Исследовательская работа "Кому и зачем нужна гармонь"
творческая работа учащихся по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В исследовательской работе рассматривается значение гармони дляя русского человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Я - исследователь»
Предметное направление - Гуманитарное
Тема: «Кому и зачем нужна гармонь»
Автор:
Шишуев Егор Артемович
МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка»
города Алатырь Чувашской Республики
Старшая группа
Научный руководитель:
Щукина Елена Михайловна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка»
города Алатырь Чувашской Республики
2017 год
Введение
Своя, простая, русская, народная,
Гармонь тревожит сердце благородное,
И музыкой волнующей, особенной,
Вновь наши души связывает с Родиной!
Сергей Борискин
Когда мне было 2 года, я впервые увидел гармонь у моей прабабушки. Ее купил мой прадед, когда был молодым. Я сразу захотел на ней поиграть, но она была большая и тяжелая. Мы забрали ее домой. Я расстраивался, что у меня не получается. И когда мне исполнилось 4 года, на день рождения дед подарил мне настоящую маленькую гармошку! Я очень радовался, играл на ней и даже спать с ней ложился. Однажды я принес гармонь в детский сад. Моя воспитательница Елена Михайловна и все дети очень обрадовались. Я играл на гармони, а дети плясали. Потом всем захотелось поиграть, и мы играли по очереди. Я еще не умею играть на гармони по-настоящему, но очень хочу научиться.
Мне очень нравится смотреть по телевизору передачу «Играй, гармонь любимая!» Жаль, что эта передача идет только раз в неделю, а других передач нет. Поэтому я смотрю по Интернету ролики, как играют на гармони дети и взрослые. Я хочу, чтобы все люди полюбили гармонь, умели играть на ней, а у кого не получается, то слушать или петь.
Но пока что существует проблема: Гармонь – традиционный русский народный инструмент, но она редко звучит в современной жизни.
Цель моего исследования: Постараться доказать, почему гармонь не должна исчезать из жизни современного российского человека.
Для этого мы поставили следующие задачи:
- исследовать, кто и когда изобрел гармонь в России;
- выяснить, где, кто и какую музыку играли на гармони в прошлые времена;
- узнать, где, кто и какую музыку играет на гармони в настоящее время;
- исследовать, какое действие оказывает гармонь на российского человека.
Предмет исследования: гармонь.
Гипотеза исследования: Допустим, что гармонь нужна человеку для хорошего настроения и веселья на праздниках
Методы и средства исследования:
- Просмотр и чтение книг и журналов о гармони и гармонистах.
- Изучение информации на сайтах интернета.
- Просмотр телематериалов (передачи, фильмы, концерты).
- Наблюдение за игрой гармонистов.
- Прослушивание песен под гармонь.
- Беседы с людьми.
- Обобщение материалов.
Основная часть
В какой стране родилась гармонь – в Германии или в России, до сих пор точно не установлено. Русская гармонь – это та, что отражает духовный мир русского человека, а значит, и родиться она как национальный инструмент могла лишь в России. Уже в 1830 году начал их изготавливать в России тульский мастер Иван Сизов. За одно десятилетие инструмент распространился по всем российским губерниям. Гармонь стала любимым народным инструментом для всех людей – не только богатых, но и бедных, особенно крестьян. Многоголосая, живая, звонкая гармонь очень полюбилась русским людям: она была недорогой, прочной, с ярким громким звуком; на ней легко можно было научиться играть разные мелодии песен, танцев и так любимых в народе частушек.
Мастерить гармони стали по всей России. Талантливый русский человек с богатой фантазией изобретал сотни и тысячи разновидностей одного инструмента под названием гармонь. В России гармонь может быть однорядной, двухрядной, трехрядной. Саратовская гармонь, к примеру, оснащена колокольчиками. Гармони различались по конструкции, формам, размерам. Бытовали такие разновидности, именуемые, как правило, по месту производства: бологовка, касимовка, саратовка, черепашка, ливенка, вятка, роялка, тулка. (См. приложение 1)
В моем родном городе Алатыре в середине прошлого века тоже производили гармони на Алатырской гармонно-лыжной фабрике. (См. приложение 2) Мне очень жаль, что в настоящее время этой фабрики не существует.
Также возникли национальные разновидности гармони: татарская, марийская, дагестанская, кабардинская и другие. (См. приложение 3)
Название «гармонь» прижилось именно в России. В других странах используется название «гармоника». У гармони есть «братья»: баян и аккордеон, но по сравнению с ними, гармонь меньше размером и проще устроена. Гармонику можно назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.
Кто же и где играл на гармони в прежние времена? В основном это были деревенские мужчины, так как большинство простых людей в те времена жили в деревне. Когда я слушал песни, которые пелись под гармонь, то понял, что гармонь не только веселила человека. Вместе с гармонью человек мог и грустить, она помогала ему выражать то, что было в его душе. А еще гармонь помогала людям и в труде – в перерывы тяжелой работы играла гармонь и как будто прибавляла человеку сил. Моя прабабушка рассказывала, что после работы в поле люди очень уставали, но вечером гуляли по деревне с гармонистом, пели песни, плясали, и усталость пропадала. Гармониста все очень любили, потому что он был веселый, хорошо играл, с ним было интересно всем.
