проект
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Модель позитивной
социализации дошкольника в условиях Крайнего Севера»
Проект «Под северным сиянием»
по приобщению детей дошкольного возраста
к культуре народов Севера
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
решением Педагогического совета заведующий МБДОУ
протокол № ___от «25» 01 2020 г. детский сад «Радуга»
_________Синельникова О.В.
Приказ № от 25.01.2018 г.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Модель позитивной
социализации дошкольника в условиях Крайнего Севера»
Проект «Под северным сиянием»
по приобщению детей дошкольного возраста
к культуре народов Севера
Разработал:
Гулянич Ольга Карповна,
социальный педагог
Тазовский
2017
Содержание проекта
- Актуальность проекта
- Направления проектной деятельности
- Цель
- Задачи
- Средства реализации проекта
- Формы организации воспитания и обучения.
- Обоснование ресурсного обеспечения
- Критерии и показатели оценки результатов
- Прогноз возможных негативных последствий и способы их корректировки
- Этапы проведения и реализации проекта
- Необходимые условия для реализации проекта
- Программное содержание образовательной работы
- Перспективное тематическое планирование
- Тематический план работы со старшими дошкольниками
- План работы с родителями
- Заключение
Пояснительная записка
Вы на карту посмотрите
И ЯМАЛ на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем
И. Истомин
Актуальность проекта.
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Народная культура - это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций.
Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В Ямало-Ненецком автономном округе принята программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямало- Ненецкого автономного округа».
Приобщение ребенка к истории и культуре своей родины эффективно с дошкольного возраста. Это оптимальный период для закладки основ духовно-нравственной личности.
В разработке проекта использовано методическое пособие Ветохина А.Я «Нравственно-патриотического воспитание детей дошкольного возраста».
Возраст детей: 5-7 лет
По количеству участников: (групповая, коллективная)
Участники проекта: дети, родители, воспитатели групп, музыкальный руководитель.
Характер контактов: среди детей нескольких групп, детей одной группы.
Тип проекта: творческий, познавательный
Вид проекта: долгосрочный
Длительность проекта: 3 учебных года (2017-2020гг)
Проблема:
Невозможно в полной мере ознакомить детей с культурой народов Севера, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности мы обогащаем и расширяем кругозор детей о жизни народов Севера.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.
Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.
Несомненно, мероприятия по краеведению – актуальная проблема методики всестороннего развития детей дошкольного возраста, требующая преодоления сложившихся стереотипов, новых идей и способов их реализации.
В основе работы с детьми лежат следующие принципы:
- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей.
Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края.
Проблема:
| Развивать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера. |
Дать представление о коренных нациях ЯНАО, ХМАО, их отличия. | |
Причины: | |
| Систематизация краеведческого материала. Организация деятельности с детьми в разных формах: создание уголков «Северные просторы», «Люблю свой поселок Тазовский», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»; - выставки народно-прикладного искусства народов Севера «Северные россыпи», «Горжусь тобою, мой Ямал»; - создание детских сборников «Сказки народов Севера»; - спортивный праздник «День коренных народов Севера». |
Цель проекта - приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов Севера.
Задачи:
- Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
- Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
- Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
- Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
- Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.
- Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
Обоснование ресурсного обеспечения (методические, материально-техническое, диагностико-дидактическое).
Основными формами работы являются:
- создание уголков «Северные просторы», «Люблю свой поселок Тазовский», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»;
- родительская гостиная «Фольклор народов Севера»;
- выставки народно-прикладного искусства народов Севера «Северные россыпи», «Горжусь тобою, мой Ямал»;
- создание картотеки подвижных игр народов Севера;
- создание детских сборников «Сказки народов Севера»;
- спортивный праздник «День коренных народов Севера».
Работа с родителями:
- Помощь в создании развивающей среды (альбомы о севере, стенгазеты, изготовление макета чума, северного сияния)
- Подготовка родителями проектов о народах севера.
Ожидаемый результат:
Результат | Продукт |
Расширятся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми). У обучающихся будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера. Будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера. Родители станут активными участниками реализации проекта. | Материальный объект:
|
Результаты диагностики, проводимые в начале и в конце года; Анкетирование родителей, педагогов; | Альбом детей о проделанной работе; Статьи в газете «Радужное детство»; Открытые мероприятия, проводимые один раз в год; Изобразительная деятельность. Выставки рисунков, поделок детей, фотовыставка; Поделки родителей, воспитателей; |
Этапы проекта:
- Организационный (подготовительный): мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала.
Педагог раскрывает проблему;
Педагог определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели;
Дети-вхождение в проект;
Родители, социум-вызывать положительный отклик на существующую проблему и ее решение;
- Этап функционирования.
Педагог:
- подбор имеющихся игр, изготовление игр;
-обучение через дидактические, подвижные, пальчиковые игры, стихи загадки;
- организация практической, экспериментальной деятельности;
- продуктивная деятельность;
- чтение книг, обращения к родителям, воспитателям, проведение экспериментов, тематических экскурсий;
Дети: разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.
Родители- нахождение информации, работа по созданию развивающей среды, изготовление работ по темам.
- Заключительный – представление продукта (демонстрация продуктов проекта окружающим, описание результатов реализации проекта, проводятся итоговые мероприятия)
Формы организации воспитания и обучения.
Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективных планов и конспектов. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей. Формы проведения могут варьироваться в зависимости от цели и условий образовательного учреждения.
Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических играх, играх–драматизациях, на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной и театральной деятельности.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.
Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Критерии и показатели оценки результатов
Мониторинг.
Мониторинг с детьми дошкольного возраста проводится два раза: в начале и в конце учебного года. В таблице указаны критерии высокого уровня развития, которые помогут отследить динамику развития ребенка. Мониторинг исследует следующие показатели:
- Положительно-эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, поселка;
- Личностное развитие, произвольность;
- Социальное поведение, коммуникативность.
