проект
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Модель позитивной

социализации дошкольника в условиях Крайнего Севера»

Проект «Под северным сиянием»

по приобщению детей дошкольного возраста

к культуре народов Севера

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gulyanich_o.k.docx66.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

ПРИНЯТО                                                                                                УТВЕРЖДАЮ
решением Педагогического совета                                                        заведующий МБДОУ
протокол № ___от «25» 01 2020 г.                                                          детский сад «Радуга»
                                                                                                           _________Синельникова О.В.

          Приказ №      от 25.01.2018 г.


ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Модель позитивной

социализации дошкольника в условиях Крайнего Севера»

Проект «Под северным сиянием»

по приобщению детей дошкольного возраста

к культуре народов Севера

                                                                 

     Разработал:

Гулянич Ольга Карповна,

социальный педагог

                                           

                     

Тазовский

2017

Содержание проекта

  1. Актуальность проекта
  2. Направления проектной деятельности
  3. Цель
  4. Задачи
  5. Средства реализации проекта
  6. Формы организации воспитания и обучения.
  7. Обоснование ресурсного обеспечения
  8. Критерии и показатели оценки результатов
  9. Прогноз возможных негативных последствий и способы их корректировки
  10. Этапы проведения и реализации проекта
  11. Необходимые условия для реализации проекта
  12. Программное содержание образовательной работы
  13. Перспективное тематическое планирование
  14. Тематический план работы со старшими дошкольниками
  15. План работы с родителями
  16. Заключение

Пояснительная записка

Вы на карту посмотрите

И ЯМАЛ на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем

И. Истомин

Актуальность проекта.

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Народная культура - это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций.

Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В Ямало-Ненецком автономном округе принята программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямало- Ненецкого автономного округа».

Приобщение ребенка к истории и культуре своей родины эффективно с дошкольного возраста. Это оптимальный период для закладки основ духовно-нравственной личности.

В разработке проекта использовано методическое пособие Ветохина А.Я «Нравственно-патриотического воспитание детей дошкольного возраста».

Возраст детей: 5-7 лет

По количеству участников: (групповая, коллективная)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели групп, музыкальный руководитель.

Характер контактов: среди детей нескольких групп, детей одной группы.

Тип проекта: творческий, познавательный

Вид проекта: долгосрочный

Длительность проекта: 3 учебных года (2017-2020гг)

Проблема:

Невозможно в полной мере ознакомить детей с культурой народов Севера, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности мы обогащаем и расширяем кругозор детей о жизни народов Севера.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.

Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

   Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.

Несомненно, мероприятия по краеведению – актуальная проблема методики всестороннего развития детей дошкольного возраста, требующая преодоления сложившихся стереотипов, новых идей и способов их реализации.

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края.

Проблема:

  • Не сформированы представления у детей о коренных жителях тундры, поселка.

Развивать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Дать представление о коренных нациях ЯНАО, ХМАО, их отличия.

Причины:

  • Недостаточно материалов для организации работы с детьми
  • Педагоги в недостаточной степени используют краеведческий материал

Систематизация краеведческого материала.

Организация деятельности с детьми в разных формах:

создание уголков «Северные просторы», «Люблю свой поселок Тазовский», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»;

- выставки народно-прикладного искусства народов Севера «Северные россыпи», «Горжусь тобою, мой Ямал»;

- создание детских сборников «Сказки народов Севера»;

- спортивный праздник «День коренных народов Севера».

Цель проекта - приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов Севера.

Задачи:

  • Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
  • Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
  • Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
  • Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
  • Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.
  • Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Обоснование ресурсного обеспечения (методические, материально-техническое, диагностико-дидактическое).

Основными формами работы являются:

- создание уголков «Северные просторы», «Люблю свой поселок Тазовский», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»;

- родительская гостиная «Фольклор народов Севера»;

- выставки народно-прикладного искусства народов Севера «Северные россыпи», «Горжусь тобою, мой Ямал»;

- создание картотеки подвижных игр народов Севера;

- создание детских сборников «Сказки народов Севера»;

- спортивный праздник «День коренных народов Севера».

Работа с родителями:

  1. Помощь в создании развивающей среды (альбомы о севере, стенгазеты, изготовление макета чума, северного сияния)
  2. Подготовка родителями проектов о народах севера.

Ожидаемый результат:

Результат

Продукт

Расширятся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).  

У обучающихся будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

Будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера.

Родители станут активными участниками реализации проекта.

Материальный объект:

  • Программа
  • Методические рекомендации
  • Методическая разработка
  • Анкеты
  • Экскурсии

Результаты диагностики, проводимые в начале и в конце года;

Анкетирование родителей, педагогов;

Альбом детей о проделанной работе;

Статьи в газете «Радужное детство»;

Открытые мероприятия, проводимые один раз в год;

Изобразительная деятельность.

Выставки рисунков, поделок детей, фотовыставка;

Поделки родителей, воспитателей;

Этапы проекта:

  • Организационный (подготовительный): мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала.

Педагог раскрывает проблему;

Педагог определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели;

Дети-вхождение в проект;

Родители, социум-вызывать положительный отклик на существующую проблему и ее решение;

  • Этап функционирования.

Педагог:

- подбор имеющихся игр, изготовление игр;

-обучение через дидактические, подвижные, пальчиковые игры, стихи загадки;

- организация практической, экспериментальной деятельности;

- продуктивная деятельность;

- чтение книг, обращения к родителям, воспитателям, проведение экспериментов, тематических экскурсий;

Дети: разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

Родители- нахождение информации, работа по созданию развивающей среды, изготовление работ по темам.

  • Заключительный – представление продукта (демонстрация продуктов проекта окружающим, описание результатов реализации проекта, проводятся итоговые мероприятия)

Формы организации воспитания и обучения.

Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективных планов и конспектов. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей. Формы проведения могут варьироваться в зависимости от цели и условий образовательного учреждения. 

Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических играх, играх–драматизациях, на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной и театральной деятельности.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.

        Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Критерии и показатели оценки результатов

Мониторинг.

