Живая вода
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Гончарова Светлана Николаевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_voda.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Живая вода»

Экспериментирование с детьми «Живая вода».

Интеграция образовательных областей:

  1. Познавательное развитие        
  2. Социально – коммуникативное развитие.

Цель: Расширение знания детей об окружающем мире. Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи: 

1. Образовательные:

-уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д.).

-формировать у детей познавательный интерес к природе;

-познакомить со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность.

2. Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

3. Развивающие: 

-развивать речь, мышление, любознательность;

-формировать умение анализировать, делать умозаключения, иметь свое мнение.

Оборудование и материалы: Глобус, стакан с водой, стакан с молоком, ложечки, ёмкости: с солью, растительным маслом, песком трубочки для коктейля, акварельная краска, кубик, шарик. Ватные палочки, валериана, яйца, баночка стеклянная, ваза прозрачная, кисточки, пипетка, плоская тарелка, фонограмма шума моря, магнитофон.

Предварительная работа: беседы о воде и её значении, просмотр слайдов вода в природе, как люди используют воду, рассматривание иллюстраций на тему «Вода», использование игр о воде «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки», чтение художественной литературы по теме «Вода», наблюдение за водой на прогулке.

Ход работы

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

        На землю падает опять (вода).

Воспитатель:  -    Правильно, это вода.

                                Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

                                В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

                                Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

                                На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

                                Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

                                Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Воспитатель:  Как   вы  думаете и  где  можно  встретить  воду  в  природе?

Дети:   В  морях,  речках, в океане, в кране,  в  луже,  в  дождике,  снеге  и т.д.  

Воспитатель:  Ребята  что это у  меня?  (держит глобус).

Дети:  Глобус.

Воспитатель: Правильно, это-глобус, Глобус-это модель Земли.

Воспитатель:   Как  вы  думаете,  что на  глобусе  изображено  голубым цветом.

Дети:  Вода – моря,  океаны,  реки,  озера.

Воспитатель:   Да,  вода  занимает  больше  площади,  чем суша.

Воспитатель:   А  для  чего  нужна  вода?

Дети:   Пить,  умываться,  поливать  растения,   готовить, стирать,  мыть посуду, полы, купаться и т.д.

Воспитатель:  Какая  бывает  вода?

Дети:   Морская,  речная,  холодная,  горячая,  теплая, газированная и т.д

Воспитатель:  А  что  делает  вода?

Дети: Льется,  капает,  бурлит,  журчит, течет, тает, замерзает…

Воспитатель:  Молодцы!  А  как  вы  думаете,  что будет,  когда  не станет воды?

Дети:  Не  сможем попить,  покушать,  все  будет  грязное,  рыбки, животные, растения погибнут и т.д.             

Воспитатель:  Да,  без  воды очень  плохо.  Поэтому относиться  к  воде нужно бережно. 

Воспитатель: Ребята, вы хотите больше узнать о воде? Я приглашаю вас отправиться в институт исследования воды. Давайте займём места лаборантов и проведём исследования. Вода обладает различными свойствами.

Основная часть

Опытно-исследовательская деятельность.

1опыт. Чем пахнет вода?

Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода). Два стакана: один с водой, в другом вода с капелькой валерианы. Давайте понюхаем стаканы с водой.

Вывод: Правильно, вода не имеет запаха и начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавили.

2 опыт. В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются

Воспитатель: Возьмём синий стакан с водой и положим в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что случилось с песком? Растворился песок или нет? Возьмём зеленый стаканчик и насыпаем в него обычный песок, размешаем его. Что случилось с песком? Какая стала вода? А теперь давайте попробуем растворить в воде подсолнечное масло. Если в воду налить несколько капель масла она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Вывод:  В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются.

3 опыт. Вода прозрачная.

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная). Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на трубочку, она не видна.

Вывод: Вода прозрачная жидкость.

Воспитатель:  А сейчас мы с вами проведём игру-эксперимент «Цветное молоко». Нальём молоко в ёмкость, добавим пипеткой по несколько капель краски. И сейчас мы заставим молоко двигаться с помощью моющего средства. Возьмём ватную палочку, опустим в моющее средство и дотронемся ею до центра ёмкости с молоком. Мы увидим что за чудо произойдёт. Молоко начнёт двигаться ,а краска перемешиваться. Получается чудо-салют.

Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают».

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют. (Дети сидят с закрытыми глазами).

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост).

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем, (Движения глаз в соответствии с текстом). Заниматься вновь начнем.

4  опыт. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик.

Воспитатель: Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит? (вода принимает форму, в которую её переливают). Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Вывод: Вода – жидкость, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

5 опыт. Плавающее яйцо

Воспитатель: Перед вами на столе стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмём в руки яйцо и опустим в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. - А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустим туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет).

Вывод: это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

6 опыт. Вода жидкая, может течь.

Воспитатель: А сейчас мы возьмём два стаканчика - один с водой другой пустой. Маша, помоги мне, аккуратно перелей воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему?

Вывод: вода жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнём. Закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте, что вы находитесь на берегу моря, чудесный летний день, небо голубое, тёплое солнце. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Воздух чист. Вы чувствуете как тело становится лёгким, послушным, сильным. Дышите легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Открываем глаза, мы полны сил. Какие ощущения?

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть исследователями? О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды? Молодцы! Вода добрый друг и помощник человека. Без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области "Познание" для детей подготовительной группы "Живая вода"

В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство». Любознательность, ...

Проект "Живая вода"

Долгосрочный прект "Живая вода"реализован  в средней группе детского сада.На протяжении 2х месяцев ребята знакомились со свойствами "живой" и "мертвой"-соленой воды.В результате экспремента...

занятие "Живая вода"

узнать что такое вода,...

Город живой воды

Конспект интегрированного занятия-эксперимента в подготовительной к школе группе к 150-летию города Горячий Ключ....

Проект по экологическому воспитанию старших дошкольников "Живая вода"

Цель проекта: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических де...

Конспект на тему « Живая вода».

Через непосредственно образовательную деятельность продолжать формирование у детей представление о свойствах воды и ее значении для всего живого....

Живая вода

Сценарий агитбригады берегите воду...