Экологическая викторина «Земля – наш дом! »
материал по окружающему миру на тему

Сироткина Наталья Юрьевна

1.Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.

2. Систематизировать знания по экологии

3. Формирование целостного представления о живой и неживой природе.

4. Закрепить умение работать в команде.

5. Становление начального опыта защиты природной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya-nash_dom.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая викторина

«Земля – наш дом! »

Задачи:

1.Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.

2. Систематизировать знания по экологии

3. Формирование целостного представления о живой и неживой природе.

4. Закрепить умение работать в команде.

5. Становление начального опыта защиты природной среды.

Предварительная работа:

Разучивание стихов; беседы о насекомых, животных, птицах, растениях.

                                  Ход викторины

Звучит запись «пение птиц»

На столах разложены эмблемы, дети выбирают их по желанию и разбиваются на две команды.

Воспитатель: ребята у нас сегодня необычный день, день защиты Земли. Земля наш дом, а в доме всегда должно быть чисто и уютно!

Чтение стихотворения «Наша Земля»

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живём!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь,

Воды в пустыне не найдёшь!

А где – то снег лежит горой,

А где – то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть –

Леса и горы, и моря, всё называется Земля!

Чтобы беречь Землю, надо много знать о ней и ее обитателях.

Мы сегодня с вами проведём викторину: «Земля — наш дом!». Правила поведения во время викторины: выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему.  Кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; каждый правильный ответ оценивается шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя. 

Задание 1. «Угадай дерево». 

Воспитатель. Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу и на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно. 

- Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми, душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью, обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина)

- Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза)  

- Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет! » Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха)

- Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа)

Задание 2. Загадки о птицах. 

Воспитатель. Ребята, нужно разгадать загадки о птицах, найти нужную картинку - отгадку на столе и вывесить на доске. 

- Я в берете ярко-красном, в серой курточке атласной, 

Я деревьям всем приятель, а зовут меня все. (Дятел)

- Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, 

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

- Маленький певец лесной, лучше всех поёт весной. (Соловей)  

- Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

- Озорной мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет, крохи собирает. (Воробей)  

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Задание 3.  «Природные явления и времена года»

 В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Ответ: Вода

 

Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

Ответ: Ветер

 

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Ответ: Болото

 

 

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Ответ: Воздух

 

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые.

Ответ: Снег

 

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет.

Ответ: Сосулька

 

Зимой — звезда,

Весной — вода.

Ответ: Снежинка

Прозрачен  как стекло,

А не вставишь в окно.

Ответ: Лед

 

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

Ответ: Облака

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят … (Осень)

Я раскрываю почки, в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

движения полна, зовут меня …. (Весна)

солнце печёт, липа цветёт.

Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

Поднялись ворота, всему миру красота. (Радуга)

Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

Задание 4 «Угадай — кто?»

 Используя мимику и пластику, ребята показывают друг другу обитателей животного мира, участники команд должны угадать — кто это.   

Динамическая пауза: подвижная игра «Такой листок лети ко мне».

Задание 5 «Что не так»

 Ведущий читает сказку «Как Петя отдыхал в лесу». Конкурсанты должны найти ошибки в поведении героя сказки, за каждый правильный ответ присуждается балл.

Сказка «Как Петя в лесу гулял»

 Было это поздней ночью зимой, когда солнце уже встало. Пели птицы и распускались цветы. Петя пошел гулять в лес. Чтобы не проголодаться на прогулке, он взял с собой корзинку с едой. Шагая по лесной тропинке, он съел шоколадку, конфету, а фантики бросил под ноги. Потом подумал, что надо бы развести костер. Наломал веток и понес с собой. Когда он пришел на берег реки, искупался и стал готовить обед на костре. В котелок налил воду и туда побросал все, что было у него в рюкзаке: орехи, картошку, леденцы и фрукты. «Да» — подумал Петя — «Эта еда не для людей, пусть рыбы едят.» и вылил все в речку, туда же полетела и бутылка из под воды. Побродив по лесу, Петя засобирался домой, посмотрел на костер, в котором еще горели дрова и решил, что он потухнет сам. По дороге домой Петя нарвал много разных цветов не зная, что некоторые из них редкие и занесены в Красную книгу. Вечером он подумал «Как хорошо отдыхать в лесу!». А вы, ребята, с ним согласны?

Задание 6 «Лесные запасы»

 По полу раскидываются сосновые шишки, конкурсантам раздаются лукошки, чья команда больше соберет шишек  — выиграла.

Литературная пауза: дети читают стихи о природе 

 Что такое лес?

 Что такое лес?

Сосны до небес,

Берёзы и дубы,                                           Даша

Ягоды, грибы…

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый

И родник с живой

Ключевой водой.

 Что такое луг?

 Что такое луг?

Ковёр травы вокруг.

Цветов нарядных венчики,                                          Егор

Звонкие кузнечики.

Мотыльки игривые,

Жуки неторопливые.

С мёдом сладким пчёлки,

Песня перепёлки.

Мяты аромат,

Лета нежный взгляд

И до белых мух

С дудочкой пастух.

 Что такое поле?

 Что такое поле?

Для коней раздолье,                                     Данил Т.

Пашни полоса,

Метёлочки овса.

В поле колосится

Спелая пшеница

И шумит там рожь,

Колючая, как ёж.

В поле ветер свищет,

Мышка зёрна ищет,

Ящерка снуёт,

Солнышко встаёт.

Знает только птица,

Где его граница,

Ну а ты пойдёшь -

Края не найдёшь.

 Что такое река?

 Что такое река?                                        Тая

На воде облака.

Над водою — ивы.

Весенние разливы.

Окуни, ерши.

Кувшинки, камыши.

Пена на песке,

Лодка вдалеке.

В гнёздышке утёнок,

В домике бобрёнок.

Под корягой рак,

На берегу рыбак.

 Что такое сад?

 Что такое сад?                                        Лиана Х.

Розовый наряд.

Яблони цветущие,

Скворечники поющие.

Синие капели,

Мячики-качели.

Заросли шиповника,

Ягоды крыжовника.

Груши золотистые,

Персики пушистые.

Шорох листопада,

Осенняя прохлада.

Снегирей семейка,

Любимая скамейка.

 Что такое огород?

 Что такое огород?

Овощей хоровод.                                   Аня

Дыни сладкие,

Помидоры гладкие.

С клубникой грядки,

Грабли и лопатки.

Лейка с дождём.

Улитка под листом.

А под землёй крот

Устроил ход.

Ещё для порядка

Сторож Ванятка -

Пугало сердитое,

Соломою набитое.

 Что такое море!

 Что такое море?

Чайки на просторе.                    Данила А.

Скалы-великаны,

Холодные туманы.

Волны трёхэтажные,

Моряки отважные.

Акулы зубастые,

Киты головастые.

Камней подводных глыбы,

Диковинные рыбы.

Кораллы, осьминоги,

Медузы и миноги,

А на дне темно,

Как в кино…

 Что такое горы?

 Что такое горы?

С ветром разговоры.                                   Настя О.

Снежные вершины,

Грозные лавины.

Тропы каменистые,

Антилопы быстрые,

Пропасти бездонные

И пещеры тёмные.

Колючие кустарники,

Змеи и лишайники,

Козы-скалолазы,

А под землёй алмазы.

Реки, как хрусталь,

В синей дымке даль,

Где парит орёл -

Страж высоких гор. 

Задание 7 «Назови лишнее слово» 

- Клён, липа, берёза, тюльпан, рябина. 

- Стрекоза, комар, щука, муха, муравей. 

- Лиса, корова, ёж, заяц, волк. 

- Сорока, воробей, паук, синица, дятел.

 

Задание 8.  «В мире природы»

Какое растение может вас обжечь? (Крапива).

Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник)  

Время года, когда просыпается природа? (Весна).

 В какое время года бывает гололёд? (Зимой)

Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел).

 Кто является санитаром леса из животных? (Волк)

Домашний родственник зайца? (Кролик).

 Дикий родственник свиньи. (Кабан)

Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет).

 Готовят ли запасы еды белки? (Да)  

Зимняя квартира медведя? (Берлога).

 Где живет белка? (Дупло)

Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – нежная и теплая, как родная мама (Мать-и-мачеха).

 Гирлянды маленьких, беленьких колокольчиков висят весной между большими, остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ядовитая ягода. Что за растение? (Ландыши) 

Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики).

Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики)  

Задание 9. «Сказочные объявления» 

Вы должны догадаться, какое животное написало это объявление, и изобразить его

- «Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне». (Ёж) 
- «Что-то очень скучно одному, скучно одному, выть на луну. (Волк)  

- «Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! » (Лиса)
- «Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости. Я живу в лесу на дереве». (Белка)
- «Я очень люблю мед. Угостите меня, ребята, медом». (Медведь)
- «Кто хочет со мной попрыгать наперегонки? Победителя я угощу морковкой». (Заяц)

Задание 10.  «Экологические знаки». На столе разложены комплекты знаков  из них нужно выбрать те, которые помогают правильно вести себя с окружающей нас природой.

1 — пешеходный переход,  велосипедная дорожка, не разводить костёр в лесу

2 — светофор, железнодорожный переезд, не оставлять мусор после пикника

Заключение. Жюри подсчитывает баллы и награждает победителей

Закончим мы нашу викторину стихотвореньем.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучу и дым,

В обиду её никому не дадим!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей!

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашей планеты.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

                               детский сад комбинированного вида №56«Северяночка»

Экологическая викторина в средней группе «Земля — наш дом!»

Экологическая викторина в средней группе

«Земля – наш дом! »

                                                                       Воспитатель: Сироткина Н.Ю.

                                                                  г. Нижневартовск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА, ЗЕМЛЯ, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМ

развивать познавательную активность, воспитывать экологическое сознание через ценностную ориентацию в поведении и деятельности детей....

Викторина «Земля – наш общий дом»

1. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля, Родному краю.2. Закреплять знания о флоре и фауне.3. Развивать умение сопереживать природному окружению. Развивать желание соз...

Викторина "Земля - наш общий дом"

Викторина "Земля - наш общий дом" предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Её можно использовать  с целью совершенствования представлений о животном и растительном мире Рес...

ИГРА – ВИКТОРИНА «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

ИГРА – ВИКТОРИНА«ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»...

Экологическая викторина "Земля-наш общий дом"

Экологическая викторина "Земля-наш общий дом"...

экологическая викторина "Земля на которой мы живём!"

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНАЗЕМЛЯ, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМЦель. Обобщить представления детей о природе.  Задачи:, развивать познавательную активность, воспитывать экологическое сознание через ценност...