Унылая пора! Очей очарованье!
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Курочкина Ирина Юрьевна

Краскосрочный проект в сташей группе "Здоровое детство"

Занятие по экологии в старшей группе "Унылая пора! Очей очерованье!.."

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ:

«УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!..»

Воспитатель: Курочкина Ирина Юрьевна

Занятие по экологии в старшей группе

«УНЫЛАЯ ПОРА!  ОЧЕЙ ОЧЕРОВАНЬЕ!..»

Цели:

  • Закрепить представление детей о золотом периоде осени.
  • Учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.
  • Развивать память детей, воображение, мышление.
  • Активизировать словарный запас (заморозок, ледостав).
  • Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.

Материал:

Модели признаков осени, «Для чего дереву листья?», репродукции картин, кроссворд написанный на доске.

Предварительная работа:

Экскурсия детей в выходной день с родителями в парк осенью. Беседы «Для чего дереву листья?», «Ледостав». Чтение произведений художественной литературы: И.Соколов-Микитов «Листопадничек», А.Майков «Осень» (отрывок), А.Твардовский «Лес осенью». Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Пение песен, загадывание загадок, разучивание стихов. Рисование на тему «В осеннем парке».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. (Педагог, не объявляя автора и названия, выразительно читает стихотворение А.Пушкина «Осень» («Унылая пора! Очей очарованье!..»). Обращает внимание детей на красоту поэтического выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идет речь).

Дети. Ответ детей поочередно на вопрос педагога.

Педагог. Правильно, здесь говориться об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались?

Дети. Педагог выслушивает ответы детей.

Педагог. Правильно, деревья сейчас стоят голые, стало очень холодно, даже иногда выпадает снег, люди одеваются тепло. А как одевались люди в начале осени? Почему?

- Почему осенью люди часто надевают плащи и носят с собой зонты? (Модели).

- Каким был лес в начале осени?

- Как называют такую пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые тона?

Да, такое время называют Золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время любят взрослые, и дети. Поэты пишут стихи об осени, композиторы – песни, художники – картины. (Читает стихи об осени Е.Трутневой «Стало вдруг светлее…»)

Стало вдруг светлее вдвое,

 Двор как в солнечных лучах —

 Это платье золотое

 У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

 Листья сыплются дождем,

 Под ногами шелестят

 И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки

 С паучками в серединке.

 И высоко от земли

 Пролетают журавли.

Все летит!

 Должно быть, это

 Улетает наше лето.

А.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,

          Уж реже солнышко блистало,

           Короче становился день,

           Лесов таинственная сень

 С печальным шумом обнажалась.

 Ложился на поля туман,

 Гусей крикливых караван

 Тянулся к югу: приближалась

 Довольно скучная пора;

 Стоял ноябрь уж у двора.

  1. (Дети за столами слушают педагога)

Педагог читает стихотворение М.Садовского «Березы косы расплели…»

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда.

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело, съежилось.

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

Педагог. А кто из вас знает стихи об осени?

Дети. Читают стихи.

Педагог. Вспомните, какую картину об осени мы недавно рассматривали?

Дети. Ответы детей.

Педагог. Кто написал картину «Золотая осень»? Помните, дети, когда вы гуляли в парке с родителями, наверное, подул ветер, и на вас полил желтый, золотой дождь, вы наверное, засмеялись от радости, замахали руками. Чему вы радовались? Что это был за дождь?

Дети. Листопад.

  1. Физкультминутка (свободное построение) «Игра с листочками» (римопластика под мелодичную музыку).
  2. (За столами).

Педагог. Какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение И.Бунина «Листопад»)

Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный,

 Веселой, пестрою стеной

 Стоит над светлою поляной.

 Березы желтою резьбой

 Блестят в лазури голубой,

 Как вышки, елочки темнеют,

 А между кленами синеют

 То там, то здесь в листве сквозной

 Просветы в небо, что оконца.