Мониторинг с детьми дошкольного возраста проводится два раза: в начале и в конце учебного года. В таблице указаны критерии высокого уровня развития, которые помогут отследить динамику развития ребенка. Мониторинг исследует следующие показатели:

  • Положительно-эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, поселка;
  • Личностное развитие, произвольность;
  • Социальное поведение, коммуникативность.

По всем показателям определены три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:

  • Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого;
  • Средний уровень-ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
  • Высокий уровень-выполняет задание самостоятельно.

Результаты выполнения заданий заносятся в журнал педагогической диагностики, что позволяет педагогам корректировать индивидуальную работу.

Прогноз возможных негативных последствий и способы их корректировки

Негативные последствия

Способы коррекции

  • дефицит знаний о родном поселке, городе, стране, особенностях, традиций.

Пополнение знаний путем систематических занятий, игр

  • Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
  1. Вовлечение родителей в жизнь ребенка в ДОУ
  2. Желание детей и родителей участвовать в проекте;
  1. Методические разработки (подбор игр, рекомендации, памятки родителям, воспитателям);
  2. Интеграция со специалистами детского сада.

Этапы проведения и реализации проекта

  1.  Информационный этап:
  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Отбор диагностического материала.
  • Обращение к специалистам.
  1. Организационный этап:
  • Проведение мероприятий с педагогами, родителями, детьми.
  • Создание образовательной среды.
  • Проведение цикла познавательных занятий на темы: «Край мой Северный», «Россия - родина моя».
  • Оформление дидактических игр.
  1. Завершающий этап:
  • Обработка диагностик.
  • Подведение итогов.
  • Презентация опыта.
  • Распространение опыта.
  • Папка с материалами.

Необходимые условия для реализации проекта:

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ознакомление с окружающей и социальной действительностью

Программное содержание

Продолжать формировать интерес к своей малой Родине.

Показать на карте наш край: Обскую губу, тундру, лесотундру, реки, озера, болота.

Знать самую большую и тихую реку, кормилицу Ямала – Обь.  

Молодые города округа - Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск.

Рассказать детям о главном городе: столице Ямала – Салехард. Знать герб, флаг ЯНАО.

Расширять представление о родном городе: чем славиться, рассказать о достопримечательностях города, о первопроходцах и истории появления города, познакомить с гербом города.

Поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе: День рождения города, Праздник народов Севера.

Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях Ямала – ненцах; некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия (оленеводство, рыболовство, охота). Рассказать о типичном для ненцев образе жизни – сезонные перекочевки: весной к северу, а осенью к югу и традициях по отношению к природе – существование запретов. Расширять представления о жизни ненецких детей. С воспитателем обсуждать, то, как живут ненецкие дети, как они дружат, играют.

Продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.         

Ознакомление с художественной литературой

Способствовать развитию интереса к художественной литературе народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребёнка.

Обогатить и расширить знания детей о художественной литературе народов Севера.

Развивать способность слушать литературные произведения народов Севера – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.

Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества произведений, поэтического фольклора о жизни народов Севера.

Ознакомление с природой родного края

Формировать обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе, устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями Крайнего Севера.

Углублять и конкретизировать представления о растительном и животном мире нашего края. Познакомить с новыми видами деревьев и кустарников, грибов и ягод (растения тундры, лесотундры). Продолжать знакомить с дикими животными их повадками, приспособлении к среде обитания. Формировать представление об оседлых и перелетных птицах.

Систематизировать представления об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.

Расширить представления об обитателях северных водоемов.

Воспитывать любовь к родному краю, формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.

Художественно-творческая деятельность

Развивать эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности.

Способствовать развитию творческих способностей дошкольников, самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.

Сформировать системное представление о Северном крае.

Формировать культуру дошкольников через приобщение музыкального наследия Северного края.

Закреплять и углублять представления о жанрах музыки северного края, ее средствах выразительности.

Познакомить с традиционным изобразительным искусством ненцев: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской одежды.

Привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного текста во внешних действиях, различным импровизациям.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ – ТЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Ознакомление с художественной литературой

Ознакомление с окружающей и социальной действительностью

Художественно-творческая деятельность

музыкальная

театральная

изобразительная

Что нам стоит чум построить? 

 П.С.: Уточнить представление детей о жилище ненцев – чуме. Активизировать словарь (циновки, макод, сызмы, нюк, тюмю). Закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях фольклора народов Севера.

Занятие-путешествие «Чум»

П.С.: Познакомить детей с традиционным жилищем народом Ямала – чумом; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям.

Слушание музыкального репертуара:

 «Северный наш край» муз. Ю.Юнкерова; «Оленёнок» сл. Н.Соловьевой, муз. Р.Гуцалюка

Театральная игра «Каслание»

П.С.: Знакомить детей с бытом кочевых ненцев. Прививать любовь к родному краю. Формировать интерес к культуре народов Севера

«Стойбище»

П.С.: Учить передавать в деталях ненецкие нарты, чум, собак, оленей. Обогащать представления детей о жизни оленеводов; о взаимосвязи человека с природой.

Пересказ ненецкой сказки

«Два оленя».

П.С.: Познакомить детей с ненецкой сказкой. Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Закреплять знания детей о животных севера, характерном внешнем виде, повадках. Воспитывать интерес и уважение к диким животным.

«Благородное животное Севера – олень»

П.С.: Познакомить детей с животным оленем; установить взаимосвязь животных и человека; учить передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к животным.

Музыкально-театральная игра «Оленевод – профессия героическая»

П.С.: Формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры народов севера понятий – добро, уважение. Подвести к взаимосвязи целесообразности деятельности человека в природе на примерах северных народных промыслов.

Ручной труд «Аргиш» (караван из груженных нарт) П.С.: Продолжать учить делать коробки прямоугольной формы, придавать форму нарт. Закреплять представления о жизни коренных народов Севера.

Чтение ненецкой сказки «Айога».

П.С.: Познакомить детей с образом жизни и бытом жителей тундры; учить чувствовать взаимосвязь сказки с реальностью, воспитывать уважение к людям другой культуры. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера.

