Презентация к комплексному занятию по окружающему миру Тема : Прогулка по Санкт-Петербургу. (старший дошкольный возраст)
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Низдерка Людмила Алексеевна

Цель:

Закрепить, уточнить и расширить знания детей о Санкт-Петербурге, его досто­примечательностях. (Загадки, краткая беседа и рассматривание иллюстраций .)

Интегрированная образовательная область: художественно-эстетическое развитие, речевое , познавательное, социально - коммутикативное  развитие.           

Программные задачи:

Образовательные.

Закреплять и расширять знания детей о Санкт-Петербурге.

Закреплять умения различать памятники архитектуры

Учить детей находить точное, правильное изображение достопримечательных мест среди предложенного набора неточных, неправильных картин (карточек), обращая внимание на все особенности этого памятника.

Уточнить представление ребят о добрых делах основателя нашего города - царя Петра 1. (Пётр 1 основал Санкт-Петербург, создал русский флот, не боялся простой работы: строил корабли, умел водить их по морю, мог работать в кузнице.)

(Дидактическая игра “Найди ошибку”)

Закрепление знаний детей о реках Санкт-Петербурга, учить правильно и быстро называть основные из них.

Уточнить понятие о символе города - золотом кораблике на Адмиралтейском шпиле. Дать детям новую информацию: как устроен мост, что такое “быки”. Рассказать о Дворцовом разводном мосте. (Связь внешнего вида и назначения)

Развивающие.

         Развивать психические процессы детей(внимание, память , мышление, речь).

Речевые- способствовать развитию связанной речи артикуляционного аппарата, активному и пассивному словарю.

Развивать логическое мышление.

Воспитательные.

Воспитывать чувство любви к окружающему миру, к родному городу. Воспитывать бережное отношение к памятникам архитектуры.

Оборудование : компьютер, проектор , презентация «Прогулка по Санкт-Петербургу» , подбор загадок, иллюстраций с видами города, архитектурных памятников, рек мостов, материал для аппликации .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация к комплексному занятию по окружающему миру

Тема : Прогулка по Санкт-Петербургу.

(старший дошкольный возраст)

Цель:

Закрепить, уточнить и расширить знания детей о Санкт-Петербурге, его достопримечательностях. (Загадки, краткая беседа и рассматривание иллюстраций .)

Интегрированная образовательная область: художественно-эстетическое развитие, речевое , познавательное, социально - коммутикативное  развитие.                

Программные задачи:

Образовательные.

Закреплять и расширять знания детей о Санкт-Петербурге.

Закреплять умения различать памятники архитектуры

Учить детей находить точное, правильное изображение достопримечательных мест среди предложенного набора неточных, неправильных картин (карточек), обращая внимание на все особенности этого памятника.

Уточнить представление ребят о добрых делах основателя нашего города - царя Петра 1. (Пётр 1 основал Санкт-Петербург, создал русский флот, не боялся простой работы: строил корабли, умел водить их по морю, мог работать в кузнице.)

(Дидактическая игра “Найди ошибку”)

Закрепление знаний детей о реках Санкт-Петербурга, учить правильно и быстро называть основные из них.

Уточнить понятие о символе города - золотом кораблике на Адмиралтейском шпиле. Дать детям новую информацию: как устроен мост, что такое “быки”. Рассказать о Дворцовом разводном мосте. (Связь внешнего вида и назначения)

Развивающие.

        Развивать психические процессы детей(внимание, память , мышление, речь).

Речевые- способствовать развитию связанной речи артикуляционного аппарата, активному и пассивному словарю.

Развивать логическое мышление.

Воспитательные.

Воспитывать чувство любви к окружающему миру, к родному городу. Воспитывать бережное отношение к памятникам архитектуры.

Оборудование : компьютер, проектор , презентация «Прогулка по Санкт-Петербургу» , подбор загадок, иллюстраций с видами города, архитектурных памятников, рек мостов, материал для аппликации .

Аппликация.