 Лес пахнет дубом и сосной,

 За лето высох он от солнца,

 И Осень тихою вдовой

 Вступает в пестрый терем свой...

Е.Благиной «Лист качается узорный…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет -

Улетает, улетел!

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели: осеннее солнце, Дерево с листьями и без них).

  1. Педагог. И поэты, и мы любим осень за ее красоту. Но люди любят осень не только за красоту. За что еще? Как вы думаете?

Дети. Ответы детей.

Педагог. Верно. Осень щедра дарами: и лес, и сады, и огороды дарят людям много полезного, вкусного. Вспомните дары леса, сада, огорода.

Дети. Ответы детей с использованием моделей.

Педагог. А сейчас как выглядят поля, леса, сады, огороды?

Дети. Ответы детей.

Педагог. Услышим ли мы пение птиц? Почему птицы улетели? (Игра «Птичка»).

  1. (За столами).

Педагог. У каждого времени года свой любимый цвет. Какой любимый цвет у осени мы узнаем, если все вместе решим кроссворд.

(Решение кроссворда).

Педагог. Да, у осени любимы цвет золотой! А.С.Пушкин любил осень, в это время года у него создавалось особое поэтическое настроение и рождались красивые стихи. Вспомним еще раз его стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!..». Как вы думаете, почему Александр Сергеевич так сказал про осень? Почему «Очей очарование!» А почему «Унылая пора»?

Дети. Ответы детей.

Педагог. Под впечатлением красоты золотой осени П.И.Чайковский написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем «Октябрь».

  1. Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (репродукции находятся в раздевалке группы).

Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, педагог называет художников, названия картин. Выясняет у детей, какой осенний пейзаж они хотели бы изобразить, если бы они были художниками. Как его изобразили бы, какими красками?

Занятие можно закончить на выставке «Что нам осень подарила?»

(Дети рассматривают поделки, делятся впечатлениями, педагог выслушивает ответы детей. Выясняет у детей из чего сделаны поделки, и какие больше всего понравились детям).

Кроссворд «Осень»

ВОПРОСЫ:

1.  Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже 0 гр. В теплое время года. Верная примета этого явления – лед на лужах. Чаще всего бывает осенью и весной, очень-очень редко – летом. Что это? (Заморозок).

2.   Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь).

3.  Это явление природы бывает только осенью, Деревья наряжаются  в разноцветные узоры, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад).

4.   Если ночью намного холоднее, чем днем, то водяной пар, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это? (Роса).

5.  Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман).

6.   Осенью, когда все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лед – забереги. О начале какого периода в жизни реки говорит появление заберегов? Что это? (Ледостав).

7.  Осенью птицы собираются улетать в теплые края. Они собираются в большие группы. Как называют эти группы птиц? (Стая).

                                З   А  М  О  Р  О  З  О  К

                         Д  О  Ж  Д  Ь

                             Л  И  С  Т  О  П  А  Д

                        Р  О  С  А

                             Т  У  М  А  

Л  Е  Д  О  С  Т  А  В

              С  Т  А  Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...» Разработала: Воспитатель МБОУ д/с № 9 г.Славянска-на-Кубани Малютина Валентина Михайловна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему:  Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...» Разработала:Воспитатель МБОУ д/с № 9г.Славянска-на-КубаниМалютина Валентина Ми...

Консультация для родителей "Унылая пора, очей очарованье..."

Консультация для родителей на тему "Унылая пора, очей очарованье..." (Ознакомление с окружающим)...

Унылая пора, очей очарованье.

Сценарий осеннего развлечения. Для детей подготовительных к школе групп....

Литературный вечер "Унылая пора, очей очарование..."

Знакомство с литературными и музыкальными произведениями ,посвященными осени...

«Унылая пора! Очей очарованье!» Конспект НОД в области «Познание» с детьми подготовительной группы.

Тема "Унылая пора! Очей очарованье! "Цель:1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени.Задачи:1. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов осени и составлять об этом рассказ...