Путешествие по Сибири.

П.С.: Продолжать формировать интерес к своей малой Родине. Расширять представление о родном городе, крае.

Прослушивание музыкального репертуара о родном городе, крае, малой родине. Разучивание песен и стихотворений, музыкальных этюдов.

Инсценировка сказки «Айога»

П.С.: Закреплять представления о эталонах семейных взаимоотношений. Побуждать детей выражать свои чувства мимикой и жестами.

Ручной труд «Девочка в ненецком национальном костюме»

П.С.: Учить передавать национальный колорит: ягушка с ненецким узором и меховой отделкой, подбирать цветовую гамму.

Чтение ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял».

П.С.: Продолжать знакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

«Охота в жизни северных народов»

П.С.: Сформировать представления детей о традициионном занятии северных народов – охоте, познакомить с представителями животного мира тундры – северном олене, песце, полярном волке и сове

Музыкально-дидактическая игра «Кто как идет» (музыка Г.Левкодимова)

П.С.:  Развивать ритмический слух у детей, упражнять детей в восприятии и различении акцента на примере животных Северного края. Учить передавать в движениях, жестах повадки животных.

Театрализованная игра «Гордый карась»

П.С.: Продолжить знакомство с ненецким фольклором (сказками).

Обобщить эмпатийный опыт способами проявления сочувствия, сострадания, сопереживания.

Совушка – сова (рисование) 

П.С.: Учить изображать сову, сидящую на ветке дерева, передавать окружающий фон, оттенком окрас птицы, соблюдать пропорции дерева и птицы, располагать рисунок во весь лист.

«На полярном круге…»

П.С.: Познакомить детей со столицей нашего края г. Салехард. Активизировать словарь (Полярная ночь, северное сияние, тундра, лишайник, ягель, карликовая береза, обелиск, хлебосольный Салехард). Воспитывать уважительное отношение к людям народов Севера, бережное отношение к природе родного края.

«Северные тайны»

П.С.: Познакомить детей с легендами, мифами коренных жителей, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

Музыкально-литературная композиция "Ямал мой необыкновенный!".

П.С.:  Взаимообогащение с музыкальной культурой народов округа.

Изучение традиций и обычаев народов Севера. Знакомство с творчеством, напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен, самобытностью творчества.

Самовыражение детей в театральных этюдах.

Объемная аппликация «Герб ЯНАО» 

П.С.: Обобщать знания детей о геральдике родного края; Воспитывать чувство гордости, любви, уважения к родному краю.

        Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Тематический план работы со старшими дошкольниками

1 раздел «Тазовский, что сердцу дорог»

Сроки исполнения

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная группа 6-7 лет

Сентябрь

Беседа «Улицы поселка: название и расположение».

Рассматривание карты поселка Тазовский.

Экскурсия по улицам поселка.

Октябрь

Рассматривание альбома «Наша малая Родина - поселок Тазовский»

Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Меж Сибирью и Уралом пролегла страна родная».

Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Исторический калейдоскоп»

Экскурсия в музей истории и археологии поселка Тазовский.

Ноябрь

Беседа «Где работают родители»

Экскурсии на почту, в магазин, школу.

Занятие «Путешествие по Тазовскому».

Занятие «История нашего поселка»

Декабрь

Знакомство с гербом и гимном нашего поселка

Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого»

Февраль

Создание альбома «О профессиях»

Создание альбома «Новые здания Тазовского»

Март

Создание в группе уголка «Русская изба»

Фотовыставка «Наш поселок, поселок сегодня»

Апрель

Создание в группе уголка «Чум - дом жителя тундры»

Экскурсия в «Дом природы»

Выставка детских работ «Мой любимый детский сад»

Май

Посещение музея истории и археологии поселка, села.

Знакомство с земляками-героями ВОВ.

2 раздел «Природа Зауралья»

Сроки исполнения

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная группа 6-7 лет

Сентябрь

Беседа о жизни животных в лесу и в тундре.

Беседа о подготовке к зиме диких животных.

Октябрь

Посещение выставки «Животные в тундре» в Доме природы.

Беседа «Как зимует лисица, медведь, мышь»

Беседа «Как зимуют куропатка, песец, рысь».

Составление зимних коллажей.

Ноябрь

Рассматривание иллюстраций о зиме.

Рассматривание пейзажей местных художников.

Декабрь

Январь

Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек.

Подкармливание птиц на территории детского сада.

Февраль

Беседа «Жизнь животных и птиц весной».

Беседа «Берегите тундру, лес».

Занятие «Лес - многоэтажный дом».

Беседа «Весной на озере».

Март

Целевая прогулка «Пробуждение природы».

Беседа «Северная ягода» (полезные и вредные ягоды и грибы).

Апрель

Рассказ-беседа «Лекарственные растения тундры».

Беседа «Растения Северного края».

3 раздел «Культурное наследие Ямала и народное декоративное искусство»

Сроки исполнения

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная группа 6-7 лет

Сентябрь

Чтение произведений местных писателей, знакомство с их творчеством (А.Тарасова «Стихи о животных», Р. Ругин легенда «Почему лебеди белые»).

Занятие в библиотеке «Знакомство с творчеством Л. Лапцуй».

Чтение рассказа Ю. Дудникова «Завистливый осётр».

Октябрь

Чтение сказок Бажова «Голубая змейка», «Серебряное копытце».

Просмотров видеофильмов по сказкам Бажова

Знакомство с творчеством Ю. Вэлла, Заучивание стихотворения «Песня ненецкого мальчика.

Познавательное мероприятие в центральной районной библиотеке «Здесь начало России - в этом снежном краю».

Ноябрь

Экскурсия в центральную районную библиотеку.

Чтение ненецкой сказки «Как ворон лису победил»

Познавательное мероприятие в центральной районной библиотеке «Зауральские писатели».

Чтение селькупской сказки «Как собака хозяина себе нашла».

Декабрь

Знакомство с творчеством местных художников (занятие в музее истории и археологии).

Знакомство с русским народным костюмом (мужской и женский).

