Проект "Дело в шляпе"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Миняшева Наиля Нязифовна

Проблема. Дети мало знают  о шляпах, их разновидностях, истории.

Цель. Познакомить детей среднего дошкольного возраста с назначением головных  уборов, материалами, из которых они изготовлены                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vse_delo_v_shlyape.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Дело в шляпе»

Гипотеза. Люди всегда будут носить шляпы.

Проблема. Дети мало знают  о шляпах, их разновидностях, истории.

Цель. Познакомить детей среднего дошкольного возраста с назначением головных  уборов, материалами, из которых они изготовлены                                      

Задачи . Игровая деятельность.

Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр «Семья», «Салон шляп», дидактических игр «Ателье «Соломенная шляпка». Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных в Центрах искусства и конструирования. Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий (придумывание сказок «Путешествие шляпы», «Шляпка-невидимка»).

Речевое развитие

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. Знакомить с названиями головных уборов (шляпа, берет, треуголка, цилиндр, боливар) и материалами, из которых они изготовлены. Закреплять умение рассказывать о шляпах. Обогатить словарь детей.

Изобразительная деятельность

Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать головные уборы по памяти и с натуры, развивать наблюдательность и способность замечать характерные особенности шляп и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции). Развивать умение составлять узоры и композиции для украшения шляп (из растительных элементов, бросового материала). Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Формирование элементарных математических представлений

Активизировать мыслительную деятельность: выделение и сравнение признаков различных шляп,  классификация (подобрать шляпы по форме, по цвету или по величине, разложить в порядке возрастания-убывания одного или нескольких признаков). Формировать представление о количественной характеристике числа, о мерке как способе измерения количества, длины, ширины, высоты. Развивать представление о составе числа. Уточнить представление о времени (шляпы прошлого). Учить пользоваться моделями.

Конструирование

Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в различных конструкциях. Учить различать геометрические объемные фигуры (куб, цилиндр, конус). Обучать планированию при создании шляпной мастерской. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, умение работать иголкой, нитками, ножницами.

Формирование элементарных естественно-научных представлений

Провести опыты с целью знакомства детей с различными свойствами ткани (намокает, мнется, рвется, гладится, можно сшивать, склеивать). Поощрять детское экспериментирование. Учить видеть результаты труда, придумывать, как можно использовать свойства тканей при изготовлении различных шляп.

Формирование представлений об истории культуры

Развивать у детей представление об истории цивилизации. Дать элементарные сведения об образе жизни людей в древности (как одевались, какие головные уборы существовали, как их носили, какую социально-знаковую роль они имели в обществе).

Реализация проекта

1 этап. Подготовительный

 Сообщение тематики проекта «Дело в шляпе» и обсуждение его по Центрам активности. Предложение по вариативности реализации проекта.

Составление объявления для родителей.

Объявление

Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Предлагаю совершить интересное путешествие в мир шляп и шляпок. Пропуском в это увлекательное путешествие станут изготовленные вами головные уборы. Они могут быть сделаны из любого материала (ткани, картона, соломы и др.), украшены цветами, перьями, фруктами, лентами и другими предметами, которые найдутся у вас дома. Может, это будет шляпа сказочного героя. А может, вы придумаете шляпу, которую будут носить в XXII веке, или вспомните, какие шляпы носили в  XVIII – XIX веках.

Пофантазируйте вместе с детьми!

Придумайте название для шляпы. Вспомните (или придумайте) стихотворение, песню, короткий рассказ или интересный факт из истории шляпы для ее представления.

Парад шляп состоится  28 августа 2018г.

Королева шляп.

2 этап. Основной

Работа в Центрах активности

Центр искусства

Лепка по сказке «Кот в сапогах»

Коллаж «Подбери герою шляпы»..

Центр математики

Измерение нарисованных шляп и сравнение их размеров.

Счет шляп из разных сказок.

Дидактические игры «Шляпка», «Подбери Золушке шляпку», «Угадай героя по шляпе».

