Проект "Знакомство с русской народной культурой"
проект (старшая группа) на тему

Ушакова Эльвира Файзрахмановна

Знакомство детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями на Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_narodnaya_kultura.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад комбинированного вида №19 п. Рощино

Проект в старшей группе

«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ

С

РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ »

                                                                                 Воспитатель: Ушакова Э.Ф.

                                                             

2015г.

Вид: творческо-информационный.

Подолжительность: среднесрочный (1месяц).

Участники: дети, родители, педагог, музыкальный работник.

Цель: ознакомление детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси. 

Задачи:

«Познание»:

  • расширять представления детей о родной стране, воспитывать интерес, уважение и любовь к истории русского народа;
  • знакомить с народными традициями и обычаями, праздниками;
  • развивать интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия;
  • формировать умение самостоятельно организовать знакомые русские народные подвижные игры;
  • расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси.
  • развивать эмоционально – познавательный интерес к культурному наследию России;

Х

  • Формирование эстетически – нравственных представлений о Родине, средствами русского народного устного творчества.
  • Осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.
  • Развивать речь средствами фольклора.
  • Воспитывать уважительное отношение к традициям славянской культуры.

 «У всякого дерева глубоко в земле есть корни.
И у всякого народа есть корни – его история и культура»
.

    Актуальность. Народное искусство является мощным эмоциональным фактором воспитания, саморазвития и познания ребенка. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., СакулинаН.П., ШпикаловаТ.Я.) наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.

ПЛАН ПРОЕКТА.

Направление работы

Беседа с обучающимися: “Народные традиции на Руси. Истоки и современность”

Разучивание народных подвижных хороводных игр

Знакомство с потешками, шутками и прибаутками

Совместная деятельность с детьми по разучиванию потешек, шуток и прибауток

Разучивание хороводов, плясок, песен народного цикла

Вечер русских народных подвижных игр

“Ярмарка и ее участники”

Чтение стихов про предметы старины

Знакомство с русскими народными играми “Заря, заряница”, “Плетень”, “Пугало”

Просмотр видео презентации “Народная ярмарка”

Непосредственно организованная деятельность “Народные промыслы России”

Программа реализации проекта:

План мероприятий:

  1. Знакомство с русской избой, предметы домашнего обихода.
  2. Русская кухня.
  3. Одежда.
  4. Праздники.
  5. Декоративно-прикладное творчество.
  6. Русские народные сказки.
  7. Игры.
  8. Игрушки.
  9. Песни, частушки, прибаутки.
  10. Музыкальные инструменты.

Этапы проекта:

1этап. Изучение познавательной литературы на тему «Народная культура и традиции».

Подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы, собранных детьми и их родителями.

Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности. НОД Коммуникация, Познание Беседа «О русском народном костюме. Красный сарафан». Беседа «О народной игрушке».

Художественное творчество Цикл НОД «Одежда».

Чтение художественной литературы

Малые формы фольклора

Развлечение «Ярмарка». Педагогические чтения «О народной игрушке».

2 этап.

- Беседа «Быт русского народа».

 - Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе».

 - Беседа «Откуда хлеб пришёл». Пословицы и поговорки о хлебе.

 - Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день)

Изодеятельность:

 - Лепка «Дымковская игрушка»

 - Рисование, аппликация «Хохлома».

книги и иллюстрации  о быте русского народа,

 ввести пословицы и поговорки о народных праздниках, предметах одежды и орудиях труда;

- рассматривание портретов русских богатырей;  

  •  - просмотр видеофильмов, мультфильмов «История возникновения матрешки»

- расширять представления о народных игрушках (матрёшки, бирюльки

Знакомство с художественной литературой:

 - Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.

 - Театрализованная деятельность по русским народным сказкам.

Музыкальная деятельность:

 - Поздравление именинников – «Каравай»

 - Слушание народных песен, колыбельных перед сном (аудиозапись).

 - Пение знакомых колыбельных песен.

 - Развлечение: «Знакомство с деревянными народными музыкальными инструментами» совместно с муз.руководителем.

 - Дидактическая игра «Угадай, что звучит».

Дидактические игры:

«Подбери узор», «Собери посуду».

Подвижные игры: «Огуречик», «Ручеёк», «Баба-Яга», «Жмурки» и др.

НОД Коммуникация, Познание Беседа «Милости просим, гости дорогие! » Чтение художественной литературы. Рассказывание русских народных сказок.

Художественное творчество Цикл НОД по теме «Чудо-сказки! »

 Игровая деятельность

Русские народные игры. Развлечение Консультации «Развиваем интерес к русской народной культуре».

Устный журнал «О традициях русской народной культуры».

3 этап.         

Реализация идеи НОД

Коммуникация, Познание «Культура и традиции русского народа».

Художественное творчество «Народная игрушка».

Познание (конструктивная деятельность) «Кукла-оберег».

