Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. «Как Мамонтёнок маму искал»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Нужная Анна Николаевна

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по сюжету М/ф "Как мамонтёнок маму искал". Дети читают книгу вместе с педагогом и выполняют задания по сюжету книги, тем самым восстанавливая утеряные иллюстрации книги. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа – детский сад № 662 Кронштадтского района г. Санкт - Петербурга

    Конспект непрерывной образовательной деятельности

    по формированию целостной картины мира

    в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    «Как Мамонтёнок маму искал»

    На основе лексической темы  «Животные Жарких стран и животные Севера»

    Нужная А.Н.,

    воспитатель

    Кронштадт

    13 декабря 2018г


    Цель: Развитие познавательно-речевой деятельности детей старшего возраста.

    Программное содержание:

    Образовательные задачи:

    • Закреплять представления о животных жарких стран и севера, их особенностях, используя детскую художественную литературу; закреплять умение узнавать животных по существенным признакам
    • Активизировать словарь детей за счет слов названий животных , детёнышей животных
    • Упражнение в согласовании существительных с числительными
    • Упражнять в употреблении простых предлогов ЗА. ПЕРЕД, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, В, ПОД, НА,
    • Закрепить навык счета в проделах десятка.
    • Продолжать развивать умение внимательно слушать текст произведения.

    Развивающие задачи:

    • развивать интерес к представителям живой природы.
    • Развивать общую и мелкую моторику
    • Развивать зрительную память и внимание

    Воспитательные задачи: -

    • воспитывать интерес к чтению и доброе отношение к книге, вызвать добрые чувства к главному герою, сопереживать ему;
    • воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга

    Демонстрационный материал:

    • Книга с пустыми страничками
    • картинки с животными севера для д/игры «Назови семейку».
    • картинки с животными жарких стран для д/игры «Угадай по силуэту»
    • картинки с животными жарких стран и севера для д/игры «Кто где живёт»
    • Д/игра  «Где спрятался Мамонтёнок»
    • д\игра «Домино»(части животных)
    • запись МР3 песенки из м\ф «Как Мамонтёнок маму искал»

    Оборудование:   Мольберт, МР3 проигрыватель, магнитная доска


    Ход НОД

    1.Организационный момент.

    Дети встают в круг вместе с воспитателем.

    Воспитатель: Встанем рядышком друг с другом    ( держась за руки, качаем ими)

    Скажем «Здравствуйте» друг другу  (киваем головой)

    Нам здороваться не лень (грозим пальчиком)

    Всем «привет» и «добрый день»!   (руки вверх и машем)

    Если каждый улыбнётся   (улыбаемся)

    Утро доброе начнётся    (подпрыгиваем, руки вверх)

    2 Основная часть

    Звучит музыка из м/ф «Мама для мамонтёнка»

    Воспитатель:-Ребята, что это звучит? Вы узнаете эту песенку? (Да, это песенка  Мамонтёнка из м/ф)

    - А где она звучит? Давайте поищем, откуда идёт звук.

    Дети идут на звук музыки и находят звучащую книгу «Мама для мамонтёнка».

    Воспитатель:- Какая большая и интересная книга! Вам нравится, ребята? Посмотрим что в ней?

    - Ой, посмотрите, с книгой что-то случилось. На страничках нет картинок, они пустые.

    Наверное, книга нас позвала, чтобы мы ей помогли. Поможем книжке? (Да) Нам надо прочитать книгу, чтобы понять, как ей помочь.

    Воспитатель: Почитаем?

    Дети садятся на стульчики. Воспитатель читает текст на первой и второй страницах:

    «Случилось это на берегу далёкого и холодного Ледовитого океана. Однажды сердитые волны разбили большую ледяную скалу. Пригрело солнышко, и лед стал медленно - медленно таять. Во льду был замёрзший Мамонтёнок. Он отогрелся на солнышке и ожил. 

    - Мама! - позвал Мамонтёнок, но ему никто не ответил. Он подождал немного, а потом пошёл искать маму».