Геометрическое лото «Что изменилось?», «Что перепутал Незнайка?», «Какой формы шляпа?», «Найди одинаковые шляпы», «Запомни узор на шляпе».

Центр естествознания

Проведение опытов с тканью, перьями, бусинками, кожей в уголке экспериментирования. Рассматривание и сравнение материалов. Раскрашивание.

Дидактические игры «Что плавает, что тонет?», «Какая ткань горит, какая плавится?», «Что гнется, что ломается?», «Какая ткань прочнее?».

Центр книги

Чтение: Н.Носов «Живая шляпа»; Ш.Перро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»; В.Степанов «Профессии».

Составление рассказов на тему «Если бы у меня была шапка-невидимка».

Этическая беседа «По Сеньке шапка».

Викторина по сказкам.

Рассматривание журналов мод.

Дидактическая игра «Что шляпа расскажет о себе?».

Вечер загадок

Конкурс Беседа об изготовлении шляп.

стихов о шляпах.

Логическая задача «Удобны ли бумажные шляпы».

Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам

Центр игры.  Сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Шляпная мастерская», «Ателье «Соломенная шляпка», «Салон красоты

Работа над проектом завершилась проведением развлечения «Всё дело в шляпе», итогового занятия «Шляпы разные нужны, шляпы разные важны».

3 этап. Презентация проекта

                              Развлечение    

                         «Всё дело в шляпе»

Цель:  создать детям радостное настроение, прививать детям чувство стиля, умение понимать красоту ,замечать её, продолжать формировать навыки выразительного чтения стихотворения.

Звучит музыка. В зал в костюмах и шляпах, изготовленных вместе с родителями, входят дети, проходят по кругу, рассаживаются

Воспитатель.

 Здравствуйте, мальчишки-шалунишки!                                                                          Здравствуйте, девчонки- длинные чёлки!                                                                          Встанем в круг скорей,                                                                                                      Поздороваемся все быстрей.                                                                                                

Дети:                                                                                                                                            

Любим дружно мы играть,                                                                                                  Не ругаться ,не кричать,                                                                                                          Улыбнёмся все скорей                                                                                                             И начнётся день светлей!                                                                                                  

Воспитатель:                                                                                                                      Пришли вы на праздник  сегодня не зря!                                                                                 Раскроем секрет красоты не тая.                                                                                     Необычной  коллекции пройдёт здесь показ,                                                                             Праздник  шляп проводим мы для вас!                                                                                    

Но перед тем, как праздник начать,  я хочу узнать, какие к нам ребята пришли. Я буду спрашивать, а вы будете отвечать «да» или «нет»                                                  

-Ребята к нам пришли дружные?                                                                                            -Сильные?                                                                                                                                     -Смелые?                                                                                                                               -Старших уважают?                                                                                                              -Малышей обижают?                                                                                                                     -Природу любят?                                                                                                                      -Деревья губят?                                                                                                                           -Из рогаток стреляют?                                                                                                                                    -Кошек за хвосты таскают?                                                                                                              -На занятиях кричат?                                                                                                                  -На праздниках молчат?                                                                                                                

Молодцы! На праздник  пришли дружные, внимательные ребята.                                                            

И я рада сообщит вам ,что на наш праздник  пришла сама Королева Шляп. Встречайте! Её величество Шляпная Королева.

Шляпная Королева. Я приветствую Вас ,мои друзья! Я восхищена вашими нарядами, а особенно потрясающими шляпками и шляпами. Такого великолепия и разнообразия нет даже в моем шляпном королевстве. Всё это так чудесно!

Ребенок

Носили дамы шляпы

В былые времена.

Любил их Чарли Чаплин.

Есть шляпа у меня.

Но так случилось уж, друзья,

Про шляпы ничего не знаю я.

Воспитатель. Ну, дружочек ,не переживай. Мы собрались здесь для того ,чтобы больше узнать о шляпах.