Тема : «Дворцовый мост» .

Цель:

Учить передавать в изображении характерные черты Дворцового моста: его разводные пролёты, массивные опоры, красивую решётку.

Закреплять умения и навыки: складывать полоски бумаги разной ширины в несколько раз - рациональный способ деления на несколько одинаковых частей. Учить составлять изображение, используя иллюстрации, фотографии. Комбинировать бумагу (мост) и карандаши, фломастеры (река, волны, птицы, кораблик, решётка моста и др. детали )

Поощрять проявление самостоятельности, творчества, активизировать личный опыт детей. (Ребёнок может дополнить свою аппликацию изображением того, что сам видел, наблюдал.)

Продолжать закреплять навыки работы с клеем.

Предварительная работа.

Беседы с детьми об истории возникновения нашего города. Просмотр DVD «Наш город- Санкт-Петербург».

Изучение символов города : герб, гимн.

Беседа о культуре поведения в общественных местах и на улицах города.

Работа с картами города.

Д\Игры: «Мой город» , «Я знаю пять названий улиц», «Что , как называется», «Собери мост» , «Назови речку», «Сосчитай всех быков»,

Сюжетно – ролевые игры», «Путешествие по городу», «Экскурсия по парку».

Рассматривание и чтение книг о Санкт-Петербурге: «Три века архитектуры», (И.С. Храбрый) , «Чудесный город» (Л. К. Ермолова) , «Санкт-Петербург» (В. Воскобойников )

Заучивание стихов и считалок о Санкт-Петербурге.

Разгадывание ребусов и кроссвордов о достопримечательностях города.

Чтение стихов о Санкт–Петербурге А. С. Пушкина «Люблю тебя Петра творение» из поэмы «Медный всадник».

Конструирование из мелкого деревянного строительного материала «Строим Санкт-Петербург».

Рисование по фотографиям города.

Аппликация «Петропавловская крепость».

Ход игры.

Воспитатель входит к детям с большой, красиво оформленной книгой в руках (любая книга о Санкт-Петербурге), обращает на неё внимание ребят.

Воспитатель. Ребята, я читала вчера эту замечательную книгу о нашем городе (листает) и нашла в ней несколько загадок. Я загадала эти загадки знакомому мальчику - он приехал к нам в гости, но он их почему-то не смог разгадать. И я, кажется, знаю, почему. Чтобы отгадать эти интересные загадки, надо жить в нашем городе, надо хорошо его знать. Может быть, вы попробуете их отгадать?

Воспитатель загадывает загадки  

1.Есть удивительный город, а в нём

Жители ходят ночами, как днём.

Белые ночи! Светлые очень.

Кто пропустить это чудо захочет?

Летнее чудо! Как же тут спать?

Праздником надо те ночи назвать.

 Можно читать, можно играть,

Можно совсем не ложиться в кровать...

Если ты знаешь тот город, мой друг,

Мне подскажи. Это… (Санкт-Петербург) (слайд 1)

2. Площадь эта главная,

Площадь эта славная.

Побывать на ней все рады:

Тут проводятся парады,

Проходят демонстранты,

Играют оркестранты.

Бывают здесь гуляния,

На лошадях катания.

Хотя она и старая,

Но выглядит, как новая,

Площадь наша главная

 По имени ... (Дворцовая ) (слайд 2)

3. Жил давно в России царь, Очень мудрый государь.

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым;

Он и плотник, и кузнец,

Кто был царь тот-удалец?

(Пётр 1) (слайд 3)

4. Памятник из бронзы:

Честь царю, хвала!

Мчится, словно ветер, конь,

Тянет удила.

На коне сидит герой,

Он красивый, молодой.

Это - память в честь Петра, Много сделал он добра.

Скачет воин в будни, в праздник,

А зовётся ... (“Медный всадник”) (слайд 4)

По мере отгадывания этих загадок на стенде постепенно размещаются фотографии или картины с изображением Дворцовой площади, портрета Петра 1

памятника “Медный всадник”.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как появился наш город, какая постройка была самой первой?

Выслушиваются ответы детей о Петропавловской крепости на Заячьем острове, (слайд 5). При необходимости ответы детей (уточняются и дополняются).

Воспитатель. Давайте-ка поиграем с вами в игру “По болоту Пётр пошёл”, эта игра напомнит нам о том, как появился наш город.

П\И  “По болоту Пётр пошёл”

По Болоту Петр пошел

Остров Заячий нашел

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут

Крепость новая стоит

Пушками врагу грозит

Бам-бам, бам-бам

Не осталось зайцев там

Зайцы пушек испугались,

За кусточки испугались.

Воспитатель задает загадки детям с показом различных зданий Санкт-Петербурга (Кунсткамера, Русский музей, Эрмитаж) Детям предлагается угадать, о каком здании говорится в загадке, а затем найти его на слайде.

Загадки:

1.Петр диковины любил

  Собирал их и копил

  И с причуды царской сей

  Первый создан был музей(слайд 6 кунсткамера)

2. Зимний дворец возле Невы

   Жили когда-то в нем наши цари

   Ну а сейчас в нем огромный музей

   Города гордость и Родины всей

         3.Мы увидим во дворце

   Знаменитые полотна.

  Львы на каменном крыльце

  Пропускают нас охотно.

Посмотреть зовут Петрова,

Сурикова и Серова.

«Ночь» Куинджи в галерее,

И «Последний день Помпеи»…

Петербуржцев и гостей –

Всех зовёт… (слайд 7 «Русский музей»)

   Воспитатель задает загадку :

На площади Дворцовой

Стоит он много лет…

Все им восхищаются,

Здесь равнодушных нет.

Из разных стран художники

Картины привезли,

Чтоб их полотна дивные

Увидеть все могли.

И чего здесь только нету:

Знаменитостей портреты,

Удивительные вазы,

Украшения в алмазах…

Раньше был он для царей,

А теперь тут стал музей.

Это наш, это ваш

Петербургский … .(слайд 8 Эрмитаж Зимний дворец)

Далее следует несколько вопросов об Эрмитаже. Воспитатель спрашивает детей, кто побывал с родителями в музее. Подчёркивается, что музей Эрмитаж (или Зимний дворец) доступен каждому, кто захочет увидеть самые лучшие произведения художников, скульпторов, здесь часто проводятся интересные выставки.

Проводится дидактическая игра “Найди ошибку”

Описание игры.

Воспитатель. Ребята, гуляя возле музея, я видела на улице много художников. Одни из них рисовали портреты прохожих, другие - рисовали различные памятники. Некоторые художники подарили мне свои картины, вот они. (Воспитатель обращает внимание детей на несколько картин на стенде или ширме.) Все художники рисовали одно и то же: памятник Петру 1, который называется “Медный всадник”. Только вот картины у да получались почему-то разные. Я открою вам секрет: по фамилиям этих художников в можете догадаться, какой у них характер. Один художник - Ленивый, другой - Торопливый, третий - Боякин, четвёртый - Авоськин, пятый - Кисточкин. А теперь просмотрите на их работы внимательно, нам надо выбрать из них самую лучшую - ту, на которой всё нарисовано правильно и точно.

Дети рассматривают картины с комментариями воспитателя, выбирают самую лучшую

(Слайд 9а. художник Ленивый).Не стал рисовать всадника, очень уж ему лень стало.

 (Слайд 9б. художник Торопливый. Так торопился , что не обратил внимания на форму камня.

(Слайд 9в. художник Боякин). Увидел тучу, испугался дождя и убежал домой. Вместо памятника на картине только камень и капли дождя.

(Слайд 9г. художник Авоськин). Забыл нарисовать коня и подумал: «Авось, не заметят»

(Слайд 10 художник Кисточкин) .Всё изобразил точно, правильно. Его работа больше всех похожа на настоящий памятник. Эту картину мы оставим в группе. А остальные картины мы вернём и попросим художника Ленивого - не лениться, художника Боякина - не бояться ни дождя, ни снега, ни града; художника Торопливого - поменьше торопиться, а художника Авоськина - быть старательным и внимательным.(слайд 11 Медный всадник)

Воспитатель. А теперь, ребята, я хочу вас попросить помочь мне разрешить один спор. Вчера в нашем дворе два мальчика поспорили: сколько в нашем городе рек. Спорили- спорили, чуть не подрались. Один кричит: “Три!” Другой в ответ: “Нет, пять!” А вы как думаете? Сможете им помочь? (Дети отвечают) Да, молодцы. В нашем городе очень много рек - почти 60. (А если считать ручьи и каналы, то их более 80). А названия наших Петербургских рек вы знаете? Давайте поиграем с вами в игру “Плыл кораблик по волнам”. Считалочка поможет нам выбрать того, кто будет “корабликом”.

Проводится игра “Плыл кораблик по волнам"

 .

Считалка. Из газеты из вчерашней

Был кораблик мой бумажный...

Он по рекам проплывал,

Имя каждой называл.

Главная река- Нева,

Дальше- подскажи слова.

Говорят, говорят,

Их почти что шестьдесят!

Кто не верит – выбегай,

Походи да посчитай!

Выбранный ребёнок одевает на голову шапочку из газеты в виде кораблика.

Описание игры.

Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас карточки - помогалочки. Глядя на них, вы легко и быстро назовёте реки нашего города.

Ребёнок-“кораблик" показывает поочерёдно карточки.

( На карточках ассоциативные изображения рек)

Воспитатель. Молодцы ребята. За полминутки сразу 10 речек назвали, Давайте попросим наш “Кораблик” поместить эти карточки - помогалочки на стенд.

Ребёнок выставляет картинки, а воспитатель сопровождает каждую короткими забавными стишками. Таким образом дети ещё раз закрепляют названия рек.

1.Среди культурных, чистых жителей

 Грязнулю видеть не хотите ли?

Он с грязной рожицей гуляет

 И прохожих всех пугает.

Не жалей воды, умой-ка

Ты грязнулю, речка Мойка.(слайд рек 12)

2.Для фонтанов очень-очень

Нам вода нужна была.

Той воды не пожалела

 Речка добрая, дала.

- Мне воды совсем не жалко, -

 Говорит река Фонтанка.)

3.Речка Чёрная черна,

Не видать от грязи дна.

4.Солнце светит ясненько,

Течёт речка Красненькая.

5.Вдоль по Каменке гулял,

Долго камни собирал.

6.На Глухарку я пошёл,

Глухарей там не нашёл.

7.На Крестовку я пошёл,

Крестик золотой нашёл.

8.Кто на Карповку пойдёт,

Много карпов принесёт.

9.Я вдоль Волковки гулял,

Волка след весь день искал.

10.В Таракановке купайся,

Тараканов не пугайся.

Эти карточки можно оставить на некоторое время в групповой комнате
на видном месте, чтобы дети спокойно рассмотрели их.

Воспитатель. (обобщает) Вот видите, ребята, как много в нашем городе рек, их почти что 80, а не три, и не пять, как спорили мальчики. По многим рекам плавают большие корабли и маленькие кораблики. Они перевозят различные грузы, возят пассажиров. Санкт-Петербург не зря называют городом морской славы. И об этом нам с вами всегда напоминает красивый золотой кораблик на Адмиралтейском шпиле. (слайд  13 Золотой кораблик на адмиралтейском шпиле)

Воспитатель. Ребята, а кто из вас гулял по набережной нашей главной реки - Невы?

А Дворцовый мост вы видели? Проходили по нему? (Воспитатель показывает слайд 14  с изображением Дворцового моста, дети рассматривают.)

