Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии и личностно-ориентированного обучения по теме: «Что мы знаем о насекомых?
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Харитонова Тамара Григорьевна

Что я услышал – я забыл.

Что я увидел – я помню.

Что я сделал – я знаю.

Конфуций

Дошкольный возраст – яркая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь, и мы взрослые помогаем детям войти в реальный современный мир и развиваем общие познавательные способности ребенка. Одним из средств развития является природа, которая окружает нас со всех сторон.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Во время прогулок, экскурсий мы постоянно встречаемся с насекомыми. И чтобы Вам легче было познакомить детей с насекомыми, я предлагаю Вам вместе с детьми заглянуть в этот интересный мир.   


 

Непосредственно образовательная деятельность

по теме: «Что мы знаем о насекомых?»

    Участники:

  • дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи;
  • воспитатель.

Цель: обобщить и закрепить знания детей о многообразии насекомых в природе. Упражнять и различать наиболее часто встречающихся насекомых.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»;
  • уточнить особенности внешнего вида насекомых;
  • закрепить способы питания, образ жизни, пользу их и вред, значение для жизни других обитателей природы;
  • познакомить с интересными представителями насекомых, показать их уникальность;

      2. Развивающие:

  • развивать логическое мышление (память, мышление, воображение);
  • развивать связную речь через загадки, стихи, игры;
  •  активизировать словарный запас новыми словами: улей, муравейник, егерь;

 3. Воспитательные:

  • сформировать желание защищать насекомых, любоваться ими, вызывать удовольствие от общения с природой;
  • закладывать основы экологического воспитания;
  • развивать межличностные отношения в процессе межличностной деятельности;
  • воспитывать доброжелательное отношение к работе в паре, команде.

Оборудование и материал

Демонстрационный материал:

  1. Картинки с изображением насекомых.
  2. Игрушки-насекомые.
  3. Шапочки для обыгрывания образов насекомых.
  4. Элементы костюмов к играм-драматизациям.
  5. Зоологическое лото.

Оборудование используется в течение всей недели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №2 компенсирующего вида

 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по формированию целостной картины мира в старшей группе

 с использованием здоровьесберегающей технологии и

личностно-ориентированного обучения по теме: «Что мы знаем

о насекомых?»

Воспитатель высшей

квалификационной категории:

Харитонова Т.Г.

Санкт-Петербург

2015 г.


Непосредственно образовательная деятельность

по теме: «Что мы знаем о насекомых?»

    Участники:

  • дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи;
  • воспитатель.

Цель: обобщить и закрепить знания детей о многообразии насекомых в природе. Упражнять и различать наиболее часто встречающихся насекомых.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»;
  • уточнить особенности внешнего вида насекомых;
  • закрепить способы питания, образ жизни, пользу их и вред, значение для жизни других обитателей природы;
  • познакомить с интересными представителями насекомых, показать их уникальность;

      2. Развивающие:

  • развивать логическое мышление (память, мышление, воображение);
  • развивать связную речь через загадки, стихи, игры;
  •  активизировать словарный запас новыми словами: улей, муравейник, егерь;

 3. Воспитательные:

  • сформировать желание защищать насекомых, любоваться ими, вызывать удовольствие от общения с природой;
  • закладывать основы экологического воспитания;
  • развивать межличностные отношения в процессе межличностной деятельности;
  • воспитывать доброжелательное отношение к работе в паре, команде.

Оборудование и материал

Демонстрационный материал:

  1. Картинки с изображением насекомых.
  2. Игрушки-насекомые.
  3. Шапочки для обыгрывания образов насекомых.
  4. Элементы костюмов к играм-драматизациям.
  5. Зоологическое лото.

Оборудование используется в течение всей недели.

1 день.

Тема: Встреча с пчелой «Жу-жу».

Утро.

Сюрпризный момент: педагог оформляет группу картинками и игрушками насекомых.

Дети приходят после выходных дней в группу и обращают внимание, что в группе что-то изменилось.

Воспитатель: «Что именно?»

Дети отвечают: «Войдя в группу, мы увидели, что у входа нас встречает пчела».

Воспитатель: «Действительно, это хозяйка страны насекомых, куда в течение недели мы будем приходить. Хозяйку зовут Жу-жу».

Воспитатель предлагает детям познакомиться с пчелой через дидактическую игру «Назови ласково свое имя».

Цель: снятие эмоционального напряжения среди детей.

Пчела Жу-жу предлагает детям беседу «Что они знают о насекомых?»

Цель:

  • уточнить знание детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, передвижении, питании, о их пользе;
  • развивать фразовую речь.

Вопросы к беседе:

  1. Кто такие насекомые: животные или растения?
  2. Чем питаются?
  3. Что случится, если другие животные не будут питаться насекомыми? Пчела «Жу-жу» хвалит детей за ответы и приглашает в страну насекомых,

чтобы больше узнать о ее друзьях.

Утренняя гимнастика.

Цель: поднять эмоциональный мышечный тонус через движение.

Упражнение «Пчелки».

Дети произносят слова песенки и изображают пчел – «летают» по группе.

Пчелки в улей полетели,

Зажужжали и запели:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Много меда привожу.

Завтрак.

Закрепить знания о продукте, который вырабатывают пчелы, свойства меда, цвет, вкус.

Пчела угощает детей медом.

Воспитатель рассказывает детям о пользе меда для человека.

День.

Непосредственная образовательная деятельность.

Тема: « Пчела – удивительное насекомое».

Цель: расширить знание детей о внешнем виде пчелы (Кто это? Какие части тела есть? Чем питается? Как передвигается?).

Проводится физкультурная минутка «Цветы и пчелы» (координация речи с движением).

Воспитатель произносит текст, а дети изображают то, о чем в нем говорится.

Воспитатель: «Представьте себе, что Вы - цветочки, пригрело солнышко, и цветочки потянулись к солнышку и над цветочками закружились пчелы и зажужжали:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу на цветочке я сижу,

На цветочке я сижу, весной и летом я жужжу».

Рисование сотовых ячеек по шаблонам.

Цель: уточнить форму ячеек в сотах, развивать мелкую моторику.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Улей».

Вот маленький улей, где пчелы                 Дети сжимают пальчики в кулак.

Спрятались, никто их не увидит.

Вот они показались из улья,                     Отгибают по одному пальчику.

Раз, два, три, четыре, пять,

З-з-з-з-з-з!

Прогулка.

Наблюдение за пчелами на прогулке.

Цель: уточнить знания детей о том, какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара.

Подвижная игра «Мишки и пчелы».

Дети – «мишки» встают в круг. В центре круга три ребенка - это «пчелы».

«Мишки», взявшись за руки, идут по кругу и говорят, а пчелы показывают движение.

На высокой кочке            Дети соединяют руки над головой

Стоит большая бочка.     Округляю руки перед грудью, показывая «бочку»

Пчелы бочку стерегут,    Вращают перед грудью указательными пальцами.

Мишкам меда не дают.   Грозят пальцем.

Вечер.

Дидактическое упражнение (индивидуальная работа).

1.Жу-жу-жу, жу-жу-жу

                                         Я с ромашкою дружу.

  1. Жу-жу-жу жужжит пчела,

Я лечу из далека (чистоговорка)

Разучить стихотворение «Трудолюбивая пчелка»:

Улетела в лес пчела,

Мед из леса принесла,

Как росинку-золотинку

В соты положила,

И опять умчалась в лес,

В лес поспешила,

Пчелка-работница

О зиме заботится.

Цель: развивать речь, память, четкое произношение звуков в словах.

Перед уходом домой появляется пчела Жу-жу и проводит дидактическое упражнение «Последовательность событий».

Цель: научить устанавливать последовательность событий в жизни насекомых в зависимости от времени года, тепла, развивать речь.

Оборудование: карточки с изображением весны, поздней осени, зимы, насекомых, место зимования насекомоядных птиц, просто птиц, улетающих на юг.

Пчела Жу-жу просит показать и рассказать, почему весной насекомые появляются, а поздней осенью исчезают?

Ответы детей.

Пчела прощается с детьми до следующего дня.

2 день.

Тема: «Встреча с бабочкой Красавицей».

Игровые персонажи: Пчела Жу-жу и бабочка Красавица.

Утро.

Сюрпризный момент: когда все дети соберутся, педагог спрашивает: «Хотели бы Вы снова отправиться в страну насекомых?» и уточняет, что только пчела знает, где ее друзья.

Дети просят познакомить их с друзьями пчелы. Пчела просит отгадать загадку:

Она ярка, красива

Изящно, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

Появляется игрушка бабочка.

Беседа с детьми.

Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, месте обитания бабочки, развивать речь.

Бабочка спрашивает: «Что дети знают о ней?»

Вопросы к беседе:

  1. Можно ли узнать по окраске крыльев, как называется бабочка по-научному?
  2. Как называюсь я?
  3. Какие названия бабочек Вы знаете?
  4. Где они живут?

Утренняя гимнастика.

Цель: повысить мышечный тонус, развивать пластику движений (координация речи с движением по тексту).

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – немножко покружилась,

Три – нагнулась и присела,

А четыре полетела.

День.

Непосредственно образовательная деятельность.

Рисование «Красивые бабочки».

Программное содержание:

  1. Совершенствовать умение работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пальчиками.
  2. Учить передавать симметричный узор на крыльях бабочки, используя ватную палочку и работая концом кисти.
  3. Развивать творческое воображение, чувство цвета.

Художественно-эстетическая деятельность «Бабочки» (игра-превращение).

Игра проводится под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: «Представьте себе, что Вы – маленькие бабочки, которые проснулись под лучами солнца, Вы расправили крылышки, взмах и полетели. Посмотрите, внизу – первые цветы. Бабочки садятся на цветочки и пьют нектар. Подкрепившись, полетели дальше…»

Наблюдение на прогулке.

Цель: закрепить знание детей о внешнем виде, способе передвижения, закрепить знания об основных цветах спектра и их оттенках, учить любоваться внешним видом бабочек, сформировать эстетический вкус.

Воспитатель: «Давайте найдем бабочку-красавицу на нашей клумбе».

Вечер.

Чтение рассказа о бабочках.

Цель: расширить знания детей о стадиях развития бабочки.

Чтение рассказа «Капустная бабочка» К. Ушинского.

Цель: учить детей слушать, понимать содержания рассказа, отвечать на вопросы, развивать речь, память.

Индивидуальная работа (раскраска).

Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница.

Цель: развитие мелкой моторики.

Дидактические игры «Собери цветок», «Бывает - не бывает».

Цель: развивать внимание, восприятие, речь, мелкую моторику.

Игра-драматизация по сказке «Муха-Цокотуха».

Цель: закрепить знание, содержание сказки, закрепить знание насекомых, развивать выразительности речи и пантомимики.

3 день.

Тема: «Встреча с муравьем Гогой».

Игровые персонажи: Пчела Жу-жу и муравей Гога.

Утро.

Когда все дети собираются в группе, появляется пчела Жу-жу и сообщает, что сегодня в гости к ней и детям придет ее друг.

Пчела: «Кто он узнаете, отгадав загадку:

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом».

Дети отгадывают, но муравей не появляется, и пчела Жу-жу предлагает детям отправиться на поиски муравья.

Цели: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников, активизировать словарь детей.

Дети вместе с пчелой находят на столе муравейник (сделанный из еловых и сосновых иголок и палочек).

Воспитатель уточняет, из чего муравьи его строят. Вспоминают, кто помогает в лесу муравьям (егерь), повадки муравья, где он может спрятаться, и находят его в муравейнике. Познакомив детей со своим другом, пчела улетает собирать нектар.

Утренняя гимнастика «Муравейник».

Воспитатель произносит текст, а дети выполняют то, что говорит воспитатель.

Воспитатель: «Представьте, что Вы  устали и присели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете. И вдруг… Кто-то ползет по Вашим ногам… Ой, это же муравьи! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не раздавить их, отпрыгивайте в сторону…»

День.

Непосредственная образовательная деятельность.

Тема: «Что мы знаем о муравьях?»

Цель: расширить знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях, о пользе муравьев, развивать диалогическую речь, вызывать интерес к окружающему миру.

Муравей Гого беседует с детьми о том, что они знают о муравьях.  

Воспитатель читает рассказ В. Пескова «Лечебница под сосной» (о пользе муравьев).

Конструирование (коллективная работа): «Муравь из фольги».

Цель: развитие творческой деятельности у детей, мелкой моторики, приобщать детей работать в коллективе, помогая друг другу.

Прогулка.

Наблюдение за муравейником.

Цель: уточнить знание детей о поведении муравьев, месте обитания, взаимоотношениях, закрепить понятие «насекомые».

Экспериментирование: палочку обмакивают в сахар и опускают в муравейник и наблюдают выделение муравьиной кислоты.

Трудовое поручение в природе. Дети подражают трудолюбивым муравьям (уборка осенних листьев).

Игра по желанию детей.

Вечер.

Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Цель: учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы по прочитанной сказке.

Дидактическая игра «Узнай чье крыло?»

Цель: учить детей визуально узнавать, к какому насекомому относиться то или иное крыло.

Игра-драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Цель: закрепить знания детей содержания сказки об особенностях внешнего вида и способа передвижения насекомых, развить артистические способности детей, доставить удовольствие от самовыражения и общения со сверстниками.

Дети уходят домой, и прощаются с муравьем.

4 день.

Тема: «Встреча с комаром Пискуном».

Игровые персонажи: Пчела Жу-жу и комар Пискун.

Утро.

Сюрпризный момент: появляется пчела Жу-жу и спрашивает у детей: « С какими насекомыми они уже знакомы и что интересное узнали?» И предлагает детям прислушаться к звуку, который доносится со стороны «живого уголка».

Пчела Жу-жу: «Самого не видно, а голос слышно».

Проводится артикуляционная гимнастика «з-з-з».

Пчела Жу-жу: «Я думаю, насекомое услышит нашу песенку и прилетит на знакомство».

Из живого уголка появляется игрушка комара Пискуна, который очень рад встречи  пчелой Жу-жу и новыми друзьями.

Пчела Жу-жу с детьми спрашивают у комара: «Почему он спрятался именно здесь?»

Комар Пискун: «Я люблю тень и водоемы».

Чтобы узнать побольше о его жизни, комар Пискун приглашает детей превратиться в маленьких комариков и отправиться в путешествие.

Утренняя гимнастика «Комарики».

Цель: поднять настроение, выразительность пантомимики детей, закрепить знания о способах передвижения комаров, действиях их как сказочных персонажей.

День.

Непосредственно образовательная деятельность.

Тема: «Насекомое – комар»

Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде, уточнить представление об экологическом равновесии, развивать речь.

Вопросы:

  1. Чем комар отличается от других насекомых?
  2. Чем похожи все насекомые?
  3. Почему комары так быстро размножаются?
  4. Что случить, если уничтожить всех комаров?

Дидактическая игра «Подели на слоги».

Ко-мар

Ба-боч-ка

Пче-ла

Му-ра-вей

Ручной труд.

Комар из природного материала.

Цель: развить мелкую моторику пальцев рук, закрепить знание о внешнем виде, отличительных особенностей насекомых, научить проговаривать подготовку к работе, последовательность действий.

Оборудование: крылатки клена, засушенные листья, желуди, пластилин, каштаны, палочки.

Прогулка.

Наблюдение за комарами на участке.

Цель: закрепить знание детей о жизни комаров  в разное время суток и разную погоду, развивать любознательность, наблюдательность.

Дети с игрушкой комаром ищут живых комаров, где они прячутся на участке.

Подвижная игра «Поймай комара».

Цели: упражнять детей в прыжках, развивать ловкость.

Вечер.

Индивидуальная работа (артикуляционная работа) со звуком «з-з-з».

Дидактическая игра «Звукоподражание».

Воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание.

Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Цель: научить составлять описательные рассказы, развивать связную речь, находить сходства и различия.

Игра-драматизация по сказке «Муха-Цокотуха» (повтор).

5 День.

 Тема: «Встреча с жуком Кужом».

Игровые персонажи: Пчела Жу-жу и жук Куж.

Утро.

Сюрпризный момент: пчела Жу-жу сообщает детям, что сегодня она познакомит их еще с одним другом.

Пчела Жу-жу: «Отгадав загадку, Вы узнаете, с кем я хочу Вас познакомить:

Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

Дети отгадывают загадку, и появляется жук, он рад встречи с детьми и со своей подругой пчелой.

Беседа жука Кужа и детей.

Цель: уточнить первичное знание детей о жуках.

Жук благодарит детей и приглашает их на утреннюю гимнастику (координация речи с движением):

Ты откуда такой жук,

Ой, какие ножки,

Видишь, я тебя держу

На своей ладошке.

Я по свету кочевал,

Плелся по дорожке,

А потом заночевал

На кусте картошки.

Ешь, пожалуйста, цветок,

Пей сою росинку,

Если б ты увидеть мог

Собственную спинку.

Ты блестящий, голубой,

Ты такой красивый,

Зря качает головой

Селезень ревнивый.

Мы с тобой в кино пойдем

Каждый по билету

Замечательно бродить

Нам по белу свету.

День.

Непосредственно образовательная деятельность.

Тема: «Пересказ рассказа «Насекомое осенью» В. Строкова.

Вопросы:

  1. О ком рассказ?
  2. Что происходит осенью?

Чистоговорка: Жук упал, и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

Аппликация «Жуки на поляне».

Цель: продолжать учить детей аккуратно работать с ножницами, развивать мелкую моторику и составлять композицию, располагая предметы на всем листе бумаге, развивать творческие способности, воспитывать аккуратность во время работы и эстетический вкус.

Пальчиковая гимнастика:

Жук летит.                 Дети сжимают пальцы в кулак, указательный и 

Жук жужжит,            мизинец разводят в стороны.

И усами шевелит.

Прогулка.

Наблюдение в природе за жуками.

Цель: учить детей находить в природе жуков, рассматривать внешний вид, поведение их в природе, разнообразие их, находить отличия и сходства.

 

Подвижная игра «Жуки».

Цель: научить детей бегать в рассыпную, по сигналу менять направление.

Ход игры.

По сигналу «Жуки полетели!»  деи бегут в рассыпную, по сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.

Самостоятельная изодеятельность.

На мокром песке дети палочкой рисуют различных жуков.

Цель: развитие мелкой моторики, творческого воображения.

        

Вечер.

Индивидуальная работа.

Чистоговорка со звуком «ж-ж-ж».

Жук гудит: -

Гу-жу, гу-жу,

Я любого разбужу.

Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе).

Жук спрятался под …

Муравей сидел около …

Муха села на …

Дидактическое упражнение «Составить описательную загадку про насекомое» (по выбору).

Пчела приглашает всех своих друзей и вместе с детьми проводится викторина загадок:

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Я на спинке лежу,

Лапки ножницами

Скрещу.

(Жук)

Не зверь, не птица,

А нос как спица,

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьет,

Свою кровь прольет.

(Комар)

Дом стоит под старой елкой,

В нем живет моя семья.

Я несу туда иголки.

Угадайте, кто же я?

(Муравей)

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала,

Как зовут ее?

(Пчела)

После викторины все насекомые благодарят детей за знания о них и прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"

Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Тема: Беседа «Наши мамы»

Данное занятие знакомит детей с общественным праздником «День матерей»Учить доброму, внимательному отношению к матери...

Конспект совместной образовательной деятельности "Формирование целостной картины мира, расширение кругозора"(средний возраст). Тема "Весна".

Расширять представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных. Совершенствовать речь, как средство общения. Воспитывать любовь к природе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности Формирование целостной картины мира и расширение кругозора Тема: «Здоровей-ка»

Конспект занятия - развлечения для детей с ОВЗ подготовительной к школе группы. В конспекте представлен материал по формировонию зорового образа жизни. Занятие проводилось совместно с родителями, неко...

Конспект непрерывной образовательной деятельности (формирование целостной картины) Тема: «Зоопарк» с детьми младшей группы

Цель: Расширять знания детей об обитателях зоопарка.Задачи: дать элементарные представления о животных жарких стран (жираф, слон, лев, обезьяна);продолжать учить рассматривать игрушки животных, находи...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование целостного картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...