Кстати, шляпа- слово не русское. Произошло оно от французского слова «шапо»,что значит «покрышка» .

Сейчас я буду задавать вопросы вам, а вы попробуйте мне ответить.                                      

-Как можно назвать двумя словами кепку, берет, панаму, шляпу?                                                          

-Почему головные уборы так называются?                                                                              

-Как называются головные уборы ,которые носят летом, зимой, весной и осенью

-   Как называются головные уборы, которые носят женщины, девочки?

Как называются головные уборы, которые носят мужчины ,мальчики?                                     Для чего нужны головные уборы?                                                                                                   Еще есть предложения по поводу использования этого предмета?

Проводится мозговой штурм «Чем может быть шляпа?».

Дети делают вывод, что шляпы могут пригодиться в разных жизненных ситуациях.

(Ребята ,шляпа защищающая нас от солнца палящего и проливного дождя может быть использована и не по прямому назначению. Например, как лукошко для ягод и грибов или как временный  сосуд для воды, как гнездо, веер, ловушка для жучков).

Дети исполняют песню про шляпу (муз. к песне «Папа может», сл. О.Ромадиной, воспитателя детского сада).

1-й куплет.

Сколько песен мы с вами вместе

Спели разных о том, о сем.

А про шляпу до этой песни

Песен не было ни одной.

Припев.

Шляпа может, шляпа может

Все, что угодно:

Спасти от солнца, и от ветра, и от дождя.

Шляпа может, шляпа может

Быть чем угодно,

Если шляпа, если шляпа любимая.

2-й куплет.

Шляпу вместе украсим камнями,

Станет шляпа короной вдруг.

А добавим ромашек с поляны –

Превратится в цветочный луг.

Припев.

Шляпная Королева.                                                                                                          

Ребята, я пришла  к вам не с пустыми руками. У меня есть «загадки из шляпки.»                                                                                                                                              

1.В странах, весях ,городах,                                                                                                               В королевствах, во дворцах                                                                                                 Жили-были короли                                                                                                            И царицы и цари,                                                                                                                                                                                                                   Восседали в чём на троне?                                                                                             В золотой своей  …      (короне)        

 2.Головной убор крестьянки                                                                                                Выбирали себе сами:                                                                                                                    И работать, и гулять-                                                                                                                 Что же нужно повязать?                                                                                                   Собирали в узелок                                                                                                                   Из материи…..(платок)                                                                                                        

3.Как спортивный стиль решают?                                                                                       Шорты, кеды разрешают,                                                                                                                  Разноцветную футболку,                                                                                                        А что на голову?    (бейсболку)                                                                                                              

4. На море или у реки                                                                                                                  Вам защитят глаза очки.                                                                                                                   И что надеть напомнит мама?                                                                                                                        От солнца белую  … (панаму)                                                                                                    

5.С виду нам напомнит лодку                                                                                              Головной убор…. (пилотка)                                                                                                

6. Отгадайте Вам мы скажем:                                                                                                Головной убор из пряжи                                                                                                                  В моде уже много лет-                                                                                                                Изящный,вязаный…          (берет)                                                                                                    

7.  Что за головной убор                                                                                                                                                                    Мужчины носят с давних пор?                                                                                                С курткой, пиджаком, рубашкой                                                                                               Любят надевать…(фуражку)                                                                                          

Шляпная Королева .    Молодцы ,ребята, отгадали все загадки.    А пословицы про шляпы знаете?(Дети вспоминают пословицы про шляпы).                              Молодцы! И  пословицы вы знаете.                                                                                                    

А сейчас давайте поиграем с мячом. Дидактическая игра «Из чего- какой»                        

Шапка из меха  …                                     Меховая шапка                                                                                              Панама из ситца…                                     Ситцевая панама                                                 Бейсболка из трикотажа…                        Трикотажная бейсболка                                      Шапка из шерсти…                                    Шерстяная   шапка                                           Кепка из кожи…                                         Кожаная кепка                                                    Шляпа из соломы…                                    Соломенная шляпа                                                

И с этим заданием вы справились.                                                                                  

Воспитатель. Королева Шляп, послушай, пожалуйста, какие стихи о шляпах знают наши дети.