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:
- Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого;
- Средний уровень-ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
- Высокий уровень-выполняет задание самостоятельно.
Результаты выполнения заданий заносятся в журнал педагогической диагностики, что позволяет педагогам корректировать индивидуальную работу.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их корректировки
Негативные последствия | Способы коррекции |
| Пополнение знаний путем систематических занятий, игр |
|
|
Этапы проведения и реализации проекта
- Информационный этап:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Отбор диагностического материала.
- Обращение к специалистам.
- Организационный этап:
- Проведение мероприятий с педагогами, родителями, детьми.
- Создание образовательной среды.
- Проведение цикла познавательных занятий на темы: «Край мой Северный», «Россия - родина моя».
- Оформление дидактических игр.
- Завершающий этап:
- Обработка диагностик.
- Подведение итогов.
- Презентация опыта.
- Распространение опыта.
- Папка с материалами.
Необходимые условия для реализации проекта:
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Ознакомление с окружающей и социальной действительностью | Программное содержание |
Продолжать формировать интерес к своей малой Родине. Показать на карте наш край: Обскую губу, тундру, лесотундру, реки, озера, болота. Знать самую большую и тихую реку, кормилицу Ямала – Обь. Молодые города округа - Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск. Рассказать детям о главном городе: столице Ямала – Салехард. Знать герб, флаг ЯНАО. Расширять представление о родном городе: чем славиться, рассказать о достопримечательностях города, о первопроходцах и истории появления города, познакомить с гербом города. Поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе: День рождения города, Праздник народов Севера. Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях Ямала – ненцах; некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия (оленеводство, рыболовство, охота). Рассказать о типичном для ненцев образе жизни – сезонные перекочевки: весной к северу, а осенью к югу и традициях по отношению к природе – существование запретов. Расширять представления о жизни ненецких детей. С воспитателем обсуждать, то, как живут ненецкие дети, как они дружат, играют. Продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края. | |
Ознакомление с художественной литературой | Способствовать развитию интереса к художественной литературе народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребёнка. Обогатить и расширить знания детей о художественной литературе народов Севера. Развивать способность слушать литературные произведения народов Севера – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества произведений, поэтического фольклора о жизни народов Севера. |
Ознакомление с природой родного края | Формировать обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе, устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями Крайнего Севера. Углублять и конкретизировать представления о растительном и животном мире нашего края. Познакомить с новыми видами деревьев и кустарников, грибов и ягод (растения тундры, лесотундры). Продолжать знакомить с дикими животными их повадками, приспособлении к среде обитания. Формировать представление об оседлых и перелетных птицах. Систематизировать представления об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера. Расширить представления об обитателях северных водоемов. Воспитывать любовь к родному краю, формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. |
Художественно-творческая деятельность | Развивать эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности. Способствовать развитию творческих способностей дошкольников, самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям. Сформировать системное представление о Северном крае. Формировать культуру дошкольников через приобщение музыкального наследия Северного края. Закреплять и углублять представления о жанрах музыки северного края, ее средствах выразительности. Познакомить с традиционным изобразительным искусством ненцев: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской одежды. Привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного текста во внешних действиях, различным импровизациям. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ – ТЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ознакомление с художественной литературой | Ознакомление с окружающей и социальной действительностью | Художественно-творческая деятельность | |||
музыкальная | театральная | изобразительная | |||
Что нам стоит чум построить? П.С.: Уточнить представление детей о жилище ненцев – чуме. Активизировать словарь (циновки, макод, сызмы, нюк, тюмю). Закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях фольклора народов Севера. | Занятие-путешествие «Чум» П.С.: Познакомить детей с традиционным жилищем народом Ямала – чумом; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям. | Слушание музыкального репертуара: «Северный наш край» муз. Ю.Юнкерова; «Оленёнок» сл. Н.Соловьевой, муз. Р.Гуцалюка | Театральная игра «Каслание» П.С.: Знакомить детей с бытом кочевых ненцев. Прививать любовь к родному краю. Формировать интерес к культуре народов Севера | «Стойбище» П.С.: Учить передавать в деталях ненецкие нарты, чум, собак, оленей. Обогащать представления детей о жизни оленеводов; о взаимосвязи человека с природой. | |
Пересказ ненецкой сказки «Два оленя». П.С.: Познакомить детей с ненецкой сказкой. Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Закреплять знания детей о животных севера, характерном внешнем виде, повадках. Воспитывать интерес и уважение к диким животным. | «Благородное животное Севера – олень» П.С.: Познакомить детей с животным оленем; установить взаимосвязь животных и человека; учить передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к животным. | Музыкально-театральная игра «Оленевод – профессия героическая» П.С.: Формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры народов севера понятий – добро, уважение. Подвести к взаимосвязи целесообразности деятельности человека в природе на примерах северных народных промыслов. | Ручной труд «Аргиш» (караван из груженных нарт) П.С.: Продолжать учить делать коробки прямоугольной формы, придавать форму нарт. Закреплять представления о жизни коренных народов Севера. | ||
Чтение ненецкой сказки «Айога». П.С.: Познакомить детей с образом жизни и бытом жителей тундры; учить чувствовать взаимосвязь сказки с реальностью, воспитывать уважение к людям другой культуры. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. | Путешествие по Сибири. П.С.: Продолжать формировать интерес к своей малой Родине. Расширять представление о родном городе, крае. | Прослушивание музыкального репертуара о родном городе, крае, малой родине. Разучивание песен и стихотворений, музыкальных этюдов. | Инсценировка сказки «Айога» П.С.: Закреплять представления о эталонах семейных взаимоотношений. Побуждать детей выражать свои чувства мимикой и жестами. | Ручной труд «Девочка в ненецком национальном костюме» П.С.: Учить передавать национальный колорит: ягушка с ненецким узором и меховой отделкой, подбирать цветовую гамму. | |
Чтение ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял». П.С.: Продолжать знакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. | «Охота в жизни северных народов» П.С.: Сформировать представления детей о традициионном занятии северных народов – охоте, познакомить с представителями животного мира тундры – северном олене, песце, полярном волке и сове | Музыкально-дидактическая игра «Кто как идет» (музыка Г.Левкодимова) П.С.: Развивать ритмический слух у детей, упражнять детей в восприятии и различении акцента на примере животных Северного края. Учить передавать в движениях, жестах повадки животных. | Театрализованная игра «Гордый карась» П.С.: Продолжить знакомство с ненецким фольклором (сказками). Обобщить эмпатийный опыт способами проявления сочувствия, сострадания, сопереживания. | Совушка – сова (рисование)П.С.: Учить изображать сову, сидящую на ветке дерева, передавать окружающий фон, оттенком окрас птицы, соблюдать пропорции дерева и птицы, располагать рисунок во весь лист. | |
«На полярном круге…» П.С.: Познакомить детей со столицей нашего края г. Салехард. Активизировать словарь (Полярная ночь, северное сияние, тундра, лишайник, ягель, карликовая береза, обелиск, хлебосольный Салехард). Воспитывать уважительное отношение к людям народов Севера, бережное отношение к природе родного края. | «Северные тайны»П.С.: Познакомить детей с легендами, мифами коренных жителей, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края. | Музыкально-литературная композиция "Ямал мой необыкновенный!". П.С.: Взаимообогащение с музыкальной культурой народов округа. Изучение традиций и обычаев народов Севера. Знакомство с творчеством, напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен, самобытностью творчества. Самовыражение детей в театральных этюдах. | Объемная аппликация «Герб ЯНАО» П.С.: Обобщать знания детей о геральдике родного края; Воспитывать чувство гордости, любви, уважения к родному краю. | ||
Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Тематический план работы со старшими дошкольниками
1 раздел «Тазовский, что сердцу дорог»
Сроки исполнения | Старшая группа 5-6 лет | Подготовительная группа 6-7 лет |
Сентябрь | Беседа «Улицы поселка: название и расположение». | Рассматривание карты поселка Тазовский. Экскурсия по улицам поселка. |
Октябрь | Рассматривание альбома «Наша малая Родина - поселок Тазовский» Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Меж Сибирью и Уралом пролегла страна родная». | Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Исторический калейдоскоп» Экскурсия в музей истории и археологии поселка Тазовский. |
Ноябрь | Беседа «Где работают родители» Экскурсии на почту, в магазин, школу. | Занятие «Путешествие по Тазовскому». Занятие «История нашего поселка» |
Декабрь | Знакомство с гербом и гимном нашего поселка | Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого» |
Февраль | Создание альбома «О профессиях» | Создание альбома «Новые здания Тазовского» |
Март | Создание в группе уголка «Русская изба» | Фотовыставка «Наш поселок, поселок сегодня» |
Апрель | Создание в группе уголка «Чум - дом жителя тундры» Экскурсия в «Дом природы» | Выставка детских работ «Мой любимый детский сад» |
Май | Посещение музея истории и археологии поселка, села. | Знакомство с земляками-героями ВОВ. |
2 раздел «Природа Зауралья»
Сроки исполнения | Старшая группа 5-6 лет | Подготовительная группа 6-7 лет |
Сентябрь | Беседа о жизни животных в лесу и в тундре. | Беседа о подготовке к зиме диких животных. |
Октябрь | Посещение выставки «Животные в тундре» в Доме природы. Беседа «Как зимует лисица, медведь, мышь» | Беседа «Как зимуют куропатка, песец, рысь». Составление зимних коллажей. |
Ноябрь | Рассматривание иллюстраций о зиме. | Рассматривание пейзажей местных художников. |
Декабрь Январь | Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек. | Подкармливание птиц на территории детского сада. |
Февраль | Беседа «Жизнь животных и птиц весной». Беседа «Берегите тундру, лес». | Занятие «Лес - многоэтажный дом». Беседа «Весной на озере». |
Март | Целевая прогулка «Пробуждение природы». | Беседа «Северная ягода» (полезные и вредные ягоды и грибы). |
Апрель | Рассказ-беседа «Лекарственные растения тундры». | Беседа «Растения Северного края». |
3 раздел «Культурное наследие Ямала и народное декоративное искусство»
Сроки исполнения | Старшая группа 5-6 лет | Подготовительная группа 6-7 лет |
Сентябрь | Чтение произведений местных писателей, знакомство с их творчеством (А.Тарасова «Стихи о животных», Р. Ругин легенда «Почему лебеди белые»). | Занятие в библиотеке «Знакомство с творчеством Л. Лапцуй». Чтение рассказа Ю. Дудникова «Завистливый осётр». |
Октябрь | Чтение сказок Бажова «Голубая змейка», «Серебряное копытце». Просмотров видеофильмов по сказкам Бажова | Знакомство с творчеством Ю. Вэлла, Заучивание стихотворения «Песня ненецкого мальчика. Познавательное мероприятие в центральной районной библиотеке «Здесь начало России - в этом снежном краю». |
Ноябрь | Экскурсия в центральную районную библиотеку. Чтение ненецкой сказки «Как ворон лису победил» | Познавательное мероприятие в центральной районной библиотеке «Зауральские писатели». Чтение селькупской сказки «Как собака хозяина себе нашла». |
Декабрь | Знакомство с творчеством местных художников (занятие в музее истории и археологии). Знакомство с русским народным костюмом (мужской и женский). | Беседа «Художники Тазовского района». Посещение выставки местных художников. |
Февраль | Чтение хантыйской сказки «Сорока». | Выставка народно – прикладного искусства детей (при участии родителей). |
Март | Просматривание видеофильма «Удивительное путешествие в тундру». Знакомство с украшением пасхальных яиц. | Просматривание видеофильма «Стойбище Ненцев». Знакомство с украшением русского пряника.
