Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.
учебно-методическое пособие по рисованию (старшая группа) на тему

Буйдакова Оксана Владимировна

изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение д/с №360

«Журавушка»

Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству

В гостях у народных мастеров

(знакомство с русским народным творчеством)

Воспитатель высшей категории:

Буйдакова О. В.

Новосибирск 2017

Цели:

-воспитывать уважение и пробуждать интерес к труду народных мастеров, создающих красивые вещи;

- вызвать у детей положительный эмоциональные отклик от встречи с прекрасным;

- обобщить имеющиеся знания о народных промыслов России;

- приобщать к народным промыслам через собственные работы.

Оборудование:

изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий.

Предварительная работа:

беседа о народных промыслах, лепка игрушек, расписывание силуэтов, разучивание стихов, танец с ложками.

Ход занятия.

Зал оформлен изделиями русских промыслов: Дымка, Городец, Гжель.

Воспитатель: Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети тут красиво?

Аж захватывает дух!

Здравствуйте гости!

Проходите ребята да поглядите, какие здесь у игрушки и посуда собрана. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Городца, Гжели.

Ребенок: Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

(Звучит фрагмент русской народной песни «Камаринская»).

Воспитатель: А вот какие это мастера ,вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:

Игрушки это не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковские игрушки!

Вос-ль: Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

Вос-ль: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие росписи дымковской росписи вы знаете?

Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, налепы, волнистые линии.

Вос-ль (показывает водоноску): Посмотрите, ребята, какая красивая барышня. Вы знаете, как называется  эта игрушка?

Дети: Это водоноска.

Ребенок: За студеную  водицей водоноска-молодица

Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

Звучит русская народная мелодия.

Вос-ль: А сейчас мы отправимся в Подмосковье.

Ребенок: Есть в России такое местечко,

Где белая рощица синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо негромких мелодий.

И светлеет вода родниковая

И дыхание ветра свежей

Расцветает Гжель васильковая

Незабудковая Гжель.

Дети и воспитатели подходят к гжельскому уголку, где стоит гжельская посуда.

Вос-ль: Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой?

Дети: Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.

Вос-ль: Где расположен узор

Дети: В центре изделия.

Вос-ль: С чего начинали расписывать узор?

Дети: С крупных деталей: лепестков, сердцевинок, стебля, листьев, бутонов.

Вос-ль: А что раскрашивали  потом?

Дети: Край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской.

Вос-ль: Молодцы! Напомню вам только, что мастера Гжели применяли разные нажимы на кисть, чтобы получить разные оттенки синего цвета: чтобы получить темный оттенок, надо нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый – слабее.

Дети: Это разные ягоды : смородины, малины, клубники, гроздья рябины, травка, завитки, листья, цветы.

Звучит мелодия Вологда.

Дети подходят к столу, на котором выставлены изделия городецкого промысла.

Вос-ль: Ребята остался еще один уголок в горнице, где мы с вами не были. Здесь представлены изделия из одного старинного русского города. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?

Дети: Городец!

Ребенок: Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

Славится на всю Россию своей росписью, творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Вос-ль: Посмотрите на городецкие изделия, вспомните, какими красками и приемами пользуются городецкие мастера?

Дети, вос-ль беседуют о городецкой росписи.

Вос-ль: Но вот смотрю, на столах лежат незаконченные изделия. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.Что ж, ребята сейчас вы превратитесь в мастеров – кто в дымковских, кто в гжельских, кто в городецких. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас проходите и садитесь.

Начинается работа.

В конце занятия дети рассматривают свои изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...

Конспект интегрированного занятия (развитие речи – ознакомление с окружающим миром) Итоговое занятие за первое полугодие во 2-ой младшей группе Тема: Драматизация русской народной сказки «Репка»

продолжаем развивать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать условия для ее проведения;- обучаем детей вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, учить произносить ...

Конспект итоговой занятия по изобразительному искусству «Башкирский орнамент. Сапог

Сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете....