Проект Человек и время
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

 

 

 

 

Знакомим детей с историей возникновения различных видов часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chelovek_i_vremya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Человек и время»

Вид проекта: исследовательско-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (февраль 2015 года).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Цели проекта:

- формирование представления  детей о часах

- развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.

Задачи проекта:

развивающие: развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение;

образовательные :познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем; закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

воспитательные:  воспитывать уважение к труду людей – изобретателя, созидателя, творца; воспитывать желание и умение «беречь время»; интерес к технике, бережное отношение к приборам.

Проблема: Зачем людям нужны часы?

Зачем человеку знать время?

Как люди много лет назад могли обходиться без часов?

Что стало причиной появления современных часов?

                                        Организационный этап.

Подготовка материалов:

- Подбор наглядных и дидактических материалов: рассматривание иллюстрации часов; создание альбома «часы»; изготовление макетов солнечных,  водяных, огненных часов; выставка поделок: «цветочные часы», настольные часы, настенные часы (совместная работа детей с родителями); д/и: «Путешествие в страну часов», «Где мое место», «Что раньше, что потом», «Ходят стрелочки по кругу».

- Подбор литературы и предварительное чтение:

Беседы: «Какие часы были давным-давно?», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по-разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки».

Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Часы без стрелок(песочные часы)», «Механические часы», «Электронные часы», «Живые параметры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире».

Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик-так», Берестов «Без четверти шесть», С. Баруздин «Часы», В.Степанов «Что показывают стрелки»,  О.Корнеева «Определяем время по часам»,  В.Тунников «Мои часики»,Е.Запесочная «Который час»,Е.Гаврилина «Окружающий мир», стихи про часы и о времени, заучивание  физкультминутки «А часы идут-идут…»  

Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы древних времен точное время).

Создание проблемно-игровой ситуации: «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

Подготовка материалов для творческой деятельности: альбомный лист бумаги, гуашь, акварельные краски, кисти, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, иллюстрации часов.

                                         

                                             Продуктивный этап.

Организационный момент: дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, я очень рада встрече с вами. И хочу подарить вам тепло и улыбку.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руки,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.

Вы хотите много знать?

Введение в проблему:

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

Ног нет, а хожу

Рта нет, а скажу-

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать?

Что это?

Дети: Часы.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем людям нужны часы?

Чтобы узнать время.

В. Дети: А если бы в нашем времени сейчас исчезли часы, что случилось бы, как вы думаете?

Д.: Люди опоздали бы на работу, дети в детский сад, не посмотрели бы мультики и т.д.

В.: Правильно, мы бы не знали что и когда делать.

   

Формулирование проблемы

(появляется Незнайка, разбирает кровать, собирается лечь спать)

В.: Незнайка, что ты делаешь?

Н.: Собираюсь лечь спать.

В.: Разве ты не знаешь, когда у детей «тихий час»? Ты что, не смотрел на часы?

Н.: Часы? А что это такое? У меня нет часов. Когда  и как они появились?

В.:  Вот это да. Незнайка, не знает, что такое часы, как они выглядят и когда они появились. А вы, ребята, знаете?  

Д.: Да.  

В: Как мы можем познакомить Незнайку с часами?

Разработка плана действий

 Дети отвечают, идет свободное обсуждение различных вариантов:

- можно нарисовать часы

- можно слепить часы из пластилина

- можно сделать часы из картона

- можно сделать цветочные часы

- можно сделать часы – солнце из цветной бумаги и т. п.

А в конце занятия мы сделаем сюрприз Незнайке.

В.: Как вы думаете, часы были всегда или их когда-то не было? (ответы детей)         

В.: Верно, давным-давно часов не было, а как они появились, мы с вами сегодня и узнаем. Хотите совершить путешествие в прошлое?

Д.: Да!        

В.: Незнайка, мы приглашаем тебя совершить путешествие вместе с нами. И ты узнаешь все о часах.

                                              Поэтапное решение проблемы

(Подходят к первому столу, звучит запись пения петухов)

В.: Говорить мы будем о часах, а причем тут пение петушков? Кто-нибудь может объяснить?

- Ребята, в давние времена, люди узнавали время по «живым часам». Люди, заметили, что петух кукарекает три раза: первый раз в полночь(12 часов ночи)  - «первые петухи», глубокой ночью – «вторые петухи», и рано утром – «третьи петухи». Везде и всегда ли были петушки? Можно ли по пению петушка определить точное время?

Д.: Нет!

В.: Делаем вывод: хоть и пользовались люди «живыми часами», они были неточны и неудобны.

В.: Слышали ли вы о цветочных часах (показывает иллюстрации с изображением цветочных часов, детские подделки).

-Давным – давно люди заметили, что одни цветы раскрываются днем, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в свое «собственное время». Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов определить время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к 2 – 3 часам гасят свои золотые фонарики. Одуванчики – это часы луговые. А вот кувшинки – часы речные. В 7 часов утра они открываются навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем. Современному миру так понравилась идея цветочных часов, что во многих городах появились такие часы-цветы. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. А в пасмурную погоду цветы закрыты.

В.: А сейчас, ребята, подойдем к другому столу. (На столе иллюстрации с изображением солнечных часов, макеты солнечных часов, фонарик)

В.: Послушайте, ребята, удивительную историю. Давным-давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю, не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг по небу, и тень круг тоже пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 ровных частей, каждая часть – 1 час. Солнце взошло и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час. (Опыт с фонарем). Вот такое настоящее изобретение. Так человек изобрел циферблат (круг).

-Кто изобрел солнечные часы? (человек)

- Как можно назвать такого человека? (изобретатель)

- Как вы думаете, удобны были такие часы? Почему?

Д.: В пасмурный, дождливый день определить время трудно, потому что нет солнца.

В.: Подойдем, ребята, к следующему столу. (на столе песочные, огненные, водяные часы)

- Солнечные часы не показывали время ночью и в пасмурные дни. И тогда люди придумали водяные часы. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько времени и прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно, с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло». Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы? (воспитатель заранее изготавливает водяные часы из пластиковой бутылки; делает отверстие  в крышке с помощью шила, затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером).

- Почти сразу же появились и песочные часы. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошло 1, 3, 5 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают лекарства.

(Дети рассматривают песочные часы).

- Что было в песочных часах хорошего, а что плохого?

Д.: Хорошо – можно точно сказать, сколько прошло времени. Плохо – их все время надо переворачивать, нельзя взять с  собой.

В.: Восковая свечка – это тоже часы, их еще называют огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит и прошло времени. Поэтому каждую свечку делили на 24 части. (Демонстрирует горящую свечку).

                                              Физкультминутка.

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так (наклоны головы влево и вправо)

Тик-так, тик-так

Смотри скорей, который час (наклоны туловища влево-вправо)

Тик-так, тик-так

Налево раз, направо раз (поворот туловища влево-вправо)

Мы тоже можем так

Тик-так, тик-так (наклоны туловища вперед-назад)

В.: А теперь, давайте, подойдем еще к одному столику. (на столе иллюстрации и образцы разных часов: настенные, настольные, наручные, карманные).

- Все часы, о которых мы говорили, были неудобными и тогда человек-изобретатель придумал часы со стрелками и циферблатом. Двигателем таких часов была обыкновенная пружинка. Такие часы называли механическими. К тому времени появились мастера – часовщики. Они стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку. (дети рассматривают иллюстрации образцы разных часов)

- Как называются часы, которые висят на стене?

Д.: Настенные.

- Как называются часы, которые стоят на столе?

Д.: Настольные.

- Как называются часы, которые стоят на полу?

Д.: Напольные.

- Как называются часы, которые носят на руке?

Д.: Наручные.

- Но у всех этих часов тоже были недостатки. Может быть, вы догадаетесь, какие?

Д.: Их надо часто заводить, может сломаться пружинка, можно потерять ключик и т. д.

В.: Правильно, ребята. Жизнь не стоит на месте. Люди стали больше дорожить временем и часы стали необходимостью для всех людей. Часы стали постоянно совершенствоваться. Появились электронные и электрические часы, внутри которых поместили крохотную электрическую станцию-батарейку (демонстрация батарейки). Это пока самые удобные часы из всех созданных.Вот такой сложный путь прошли часы, чтобы мы их смогли увидеть такими, какими видим в наше время. И таким удивительным превращениям мы обязаны человеку-творцу, созидателю, изобретателю.

  Н.: Спасибо, ребята, за увлекательное путешествие. Я буду стараться беречь время и не тратить его зря. Только вот часов у меня нет…    

В.: Дети, давайте поможем Незнайке. И для того, чтобы он всегда знал время, давайте мы подарим ему часы. А какие часы мы ему можем подарить?

Ответы детей.

В.: Все часы, которые уже есть у нас, мы оставим в группе, в мини-музее часов, а для Незнайки, я предлагаю вам нарисовать для Незнайки любые часы, какие вам понравились или придумать свои.

Дети рисуют, звучит спокойная музыка.

Итог занятия

В.: Дети, сегодня вы узнали много нового. Давайте поделимся друг с другом, чем мы сегодня занимались?

- Какие часы вам понравились больше всего?

- Зачем Незнайке и всем людям нужны часы?

- Как вы думаете, помогли мы Незнайке?

Используемая литература

1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001

 2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991

 3. Гризик. Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995

 4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14

 5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить  дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000

 6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004

 7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43

 8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10

 9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Человек и время»

Методический паспорт проекта. Тема проекта: «Человек и время» Проблема: Зачем человеку знать время? Создание машины-времени.  Тип проекта: вид – монопредметный, по предмету области – математич...

Образовательный проект «Человек и время»

Образовательный проект «Человек и время», можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, наполняя темы различным содержанием, материал содержит приложение: загадки, пословицы о вр...

Методический паспорт проекта. Тема проекта: «Человек и время»

Тема проекта: «Человек и время»Проблема: Зачем человеку знать время? Создание часов своими руками Тип проекта: вид – монопредметный, по предмету области – математический, по форме – пра...

Педагогический проект «Человек и время» (Формирование представлений детей о времени)

Педагогический проект «Человек и время» (Формирование представлений детей о времени)...

Тема проекта: «Человек и время»

На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда), научатся отражат...

проект "Человек и время"

проект по познавательному ФЭМП...

Презентация проекта "Человек и время""

Презентация проекта "Человек и время" для детей старшего дошкольного возраста. Развитие интереса ко времени, как показателю свойств и отношений к окружающему миру...