Конспект занятия "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иваненко Вера Вадимовна

Наступают холода. Скоро придет долгая зима. Если оглянуться на улице, то увидим, что не все птицы улетели в теплые края. Давайте поговорим, про тех, кто остался с нами зимовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.odt26.88 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект занятия «Зимующие птицы»

(старшая группа)

Цель: 

  • уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни.
  •  Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению.
  • Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.

Задачи:

  • расширять представления детей о птицах (где живут, как добывают пищу, как зимуют);
  • учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;
  • воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Материал: картинки с изображением зимующих птиц; корм для птиц. Аудиозапись пения птиц. Заготовки для аппликации (клей карандаш, пшено, кисть, семена подсолнуха, шаблоны нарисованной синички).

Предварительная работа:  рассматривание птиц; беседа, загадывание загадок; подготовка шаблонов птиц для аппликации; разучивание стихов про птиц.

Ход занятия:

Воспитатель:  Когда я шла в детский сад нашла перышко (показываю). Как вы думаете , чье оно? (птичье). О ком сегодня пойдет речь? (птицах). Правильно, о птицах, которые зимуют с нами.

Послушайте загадку:

Как называется то время года, 
Когда на иголках подушки лежат?
И в городе шубы становятся в моде, 
А в шортах и вовсе не встретишь ребят.
Кто же приходит вся в белом наряде? 
И утепляться заставит дома.
С Дедом Морозом она очень ладит.
Это прекрасная наша ... (зима!)

Воспитатель:  А до зимы какое время года было? (Осень).(картинка осени). Верно, это то время, когда улетают от нас птицы в теплые края. А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелетные). С конца лета и сначала осени начинают готовиться к отлету в теплые края перелетные птицы. Ребята, почему перелетные птицы улетают? Вспомним тех, которые улетели в теплые края (картинки). Мы с вами отметили, что не все птицы улетают в теплые края. Отгадайте загадку:

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется...синичка

Воспитатель:  Ребята, а расскажите про синичку. (ответы детей). Молодцы.(картинка). Синичка- это небольшая птичка с желтым оперением на брюшке. А на голове черная шапочка. Синицы не улетают на зиму в теплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, они отыскивают насекомых, которые спрятались в щелях домов и заборов. А также находят запасы, которые делают на зиму. Синице-проказнице невероятно трудно таиться или находиться на одном и том же месте долгое время. Такая птица привыкла к постоянному движению, но является абсолютно неприхотливым. Благодаря хорошо развитым лапкам синички выживают даже в неблагоприятных условиях. Прикрепляясь коготками к поверхности ветки, птица быстро засыпает, становясь похожей своим внешним видом, на маленький и очень пушистый комочек. Именно эта особенность спасает её во время слишком сильных зимних холодов.

Воспитатель:  Ребята, послушайте ещё одну загадку:

Бурая спинка и серое брюшко.

Клювик хоть мал, стерегись его, мушка!

Может летать, но попрыгать охоче,

Крошки найти, аппетитные очень. (Воробей)

Дети: Воробей (картинка)- шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички, любят пшено, зерна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.

Воспитатель:  Послушайте еще одну загадку.

Каждый год я к вам лечу

Зимовать у вас хочу

И еще красней зимой

Ярко – красный галстук мой (снегирь) ( картинка).

 - Снегирь - самая зимняя птичка. Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперение, черная шапочка. Снегири любят поедать плоды рябины, калины едят только семена. К нам на площадку прилетают снегири.

Воспитатель:  Молодцы, а вот ещё загадка, отгадаете о ком она?

Продолбит в стволе дупло,
Здесь зимой всегда тепло,
А еда любой порой
Возле дома под корой!
(Дятел) 

Воспитатель: Правильно.  Спинка у дятла черная, крылья тоже черные, но с белыми крапинками, а на белом брюшке крапины черные, на голове дятла — ярко-красный беретик.

Из-за окраски дятлов называют «березовыми птицами». Когда дятел сидит на березе, его сложно заметить. Оперение птицы сливается с узорами на бересте. Иногда встречаются черные дятлы, только шапочка у них красная. Их называют желна.

У дятла большой крепкий клюв, которым он, словно врач, выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков- короедов и других насекомых из глубоких щелей в коре.

Клюв помогает дятлу смастерить жилище. Упорная птица две недели подряд пробивает дерево, выдалбливая большое глубокое дупло.

 Физкультминутка

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.) 

Воспитатель:  Мы с вами вспомнили разных птиц. Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие птицы). А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой).

Воспитатель: И все-таки очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Как мы можем им помочь? (мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые.)  Посмотрите, какие кормушки можно смастерить (картинки). А чем мы можем подкармливать? Пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы, многих сорных трав. Овес, пшено клюют только воробьи. Синицы любят кусочки несоленого сала. Ребята, я вы хотите покормить птиц? Предлагаю приготовить корм, который мы возьмем на прогулку.

Воспитатель:  А сейчас я предлагаю вам выполнить аппликацию «Синичка» при помощи крупы пшена и семян (шаблоны нарисованной синички).

 Дети выполняют задание, звучат голоса птиц (запись).

Итог занятия:

- О чем и о ком беседовали сегодня?

- Какие птицы запомнились вам?

Воспитатель: - Хочу напомнить, что в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке, будем подкармливать зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...