1.Славная, милая шляпка на крошку –

Можно ее положить на ладошку.

Только Дюймовочке  впору она,

Шляпка как раз для нее создана.

2. Сам хозяин очень рад-                                                                                                  Виден всюду экспонат.                                                                                                              Шляпа яркая, большая,                                                                                                                                  Симпатичная такая.                    

3.Невозможно не заметить

Эту чудную вещицу.

Очевидно, что над нею

Долго нам пришлось трудиться.

4.В эту шляпку облачитесь –

Сразу в детство возвратитесь,

Для начала улыбнетесь,

После громко рассмеетесь.

 5.Я маленькая фея                                                                                                                            Скромна и обаятельна                                                                                                                        В своей шляпке сказочной                                                                                                            Очень привлекательна.                                                                                                                          

6.Шляпа просто загляденье!                                                                                                                       Вызывает восхищенье!                                                                                                                                       Вот уж диво! Так уж диво!                                                                                                                      Изделие необычайно и красиво!                                                                                            

7.Такая шляпа вам может пригодиться!                                                                                    В ней можно выйти в свет,                                                                                                      А можно и жениться.                                                                                                        

8.Модельер проявил талант,                                                                                                                    Разработал лесной вариант.                                                                                                      

9.Труба парохода- цилиндр                                                                                                                 Труба на нашей крыше тоже.                                                                                            Все трубы на цилиндр похожи.                                                                                               А я привела пример такой-                                                                                                            Калейдоскоп любимый мой                                                                                                  Глаз от него не оторвёшь                                                                                                           И тоже на цилиндр похож.                                                                                                      

10.Я учёный и точно знаю                                                                                                              Толк в науке понимаю.                                                                                                            

Шляпная Королева  .Молодцы, ребята,  порадовали меня своими стихами.                    

Ну, а сейчас я объявляю шляпное дефиле.  

Дефиле(звучит музыка)

 А сейчас я вам предлагаю поиграть .

1.«Передай шляпу». Под музыку дети передают шляпу. Когда музыка смолкает, тот, у кого в руках шляпа, выполняет желание Незнайки: отгадывает загадку, называет свой любимый головной убор, проходит по кругу и показывает свою шляпу и т.д.

2.«Попади в шляпу». Две команды по три человека должны попасть в шляпы бумажными шариками.

3.«Аукцион шляп». Дети надевают по 5шляп на голову: одну на другую. Необходимо пройтись. Задача – удержать на голове как можно больше шляп.

4.«Шляпа набекрень». Нужно надеть шляпу, сделать движение головой, чтобы шляпа улетела как можно дальше.                                                                                      

5.Пронеси шляпу на палке.

6.Собери фрукты и овощи в шляпу

Танец со шляпами.

Королева шляп.                                                                                                                            Всё было так чудесно и красиво                                                                                                           Мы скажем шляпам всем: «Спасибо»                                                                                         А с вами я прощаюсь                                                                                                                И в сказку возвращаюсь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики "Шесть шляп мышления" при проведении педагогических советов

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу...

Праздник "Парад шляп"

Какие шляпы были в моде в прошлые времена, какие шляпы можно носить сегодня. Этот конспект празника полон и занимательного материала о шляпах и  презентации каждым ребенком изготовленной с родите...

Комплексное занятие " Этот удивительный мир шляп"

                         Комплексное  занятие ...

Выставка шляп "Всё дело в шляпе"

Выставка шляп «Всё дело в шляпе»Замечательная пора – весёлое и беззаботное детство. «Вот только где оно живёт?» - спросите Вы. Ответа проще и быть не может - конечно же, в детском саду, где много радо...

«Шляпы разные нужны, шляпы разные важны»

Цель: Создание социальной ситуации для закрепления знаний о головных уборах....