|
Апрель | Просмотр видеофильма «Тазовский». | Просмотр видеофильма «День оленевода». |
Май | Посещение выставки работ в школе искусств | Посещение выставки декоративно-прикладного искусства в музее искусства. |
4 раздел «Зауральский фольклор»
Сентябрь Октябрь | Знакомство с русскими народными инструментами. Знакомство с русскими народными песнями и хороводами. | Знакомство с народным зауральским фольклором загадки, пословицы, зауральские песни и хороводы. |
Ноябрь Декабрь | Знакомства с играми народов Севера. | Игры народов Севера. |
Январь Февраль | Игротека «Игры наших бабушек» (с приглашением родителей). Знакомство с культурными традициями «Масленица». | Беседа «Пословицы, поговорки и приметы народов Севера». Развлечение «Святки». Развлечение «Масленица». Изготовление кукол из сухой травы для праздника «Масленица». |
Март | Беседа «Праздник «День птиц». | Прослушивание аудиозаписей народных песен. |
Апрель | Фольклорный праздник «Посиделки» | Фольклорный праздник «Какова пряха, такова и рубаха». |
Май | Прослушивание аудиозаписей народных песен. Разучивание хороводов, народных песен. | Праздник «Русской Берёзки» |
План работы с родителями:
- Консультации для родителей
- «Художники земли Ямальской»
- «Промыслы Ямала»
- Семейная гостиная «Мой светлый поселок Тазовский».
- Совместные праздники и развлечения.
- Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музей, детскую школу искусств.
- Сбор краеведческого материала с участием родителей.
- Помощь в создании уголка «Русская изба», «Чум» или «Стойбище» в ДОУ, мини-музея «Прикладное творчество».
- Организация встреч с интересными людьми.
- Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши»
- Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии»
- Выставка семейных реликвий.
- Проведение игротек «Игры наших бабушек», «Игры народов Севера».
- Оформление папки-раскладушки «Прогулки по поселку».
- Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей «Мы живём на Ямале».
- Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?».
- Совместные проекты «Традиции семьи».
Литература:
- Журнал «Культура Ямала» №3-4, 2001г. статья С.К.Нарышкина «Песни народа Неща (Лесные ненцы)».
- Журнал «Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».
- Журнал «Северяне» №2, 2005г. Статья Р.Ругин «Олень и солнце».
- Журнал «Северяне» №2, 2005г. Фотоматериал «Оленья упряжка», «Образы земли Ямальской. №1, 2007г. «Хантыйская семья».
- Журнал «Ямальский меридиан» №8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».
- Журнал «Севернее» №4, 2005г. Статья «Движения чувств» - Стихи Л.Г. Ефремовой
- Сборник песен «Мой дом Север» Н.Дудников.
- Сборник песен «Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова.
- Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.
- Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.
- Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
- Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
- Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
- Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
- Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и Пеньковская Л.А. . М., «Просвещение», 1976.
- Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.
- Шесталов Ю. , Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.
- Ямал – наш дом, один на всех. «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.
- Аромштам М.,Чему нам учиться у ненецких детей, или этнопедагогика для взрослых. «Дошкольное образование», №20 ,октябрь, 2002 года.
- Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.
- Богун П.Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района. Учебное пособие. Салехард 1993.
- Прокопенко В.В., Красильников В.П., Прокопенко В.В. Традиционные средства физического воспитания сургутских хантов.
- Соловар В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.» 1997.
Приложение
СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО НЕНЕЦКОЙ ЛЕГЕНДЕ «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ ЛЕГКО ЖИТЬ»
(Пересказ Юрия Леонтьева)
Задачи:
- Формировать у детей эмпатийные качества, умение ставить себя на место другого.
- Привлекать застенчивых детей к активному участию в играх-инсценировках.
- Развивать диалогическую и монологическую речь, ее интонационную выразительность.
- Знакомить детей с бытом лесных ненцев.
Ход занятия:
Воспитатель в костюме ненки начинает рассказ о детстве девочки Хомани:
- Лесные ненцы очень любят детей и рождение каждого нового человека – радость. Когда в новом чуме на берегу реки Таз родилась девочка ее назвали Хомани, что означает «хорошая девочка» а что такое чум вы, ребята, знаете?
(чтение стихотворения, которое сопровождается показом на столе сборки чума.)
Что нам стоит чум построить
В лесотундре из жердей:
Приподнять его за ушки,
Поддержать чуть-чуть хоре,
Закрепить брезент веревкой,
Взять местами бечевой.
Дом мы строим со сноровкой
По привычке кочевой.
Чум готов!
Пора и печку
По-хозяйски растопить
На рождение Хомани
Всех соседей пригласить.
На веселом празднике бабушка, наклонившись над люлькой, сказала, что малышку на рассвете дня принес в этот мир белый олень, жизнь ее будет долгой и прекрасной, станет она доброй хозяйкой.
Стала укачивать бабушка Хомани. И рассказала ей сказку о человеке, который хотел легко жить (сказку показывают дети с помощью конусного театра).
Ведущий. Один человек очень бедно жил. Того, что он добывал не хватало, чтобы хорошо питаться и тепло одеваться. Наблюдая однажды за лесными зверюшками, подумал он: «Как они хорошо живут, нужды не зная. Все им дает природа.» и пошел он к шаману за советом. Выслушал его жалобы шаман и говорит:
Ребенок с игрушкой шамана: Ступай, человек, в лунный день к Шаман-горе и жди восхода Солнца. Как только оно взойдет, протяни к нему руки и попроси исполнить твое желание.
Ведущий. Так человек и сделал. Стоит он у святого места и говорит:
Ребенок с игрушкой человека: Что же мне попросить у Солнца? Была бы у меня своя шуба, никогда не страдал бы я от холода. Годился бы в пищу ягель, я б с едой горя не знал – ягеля везде много.
Ведущий. Услышал человека деревянный Идол и предложил ему.
