Исследовательская работа "Кому и зачем нужна гармонь"
творческая работа учащихся по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Щукина Елена Михайловна

В исследовательской работе рассматривается значение гармони дляя русского человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Я - исследователь»

Предметное направление - Гуманитарное

Тема: «Кому и зачем нужна гармонь»

Автор:

 Шишуев Егор Артемович

МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка»

 города Алатырь Чувашской Республики

Старшая группа

Научный руководитель:

Щукина Елена Михайловна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка»

 города Алатырь Чувашской Республики

2017 год

Введение

Своя, простая, русская, народная,
Гармонь тревожит сердце благородное,
И музыкой волнующей, особенной,
Вновь наши души связывает с Родиной!
Сергей Борискин

Когда мне было 2 года, я впервые увидел гармонь у моей прабабушки. Ее купил мой  прадед, когда был молодым. Я сразу захотел на ней поиграть, но она была большая и тяжелая. Мы забрали ее домой. Я расстраивался, что у меня не получается. И когда мне исполнилось 4 года, на день рождения дед подарил мне настоящую маленькую гармошку! Я очень радовался, играл на ней  и даже спать с ней ложился. Однажды я принес гармонь в детский сад. Моя воспитательница Елена Михайловна и все дети очень обрадовались. Я играл на гармони, а дети плясали. Потом всем захотелось поиграть, и мы играли по очереди. Я еще не умею играть на гармони по-настоящему, но очень хочу научиться.

Мне очень нравится смотреть по телевизору передачу «Играй, гармонь любимая!» Жаль, что эта передача идет только раз в неделю, а других передач нет. Поэтому я смотрю по Интернету ролики, как играют на гармони дети и взрослые.  Я хочу, чтобы все люди полюбили гармонь, умели играть на ней, а у кого не получается, то слушать или петь.

Но пока что существует проблема: Гармонь – традиционный русский народный инструмент, но она  редко звучит в современной жизни.

Цель моего исследования: Постараться доказать, почему  гармонь не должна исчезать из жизни современного российского человека.

Для этого мы поставили следующие задачи:

- исследовать, кто и когда изобрел гармонь в России;

- выяснить, где, кто  и какую музыку играли на гармони в прошлые времена;

- узнать, где, кто и какую музыку играет на гармони в настоящее время;

- исследовать, какое действие оказывает гармонь на российского человека.

Предмет исследования: гармонь.

Гипотеза исследования: Допустим, что гармонь нужна человеку для хорошего настроения и веселья на праздниках

Методы и средства исследования:

- Просмотр и чтение книг и журналов о гармони и гармонистах.

- Изучение информации на сайтах интернета.

- Просмотр телематериалов (передачи, фильмы, концерты).

- Наблюдение за игрой гармонистов.

- Прослушивание песен под гармонь.

- Беседы с людьми.

- Обобщение материалов.

Основная часть

В какой стране родилась гармонь – в Германии или в России, до сих пор точно не установлено. Русская гармонь – это та, что отражает духовный мир русского человека, а значит,  и родиться она как национальный инструмент могла лишь в России. Уже в 1830 году начал их изготавливать в России тульский мастер Иван Сизов. За одно десятилетие инструмент распространился по всем российским губерниям. Гармонь стала любимым народным инструментом для всех людей – не только богатых, но и бедных, особенно крестьян. Многоголосая, живая, звонкая гармонь очень полюбилась русским людям: она была недорогой, прочной, с ярким громким звуком; на ней легко можно было научиться играть разные мелодии песен, танцев и так любимых в народе частушек.

Мастерить гармони стали по всей России. Талантливый русский человек с богатой фантазией изобретал сотни и тысячи разновидностей одного инструмента под названием гармонь. В России гармонь может быть однорядной, двухрядной, трехрядной. Саратовская гармонь, к примеру, оснащена колокольчиками. Гармони различались по конструкции, формам, размерам. Бытовали такие разновидности, именуемые, как правило,  по месту производства: бологовка, касимовка, саратовка, черепашка, ливенка, вятка, роялка, тулка. (См. приложение 1)

В моем родном городе Алатыре в середине прошлого века тоже производили гармони на Алатырской гармонно-лыжной фабрике. (См. приложение 2) Мне очень жаль, что в настоящее время этой фабрики не существует.

Также возникли национальные разновидности гармони: татарская, марийская, дагестанская, кабардинская и другие. (См. приложение 3)

Название «гармонь» прижилось именно в России. В других странах используется название «гармоника». У гармони есть «братья»: баян и аккордеон, но по сравнению с ними, гармонь меньше размером и проще устроена. Гармонику можно назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.

