».                                         А как он рассказывал! «Выносили мы на базар дудку и куклу. Да вот не покупали девочки куклу – свиста не было. А ребятишкам так погудеть хочется! Вот деды и сунули кукле подмышку свисток, вдунули жизнь.                   И стали брать!» .

 Вокруг Тимофея закрутились не только гончарные круги, но и молодые мастера. Но в 1988 году Тимофея Никитовича не стало. От именитого мастера остались два ветхих домика, в которых сегодня разместились музеи династии кустарей. В них- старая посуда, древняя ступа, нехитрая мебель, простая одежонка, черепки.

Лечебная глина, используемая для лепки Абашевской игрушки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, стрессы, оберегает семью от дурного, от темных сил. Чудесная Абашевская игрушка не оставляет разнодушным никого: будь то посетители лаборатории из приезжих или местных жителей.

В настоящее время в селе Абашево работает творческая лаборатория, где детей обучают гончарному ремеслу, в частности, лепке абашевской глиняной игрушки. Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветным лаком, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими. Все игрушки-свистульки изготавливаются индивидуально и являются оберегом. Говорят, игрушка-свистулька в доме приносит удачу: баран – символ достатка, благополучия; корова – символ плодородия; барыня олицетворяет женскую чистоту и целомудрие. Если такой символ установить в жилище человека, сделанный в виде игрушки-свистульки, то он будет приносить удачу. Кроме того, способствует формированию художественного вкуса у детей.

****

Абашевская игрушка

Скажи, Ваня, где ты был?

Я на ярмарку ходил,

Там игрушки я видал,

И свистульки выбирал.

  Продавали там козлов,

Кур, баранов, петухов,

Лошадей, свиней, коров,

Модных баб и мужиков.

 Ваня всех нас насмешил,

Покупать людей решил?

Но малыш не обижался.

С взрослыми он объяснялся.

 Из Абашева села, привозили мастера

Чудные поделки, глиняны тарелки,

Сувениры их, посуду

В стране нашей знают всюду.

— Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась? А вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в нашу мастерскую и предлагаю поработать.

Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Вот и мы сейчас покажем всем присутствующим, как работают наши мастеровые. На столах заготовки поделок. Дети выбирают понравившуюся и раскрашивают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомим с русской народной культурой "В гостях у городецких мастеров", конспект занятия в старшей группе

Программное содержание: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать творческие способности детей, стремление подражать народным мастерам; продолжать знакомить с произведениями народ...

Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.

изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий....

В гости к русским мастерам

интегрированное занятие по познавательному развитию...

Презентация "В гости к русским мастерам"

Презентация для старшей группы....

Конспект ООД по программе «Социокультурные Истоки» в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А» по теме: «В гости к русским мастерам».

Конспект ООД по  программе «Социокультурные Истоки» в  группекомпенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А»по теме: «В гости к русским мастерам...

Мастер класс на тему: «Народные промыслы. Русские мастера».

Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей....