«Закружила осень рыжие метели…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дудорова Нина Викторовна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ                                                                                    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –                                                              детский сад  «БЕРЁЗКА»  р.п. Лысые Горы Саратовской области

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

«Закружила осень рыжие метели…»                                               

Воспитатель высшей категории

МБДОУ – д/с «Берёзка» р.п. Лысые Горы

Дудорова Нина Викторовна

2018 год

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Основная образовательная программа МБДОУ д/сад «Берёзка» с учётом  общеобразовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы» Веракса Н.Е., Комарова Т.С.,  Васильева М.А.

Возрастная группа:   старшая.

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):

«Осень - красавица».                                                                                                            

Тема НОД: «Закружила осень рыжие метели…»                                                Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.                                                                                                   Цель: формировать представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

 Задачи: Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе;  уточнить представление о временах года, учить детей отвечать на вопросы, поддерживая диалог;  развивать умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: создание игровой ситуации, открытие нового знания, дидактическая игра, художественное слово.

Оборудование:  Лист бумаги, фломастер, шкатулка, вырезанные листья различных деревьев,  письмо, мячик. Букет осенних листьев.

Иллюстрации картин "Ранняя осень", "Поздняя осень",

 сюжетные картинки на тему «Осень».

Предварительная работа: беседа об осени,  д.и. «Времена года», наблюдения на прогулке, чтение стихов, загадывание загадок об осени.

Ход НОД.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

1.Вводная часть (мотивация)

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима».

Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Посмотрим, от кого же это письмо?

Детский сад «Берёзка» детям группы «Румяные щёчки».

Обратный адрес: Заячья поляна леса.

«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш посёлок,  подскажите, когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Дети стоят полукругом.

Ответы детей.

Дети идут парами.

2. Основная часть

 

Игра «Осенние приметы». Воспитатель  называет приметы осени.  Вы готовы? Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы?  Тучки солнце закрывают?  Часто — часто льют дожди?
Туманы осенью плывут?  Ну, а птицы гнёзда вьют?
Звери норки закрывают?  Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?  Солнце светит очень жарко?
Все купаются в реке?  Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?
Сапоги всем обувать?
Молодцы! Вы знаете приметы осени.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

 Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь -

Когда дует ветер -

Холодно –

Пасмурно –

Сыро –

Хмуро -

Ясно -

Воспитатель: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. 

Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

 Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Воспитатель показывает букет из осенних листьев.

Посмотрите,  какое чудо этот осенний букет из листьев (раздаёт листья детям). Листья осины красные. Значит, что они сделали?  На что похожи листья осины?  Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? Как вы думаете, на что похожи листья клёна?  А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? Листья берёзы золотые. Как такой период осени называется?

Какой ветер дует осенью? (холодный, пронизывающий, злой). А что делает ветер? (воет, гудит, стонет, ревёт). И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Сколько листьев! Как называется такое явление природы?

Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся,

И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят

Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени. (Стихотворение «Приметы осени»              Т. Шорыгина) 
Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

 Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень.

 

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? 

 В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

 Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.     А теперь я предлагаю вам поиграть.

Игра «Не ошибись» -  Педагог предлагает детям разложить картинки последовательно, согласно сезонным изменениям в природе.

Игра  «Осенние слова»

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте вспомним, какими словами мы о ней рассказывали.

Дети говорят «да» или «нет».

Ответы детей.

Дети встают в круг, ловят мяч и придумывают прилагательные.

дождливая,                                            ветреная,

холодная,

пасмурная,

сырая,                                                          

хмурая,                                                          ясная. 

Дети садятся на стульчики.

Дети рассказывают стихи:

А. Плещеев «Осенняя песенка».

1. Миновало лето,

Осень наступила

На полях и рощах

Пусто и уныло.

2. Птички улетели

Стали дни короче,

Солнышка не видно

Темны, темны ночи.

Ответы детей.

покраснели,

пожелтели.

Золотая осень.                                            

Как красиво всё кругом 
Золотым осенним днём
Листья жёлтые летят, 
Под ногами шелестят. 

Листопад

Дети  кружатся на месте, руки в стороны.
Приседают
Движение руками вправо — влево                                                  

Кружатся на месте, на носочках.

Дети встают в круг и  называют пословицы

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету, поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Дети, делятся на звенья, последовательно раскладывают картинки, согласно сезонным изменениям.

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, дивная, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, невеселая, таинственная, скучная, грустная.

3.Заключительная часть.

Дети, подумайте и скажите, что мы ответим  зайцам.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш посёлок и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а что вам понравилось в нашем путешествии  к осени? Что вы узнали нового?

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

Дети: Осень наступила. Скоро будет холодно. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

В свободное время дети раскрашивают листочки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для подготовительной группы "Закружила осень золота.."

Творческо-поисковый проект по экологии для детей подготовительной группы....

«Закружила осень золотая» — фотоотчет выставки поделок из природного материала

Ну вот на улице уже лежит снег, хотя по календарю еще такое прекрасное время года - "ОСЕНЬ". Как же продлить это удовольствие? Где еще можно понаблюдать за осенним временем года? Конечно же орган...

Сценарий осеннего развлечения «Закружилась осень золотая» в подготовительной группе.

Сценарий осеннего развлечения в подготовительной группе....

Сценарий "Закружила Осень"

Сценарий "Закружила Осень"...

Детские работы для конкурса "Закружила осень золотая...".

Осенью ребята всегда с удовольствием воспроизводят то, что видят в природе....

Закружила осень золотая...

Экскурсия в осенний лес...