Проект «Знакомство с истоками русской народной культуры».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Зосим Светлана Леонидовна

Знакомство с истоками русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_istoki_russkoy_kultury.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида № 16» г. Усинска

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Проект

         «Знакомство с истоками

         русской народной культуры»

           (групповой, творческий)

Ф.И.О. воспитателя:

Зосим Светлана Леонидовна

                           Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву.

                               Зову тебя Россиею - единственной зову.

                               Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой.

                               Грустить с тобой Земля моя и праздновать с тобой.

 

                 АКТУАЛЬНОСТЬ.

    Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство молодых людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.    

     Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Какие сказки рассказывали родители свои детям? Ответить на эти вопросы- значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность..  

     Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект . Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,   интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе и понятнее детям…

ЦЕЛЬ:

Знакомство с истоками русской народной культуры

ЗАДАЧИ:

-знакомить детей с устным народным творчеством и народно-

декоративным искусством;

-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа,

укладу жизни, к своему родному краю

-формировать у детей чувство причастности к духовному наследию

прошлого, чувства соприкасания с ним;

-формировать нравственные качества для установления положительных

межличностных отношений;

-создавать благоприятный психологический климата в группе,

способствовать сплочению детского коллектива.

ВИД ПРОЕКТА:

 Творческий,  открытый, коллективный.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

долгосрочный (3 месяца).

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети от 4 до 5 лет, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, муз.

руководитель.

   

 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

  Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизнененным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.  Через устное народное творчество ребёнок,осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней . Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание - разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют  уважение к результатам деятельности многих поколений.       В данном проекте представлена система духовно – нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа. В основу проекта положены следующие принципы воспитания:

- принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;

- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

    Содержание воспитания включает в себя: изучение исторического прошлого России и русского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями;       знакомство с русскими народными играми.

Работа с родителями.

 Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Презентации могут проходить через родительские собрания, наглядную агитацию, культурно-досуговую деятельность,  , игротеки, где родители вместе с воспитателями и детьми разучивают игры. Для популяризации устного народного творчества необходимо организовать «Клуб семейного чтения», где педагоги предлагают родителям и детям чтение сказок дома с последующей беседой по предложенным вопросам, разбор пословиц и поговорок, совместное изготовление поделок, альбома рисунков по теме. Такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

                           

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Воспитанники детского сада:

- должны использовать в речи русский фольклор;

- должны знать сказочных героев, уметь сопереживать им;

- должны знать и уметь играть в русские народные и хороводные игры;

- должны знать особенности русских песен, плясок;

-должны знать историю своего края, села, семьи.        

ПРОЕКТ СОСТОИТ ИЗ  4  ЭТАПОВ:

1. Малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, заклички, песни, сказки

2.   Изготовление куклы- «веснянки». Создание выставки «Веснянки» в гости к нам пришли». Создание альбома «Весна, весной, о весне…»

 3. Русские народные подвижные игры.  

4. Театрализация русских народных сказок. Создание атрибутов к сказкам (костюмы, маски). Изготовление книжек- «самоделок» по мотивам русских народных сказок. Создание выставки «Лепим сказку своими руками»

                                                   

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С УЧЕТОМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ:

1 ЭТАП:

 МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАКЛИЧКИ, ПЕСНИ.

ЗАДАЧИ:

-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, закличками, песнями;

-разучить пословицы и поговорки, заклички и песни, научить детей объяснять значение пословиц и поговорок;

-вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной

жизни, заклички и песни в нужных ситуациях.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

1)Коммуникация:

Беседа «Кто придумал поговорки?»

Разучивание пословиц, поговорок, закличек, песен. Объяснение их значений.

День пословиц и поговорок «Без пословиц нам нельзя, без

поговорок никуда».

 

2)Познание:

Рассказ «Зачем нужны поговорки?»

3)Чтение худ. литературы:

Сказы П. И. Бажова «Каменный цветок», «Серебряное копытце».

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

4)Художественное творчество:

Рассматривание и чтение книг с пословицами, поговорками.

5)Музыка:

Прослушивание русских народных мелодий. Разучивание песен

«На горе-то калина», «Мы на ярмарку идем».

