Проект: "Этот удивительный мир насекомых"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кутрухина Ольга Владимировна

Познавательно - исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Этот удивительный мир насекомых»

Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух
.

Вид проекта: групповой. Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: 2 недели

Возраст детей: 5-6 лет.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.

Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого, его уникальность.

Актуальность проекта:

  Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому мой проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И я начала эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

  Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.

Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.

Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? На сколько велика их роль в природе?

Гипотеза: Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.

Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;

- Формирование познавательного интереса к насекомым.

Развивающие:

- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

- Развивать коммуникативные навыки;

- Развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.

Методы и формы работы:

- наблюдения

- беседы

- рассматривание иллюстраций

- настольные игры

- подвижные игры

- пальчиковые гимнастики

- дидактические игры

- заучивание стихотворений, пословиц

Предполагемый результат: 

 Систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас; различать насекомых по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к насекомым. 

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный:

1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

2. Вовлечь дошкольников в решении проблемы.

3. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

4.  Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.

5. Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.

6. Дать домашние задания родителям и детям.

Реализация проекта:

II этап – Основной этап:

Мероприятия по реализации:

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

1. «Собери насекомое» из многоугольников;

2. «Четвёртый лишний»

Воспитатель: Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».

1)Заяц, еж, лиса, шмель;

2)Трясогузка, паук, скворец, сорока;

3)Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4)Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5)Пчела, стрекоза, енот, пчела;

6)Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7)Таракан, муха, пчела, майский жук;

8)Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9)Лягушка, комар, жук, бабочка;

10)Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

3. «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе). Например:

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

4. «Хорошо-плохо»

Воспитатель: «Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»

  Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые — это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.

5. «Один – много».

1 муха - много мух.

1 комар - много комаров.

Бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, шмель, пчела и др.

6. «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка. маленькая

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы… длинные

У жука усы толстые, а у бабочки. тонкие

У шмеля спина широкая, а у водомерки. узкая

7. «Назови ласково».

Комар — комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Усы – усики

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей — муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка.

8. Составление описательных загадок про насекомых.

9. «Подбери признак»:

бабочка какая? –,

муравей какой? –,

пчела какая? – …

Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;

10.  Составление описательных загадок про насекомых.

11.  «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).

12 «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.

13.  Кто, что умеет делать?»

Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.

14. «На полянке»

15. Игра «Божья коровка»

Двигательная деятельность:

- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).

- Физкультминутка «Кузнечики».

- Физкультминутка «Божьи коровки» и т. д.

- Подвижная игра «Поймай комара», «Птицы и бабочки»

- Пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Паучок», «Червячки», «Жук».

Познавательно-исследовательская деятельность:

- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.);

- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и на природе с родителями;

- Подбор иллюстраций, картинок о насекомых из старых журналов, книг, из интернета.

- Конструирование насекомых при помощи счётных палочек.

Коммуникативная деятельность:

- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?»

Беседы с детьми: «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?», «От чего зависит окраска насекомого?», «Польза муравьев, стрекоз, тараканов», «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная, «Паук и дождевые черви – это насекомые или нет?»

Составление рассказов про насекомых.

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».

Примерные вопросы:

1. Как вы думаете, что такое луг?

2. Чем насекомые отличаются от птиц?

3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?

4. Как вы считаете, насекомые полезны?

5. Если бы ты был насекомым то, каким?

Чтение художественной литературы:

- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок  и т. д.

-Чтение и обсуждение произведений:

 Н. Романовой  «Что узнал дождевой червяк»;

К. И. Чуковского  «Муха-Цокотуха»;  

В. Сухомлинского  «Пусть будет соловей и жук»;  

И. А. Крылова  «Стрекоза и муравей»;  

В. Драгунского  «Он живой и светится» и. т. д.

- Чтение и заучивание стихов и четверостиший.

- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т. д.

Продуктивная деятельность:

Рассматривание иллюстраций к книгам;

Рисование:

Раскраски «Мир насекомых»

Рисование красками «Бабочка» с использованием нетрадиционных методов.

Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;

Аппликация:

«Божья коровка» (познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика, развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность)

Трудовая деятельность:

- Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых насекомых.

Музыкальная деятельность:

Музыкальная Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»

Аутотренинг

Взаимодействие с родителями дошкольников:

1. Осуждение плана проведения проекта, его мероприятий.

2. Домашние задания по отбору и оформлению материалов к проекту.

  Наблюдаем на участке за майским жуком, муравьями, травяным клопом, божьей коровкой:

   

Вопрос-домашнее задание детям: Если бы я была насекомым, то каким, и почему.

Даша ответила: "Я хотела бы быть божьей коровкой, потому что она добрая, не кусается, у неё нет врагов, и никто её не ест".

Вика С. ответила: "Я бы хотела быть бабочка, потому что у неё очень красивые крылья, и она восхитительно порхает".

3 этап – заключительный

Продукты проекта:

- Консультации для родителей на темы: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

- Дидактические игры, пособия, методические материалы

- Презентация «Насекомые»

- Создание альбома «Мир насекомых»  (сотворчество семьи Василия Качулина)

Результаты проектной деятельности:

1. Сформировался устойчивый интерес детей к природе.

2. Повысился уровень экологической грамотности воспитанников, сложилась система знаний детей о насекомых.

3. У детей воспиталось чувство сопереживания и желание помочь маленьким обитателям.

Выводы

  В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.

По итогам работы было отмечено:

  • Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга.

  • На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.

    Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

 Воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе, способствует формированию отзывчивой и гуманной личности.

Список литературы:

1.Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. ФГОС «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования . – М.: Мозаика -Синтез, 2016.

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А.  Экологическое воспитание дошкольников. М. : ВАКО, 2009

4.Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2015

5. О. В. Павлова. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой «От рождения до школы» . Старшая группа.- «Учитель»,2017

6. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2010.

7. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая  группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.

8. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Насекомые. » М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Этот удивительный мир насекомых"

Проект составлен по итогам тематической недели "Мир насекомых"...

Проект «Этот удивительный космос!» (старший дошкольный возраст) (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие).

Проект«Этот удивительный космос!»(старший дошкольный возраст)(Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие)....

Проект "Этот удивительный мир насекомых"

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир..Ребятам хочется узнать - как устроен муравейник, зачем пчела кружит над цветком. Их очень увлекает все , что происходит вокруг....

Тематическая неделя: «Юный исследователь» Фотоотчет по проекту: «Этот удивительный мир насекомых»

Важно  формировать у детей представления о жизни насекомых. Расширять у детей знания о многообразии насекомых....

Познавательный проект «Этот удивительный мир насекомых»

Вид проекта: познавательно – творческий. Длительность проекта: долгосрочный (с 17 августа по 28 августа). Возрастная группа: старшая (дети с 5 до 6 лет).Участники проекта: дети и родит...

Эссе на тему: «Реализация образовательных проектов в подготовительной к школе группе, на примере проекта «Этот удивительный и загадочный космос».

Возможно, в наше время уже не удивить запуском космического корабля или полётом очередного спутника Земли. Но историю возникновения этой значимой для всего мира даты, я считаю должен знать каждый чело...

Эссе на тему: «Реализация образовательных проектов в подготовительной к школе группе, на примере проекта «Этот удивительный и загадочный космос».

Использование проектной деятельности дает положительные плоды в развитии дошкольника, позволяет расширить кругозор, знания и умения, а участие каждого ребенка в исследовательской деятельности позволяе...