Игровая деятельность Зимние игры и забавы, катания на санях.

Сообщение из опыта работы «Использование прикладного искусства в воспитании интереса к русской народной культуре».

Организация мини-музея «Русская народная культура».

Открытый просмотр «Кукла – оберег».

Оформление группового уголка «В гостях у сказки».

Организация мини-музея «Русская народная культура».

Консультация «Народные праздники».

Консультация «Народные приметы».

Оформление группового уголка «В гостях у сказки».

Родительское собрание, тема: «Моя родословная».

Открытый просмотр «Кукла – оберег».

4 этап.

Презентация проекта.

Основные этапы:

1 этап – подготовительный:
• изучение методической литературы, нормативных документов;
• составление плана реализации проекта;
• подбор наглядно — дидактического, наглядно — демонстрационного материалов;
• методических пособий, фотографий по тематике и т.д.
• подбор музыкальных произведений;

2 этап – основной:
• Осуществление деятельности по проекту;
• «Музыкальная гостиная» — слушание музыкальных композиций;
• «Литературная гостиная» — чтение художественной литературы, стихотворений о временах года, о природе;
• Продуктивная и игровая деятельность;
• Рассматривание фотографий, всевозможных пособий;

Просмотр видео, мультфильмов.

3 этап – заключительный:
Обощающее занятие – презентация проектов.

Обобщающее занятие – презентация проектов

Ход занятия:

Дети, взявшись за руки, заходят в зал, идут по кругу хороводным шагом и  на мотив русской народной песни «Ах, вы, сени» поют:

Мы заводим, мы заводим,

Мы заводим хоровод.

Поздороваться желаем,

Удивим сейчас народ!

Дети останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары, поют слово «Здравствуй!», прикасаясь друг к другу («здороваясь») ладошками, пальчиками, плечиками. Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз дети здороваются по-другому. После игры пары разворачиваются лицом в круг.

    Педагог: Ребята, обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнакомого человека дошел до нас из глубокой древности. Раньше говорили «бить челом», т.е. почтительно кланяться, благодарить, приветствовать. Если заходил запоздалый путник, его встречали поклоном: «Милости просим!» (Делает поклон). 

     Педагог: Дети, мы познакомились с народной культурой и с жизнью людей в древности, вы подготовили проекты, а сегодня каждый из вас представит свой проект.

Презентация проекта на экране

Слайды 1-5: титульный лист, эпиграф, актуальность, содержание.

Слайд 6 - «Изба и её внутренне убранство» (картинки с изображением избы и русской печки).

Алина представляет свой проект «Изба»

Слайд 7 – «Одежда» (картинки с изображением мужской и женской одежды).

Кирилл представляет проект «Одежда», Лиза – рисунок женской одежды

Слайд 8 – «Кухня» (картинки с изображением чугунка и пищи)

Ира представляет проект «Русская кухня»

Педагог предлагает детям «испечь» оладушки

Пальчиковая игра «Оладушки»

Ладушки, ладушки

Как пекли мы оладушки:

Маслом поливали,

Друг друга угощали:        

Кушайте, пожалуйста!

Слайд 9  «Народные промыслы» (картинки с изображением хохломской, жостовской, городецкой росписи)

Варя представляет проект «История развития народных промыслов»

Слайд 10 – «Игрушки» (картинки с изображением матрёшки, дымковской игрушки, свистульки, тряпичных кукол)

Слайд 11 – «Ярмарка» (картинки с изображением ярмарочной торговли и скоморохов)

Аня Б. представляет проект «Ярмарка»

Слайд 12 – «Праздники» (картинки с изображением праздников – Рождество, Масленица, Иван Купала)

Катя представляет проект «Праздники на Руси – Масленица»

Слайд 13 – «Игры» (картинки с изображением играющих детей)

Алёна представляет проект «Русские народные игры»

Дети на выбор играют в игры (физминутка)

Слайд 14 – «Музыкальные инструменты» (картинки с изображением музыкальных инструментов – ударные, духовые, струнные)

Лера представляет проект «Музыкальные инструменты»

Слайд 15 – «Устное народное творчество»

Слайд 16 – Иллюстрация потешки «Сорока-белобока, загадки

Дети проговаривают потешку, отгадывают загадки

Оля Л. Проект «Загадки» (с зарисовками  отгадок)

Слайд 17 – «Былинные богатыри»

Проект Саши Т. «Богатыри»

Слайд 18 – Колыбельная (звучит колыбельная песня «У кота»)

Слайд 19 – Русские народные сказки (картинки с изображением иллюстраций к сказкам «По щучьему велению», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»)

Алёша представляет проект «Русские народные сказки»

Слайд 20 – Музыкальный клип-мультфильм «В гостях у сказки» (просмотр)

Слайд 21 – Заключение - итоговая картинка с изображением

Дети подводят итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...