    «По дороге он встретил медвежонка

    - Ты кто такой?- удивился Медвежонок. 

    - Не знаю, - ответил Мамонтенок. - Я маму ищу! Я спал, потом проснулся, а мамы нет!

    И он вздохнул.

    - Я никогда не видел твоей мамы! - сказал Медвежонок 

    - А как её зовут? - спросил он.

    - Не знаю! «Мама», наверное!

    - Мама! - насмешливо повторил Медвежонок.- Мамы разные! Пойдём, спросим у моего папы»

    - Ребята, посмотрите, здесь в кармашке лежит деталь от «Домино». Как вы думаете, зачем она? (ответы детей)

    - Я думаю, она показывает путь мамонтёнка к маме.

     Воспитатель (ребёнок)  прикрепляет первую часть на магнитную доску. Читает текст на 3странице:

    «- Посмотри, кого я привёл! - сказал Медвежонок. 

    -.Кто это? - испугано спросил Белый Медведь.

    - Это детёныш! - ответил Медвежонок.- Он свою маму ищет! 

    Белый Медведь стал думать о том, какие семьи живут рядом с ними…»

    - А мы можем помочь Белому медведю и назвать все семьи зверей, живущих на севере? (Да)

    Д/игра «Назови семейку животного» Детям предлагается картинка по выбору. Ребёнок называет животных и прикрепляет магнитную картинку к страничке книги, закреплённой на мольберте.

    - Посмотрите, как красиво мы украсили страницу книги картинками. Вам нравится? Помогаем дальше?

    Воспитатель читает дальше:

    «- Нет, не знаю я твою маму, пойдем к дядюшке Моржу, он все знает!- сказал Белый Медведь».

    Воспитатель предлагает ребёнку прикрепить вторую часть «Домино» на магнитную доску. Ребёнок соединяет на доске детали и называет животного.

    Воспитатель читает текст на 4странице:

    «И они пошли к дядюшке Моржу.

    - Смотри, кого мы привели. Он маму ищет – сказал Медвежонок Моржу.

    - Ты его знаешь? — с надеждой спросил Белый Медведь.

    - Его я не знаю! — сказал дядюшка Морж - но, кажется, догадываюсь!

    Когда-то, давным-давно здесь жили звери очень похожие на тебя, малыш.

    Но потом они ушли, и их здесь больше никто не видел….

    - Что же делать? Я к маме хочу! - всхлипнул Мамонтёнок».

    - А вы, ребята, узнаёте животных на льдинках, о которых вспоминал дядюшка Морж. (Да)

    - Возьмите по льдинке, назовите животное и подберите цветную картинку для этой страницы.

    Д/игра «Узнай по силуэту»

    Дети угадывают животных Жарких стран по силуэту, подбирают картинку и размещают её в кармашке на страничке.

    - Посмотрите, как красиво мы украсили страницу книги картинками. Вам нравится? Помогаем дальше? (Да)

    Воспитатель читает текс дальше:

    «Дядюшка Морж подумал ещё немного.

    - Я вспомнил! Далеко за морем, в Африке, живут большие звери, у которых такие же длинные хоботы, большие уши, но нет шерсти, как у тебя. 

    - Я тоже хочу в Африку! - сказал Мамонтенок. - Я хочу найти свою маму! 

    - А ты не побоишься?" - спросил его Морж и Белый Медведь с Медвежонком.

    - Не побоюсь! - сказал Мамонтёнок.

    Тогда Морж подогнал к берегу большую льдину. Льдина поплыла, увозя на себе Мамонтёнка в далёкую Африку к маме»

    Воспитатель предлагает ребёнку прикрепить третью часть «Домино» на магнитную доску. Ребёнок соединяет на доске детали и называет животного.

    Воспитатель читает текст на следующей странице:

    «Долго плыл Мамонтёнок. Наконец Мамонтёнок увидел землю - это была Африка!

    - Ты кто такой?" - спросил его Крокодил, когда тот вышел на берег, и уже хотел схватить мамонтёнка, но потом передумал: «Уж больно ты большой».

    - Не знаю, - сказал Мамонтёнок. - Я ищу маму. Дядюшка Морж сказал, что она здесь».

    - Ребята, посмотрите, на этой странице тоже не хватает картинок. Вот они. Прикрепите картинки и назовите, где прятался Мамонтёнок от Крокодила.

    Д/игра « Найди и назови». Дети рассказывают, где прячется Мамонтёнок употребляя в речи предлоги ЗА, В, ПЕРЕД, ПОД, ОКОЛО, РЯДОМ..

    - Скажите, где сидит обезьянка? (Обезьянка сидит на пальме)

    - А крокодил был не голоден, вы помните нашу игру «Крокодилу счёт дают»? Поиграем? (Да)

    Физ.минутка.

    Крокодилу счет дают.         Раскрываем сложенные ладонями вместе руки

    В этом счёте десять блюд      показываем  пальцами число 10

    Блюдо первое – суп с фрикадельками     загибаем большой палец правой руки

    На второе картошка с сарделькою           загибаем указательный палец правой руки

    Блюдо третье- рыбный пирог                   загибаем средний палец правой руки

    На четвертое- сладкий творог                  загибаем безымянный палец правой руки

    Очень вкусное было четвёртое.               Гладим живот

    Пятым подана редька протёртая               загибаем мизинец правой руки

    На шестое он съел винегрет                      загибаем большой палец левой руки

    На седьмое – с грибами омлет                  загибаем указательный палец левой руки

    На восьмое- салат из печёнки,                  загибаем средний палец левой руки

    На девятое – банку сгущёнки,                  загибаем безымянный палец левой руки

    На десятое выпил компот.                         загибаем мизинец левой руки

    На компоте закончился счёт.                     попеременно стучим кулачками

    - Уф! Крокодил проверил счёт,                 проводим рукой по лбу, смотрим на ладони

    Посмотрел на свой живот                         смотрим на живот,

    А потом вдруг как заплачет:                    удивлённо  поднимаем плечи

    -Это я наелся, значит!                                Машем рукой

    Дети садится на стульчики.

    Воспитатель предлагает ребёнку прикрепить четвёртую часть «Домино» на магнитную доску. Ребёнок соединяет на доске детали и называет животного.

    - И эти две страницы мы украсили. Вам нравится, ребята? (Да)

    Воспитатель продолжает читать текст:

    «Тут с пальмы Мамонтёнка увидела Обезьянка и очень удивилась:

    - Ой, какой ты смешной! Ты кто? – спросила она.

    - Не знаю. Я маму ищу! Я приплыл на льдине, с Севера. Дядюшка-Морж сказал, что она здесь – ответил Мамонтёнок».

    - А как зовут твою маму? 

    - "Мама!" - сказал Мамонтёнок.

    - А кто твоя мама? Я никогда ее не видела,- сказала Обезьянка.  

    И тут Мамонтёнок заплакал.

    - Не реви! Сейчас что-нибудь придумаем! - сказала Обезьянка.

    - Вспомнила! Пойдём к тётушке Бегемотихе. Она здесь всё про всех знает.

    Воспитатель открывает картинку за облаком

    - Тётушка Бегемотиха! Тётушка Бегемотиха! Посмотрите, кого я вам привела. Он маму ищет! – закричала Обезьянка, увидев тётушку Бегемотиху. Тётушка Бегемотиха вышла из воды и внимательно посмотрела на Мамонтёнка.

    - Я приплыл на льдине, с Севера. Дядюшка-Морж сказал, что она здесь. А теперь выходит, что её здесь нет! - потерянно сказал Мамонтёнок».

    Воспитатель переворачивает страницу. На развороте слева и справа на страницах закреплены магниты, на которые дети разместят фотографии животных Жарких стран и Севера

    - Ребята, а эти страницы совсем без картинок. Посмотрите, здесь лежат фотоаппараты со снимками животных. Украсим страницу слева фотографиями животных Жарких стран, а страницу справа – животными Севера. И наша книга станет ещё интереснее.