Кто же и где играл на гармони в прежние времена? В основном это были деревенские мужчины, так как большинство простых людей в те времена жили в деревне. Когда я слушал песни, которые пелись под гармонь, то понял, что гармонь не только веселила человека.  Вместе с гармонью человек мог и грустить, она помогала ему выражать то, что было в его душе. А еще гармонь помогала людям и в труде – в перерывы тяжелой работы играла гармонь и как будто прибавляла человеку сил. Моя прабабушка рассказывала, что после работы в поле люди очень уставали, но вечером гуляли по деревне с гармонистом, пели песни, плясали, и усталость пропадала. Гармониста все очень любили, потому что он был веселый, хорошо играл, с ним было интересно всем.

Потом пришло время, когда люди стали перебираться жить и работать в город. Появились другие музыкальные инструменты, например, гитара, на которых стало модно играть в городе. И гармонь стали забывать…

Кто и где играет на гармони в настоящее время?  В настоящее время среди гармонистов есть любители, которые учатся играть на гармони сами, и профессионалы, которые обучаются игре в музыкальных школах, училищах. Но таких школ и училищ, к сожалению,  немного. Сейчас можно увидеть по телевизору в передаче «Играй, гармонь любимая!», как играют на гармони не только мужчины, но и женщины, и дети. И мне очень нравится слушать и смотреть, как они играют. Есть еще и целые ансамбли гармонистов, и даже семейные ансамбли! В этой передаче, кроме игры на гармони,  можно увидеть разные города и республики нашей родины и красоту ее природы. И в песнях так красиво поется про это.

 

Мне стало известно, что в России проводятся конкурсы гармонистов. Например, сейчас начинается фестиваль-конкурс в г. Орел, в котором будут участвовать гармонисты не только из России, но и из других республик и стран. 

Я думаю, что, если бы гармонь звучала по телевизору чаще  (в передачах, на концертах), и если бы показывали, что на ней играют молодые люди и дети, то гармонь стала бы опять самым любимым инструментом у нашего народа.

А еще я хочу сказать про то, что гармонь помогла нашим бойцам в Великую Отечественную войну победить фашистов. Мне мама читала про Василия Теркина, и я об этом узнал. Значит, гармонь – тоже герой! И ей надо поставить памятник! (См. приложение 5)

Работа над исследованием мне очень понравилась. Я узнал много нового и интересного про мой любимый музыкальный инструмент:

- Узнал, что гармонь появилась в России в начале 19-го века. С 1830 года их начал изготавливать тульский мастер Иван Сизов.

- Выяснил, что в прежние времена на гармони играли в основном деревенские мужчины. Под гармонь плясали и пели не только частушки и веселые песни, но и грустные, и лирические.

- Выяснил, что в настоящее время гармонь звучит и в деревнях, и в городах, но редко, так как популярными стали другие музыкальные инструменты.

- Узнал, что гармонь любят не только в России, но и во многих других республиках и странах.

 

 

Заключение

В результате работы я сделал следующие выводы:

- Гармонь нужна человеку для души. Она помогает ему не только в  радости, но и в грусти, и в труде, и даже на войне.

- У человека, который любит гармонь, добрая душа, и он любит свою родину.

- Гармонь – многонациональный музыкальный инструмент. Если гармонь будет звучать, люди будут добрее, и им не захочется воевать друг с другом.

Список литературы

1. Сизова Р., Селимова Р.Ф. «Учусь создавать проект»

2. Махрин Ю. «Гармонь Василия Теркина»  («Парламентская газета» №15, стр.19 от 30.06.05)

3. Журналы «Играй, гармонь»

4. «История гармони» http://www.letopis.info/themes/music/istorija_garmoni.html

5.  «Гармонь как воплощение русской идеи» http://polygamist.narod.ru/0400/0495.html

6.  «Вся жизнь – гармонь!...» http://harpsolo.narod.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект "Зачем нужны часы?"

Проект "Зачем нужны часы"  познакомил детей с устройством часов, с историей их возникновения, развивал интерес, умение рассуждать, находить нужную информацию из разных источников, делат...

Детский исследовательский проект "Зачем нужны слёзы?"

Детский исследовательский проект "Зачем нужны слёзы?"...

Исследовательская работа "Зачем нужно машинное масло?"

Исследовательская работа ребёнка подготовительной к школе группы "Зачем нужно машинное масло?"...

Исследовательский проект "Кому и зачем нужна вода"

Познакомить детей младшего возраста с явлением неживой природы – вода...

Экспериментально-исследовательский проект на тему "Зачем нужно мыть руки".

Цель  исследования:зачем нужно  мыть руки                                          ...

Информационно-исследовательский проект «Зачем нужны дождевые черви?»

Постоянно читаю детям экологические сказки, сказки о животном мире. И ребят заинтересовала сказка  "Дождевой червяк" Марины Бабенко. Я принесла в детский сад живых червячков,мы с ребята...

Исследовательская деятельность по теме «Зачем нужны деньги»

Каждый день люди ходят на работу и за свой труд получают деньги. Взрослые говорят, «без денег не прожить», «за всё нужно платить», но зачем? Возникает противоречие - как было б...