Вот какой замечательный Дворцовый мост. Посмотрите внимательно, как устроен мост? Что у него есть?. Опоры, пролёты, решётки. Ребята, а как вы думаете, зачем мостам нужны вот такие опоры? (слайды 14,15,16,17)

Воспитатель, (показывает их на фото, выслушивает ответы детей, затем обобщает и уточняет) Да, правильно. Эти опоры держат мост, поднимают его над водой. Они должны быть очень прочными, чтобы их не повредила сильная волна, чтобы по мосту можно было провезти тяжёлые грузы. Такие опоры называются быками. Посмотрите, они, как будто такие же мощные, такие же сильные, как быки. А теперь, когда вы узнали об этих быках, я предлагаю вам выполнить вот такое задание. Вы должны правильно сосчитать всех быков.

Проводится дидактическая игра “сосчитай всех быков”

Ребята рассматривают фото, на котором изображён мост с опорами (быками) и несколько животных - быков. Дети, проявляя сообразительность, должны правильно сосчитать всех быков (и опоры, и животных - вместе) В этом задании ребята закрепляют понятие “быки ” - это опоры моста.

Воспитатель. Дети, а знаете ли вы, что у Дворцового моста есть секрет? Хотите я поделюсь с вами этим секретом? Сейчас я расскажу вам сказку, из которой вы узнаете что-то интересное. Сказка называется “Секрет Дворцового моста”

Воспитатель читает сказку “секрет дворцового моста”

Секрет Дворцового моста

Стоит над красавицей Невой удивительный город. Называется он Санкт-Петербург. Здесь на каждом шагу поджидают вас секреты. Есть свой секрет и у Дворцового моста. Хотите его узнать?

Дворцовый мост был гордецом и молчуном. Гордился мост не зря: не у каждого есть такое красивое имя! А молчал он оттого, что говорить ему было некогда: он работал. Работал утром, когда пешеходы и автомобили спешили по важным делам. Работал днём, когда по нему проезжали большие нарядные экскурсионные автобусы с гостями из разных стран. Работал даже ночью, когда помогал переправлять без задержки речные грузы. Но не все любят трудиться. Вот посмотрите хотя бы на этих бездельниц!

Да, да - это песчинки, которые валяются всюду или от скуки пристают ко всем. То прижмутся к колесу автомобиля, то приклеятся к чьей-нибудь подошве. Так и путешествуют, глазея на мир. А попадаются среди этих лентяек такие невоспитанные, что залезают вам прямо в глаз или в нос! Пользы от них - никакой, одни огорчения! Некоторые песчинки особо ленивы: спрыгнут с колеса или с подошвы ботинка на мост да и валяются тут без дела, глядя на невские волны и слушая крики чаек. Но даже безделье может надоесть. Одолела песчинок скука. Стали они от скуки дразнить Дворцовый мост, на котором лежали. “Мост, мост, на чём стоишь? На быках? А быки при рогах?” - хихикали песчинки-озорницы. А мост обиженно молчал. Но бездельницы не унимались, они уже хором распевали дразнилку:

Мост на быках,

Покатай на рогах!

Не боимся мы рогов,

Хоть и много тут быков!

А между тем наступила ночь. Дворцовый мост к тому времени очень рассердился на лентяек-озорниц.

Я не рогатый,

Я - разводной!

Вас, озорные,

Умою водой!

Свои руки разведу,

Всех вас в речке утоплю!

Так проскрипел мост и со скрежетом и звоном развёл свои могучие руки-пролёты, поднял их кверху и стряхнул с себя непрошеных гостей. Все песчинки, лежавшие на мосту, свалились прямо в воду! А в воде-то уж не очень поболтаешь, будет слышно только: “Буль-буль-буль!” Вот и лежат теперь песчинки тихонечко на дне Невы и помалкивают, жалея о том, что так поздно узнали секрет Дворцового моста.

Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами и узнали , какой секрет есть у Дворцового моста.

У Дворцового моста

Есть секрет такой:

Днём, как все мосты, висит,

Ночью - разводной.