Беседа «Художники Тазовского района».

Посещение выставки местных художников.

Февраль

Чтение хантыйской сказки «Сорока».

 Выставка народно – прикладного искусства детей (при участии родителей).

Март

Просматривание видеофильма «Удивительное путешествие в тундру».

Знакомство с украшением пасхальных яиц.

Просматривание видеофильма «Стойбище Ненцев».

Знакомство с украшением русского пряника.

 

Апрель

Просмотр видеофильма «Тазовский».

Просмотр видеофильма «День оленевода».

Май

Посещение выставки работ в школе искусств

Посещение выставки декоративно-прикладного искусства в музее искусства.

4 раздел «Зауральский фольклор»

Сентябрь

Октябрь

Знакомство с русскими народными инструментами.

Знакомство с русскими народными песнями и хороводами.

Знакомство с народным зауральским фольклором загадки, пословицы, зауральские песни и хороводы.

Ноябрь

Декабрь

Знакомства с играми народов Севера.

Игры народов Севера.

Январь

Февраль

Игротека «Игры наших бабушек» (с приглашением родителей).

Знакомство с культурными традициями «Масленица».

Беседа «Пословицы, поговорки и приметы народов Севера».

Развлечение «Святки».

Развлечение «Масленица».

Изготовление кукол из сухой травы для праздника «Масленица».

Март

Беседа «Праздник «День птиц».

Прослушивание аудиозаписей народных песен.

Апрель

Фольклорный праздник «Посиделки»

Фольклорный праздник «Какова пряха, такова и рубаха».

Май

Прослушивание аудиозаписей народных песен.

Разучивание хороводов, народных песен.

Праздник «Русской Берёзки»

                           

План работы с родителями:

  1. Консультации для родителей

- «Художники земли Ямальской»

- «Промыслы Ямала»

  1. Семейная гостиная «Мой светлый поселок Тазовский».
  2. Совместные праздники и развлечения.
  3. Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музей, детскую школу искусств.
  4. Сбор краеведческого материала с участием родителей.
  5. Помощь в создании уголка «Русская изба», «Чум» или «Стойбище» в ДОУ, мини-музея «Прикладное творчество».
  6. Организация встреч с интересными людьми.
  7. Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши»
  8. Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии»
  9. Выставка семейных реликвий.
  10. Проведение игротек «Игры наших бабушек», «Игры народов Севера».
  11. Оформление папки-раскладушки «Прогулки по поселку».
  12. Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей «Мы живём на Ямале».
  13. Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?».
  14. Совместные проекты «Традиции семьи».

Литература:

  1. Журнал «Культура Ямала» №3-4, 2001г. статья С.К.Нарышкина «Песни народа Неща (Лесные ненцы)».
  2. Журнал «Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».
  3. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Статья Р.Ругин «Олень и солнце».
  4. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Фотоматериал «Оленья упряжка», «Образы земли Ямальской. №1, 2007г. «Хантыйская семья».
  5. Журнал «Ямальский меридиан» №8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».
  6. Журнал «Севернее» №4, 2005г. Статья «Движения чувств» - Стихи Л.Г. Ефремовой
  7. Сборник песен «Мой дом Север» Н.Дудников.
  8. Сборник песен «Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова.
  9. Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.
  10.  Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.
  11. Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
  12. Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.
  13.  Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
  14. Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
  15. Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
  16. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.
  17.  Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и  Пеньковская Л.А. .  М., «Просвещение», 1976.
  18. Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.
  19. Шесталов Ю. , Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.
  20. Ямал – наш дом, один на всех.  «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.
  21. Аромштам М.,Чему нам учиться  у  ненецких детей, или  этнопедагогика  для взрослых. «Дошкольное образование», №20 ,октябрь, 2002 года.
  22. Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.
  23. Богун П.Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района.              Учебное пособие. Салехард 1993.
  24. Прокопенко В.В., Красильников В.П., Прокопенко В.В. Традиционные           средства физического воспитания сургутских хантов.
  25. Соловар В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.» 1997.

Приложение

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО НЕНЕЦКОЙ ЛЕГЕНДЕ «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ ЛЕГКО ЖИТЬ»

(Пересказ Юрия Леонтьева)

Задачи:

  • Формировать у детей эмпатийные качества, умение ставить себя на место другого.
  • Привлекать застенчивых детей к активному участию в играх-инсценировках.
  • Развивать диалогическую и монологическую речь, ее интонационную выразительность.
  • Знакомить детей с бытом лесных ненцев.

Ход занятия:

Воспитатель в костюме ненки начинает рассказ о детстве девочки Хомани:

- Лесные ненцы очень любят детей и рождение каждого нового человека – радость. Когда в новом чуме на берегу реки Таз родилась девочка ее назвали Хомани, что означает «хорошая девочка» а что такое чум вы, ребята, знаете?

(чтение стихотворения, которое сопровождается показом на столе сборки чума.)

Что нам стоит чум построить

В лесотундре из жердей:

Приподнять его за ушки,

Поддержать чуть-чуть хоре,

Закрепить брезент веревкой,

Взять местами бечевой.

Дом мы строим со сноровкой

По привычке кочевой.

Чум готов!

Пора и печку

 По-хозяйски растопить

На рождение Хомани

Всех соседей пригласить.

На веселом празднике бабушка, наклонившись над люлькой, сказала, что малышку на рассвете дня принес в этот мир белый олень, жизнь ее будет долгой и прекрасной, станет она доброй хозяйкой.

Стала укачивать бабушка Хомани. И рассказала ей сказку о человеке, который хотел легко жить (сказку показывают дети с помощью конусного театра).

Ведущий. Один человек очень бедно жил. Того, что он добывал не хватало, чтобы хорошо питаться и тепло одеваться. Наблюдая однажды за лесными зверюшками, подумал он: «Как они хорошо живут, нужды не зная. Все им дает природа.» и пошел он к шаману за советом. Выслушал его жалобы шаман и говорит:

Ребенок с игрушкой шамана: Ступай, человек, в лунный день к Шаман-горе и жди восхода Солнца. Как только оно взойдет, протяни к нему руки и попроси исполнить твое желание.