2 ЭТАП:

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-ВЕСНЯНКИ

Изготовление куклы- «веснянки». Создание выставки «Веснянки» в гости к нам пришли». Создание альбома «Весна, весной, о весне…»

ЗАДАЧИ: 

-развивать творческие способности детей в процессе изготовления кукол-«веснянок»  ;

-создать выставку «Веснянки» в гости к нам пришли».

-воспитывать бережное отношение к народной игрушке.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

1)Коммуникация:

-Рассматривание и беседа о  куклах –«веснянках»

2)Познание:

-Рассказ   о происхождении и предназначении кукол .

-Рассматривание книг и альбомов  с изображением разных видов кукол

 

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.

3)Социализация:

Создание выставки ««Веснянки» в гости к нам пришли».

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».

4)Труд:

«Большая стирка» в кукольном уголке.

5)Безопасность:

Беседа о правилах безопасности во время изготовления кукол.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

6)Художественное творчество:

-Конструирование «веснянок»- «Кукла-скрутка»

7)Музыка: Разучивание колыбельной песни. Прослушивание колыбельных.

 3 ЭТАП:

 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

ЗАДАЧИ:

-познакомить с русскими народными подвижными играми;

-вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные

подвижные игры;

-воспитывать чувство коллективизма.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

1)Коммуникация:

Разучивание правил русских народных подвижных игр.

2)Познание:

Рассказ «Во что играли на Руси?»

Рассматривание и чтение подборки журналов о народных играх.

3)Чтение худ .литературы:

Подборка журналов по народным играм.

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.

4)Социализация:

Подвижные русские народные игры.

Изготовление атрибутов для подвижных игр.

5)Труд:

Уборка атрибутов на места после игры.

6)Безопасность:

Беседа о правилах поведения во время игр.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

7)Художественное творчество:

Рисование «Дети играют».

8)Музыка:

Разучивание хороводных игр.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

9)Физкультура:

Русские народные подвижные игры.

4 ЭТАП:

 ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

ЗАДАЧИ:

-познакомить с многообразием русских народных сказок;

-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,

выражением лица и глаз;

-развивать чувство юмора;

-вызвать интерес к театрализованным представлениям.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

1)Коммуникация: Рассказывание русских народных сказок.

-Театрализованные представления по мотивам русских народных сказок

2)Познание: Рассматривание и чтение книг с русскими народными сказками.

3)Чтение художественной литературы: Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.

4)Социализация:

-Инсценировка русских народных сказок в театрализованном уголке, придумывание сказок на новый лад

5)Труд: Уборка театральных костюмом.

6)Безопасность: Беседа о правилах поведения во время представления.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

7)Художественное творчество:

-Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

-Рисование «Моя любимая сказка».

-Лепка «Наши любимые сказки»

-Организация выставки поделок детей и родителей по мотивам русских

народных сказок.

8)Музыка:

-Разучивание стихов, песен, танцев для театрализованных представлений.

ИТОГОВОЕ СОБЫТИЕ:  

Музыкальное развлечение «Пришла Весна-красна, отворяй-ка ворота!»,

театрализованное развлечение «По дорогам сказок».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.

Под редакцией А. М. Виноградовой, Москва «Просвещение»,1989г.

2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

           О. Л. Князева, М. Д. Маханева, СПб, «Детство-Пресс», 2006г.

3. Играем в сказку.

О.А. Шорохова, Москва «Творческий центр», 2007г.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством.

Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, СПб, «Детство-Пресс», 2004г.

5. Красна изба…

М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, СПб, «Детство-Пресс», 2004г.

6. Календарно-обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.

Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова, Москва, 2005г.

7. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных

традициях русского народа.

Л. В. Кукуева, Москва, 2005г.

8. Дошкольникам о музейной культуре.

О. Г. Тихонова, Москва, 2006г.

9. Театрализованная деятельность в детском саду.

А.Е. Антпина, Москва «Творческий центр», 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Проект "Знакомство с русской народной культурой"

Знакомство детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями на Руси...

Проект "Знакомство дошкольников с народной культурой и традициями"

Проблема: какие бывают народные традиции и народная культура.Актуальность темы: недостаточность знаний детей младшего дошкольного возраста о народной культуре и традициях....

Консультация для педагогов ДОУ «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Проект «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»

laquo;Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»...