Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Кузовкина Ирина Эдгаровна

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1161. Структурное подразделение №6

Открытый показ непосредственно-образовательной деятельности

в средней группе №8 «Звездочки»

«Зимующие птицы»

Воспитатель:

Кузовкина Ирина Эдгаровна

Москва 2018

Цель: формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках.

Задачи: — развитие диалогической речи, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания.

— раскрытие понятия «зимующие птицы». Знакомство детей с зимующими птицами: с синицей, дятлом, воробьем, снегирем и вороной; с народными приметами, связанными с повадками птиц.

— расширение знания о роли птиц в природе и жизни человека;

— совершенствование грамматического строя речи, развитие умения использовать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

— воспитание бережного отношения к природе, доброты, отзывчивости: развитие интереса к жизни птиц, заботливого и доброжелательного отношения к птицам и желания помочь им пережить суровое зимнее время. 

— Продолжать обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

Словарная работа: корм, кормушка, холодно, голодно, суровая, морозная.

Оборудование:

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображениями зимующих птиц, картинка «У кормушки»;

Раздаточный материал: листы бумаги по числу детей с изображением синицы, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребят, какое сейчас время года? Ответы детей.

Воспитатель: А как вы поняли, что зима? Какие приметы зимы вы знаете? Ответы детей (на улице очень холодно; много снега, скользко; люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки); на речках лед; птицы улетели в теплые края, а некоторые остались, и т.п.).

Воспитатель: Ребята, я сегодня хочу с вами поговорить о птицах. Мы с вами уже знаем, что осенью птицы улетают от нас в теплые края. Но, оказывается, не все птицы улетают, а только перелетные птицы. Многие птицы не улетают, а остаются зимовать в наших краях. Такие птицы называются зимующие. Зимующие птицы питаются шишками, ягодами, семенами и могут даже зимой найти себе пропитание. 

А есть и такие птицы, которые прилетают к нам только зимовать — это снегири, синицы. Воспитатель выставляет картинки с изображением зимующих птиц:

Это снегирь. Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом с дальнего севера. «У меня грудка красная! А головка черная!» — скажет Снегирь. Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Отгадайте загадку:

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Снегири)

А это синичка. У синичек грудки желтые, а головки и крылья синие. Поэтому и прозвали ее — синичка. Есть такая народная примета: синички с утра пищат – значит будет мороз.

Воспитатель: А вот отгадайте кого я сейчас вам покажу:

Как откроет рот – кошмар, слышно только: кар-кар-кар! (ворона). Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить   отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. А еще народ заметил про ворону: «В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер». Расскажите мне про ворону. Какая она?

Ответы детей: Это большая, черная, хитрая, важная птица.

Воспитатель: «А у меня штанишки красненькие и красная шапочка на голове. Клюв острый и пестрые крылышки», — скажет Дятел.

Послушайте загадку, как вы думаете, про какую птицу говорится в ней?

«Черный жилет,

Красный бирет,

Нос как топор,

Хвост как упор».

Ответы детей.

Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он.

Ответ детей: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

ВоспитательЭта птичка вам хорошо известна. Это воробей. Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой. «Я воробышек — шустрый да пестрый! Я коричневый! А животик мой светлый. Прыгаю по дворам, крошки добываю» — пищит воробей. Расскажите про воробья. Какой он? Ответы детей: воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый...

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Птичка-невеличка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кого не стало»: Посмотрите внимательно и запомните, каких птичек вы видите: синичку, воробья, снегиря, дятла, ворону. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из зимующих птичек. Открыв глаза, вы скажете, кого не стало. Закройте глаза.

Воспитатель убирает изображение синички: «Откройте глаза. Кого не стало?» Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите, я «посажу» синичку обратно, а уберу другую птичку. Закройте глаза. (Убирает изображение воробья.) Откройте глаза. Кого теперь не стало? Ответы детей.

Воспитатель: «Верно. Я «сажаю» воробья обратно. Закрывайте глаза (Убирает изображения снегиря и дятла.). Откройте глаза. Кого не стало? Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Вы очень внимательны. Ребят, наверно, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись.(Воспитатель просит детей показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Ответы детей. Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики.

Воспитатель выставляет картинку «У кормушки»: «Ребята, как вы думаете, легко ли зимующим птицам зимой. Почему?». Ответы детей: «Нет, нелегко им холодно и голодно».

Воспитатель: Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Кто же приходит к ним на помощь? (ответы детей) Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода? Если погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу. В эту пору зимующим птицам очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть

Воспитатель предлагает рассмотреть картину «У кормушки» и читает стихотворение:

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки?

Прилетайте на опушку,

— Угощенье ждет в кормушке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено. Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку? Ответы детей.

Воспитатель: «Ребят, а вы знаете, что едят зимующие птицы? Что положить им в кормушку? Ответы детей.

Воспитатель: Зимующие птицы любят зерно, ягоды, семечки, хлебные крошки. Синички очень любят сало.

Физкультминутка: Молодцы! Вы очень внимательны. А теперь пойдемте на коврик и поиграем в подвижную игру «Кот и воробьи» (Кот спит, воробышки летают. Кот проснулся — «воробышки прячутся»: дети приседают и накрывают голову ручками).

Воспитатель предлагает ребятам поиграть в игру с мячом «Назови ласково»:

Птица – птичка

Перо — перышко

Крыло — крылышко

Хвост — хвостик

Клюв — клювик

Синица — синичка

Птенец — птенчик

Воробей — воробышек

Голубь — голубок

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю сесть за столы и послушать загадку:

За синие крылья она так зовется

И в холод и в зной ей так звонко поется!

В рубашечке желтой, и впрямь невеличка,

Так как же ее назовешь ты?

Ответы детей: «Синичка».

Воспитатель. Правильно, посмотрите перед каждым лежит картинка с изображением птички, она похожа на синичку? Ответы детей.

Воспитатель. А что надо сделать, чтобы она больше стала похожа на синичку? Ответы детей: «Надо раскрасить».

Воспитатель: «Помните, что грудку синички вы должны раскрасить желтым карандашом, а головку, спинку и крылышки — синим. Веточку и лапки сереньким. Дети раскрашивают синичек.

Воспитатель: Какие красивые получились у вас птички.

Воспитатель: Ребята, о ком и о чем мы сегодня разговаривали?

Ответы детей: О зимующих птицах, о том, как трудно приходится птицам зимой, и что надо заботится о них, помогать им.

http://auho.ru/sites/default/files/homebird1.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: «Перелетные птицы»

МАДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г.Белебея  Муниципального района Белебеевский район РБВоспитатель: Благочевская Екатерина Константиновна Конспект  занятия по развити...

Зимующие птицы. Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

На занятии закрепляются знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании и повадках, использованы средства икт и исследовательской деятельности....

конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие и перелетные птицы"

Формирование первоначальных представлений о зимующих и перелетных птицах...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимующие и перелётные птицы»

Открытое занятие по развитию речи в средней группе детского сада....

Конспект ННОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «До свидания, птицы!».

В представленной методической разработке решаются задачи создания мотивации, интереса к речевой деятельности у дошкольников, закрепления представлений о характерных признаках осени,   расширения,...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Птицы"

Познавательный  урок для детей среднего дошкольного возраста...