Для того, чтобы большие теплоходы, грузовые суда могли проплывать без задержки по нашим рекам, могли вовремя доставлять пассажиров и грузы, люди и придумали такой вот секрет. А вы хотите рассказать своим друзьям о том, что узнали сегодня? Да?

Я предлагаю вам сейчас сделать интересную работу: пусть каждый из вас сделает открытку с изображением Дворцового моста, отнесёт её домой, покажет маме и папе, друзьям, поделится с ними секретом, который узнали здесь. Согласны?

Дворцовый мост перекинут через Неву. Изобразить реку нам помогут фломастеры. Посмотрите, как выглядит мост, когда он разведён:

а)        мост держится на опорах - быках, вот они (прочные, мощные).

б)        на опорах расположены пролёты моста (прямые, ровные, прочные). В середине моста пролёты разведены. Посмотрите, как они подняты вверх.

в)        есть решётка. Она предохраняет транспорт и пешеходов от падения в реку, а также украшает мост.

г)        на мосту есть фонари для освещения.

Проводится аппликация «Дворцовый мост Санкт-Петербурга»

Дети переходят к столам, приготовленным для  аппликации, приступают к работе. Воспитатель кратко обсуждает с ребятами план предстоящей работы: что, как и из чего будут делать, в какой последовательности, какие рациональные способы работы с бумагой будут использовать.

1) Обсудить выбор цвета бумаги для отдельных частей моста.

2) Для опор надо нарезать широкие полосы бумаги и разделить их на равные части, складывая в несколько раз, разрезать по сгибам.

3)Для пролётов нарезать узкие длинные полосы бумаги. Также делить рациональным способом, сгибая.

4) Грамотно составлять изображение на открытке, добиваясь сходства с реальностью.

5) Работать над деталями: с помощью фломастеров нарисовать решётки, фонари, волны, корабли и т. д.

Работа детей может сопровождаться спокойной музыкой. Готовые открытки помещаются на видном месте. Даётся положительная оценка.
Воспитатель хвалит детей за проявленное творчество.
Воспитатель. Эта открытка напомнит нам о прогулке по любимому городу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация : « Прогулка по Санкт-Петербургу». Выполнила Низдерка Людмила Алексеевна

Слайд 2

Дворцовая площадь г. Санкт-Петербург

Слайд 3

Петр I

Слайд 4

Медный всадник

Слайд 5

Петропавловская крепость

Слайд 6

Кунсткамера

Слайд 7

Русский музей

Слайд 8

Эрмитаж

Слайд 9

Рисунки художников

Слайд 10

Рисунок художника Кисточкина Медный всадник

Слайд 11

Памятник Петру I Медный всадник

Слайд 12

Картинки рек (карточки - помогалочки )

Слайд 13

Золотой кораблик на адмиралтейском шпиле

Слайд 14

Дворцовый мост

Слайд 15

Опоры моста

Слайд 16

Пролеты моста

Слайд 17

Решетки Дворцового моста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайды презентации занятия по окружающему миру "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста

Презентация проводилась как часть занятия, полный конспект занятия приводится отдельно....

Дидактическое пособие ЛЭПБУК на тему: "Санкт - Петербург" для старшего дошкольного возраста.

Методическое пособие для воспитателей старшего дошкольного возраста помогает закреплять полученные знания детей или знакомить детей с чем то новым, незнакомым. Благодаря этой формы работы дети мн...

«Прогулки по Санкт-Петербургу с детьми дошкольного возраста»

Сколько интересных мест в Петербурге можно посетить с ребенком.Недаром говорят, что Санкт-Петербург «Музей под открытым небом».Так дети более полно и осознанно усвоят знания о нашем городе...

«Санкт-Петербург для старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Мой опыт работы со старшим дошкольным возрастом по знакомству детей с городом Санкт-Петербург...

Сценарий праздника, посвященного дню города Санкт-Петербург для старшего дошкольного возраста

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста «День рождения Санкт-Петербурга»  (Дети входят в зал под песню «Санкт – Петербург», рассаживаются)Ведущая: ...