Идол: Давай, человек, поменяемся с тобой местами. Я стану человеком, а ты Идолом. Тебе будут приносить дары, кормить тебя станут, и холод тебе будет не страшен.
Ведущий. Подумал человек и отвечает Идолу.
Человек: Предложение твое заманчиво. Только солнце, дождь и мороз разрушают твое деревянное тело, ледяной ветер выветривает душу.
Ведущий. Упал человек на колени, протянул у Солнцу руки и сказал:
Человек: Солнце красное, сделай меня красивым, могучим животным, не хочу я страдать от холода и голода, не хочу чум тебе ставить и еду добывать.
Солнце. Так и быть, будь человек животным, ешь ягель, носи шубу теплую, рога костяные, копыта мощные, с этих пор тебя будут называть лосем.
Ведущий. Вот так превратился ленивый человек в могучее красивое животное. Лось не страдает от холода и пищи ему хватает, но его преследуют хищные звери, а человек – главный его враг, которому нужны лосиная шкура, мясо и красивые рога.
Часто приходит Лось к Шаман-горе, чтоб дождаться рассвета, и просит у Солнца вернуть ему человеческий облик.
После инсценировки анализ поступка человека.
- Почему человек не хотел быть человеком?
- Почему не захотел стать Идолом?
- Что чувствовал человек, когда стал лосем?
- Может ли его простить Солнце?
Итог занятия:
Сегодня, ребята, вы познакомились с маленькой Хомани и ее семьей. Вместе с ними построили чум и послушали ненецкую легенду «Человек, который хотел легко жить» Сегодня дома с мамами придумайте пословицу про ленивого человека, по труд и про лень.
Кукольный спектакль по мотивам нанайской сказки «Айога»
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с фольклором народов Севера посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с нанайской сказкой «Айога»
- Воспитывать чуткость и внимательность по отношению к детям и взрослым
- Научить управлять куклами театра Би-ба-бо
- Обогатить словарь детей, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Предварительная работа: Нравственно-этические беседы: о уважении к старшим, о традициях и семейном укладе северных народов.
Материал: Театральная ширма с рекорациями, куклы театра Би-ба-бо, Пиктограммы «Эмоции» на каждого ребенка.
Литература: Дмитрий Нагишкин «Айога», М.,2008г.
Методика:
- Чтение сказки «Айога», с последующим обсуждением
- Чтение сценария, распределение ролей
- Обучение кукловождению, репетиция спектакля
- Презентация спектакля
1 занятие
Перед детьми разложены карточки блока «Эмоции».
Воспитатель: Ребята, а не случалось ли с вами историй, когда вы кого-либо обидели? (ответы детей) Я знаю, что вы все любите маму, но иногда что-то случается и вы можете не понять её, а иногда обидеть. Сегодня я прочитаю вам стихотворение Е.Благининой «Где она?» и мы с вами обсудим каких слов и поступков ждут от нас родные люди. (чтение произведения)
Где она? (Е.Благинина)
В очаге повисло пламя, Стынет серая зола… Уж пора прийти бы маме, Да вот нету – не пришла! | Ну, как стужа ледяная Ночью вдруг её свалит? Вдруг рванулась дверь входная, Визбу пар валом валит. |
За окошком гаснет свет, А её все нет и нет. Я забился в угол дальний, Мне игрушки ни к чему. | Мать ступила на порог, Говорит: - Ты где, сынок? – Мне хотелось крикнуть: «Мама! Дорогая ты моя!» |
С каждым часом все печальней В нашем маленьком дому. Будет ночь темным-темна… Где же мама? Где она? | Но угрюмо и упрямо Брови вдруг насупил я И сказал из темноты: - А-а, здорово! Это ты? |
Вопросы детям: Для чего нам необходимо понимать чувства друг друга? Почему мальчик переживал, но сухо ответил маме? Как вы думаете, почему от так поступил? Как бы я поступил(а)?
Работа с карточками:
- Покажите, что испытывает мальчик, пока не было мамы, объясните;
- Покажите, что случилось с ним, когда пришла мама, объясните;
- Покажите, что хотел при встрече сделать мальчик и что сделал?
- Покажите, как бы отреагировали вы на приход мамы и что бы ей сказали?
- Кого мы называем «холодной душой», а кого «сочувствующим человеком»
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам о девочке, которую родители очень любили, но она относилась к людям, у которых «холодная душа»
Чтение сказки «Айога», обсуждение поведения девочки и беседа о том, как девочка относилась к родителям и можно ли её после этого назвать красивой. Какая красота важнее – душевная или физическая?
2занятие
Воспитатель: На прошлом занятии мы познакомились со сказкой «Айога». Вы рассказывали ее своим родным: маме,папе,сестрам,братишкам? Давайте сегодня попробуем ее разделить на несколько частей и придумать название каждой части. Я напомню вам сказку, а вы внимательно послушайте (чтение сказки с акцентом на разделение частей)
Дети (при помощи воспитателя): Сказку можно разделить на три части. Первую назвать – Красавица Айога; вторую – Как Айога стала лентяйкой; третью – Айога разозлилась.
Воспитатель: Я предлагаю вам разыграть эти три этюда:
- Представьте себе девочку, которую все любят, хвалят, любуются. (Дети выбирают девочку на роль Айоги, а сами её расхваливают);
- Мама просит помощи, девочка отказывается. (слова и поступки педагог может изменить)
- Почему Айога разозлилась?
Дети импровизируют, разыгрывают различные ситуации, выбирают или распределяют роли. Воспитатель читает сценарий и раздает родителям слова кукольного спектакля.
P.S. На третьем и четвертом занятии дети учатся правильному кукловождению, умению совмещать слова и движения кукол, прислушиваться к музыкальному сопровождению, правильно пользоваться декорациями, дожидаться когда закончится монолог предыдущего ребенка.