Ведущий. Так человек и сделал. Стоит он у святого места и говорит:

Ребенок с игрушкой человека: Что же мне попросить у Солнца? Была бы у меня своя шуба, никогда не страдал бы я от холода. Годился бы в пищу ягель, я б с едой горя не знал – ягеля везде много.

Ведущий. Услышал человека деревянный Идол и предложил ему.

Идол: Давай, человек, поменяемся с тобой местами. Я стану человеком, а ты Идолом. Тебе будут приносить дары, кормить тебя станут, и холод тебе будет не страшен.

Ведущий. Подумал человек и отвечает Идолу.

Человек: Предложение твое заманчиво. Только солнце, дождь и мороз разрушают твое деревянное тело, ледяной ветер выветривает душу.

Ведущий. Упал человек на колени, протянул у Солнцу руки и сказал:

Человек: Солнце красное, сделай меня красивым, могучим животным, не хочу я страдать от холода и голода, не хочу чум тебе ставить и еду добывать.

Солнце. Так и быть, будь человек животным, ешь ягель, носи шубу теплую, рога костяные, копыта мощные, с этих пор тебя будут называть лосем.

Ведущий. Вот так превратился ленивый человек в могучее красивое животное. Лось не страдает от холода и пищи ему хватает, но его преследуют хищные звери, а человек – главный его враг, которому нужны лосиная шкура, мясо и красивые рога.

Часто приходит Лось к Шаман-горе, чтоб дождаться рассвета, и просит у Солнца вернуть ему человеческий облик.

 После инсценировки анализ поступка человека.

- Почему человек не хотел быть человеком?

- Почему не захотел стать Идолом?

- Что чувствовал человек, когда стал лосем?

- Может ли его простить Солнце?

Итог занятия:

Сегодня, ребята, вы познакомились с маленькой Хомани и ее семьей. Вместе с ними построили чум и послушали ненецкую легенду «Человек, который хотел легко жить» Сегодня дома с мамами придумайте пословицу про ленивого человека, по труд и про лень.  

Кукольный спектакль по мотивам нанайской сказки «Айога»

Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с фольклором народов Севера посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с нанайской сказкой «Айога»
  2. Воспитывать чуткость и внимательность по отношению к детям и взрослым
  3. Научить управлять куклами театра Би-ба-бо
  4. Обогатить словарь детей, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Предварительная работа: Нравственно-этические беседы: о уважении к старшим, о традициях и семейном укладе северных народов.

Материал: Театральная ширма с рекорациями, куклы театра Би-ба-бо, Пиктограммы «Эмоции» на каждого ребенка.

 Литература: Дмитрий Нагишкин «Айога», М.,2008г.

Методика:

  1. Чтение сказки «Айога», с последующим обсуждением
  2. Чтение сценария, распределение ролей
  3. Обучение кукловождению, репетиция спектакля
  4. Презентация спектакля

1 занятие

Перед детьми разложены карточки блока «Эмоции».

Воспитатель: Ребята, а не случалось ли с вами историй, когда вы кого-либо обидели? (ответы детей) Я знаю, что вы все любите маму, но иногда что-то случается и вы можете не понять её, а иногда обидеть. Сегодня я прочитаю вам стихотворение Е.Благининой «Где она?» и мы с вами обсудим каких слов и поступков ждут от нас родные люди. (чтение произведения)

Где она? (Е.Благинина)

В очаге повисло пламя,

Стынет серая зола…

Уж пора прийти бы маме,

Да вот нету – не пришла!

Ну, как стужа ледяная

Ночью вдруг её свалит?

Вдруг рванулась дверь входная,

Визбу пар валом валит.

За окошком гаснет свет,

А её все нет и нет.

Я забился в угол дальний,

Мне игрушки ни к чему.

Мать ступила на порог,

Говорит: - Ты где, сынок? –

Мне хотелось крикнуть:

«Мама! Дорогая ты моя!»

С каждым часом все печальней

В нашем маленьком дому.

Будет ночь темным-темна…

Где же мама? Где она?

Но угрюмо и упрямо

Брови вдруг насупил я

И сказал из темноты:

- А-а, здорово! Это ты?

Вопросы детям: Для чего нам необходимо понимать чувства друг друга? Почему мальчик переживал, но сухо ответил маме? Как вы думаете, почему от так поступил? Как бы я поступил(а)?

 Работа с карточками:

  • Покажите, что испытывает мальчик, пока не было мамы, объясните;
  • Покажите, что случилось с ним, когда пришла мама, объясните;
  • Покажите, что хотел при встрече сделать мальчик и что сделал?
  • Покажите, как бы отреагировали вы на приход мамы и что бы ей сказали?
  • Кого мы называем «холодной душой», а кого «сочувствующим человеком»

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам о девочке, которую родители очень любили, но она относилась к людям, у которых «холодная душа»

Чтение сказки «Айога», обсуждение поведения девочки и беседа о том, как девочка относилась к родителям и можно ли её после этого назвать красивой. Какая красота важнее – душевная или физическая?

2занятие

Воспитатель: На прошлом занятии мы познакомились со сказкой «Айога». Вы рассказывали ее своим родным: маме,папе,сестрам,братишкам? Давайте сегодня попробуем ее разделить на несколько частей и придумать название каждой части. Я напомню вам сказку, а вы внимательно послушайте (чтение сказки с акцентом на разделение частей)

Дети (при помощи воспитателя): Сказку можно разделить на три части. Первую назвать – Красавица Айога; вторую – Как Айога стала лентяйкой; третью – Айога разозлилась.

Воспитатель: Я предлагаю вам разыграть эти три этюда:

  1. Представьте себе девочку, которую все любят, хвалят, любуются. (Дети выбирают девочку на роль Айоги, а сами её расхваливают);
  2. Мама просит помощи, девочка отказывается. (слова и поступки педагог может изменить)
  3. Почему Айога разозлилась?

Дети импровизируют, разыгрывают различные ситуации, выбирают или распределяют роли. Воспитатель читает сценарий и раздает родителям слова кукольного спектакля.