Потом пришло время, когда люди стали перебираться жить и работать в город. Появились другие музыкальные инструменты, например, гитара, на которых стало модно играть в городе. И гармонь стали забывать…
Кто и где играет на гармони в настоящее время? В настоящее время среди гармонистов есть любители, которые учатся играть на гармони сами, и профессионалы, которые обучаются игре в музыкальных школах, училищах. Но таких школ и училищ, к сожалению, немного. Сейчас можно увидеть по телевизору в передаче «Играй, гармонь любимая!», как играют на гармони не только мужчины, но и женщины, и дети. И мне очень нравится слушать и смотреть, как они играют. Есть еще и целые ансамбли гармонистов, и даже семейные ансамбли! В этой передаче, кроме игры на гармони, можно увидеть разные города и республики нашей родины и красоту ее природы. И в песнях так красиво поется про это.
Мне стало известно, что в России проводятся конкурсы гармонистов. Например, сейчас начинается фестиваль-конкурс в г. Орел, в котором будут участвовать гармонисты не только из России, но и из других республик и стран.
Я думаю, что, если бы гармонь звучала по телевизору чаще (в передачах, на концертах), и если бы показывали, что на ней играют молодые люди и дети, то гармонь стала бы опять самым любимым инструментом у нашего народа.
А еще я хочу сказать про то, что гармонь помогла нашим бойцам в Великую Отечественную войну победить фашистов. Мне мама читала про Василия Теркина, и я об этом узнал. Значит, гармонь – тоже герой! И ей надо поставить памятник! (См. приложение 5)
Работа над исследованием мне очень понравилась. Я узнал много нового и интересного про мой любимый музыкальный инструмент:
- Узнал, что гармонь появилась в России в начале 19-го века. С 1830 года их начал изготавливать тульский мастер Иван Сизов.
- Выяснил, что в прежние времена на гармони играли в основном деревенские мужчины. Под гармонь плясали и пели не только частушки и веселые песни, но и грустные, и лирические.
- Выяснил, что в настоящее время гармонь звучит и в деревнях, и в городах, но редко, так как популярными стали другие музыкальные инструменты.
- Узнал, что гармонь любят не только в России, но и во многих других республиках и странах.
Заключение
В результате работы я сделал следующие выводы:
- Гармонь нужна человеку для души. Она помогает ему не только в радости, но и в грусти, и в труде, и даже на войне.
- У человека, который любит гармонь, добрая душа, и он любит свою родину.
- Гармонь – многонациональный музыкальный инструмент. Если гармонь будет звучать, люди будут добрее, и им не захочется воевать друг с другом.
Список литературы
1. Сизова Р., Селимова Р.Ф. «Учусь создавать проект»
2. Махрин Ю. «Гармонь Василия Теркина» («Парламентская газета» №15, стр.19 от 30.06.05)
3. Журналы «Играй, гармонь»
4. «История гармони» http://www.letopis.info/themes/music/istorija_garmoni.html
5. «Гармонь как воплощение русской идеи» http://polygamist.narod.ru/0400/0495.html
6. «Вся жизнь – гармонь!...» http://harpsolo.narod.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-исследовательский проект "Зачем нужны часы?"
Проект "Зачем нужны часы" познакомил детей с устройством часов, с историей их возникновения, развивал интерес, умение рассуждать, находить нужную информацию из разных источников, делат...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/07/picture-626690-1712486333.jpg)
Детский исследовательский проект "Зачем нужны слёзы?"
Детский исследовательский проект "Зачем нужны слёзы?"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/07/picture-626690-1712486333.jpg)
Исследовательская работа "Зачем нужно машинное масло?"
Исследовательская работа ребёнка подготовительной к школе группы "Зачем нужно машинное масло?"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-975316-1511014603.jpg)
Исследовательский проект "Кому и зачем нужна вода"
Познакомить детей младшего возраста с явлением неживой природы – вода...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/24/picture-1031571-1706117424.jpg)
Экспериментально-исследовательский проект на тему "Зачем нужно мыть руки".
Цель исследования:зачем нужно мыть руки ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/04/picture-1196004-1575484163.jpg)
Информационно-исследовательский проект «Зачем нужны дождевые черви?»
Постоянно читаю детям экологические сказки, сказки о животном мире. И ребят заинтересовала сказка "Дождевой червяк" Марины Бабенко. Я принесла в детский сад живых червячков,мы с ребята...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/27/picture-786559-1461771643.jpg)
Исследовательская деятельность по теме «Зачем нужны деньги»
Каждый день люди ходят на работу и за свой труд получают деньги. Взрослые говорят, «без денег не прожить», «за всё нужно платить», но зачем? Возникает противоречие - как было б...