Пятое занятие отведено генеральной репетиции. После презентации кукольного спектакля, предложить зрителям нарисовать рисунки и составить альбом по мотивам сказки «Айога»
Сценарий кукольного спектакля по нанайской сказке «Айога»
Действующие лица:
Старый нанаец (воспитатель)
Дети:
Старая нанайка
Мать Айоги
Айога
Отец Айоги
Соседская девочка
Звучит мелодия игровых нанайских инструментов(фонограмма)
Старый нанаец Послушайте, ребята, какая история произошла в нашем северном краю в роду нанайца –Ла:
Была у него дочка Айога! Красивая девочка, все ее очень любили
Старая нанайка: Ой, сосед, до чего же хороша твоя дочь Айога, во всем роду самаров, ни в каком другом стойбище красивей девочки не сыщешь.
Старый нанаец: Загордилась Айога, стала рассматривать свое лицо, смотрит и не может оторваться, глядит – не наглядится. Работу бросила, матери помогать не стала, все на своё отражение в воду любуется.
Мать Айоги: Пойди, принеси воды Айога!
Айога: Я в воду упаду!
Мать Айоги: А ты за куст держись.
Айога: Куст оборвется!
Мать Айоги: А ты за крепкий куст возьмись
Айога: Руки поцарапаю!
Мать Айоги: Рукавицы надень, доченька
Айога: Изорвутся!
Отец Айоги: Так зашьешь руковицы иголкой
Айога: Иголка сломается!
Отец Айоги: Возьми толстую иголку
Айога: Палец уколю!
Отец Айоги: Наперсток надень из крепкой кожи – ровдуги (оленья шкура, выделенная в замшу)
Айога: Наперсток порвется
Старый нанаец: Так и не допросились родители помощи от своей дочери. Пришла в гости к Айоге соседская девочка.
Соседская девочка: Давайте, я схожу за водой
Мать Айоги: Спасибо, хоть и не дочка ты мне, а сердце у тебя доброе. Я тесто заведу, да лепёшек напеку, всем хватит.
Соседская девочка: Да мне не трудно, я всегда матушке помогаю.
Айога: Дай мне лепешку мать!
Мать Айоги: Горячая она. Руки обожжешь
Айога: Я рукавицы надену
Мать Айоги: Рукавицы мокрые
Айога: Я их на солнце высушу
Мать Айоги: Покоробятся они
Айога: Я их мялкой разомну
Мать Айоги: Руки заболят, зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет и взрослых уважает
Айога: Ах, так (рассердилась и пошла на реку)
Соседская девочка: Возьми лепешку, мне не жалко
Айога: (злясь) Не надо, не надо мне ничего-го-го! (падает в воду и превращается в гуся)
Айога-гусь: Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!
Старый нанаец: С тех пор говорить по-нанайски Айога разучилась, только имя свое кричит
Айога-гусь: Ай-ога-га-га-га! Ай-ога-га-га-га!
Старый нанаец: Вот такая история произошла с девочкой, которая зазналась и не захотела помогать своей матери.
Театрализованная игра «Гордый карась» (по ненецкой сказке)
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с фольклором народов Севера посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- Формировать навыки импровизации у детей старшего дошкольного возраста с опорой на накопленный опыт по мотивам ненецкой сказки.
- Подвести к созданию выразительного образа в театрализованной деятельности.
- Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности, активизировать и обобщать опыт эмпатийного поведения.
Предварительная работа: Чтение ненецкой сказки «Гордый карась», обсуждение повадок рыб. Рассматривание иллюстраций «Рыбы наших водоемов» и репродукции «Рыбный промысел». Показ спектакля «Гордый карась» (фланелеграф) в сопровождении с ритмами народной музыки (фонограмма).
Наглядно-демонстрационный и раздаточный материал к занятию: Фотоальбом «Мой ЯМАЛ». Иллюстрации к ненецкой сказке «Гордый карась»; большой фланелеграф с набором «Рыбы» и планшет-фланелеграф (маленький) с набором «Рыбы» на каждого ребенка
Литература: М.Приходько, О.Приходько. «Хомани», Салехард,2008
Ход занятия: 1часть- обзор-беседа с детьми о промысле лесных ненцев с опорой на фотографии. Рыбный промысел на ЯМАЛЕ, участие в нем взрослых и детей, роль каждого в промысле (мужчины, женщины, детей)
Педагог: Ребята, посмотрите - Летний чум всегда стоит поблизости от реки или озера. Рыбалку любят все от мала до велика. У отцов и братьев есть специальные деревянный иглы для плетения сетей, а из ивовых прутьев они изготовляют запоры и перекрывают ими маленькие речки, в запоры ставят ловушки для рыбы. А ёще у отца есть лодка-калданка, выдолбленная из кедра. Хомани тоже помогает отцу расправлять сети, но главное её занятие помогать маме чистить и готовить рыбу.
Вопросы детям:
- Какие виды северной рыбы вы знаете? (щокур, ряпушка, пыжьян, карась, щука, налим, муксун, осетр и т.д.)
- Как вы думаете, сколько рыбы может поймать человек? (столько, сколько ему нужно для еды)
- Как ненцы (коренные жители) относятся к природе? (берегут её, животных они считают священными и просят у них прощения за то, что вынуждены есть их мясо)
Педагог: Я предлагаю вам, ребята, поиграть в сказку Гордый карась, возможно после этого мы лучше узнаем жителей реки. Давайте всю сказку мы сложим на фланелеграфе, каждый на своем.
Все вы видели карася: плоский и широкий, словно осиновый лист. Про него существует легенда: Давным-давно, когда рыбы разговаривали на человеческом языке, карась был круглым, мясистым, круглобоким и обитал чуть ли не в каждом водоёме. Щука была маленькой, щокур – кости, да чешуя, ёрш ещё более колючий, чем сейчас. Однажды карась возгордился и заявил:
Карась (воспитатель показывает карася на фланелеграфе, дети работают самостоятельно): Вы мне больше не друзья. Кто из вас сравниться со мною по упитанности, величине и округлости?