P.S. На третьем и четвертом занятии дети учатся правильному кукловождению, умению совмещать слова и движения кукол, прислушиваться к музыкальному сопровождению, правильно пользоваться декорациями, дожидаться когда закончится монолог предыдущего ребенка.

Пятое занятие отведено генеральной репетиции. После презентации кукольного спектакля, предложить зрителям нарисовать рисунки и составить альбом по мотивам сказки «Айога»

Сценарий кукольного спектакля по нанайской сказке «Айога»

Действующие лица:

Старый нанаец (воспитатель)

Дети:

Старая нанайка

Мать Айоги

Айога

Отец Айоги

Соседская девочка

Звучит мелодия игровых нанайских инструментов(фонограмма)

Старый нанаец Послушайте, ребята, какая история произошла в нашем северном краю в роду нанайца –Ла:

        Была у него дочка Айога! Красивая девочка, все ее очень любили

Старая нанайка: Ой, сосед, до чего же хороша твоя дочь Айога, во всем роду самаров, ни в каком другом стойбище красивей девочки не сыщешь.

Старый нанаец: Загордилась Айога, стала рассматривать свое лицо, смотрит и не может оторваться, глядит – не наглядится. Работу бросила, матери помогать не стала, все на своё отражение в воду любуется.

Мать Айоги: Пойди, принеси воды Айога!

Айога: Я в воду упаду!

Мать Айоги: А ты за куст держись.

Айога: Куст оборвется!

Мать Айоги: А ты за крепкий куст возьмись

Айога: Руки поцарапаю!

Мать Айоги: Рукавицы надень, доченька

Айога: Изорвутся!

Отец Айоги: Так зашьешь руковицы иголкой

Айога: Иголка сломается!

Отец Айоги: Возьми толстую иголку

Айога: Палец уколю!

Отец Айоги: Наперсток надень из крепкой кожи – ровдуги (оленья шкура, выделенная в замшу)

Айога: Наперсток порвется

Старый нанаец: Так и не допросились родители помощи от своей дочери. Пришла в гости к Айоге соседская девочка.

Соседская девочка: Давайте, я схожу за водой

Мать Айоги: Спасибо, хоть и не дочка ты мне, а сердце у тебя доброе. Я тесто заведу, да лепёшек напеку, всем хватит.

Соседская девочка: Да мне не трудно, я всегда матушке помогаю.

Айога: Дай мне лепешку мать!

Мать Айоги: Горячая она. Руки обожжешь

Айога: Я рукавицы надену

Мать Айоги: Рукавицы мокрые

Айога: Я их на солнце высушу

Мать Айоги: Покоробятся они

Айога: Я их мялкой разомну

Мать Айоги: Руки заболят, зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет и взрослых уважает

Айога: Ах, так (рассердилась и пошла на реку)

Соседская девочка: Возьми лепешку, мне не жалко

Айога: (злясь) Не надо, не надо мне ничего-го-го! (падает в воду и превращается в гуся)

Айога-гусь: Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!

Старый нанаец: С тех пор говорить по-нанайски Айога разучилась, только имя свое кричит

Айога-гусь: Ай-ога-га-га-га! Ай-ога-га-га-га!

Старый нанаец: Вот такая история произошла с девочкой, которая зазналась и не захотела помогать своей матери.

Театрализованная игра «Гордый карась» (по ненецкой сказке)

Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с фольклором народов Севера посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать навыки импровизации у детей старшего дошкольного возраста с опорой на накопленный опыт по мотивам ненецкой сказки.
  2. Подвести к созданию выразительного образа в театрализованной деятельности.
  3. Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности, активизировать и обобщать опыт эмпатийного поведения.

Предварительная работа: Чтение ненецкой сказки «Гордый карась», обсуждение повадок рыб. Рассматривание иллюстраций «Рыбы наших водоемов» и репродукции «Рыбный промысел». Показ спектакля «Гордый карась» (фланелеграф) в сопровождении с ритмами народной музыки (фонограмма).

Наглядно-демонстрационный и раздаточный материал к занятию: Фотоальбом «Мой ЯМАЛ». Иллюстрации к ненецкой сказке «Гордый карась»; большой фланелеграф с набором «Рыбы» и планшет-фланелеграф (маленький) с набором «Рыбы» на каждого ребенка

Литература: М.Приходько, О.Приходько. «Хомани», Салехард,2008

Ход занятия: 1часть- обзор-беседа с детьми о промысле лесных ненцев с опорой на фотографии. Рыбный промысел на ЯМАЛЕ, участие в нем взрослых и детей, роль каждого в промысле (мужчины, женщины, детей)

Педагог: Ребята, посмотрите - Летний чум всегда стоит поблизости от реки или озера. Рыбалку любят все от мала до велика. У отцов и братьев есть специальные деревянный иглы для плетения сетей, а из ивовых прутьев они изготовляют запоры и перекрывают ими маленькие речки, в запоры ставят ловушки для рыбы. А ёще у отца есть лодка-калданка, выдолбленная из кедра. Хомани тоже помогает отцу расправлять сети, но главное её занятие помогать маме чистить и готовить рыбу.

Вопросы детям:

  • Какие виды северной рыбы вы знаете? (щокур, ряпушка, пыжьян, карась, щука, налим, муксун, осетр и т.д.)
  • Как вы думаете, сколько рыбы может поймать человек? (столько, сколько ему нужно для еды)
  • Как ненцы (коренные жители) относятся к природе? (берегут её, животных они считают священными и просят у них прощения за то, что вынуждены есть их мясо)

Педагог: Я предлагаю вам, ребята, поиграть в сказку Гордый карась, возможно после этого мы лучше узнаем жителей реки. Давайте всю сказку мы сложим на фланелеграфе, каждый на своем.