    - Молодцы! Получилось очень красиво. Читаем дальше?

    Воспитатель читает текст на следующей странице:

    «- Ты долго плыл? — участливо спросила тётушка Бегемотиха.

    - Долго! Много дней! – ответил Мамонтёнок.

     - Бедняга! — сказала Обезьянка - ты, наверное, голодный! 

    И она кинула ему связку бананов! Мамонтёнок поймал бананы хоботом. Они были вкусные и Мамонтёнок быстро с ними расправился! 

     - Ты похож на Слоненка, только волосатого!",- сказала тетя Бегемотиха. 

     - Так, значит, я - Слонёнок! - обрадовался Мамонтёнок

     - Значит, моя мама здесь, и вы её знаете?

    - Конечно! Ее зовут Большая Слониха! - закричала Обезьянка.

    И они пошли к большой Слонихе».

    Воспитатель предлагает ребёнку прикрепить пятую часть «Домино» на магнитную доску. Ребёнок соединяет на доске детали и называет животного.

    Воспитатель читает текст на следующей странице

    « Она была на поляне. Слониха спала.

    - Тетушка Слониха! Тетушка Слониха! - закричала Обезьянка. - Там твой Слоненок нашелся.

    Слониха посмотрела на Мамонтёнка, а потом сказала: 

    - Кто это? Разве это слонёнок? Уж больно он лохматый. 

    - Ну и что, зато у него такой же хобот и уши на твои похожи. Только он в шубе, потому что с Севера!

    - Это же я, - сказал Мамонтёнок. - Я тебя так долго искал! А ты меня не узнала! 

    И Мамонтёнок заплакал.

    - Тише!" - сказала Большая слониха и подошла к Мамонтёнку. Она внимательно посмотрела на него и сказала:

    - Не плачь! Ты действительно не Слонёнок, ты – Мамонтёнок! Но все-таки ты - мой сын!

    - Я ничего не понимаю! - сказал Мамонтёнок. - Почему я твой сын, если я не слонёнок?

    - Потому, — сказала Большая Слониха,- что давным-давно мамонты пришли с Севера в Африку и стали слонами.

    - Значит, я Слонёнок, который жил давным-давно! - обрадовался Мамонтёнок. - Неужели я нашелся! — всхлипнул Мамонтенок и прижался к ногам Большой Слонихи, а Большая Слониха обняла его хоботом».

    Воспитатель прикрепляет последнюю часть «Домино» на магнитную доску.

    - Закончилась эта сказка. Посмотрите, у нас получилась дорожка . Зачем мы дорожку делали? Правильно, мы сможем вспомнить путь Мамонтёнка к маме с помощью деталей «Домино». Книга подарила нам их на память.

     -Помогли мы книге?  Как помогли? Зачем мы помогали? Мы молодцы!

    Давайте покажем книгу гостям. Какая она красивая  у нас получилась!

    .

                                         Звучит музыка из книги. Дети показывают книгу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (старшая группы)

    Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, во многом определяют его нравственное развитие детей....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель» для детей 5-7 лет.

    Конспект непрерывной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мира«Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель»...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира во второй младшей группе “Грибы”

    Данный конспект содержит основную информацию о грибах, которую необходимо знать ребенку младшего дошкольного возраста. Информация предлагается в игровой форме и с использованием презентации, что еще б...

    Конспект непрерывной – образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора во второй младшей группе

    Цель:Обобщить знания детей о видах спорта.Дать четкое представление о пользе занятий спортом.Воспитание эмоционально-волевой сферы через желание заниматься спортом....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Космос» «Послание 111 планеты»

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Космос» для детей логопедической группы «Звёздочки»«Послание 111 пл...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в младшей группе. Тема: "Домашние животные".

    Занятие, направленное на  формирование у детей 3-4 лет  обобщающего понятия "домашние животные"...