Щука (воспитатель показывает на фланелеграфе, дети работают самостоятельно): Раз ты крупнее, жирнее и круглее всех, живи один в речке Катугеэй! Нам и без зазнаек хорошо.
Но карась не согласился жить в маленькой речке и отказался переселиться.
Щука (воспитатель показывает на фланелеграфе, дети работают самостоятельно): Раз ты так, тогда я заберу у тебя твой размер и буду большой рыбой.
Щокур (воспитатель показывает на фланелеграфе, дети работают самостоятельно): А я заберу твою раскормленность и крутобокость и сам буду жирным и красивым
Ёрш (воспитатель показывает на фланелеграфе, дети работают самостоятельно): А мне ничего от тебя не надо, за то, что ты плохо поступил с друзьями, я отдам часть своих колючек из плавников, чтобы тебе тоже было неприятно, как и нам.
Карасю не понравился приговор друзей, он начал ругаться, грозить, что сам выгонит их в маленькую речку. Рыбы рассердились, напали на него и сделали то, что задумали. Заплакал карась, покраснели его глаза, но рыбы его не простили, так он и остался маленьким, плоским, колючим с красными глазами.
Педагог: Вам ребята жалко карася? (ответы детей). Давайте попробуем разыграть, что было дальше…. (разыгрывание ситуаций по предложению детей с последующим обсуждением)
P.S. Нужно подвести детей к пониманию того, что даже если карась и не прав, он может измениться и вернуть себе друзей.
Театрализованное занятие «Кукушка и гром»
Задачи:
1.Познакомить детей с народными ненецкими приметами, обычаями
2.Продолжить знакомство с ненецким фольклором (сказками)
3. Обогатить лексический словарный запас детей
4. Обобщить эмпатийный опыт способами проявления сочувствия, сострадания, сопереживания.
Материал: Театр резиновой игрушки - куклы «Ненецкая семья», иллюстрации к ненецкой сказке «Кукушка»
Ход занятия:
Воспитатель (ведущий) А вы знаете, ребята, что коренных жителей нашего Крайнего севера называют самоедами, т.е. «сам единый»?
По обычаю, этих народов мужчина всегда должен идти впереди женщин и детей, так как в пути могут возникнуть опасности. У каждого члена семьи свои обязанности по дому. например: собирать ягоды - забота детей, любимая ягода ненцев - морошка. Есть у ненцев народная примета: «Если кукушка прилетит раньше, чем грянет первый гром, - будет много ягод.
Воспитатель берет куклы мамы и девочки в национальной ненецкой одежде и выкладывает к настольной панораме-ширме, для сопровождения диалога:
Хомани(девочка в ненецкой одежде): Мама, а почему так говорят, что если кукушка прилетит раньше первого грома - будет много ягод?
Мать: Примета есть такая, вот послушай Хомани: «Собрала кукушка осенью полный туесок ягод и спрятала во мху. Прилетела она весной, нашла ягоды и радуется своей запасливости. А тут первый гром грянул. Испугалась кукушка, уронила туесок, ягоды просыпались и раскатились по всей тундре. Много было ягод в тот год. С тех пор так и повелось: успеет первый гром прогреметь раньше прилета кукушки - ягоды в кукушкином туеске останутся, людям не достанутся. а если гром прогремит послу кукушкиного прилета, рассыплет она ягоды по тундре для птиц, людей и зверей»
Воспитатель: Расскажите, ребята с какой приметой вы познакомились? А что обозначает слово «самоед»
Давайте поиграем в игру «Что растет на Севере?»: если ягоду называю северную, вы говорите: «Ам», если другую - закрываете рот ладошкой.
ягоды, растущие на Севере:
морошка, брусника, голубика, черника, смородина, клюква, княженика
Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка»
Цель: формирование диалогической речи и сценического мастерства, развитие интереса ребенка к внутреннему миру человека
Предварительная работа: Чтение ненецкой сказки «Кукушка» с последующим обсуждением. Рассматривание иллюстраций к сказке, рисование сюжетов по сказке.
Воспитатель Ребята, кто мне напомнит, что произошло с семьей в ненецкой сказке «Кукушка»? (ответы детей) Как дети относились к матери? Чем они могли бы ей помочь? Почему мать так поступила с детьми? Что чувствовала мать, когда улетала от детей?
Театрализованные этюды:
«Как дети не слушались маму»
По желанию среди детей распределяются роли - мать и дети. Дети в творческом полукруге выражают словесно по очереди непослушание, когда больная мама просит о помощи, с опорой на текст сказки. Воспитатель обращается к ребенку, играющему роль мамы: «Что ты чувствовала, когда дети отказались тебе помочь? Что ты хотела сделать?» Воспитатель обращается к детям: «Что вы чувствовали, когда отказывали помочь маме? Как бы вы поступили на месте детей? Мамы?»
«Мама улетает»
Дети мимикой и жестами проигрывают сцены болезни мамы и отчаяние, выраженное в вынужденном уходе (улете в образе кукушки) из родного дома.
Рекомендации для воспитателей очень важно в разыгрывании ситуаций не переходить на личности детей, все должно обсуждаться от лица героев сказки. Дети как бы пропускают через себя чужое невежество, боль.
изобразительная
«Стойбище» интегрированное занятие (рисование и лепка)
Программное содержание:
Учить детей располагать предметы на всем пространстве листа. Упражнять в размазывании пластилина и подборе цветовой гаммы путем смешивания
Учить передавать в деталях ненецкие нарты, чум, собак, оленей. Формировать представления о взаимосвязи человека с природой.
Подвести к понятию целесообразности деятельности человека на примерах северных народных промыслов. Обогащать представления детей о жизни оленеводов.
Наглядный материал: иллюстрация «Стойбище. Закат солнца».
Раздаточный материал: Листы картона, пластилин, вода, салфетки.