Все вы видели карася: плоский и широкий, словно осиновый лист. Про него существует легенда: Давным-давно, когда рыбы разговаривали на человеческом языке, карась был круглым, мясистым, круглобоким и обитал чуть ли не в каждом водоёме. Щука была маленькой, щокур – кости, да чешуя, ёрш ещё более колючий, чем сейчас. Однажды карась возгордился и заявил:

Карась (воспитатель показывает карася на фланелеграфе, дети работают самостоятельно): Вы мне больше не друзья. Кто из вас сравниться со мною по упитанности, величине и округлости?

Щука (воспитатель показывает на фланелеграфе, дети работают самостоятельно): Раз ты крупнее, жирнее и круглее всех, живи один в речке Катугеэй! Нам и без зазнаек хорошо.

Но карась не согласился жить в маленькой речке и отказался переселиться.

Щука (воспитатель показывает на фланелеграфе, дети работают самостоятельно): Раз ты так, тогда я заберу у тебя твой размер и буду большой рыбой.

Щокур (воспитатель показывает на фланелеграфе, дети работают самостоятельно): А я заберу твою раскормленность и крутобокость и сам буду жирным и красивым

Ёрш (воспитатель показывает на фланелеграфе, дети работают самостоятельно): А мне ничего от тебя не надо, за то, что ты плохо поступил с друзьями, я отдам часть своих колючек из плавников, чтобы тебе тоже было неприятно, как и нам.

        Карасю не понравился приговор друзей, он начал ругаться, грозить, что сам выгонит их в маленькую речку. Рыбы рассердились, напали на него и сделали то, что задумали. Заплакал карась, покраснели его глаза, но рыбы его не простили, так он и остался маленьким, плоским, колючим с красными глазами.

Педагог: Вам ребята жалко карася? (ответы детей). Давайте попробуем разыграть, что было дальше…. (разыгрывание ситуаций по предложению детей с последующим обсуждением)

P.S. Нужно подвести детей к пониманию того, что даже если карась и не прав, он может измениться и вернуть себе друзей.

Театрализованное занятие «Кукушка и гром»

Задачи:

1.Познакомить детей с народными ненецкими приметами, обычаями

2.Продолжить знакомство с ненецким фольклором (сказками)

3. Обогатить лексический словарный запас детей

4. Обобщить эмпатийный опыт способами проявления сочувствия, сострадания, сопереживания.

Материал: Театр резиновой игрушки - куклы «Ненецкая семья», иллюстрации к ненецкой сказке «Кукушка»

Ход занятия:

Воспитатель (ведущий) А вы знаете, ребята, что коренных жителей нашего Крайнего севера называют самоедами, т.е. «сам единый»?

        По обычаю, этих народов мужчина всегда должен идти впереди женщин и детей, так как в пути могут возникнуть опасности. У каждого члена семьи свои обязанности по дому. например: собирать ягоды - забота детей, любимая ягода ненцев - морошка. Есть у ненцев народная примета: «Если кукушка прилетит раньше, чем грянет первый гром, - будет много ягод.

Воспитатель берет куклы мамы и девочки в национальной ненецкой одежде и выкладывает к настольной панораме-ширме, для сопровождения диалога:

Хомани(девочка в ненецкой одежде): Мама, а почему так говорят, что если кукушка прилетит раньше первого грома - будет много ягод?

Мать: Примета есть такая, вот послушай Хомани: «Собрала кукушка осенью полный туесок ягод и спрятала во мху. Прилетела она весной, нашла ягоды и радуется своей запасливости. А тут первый гром грянул. Испугалась кукушка, уронила туесок, ягоды просыпались и раскатились по всей тундре. Много было ягод в тот год. С тех пор так и повелось: успеет первый гром прогреметь раньше прилета кукушки - ягоды в кукушкином туеске останутся, людям не достанутся. а если гром прогремит послу кукушкиного прилета, рассыплет она ягоды по тундре для птиц, людей и зверей»

Воспитатель: Расскажите, ребята с какой приметой вы познакомились? А что обозначает слово «самоед»

        Давайте поиграем в игру «Что растет на Севере?»: если ягоду называю северную, вы говорите: «Ам», если другую - закрываете рот ладошкой.

ягоды, растущие на Севере:

морошка, брусника, голубика, черника, смородина, клюква, княженика

Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка»

Цель: формирование диалогической речи и сценического мастерства, развитие интереса ребенка к внутреннему миру человека

Предварительная работа: Чтение ненецкой сказки «Кукушка» с последующим обсуждением. Рассматривание иллюстраций к сказке, рисование сюжетов по сказке.

Воспитатель Ребята, кто мне напомнит, что произошло с семьей в ненецкой сказке «Кукушка»?  (ответы детей) Как дети относились к матери? Чем они могли бы ей помочь? Почему мать так поступила с детьми? Что чувствовала мать, когда улетала от детей?

Театрализованные этюды:

«Как дети не слушались маму»

По желанию среди детей распределяются роли - мать и дети. Дети в творческом полукруге выражают словесно по очереди непослушание, когда больная мама просит о помощи, с опорой на текст сказки. Воспитатель обращается к ребенку, играющему роль мамы: «Что ты чувствовала, когда дети отказались тебе помочь? Что ты хотела сделать?» Воспитатель обращается к детям: «Что вы чувствовали, когда отказывали помочь маме? Как бы вы поступили на месте детей? Мамы?»

«Мама улетает»

Дети мимикой и жестами проигрывают сцены болезни мамы и отчаяние, выраженное в вынужденном уходе (улете в образе кукушки) из родного дома.

Рекомендации для воспитателей очень важно в разыгрывании ситуаций не переходить на личности детей, все должно обсуждаться от лица героев сказки. Дети как бы пропускают через себя чужое невежество, боль.

изобразительная

«Стойбище» интегрированное занятие (рисование и лепка)

Программное содержание:

Учить детей располагать предметы на всем пространстве листа. Упражнять в размазывании пластилина и подборе цветовой гаммы путем смешивания

Учить передавать в деталях ненецкие нарты, чум, собак, оленей. Формировать представления о взаимосвязи человека с природой.

Подвести к понятию целесообразности деятельности человека на примерах северных народных промыслов. Обогащать представления детей о жизни оленеводов.

Наглядный материал: иллюстрация «Стойбище. Закат солнца».