Предварительная работа: ознакомление с жилищем коренных народов севера, рассматривание фотоальбома «Человек и север», индивидуально – закрепление приемов размазывания и налепа.
Коллективно – беседы о животноводстве на севере, быте и традициях коренных жителей, ознакомление с жилищем коренных народов севера, рассматривание фотоальбома «Человек и север».
Чтение сказки «Кто оленя научил быстро бегать?» (юкагирская сказка)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла бабушка Айого. (вносит куклу в ненецком национальном костюме)
Бабушка Айого: Здравствуйте, ребята, вот пришла попрощаться, мы опять переезжаем, ведь ненцы – кочевники и пришла пора нам искать новые пастбища для оленей. А как вы думаете, где мы будем жить на новом месте? (ответы детей) Хотите, я вам покажу (показывает иллюстрации с изображением чума). Правильно, в чуме: легком, разборном, сооруженном из жердей, покрытых зимой оленьими шкурами, а летом – иногда берестой. Он очень прочен и в дождь, и в пургу. Скажите мне, пожалуйста, на что похож чум, какая у него форма? (ответы детей: на треугольник, конус).
Воспитатель: Ребята, давайте создадим картину и передадим на стойбище, чтоб украсили ею стену чума.
Интегративный аспект:
Ребятам предлагают закрыть глаза и представить себя в гостях на стойбище.
Нарисовать в воздухе форму чума (треугольник, конус). Обратить внимание, что издавна треугольник служил символом единства мира: воздух – земля – вода. Предложить изобразить своеобразие природы северного края.
Советы воспитателю:
Познакомить детей с жилищем народов Севера. Совместно с детьми сделать макеты чума из веточек и меха или ткани и веточек; или из тонированной бумаги (конус). Организовать выставку (фото и иллюстрации) «Стойбище».
Рисование «Совушка – сова»
Программное содержание: Учить изображать сову, сидящую на ветке, располагать рисунок в центре листа, передавать окружающий фон; передавать оттенком окрас птицы, соблюдать пропорции дерева и птицы. Наглядный материал: репродукция с изображением полярной совы. Опорные карты-схемы поэтапного рисования птицы.
Раздаточный материал: листы бумаги, простой карандаш, краски акварель, две кисти, вода
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций «Птицы севера». Разбор карты-схемы лучше проводить с подгруппой 2 - 3детей, что позволит ребенку на занятии опираться на полученный опыт изображения птицы.
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня мы будем продолжать учиться рисовать штрихами, а вот кого рисовать догадайтесь сами:
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло, спать летит в дупло.
Что это за такой ночной хищник? (ответы детей).
Мы уже знаем, что у нас на севере живет полярная сова, давайте, сравним этих сов (рассматривание картин и фотографий с изображением сов разных окрасов, с акцентированием внимания на полярную сову). После анализа внешних признаков совы – величины головы и тела, размера глаз и клюва, расположения крыльев, педагог предлагает изобразить все карандашными штрихами, а потом разрисовать красками, не забывая о расположении на ветке (дереве, дупле).
В процессе рисования воспитатель советует ребятам: не торопиться, прорисовывать штрихи, изобразить настроение «настороженность», «удивление», «задумчивость» располагая глаза по-разному. Голову совы можно начать с рисования глаз, а потом располагать штрихи вокруг них. В ходе работы индивидуальная помощь детям. В конце занятия рассмотреть работы детей. Выбрать наиболее интересные и выразительные для оформления уголка природы.
Рисование. «Соцветье ЯМАЛа»
Предварительная работа:
Беседа «Мой край», рассматривание фотоальбома «Человек и север», репродукций картин В. Рыбина «Краски ЯМАЛа». Самостоятельная деятельность – работа с альбомами – раскрасками на северную тематику.
Программное содержание:
Развивать чувство симметрии. Продолжать учить располагать изображение на всем пространстве листа. Упражнять в закрашивании рисунка различными цветовыми оттенками, методом тычка (5-6лет); Учить самостоятельно, придумывать и изображать сюжет рисунка, опираясь на приобретенный опыт. Упражнять в прорисовывании мелких деталей и оттенков(6-7лет).
Наглядный материал: иллюстрации с изображением разных расположением чумов и времени суток (утро, день)
Раздаточный материал: альбомные листы, маркеры разных цветов
Ход занятия: Музыкальное сопровождение «напевы ветров»
Воспитатель:
Есть такой волшебный дом,
Тундра вся вместилась в нем,
Птицы, звери - вся природа,
Вся история народа.
Хрупка и нежна природа нашего края – чем больше мы узнаем о ней – тем больше влюбляемся. Давайте, ребята сегодня составим иллюстрации к книге «Соцветье ЯМАЛа», ведь красоту природы можно не только увидеть, рассказать, но и передать красками, отобразить на листе.
Моя земля, что названа Ямалом,
Моя земля с суровой красотой.
Ты для меня незаменима стала
И самою любимой и родной. Надежда Иванова.
Посмотрите на эти картины (изображение стойбища, чума, природы). Что хотел рассказать нам художник? (ответы детей). Давайте возьмем простой карандаш и нарисуем свою картину, а затем разукрасим цветами зимнего Севера. (воспитатель напоминает детям о расположение объектов на рисунке и показывает, как зарисовывать рисунок методом тычка.)
На заметку воспитателю: В представлении ненцев - единство и равноценность двух начал – светлого и темного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло. Одновременно и взаимно необходимое существование противоположностей органично присуще северной природе, частью которой ощущают себя ненцы. Ритмичная повторяемость, симметрия отражает цикличность процессов жизни природы и человека в ней.
Необходимо рассказать детям о суровом северном крае, о земле Ямал. Край земли – так переводиться с ненецкого языка на русский слово «Ямал». В старину называли эти места «краем крещенного света». С давних времен поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу. На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осетра, муксуна – ханты. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов и ягод. В лесном крае живут «лесные люди» – селькупы. Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»
Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...