Раздаточный материал: Листы картона, пластилин, вода, салфетки.

Предварительная работа: ознакомление с жилищем коренных народов севера, рассматривание фотоальбома «Человек и север», индивидуально – закрепление приемов размазывания и налепа.

Коллективно – беседы о животноводстве на севере, быте и традициях коренных жителей, ознакомление с жилищем коренных народов севера, рассматривание фотоальбома «Человек и север».

Чтение сказки «Кто оленя научил быстро бегать?» (юкагирская сказка)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла бабушка Айого. (вносит куклу в ненецком национальном костюме)

Бабушка Айого: Здравствуйте, ребята, вот пришла попрощаться, мы опять переезжаем, ведь ненцы – кочевники и пришла пора нам искать новые пастбища для оленей. А как вы думаете, где мы будем жить на новом месте? (ответы детей) Хотите, я вам покажу (показывает иллюстрации с изображением чума). Правильно, в чуме: легком, разборном, сооруженном из жердей, покрытых зимой оленьими шкурами, а летом – иногда берестой. Он очень прочен и в дождь, и в пургу. Скажите мне, пожалуйста, на что похож чум, какая у него форма? (ответы детей: на треугольник, конус).

Воспитатель: Ребята, давайте создадим картину и передадим на стойбище, чтоб украсили ею стену чума.

Интегративный аспект:

Ребятам предлагают закрыть глаза и представить себя в гостях на стойбище.

Нарисовать в воздухе форму чума (треугольник, конус). Обратить внимание, что издавна треугольник служил символом единства мира: воздух – земля – вода. Предложить изобразить своеобразие природы северного края.

Советы воспитателю:

Познакомить детей с жилищем народов Севера. Совместно с детьми сделать макеты чума из веточек и меха или ткани и веточек; или из тонированной бумаги (конус). Организовать выставку (фото и иллюстрации) «Стойбище».

Рисование «Совушка – сова»

Программное содержание: Учить изображать сову, сидящую на ветке, располагать рисунок в центре листа, передавать окружающий фон; передавать оттенком окрас птицы, соблюдать пропорции дерева и птицы. Наглядный материал: репродукция с изображением полярной совы. Опорные карты-схемы поэтапного рисования птицы.

Раздаточный материал: листы бумаги, простой карандаш, краски акварель, две кисти, вода

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций «Птицы севера». Разбор карты-схемы лучше проводить с подгруппой 2 - 3детей, что позволит ребенку на занятии опираться на полученный опыт изображения птицы.

Ход занятия:

Воспитатель: сегодня мы будем продолжать учиться рисовать штрихами, а вот кого рисовать догадайтесь сами:

Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло, спать летит в дупло.

Что это за такой ночной хищник? (ответы детей).

 Мы уже знаем, что у нас на севере живет полярная сова, давайте, сравним этих сов (рассматривание картин и фотографий с изображением сов разных окрасов, с акцентированием внимания на полярную сову). После анализа внешних признаков совы – величины головы и тела, размера глаз и клюва, расположения крыльев, педагог предлагает изобразить все карандашными штрихами, а потом разрисовать красками, не забывая о расположении на ветке (дереве, дупле).

В процессе рисования воспитатель советует ребятам: не торопиться, прорисовывать штрихи, изобразить настроение «настороженность», «удивление», «задумчивость» располагая глаза по-разному.  Голову совы можно начать с рисования глаз, а потом располагать штрихи вокруг них.  В ходе работы индивидуальная помощь детям. В конце занятия рассмотреть работы детей. Выбрать наиболее интересные и выразительные для оформления уголка природы.

Рисование. «Соцветье ЯМАЛа»

Предварительная работа:

Беседа «Мой край», рассматривание фотоальбома «Человек и север», репродукций картин В. Рыбина «Краски ЯМАЛа». Самостоятельная деятельность – работа с альбомами – раскрасками на северную тематику.

Программное содержание:

Развивать чувство симметрии. Продолжать учить располагать изображение на всем пространстве листа. Упражнять в закрашивании рисунка различными цветовыми оттенками, методом тычка (5-6лет); Учить самостоятельно, придумывать и изображать сюжет рисунка, опираясь на приобретенный опыт. Упражнять в прорисовывании мелких деталей и оттенков(6-7лет).

Наглядный материал: иллюстрации с изображением разных расположением чумов и времени суток (утро, день)

Раздаточный материал: альбомные листы, маркеры разных цветов

Ход занятия: Музыкальное сопровождение «напевы ветров»

Воспитатель:

Есть такой волшебный дом,

Тундра вся вместилась в нем,

Птицы, звери - вся природа,

Вся история народа.

Хрупка и нежна природа нашего края – чем больше мы узнаем о ней – тем больше влюбляемся. Давайте, ребята сегодня составим иллюстрации к книге «Соцветье ЯМАЛа», ведь красоту природы можно не только увидеть, рассказать, но и передать красками, отобразить на листе.

Моя земля, что названа Ямалом,

Моя земля с суровой красотой.

Ты для меня незаменима стала

И самою любимой и родной. Надежда Иванова.

Посмотрите на эти картины (изображение стойбища, чума, природы). Что хотел рассказать нам художник? (ответы детей). Давайте возьмем простой карандаш и нарисуем свою картину, а затем разукрасим цветами зимнего Севера. (воспитатель напоминает детям о расположение объектов на рисунке и показывает, как зарисовывать рисунок методом тычка.)

На заметку воспитателю: В представлении ненцев - единство и равноценность двух начал – светлого и темного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло. Одновременно и взаимно необходимое существование противоположностей органично присуще северной природе, частью которой ощущают себя ненцы. Ритмичная повторяемость, симметрия отражает цикличность процессов жизни природы и человека в ней.

Необходимо рассказать детям о суровом северном крае, о земле Ямал. Край земли – так переводиться с ненецкого языка на русский слово «Ямал». В старину называли эти места «краем крещенного света». С давних времен поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу. На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осетра, муксуна – ханты. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов и ягод. В лесном крае живут «лесные люди» – селькупы. Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...