НОД "Ну и Африка, что за Африка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Балан Татьяна Владимировна

Использование технологии "Путешествие по карте" .Нод "Ну и Африка, что за Африка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nu_i_afrika_chto_za_afrika.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе. «Ну и Африка, что за Африка» Технология «Путешествие по карте»

Задачи:

образовательная:

 - уточнить  элементарные представления об особенностях географического положения Африки.

  - закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна),.
 -уточнить представления детей о травоядных и хищных  животных Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания,

- дать точную, научно-достоверную информацию об окружающем ребенка природном мире  через экологическую сказку

развивающая:

- развивать интерес к представителям живой природы;

- расширять активный словарь воспитанников;

- развивать внимание, логическое  мышление  при решении проблемных  ситуаций, объяснять свой выбор

- развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;

воспитательная:

- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками;

- внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.

Материалы к занятию: глобус, иллюстрации с изображением флоры и фауны Африки, оборудование к опытам

Предварительная работа.
1.Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.
2.Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна)
3.Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».
4.Чтение стихов  и отгадывание загадок про животных Африки.
Словарная работа:  материк Африка,   Индийский океан, Атлантический океан, пустыня Сахара , бархан,  караван, одногорбый верблюд, верблюжья колючка, саванна, баобаб, водопой

Ход занятия:

Сегодня в наш детский сад пришло письмо.

-А вы хотите узнать, что в нём? Тогда, давайте открывать! (Открыли, а там приглашение в путешествие).

-А теперь отгадайте, куда мы с вами отправляемся.
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка) 
-Ребята, покажите на глобусе, где же находится Африка. (дети показывают на карте Африку) (делаем отметку). Затем ищем на глобусе.
 Сделать это не сложно. Изображая на глобусе Африку, использовали много желтого цвета. Нашли Африку. Берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и Индийский океан. 

-.Как выдумаете, как туда добраться быстрее, ведь нам надо перелететь через высокие горы, преодолеть моря, океаны. На самолете. (Достаю билеты.) -Итак, нам пора в путь.

Воспитатель: Заняли места
“Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.
Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут…
Скорее едем в Африку, звери там  нас ждут!”

Наш самолет приземлился в африканском городе. Пересаживаемся в автомобиль и едем за город. Все реже и реже встречаются зеленые растения на нашем пути, их сменили небольшие серые кустики. Становится все жарче. Вот мы с вами и попали…..

1 слайд

- Как вы догадались что это пустыня?

- Пустыня - от слова пусто.

- Да,  мы добрались с вами до  самой большой  пустыни Сахары . Песок, пыль и камни.  В пустыне дуют горячие ветры, годами не бывает дождей. Воды нет. Жара. Жажда… Да, не приветливое место… Кажется, что в пустыне не может быть ничего живого. Но посмотрите, что за чудеса, кто же к нам идет сюда

В  жарких  странах он живёт,
Гордо  по пескам  идёт,
На  спине  горбы  имеет,
Ест  колючки  - не худеет.
Он  других не  просит блюд,
Потому,  что он 

 - Верно. А вот и он – горделиво вышагивает по горячему песку.

2 слайд

- Как же верблюд приспособился жить в пустыне? Почему не жарко им в пустыне? Длинная густая шерсть защищает верблюда от палящих солнечных лучей . Верблюд отлично приспособился к жизни в жаркой пустыни.

-Почему у него ноги не проваливаются в песок?  Длинные крепкие ноги  приспособлены для долгих переходов. На ногах у верблюда широкие мозоли, чтобы ноги не проваливались в песок и не обжигали ему ноги, ведь  там так жарко, что иногда можно поджарить яичницу на раскаленном солнцем песке.

- Могут ли в таком месте вообще жить растения? Чем же будет питаться верблюд

3  слайд 

. -Верблюжья колючка, низкие растения с маленькими листочками и длинными корнями (длина может достигать высоты пятнадцатиэтажного дома), Такие корни нужны растениям, чтобы достать воду, которая залегает очень глубоко в пустыне".

  1. слайд

 У верблюда большой рот с жесткими подвижными губами, 34 острых зуба.  Своими  толстокожими губами  верблюд  без труда   срывает колючие растения и и пережевывает пищу. , иначе он бы в пустыне Сахара или другой любой пустыне, умер бы от голода, - другой еды в пустыне для верблюда

Верблюд  может много дней идти под палящим солнцем без запасов пищи и воды. Зато потом он может выпить сразу больше 10 вёдер воды. Перед тем как отправится в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма. В горбу верблюда находятся жир и вода, он будет расходовать их в переходах по пустыне.

5  слайд

Верблюды пересекают пустыни длинной вереницей, еще говорят караван . Это очень сильные и выносливые животные.  Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете почему?  (ходит плавно, перевозит грузы, людей.)

- Какая польза от верблюда?   Из пуха верблюда делают ткани, из шерсти – одежду, одеяла, подушки, а из шкур – кожаные изделия.

  1. Слайд

- Кого еще можно встретить в пустыне? 

В пустыне много ядовитых змей, скорпионов, черепах, и самая большая ящерица в мире – варан. Днем, когда наступает жара  пустыня кажется пустой, но только наступает вечер, температура опускается, становится прохладно и оживает пустыня. Вылезают из песка ящерицы, змеи, черепахи

7 слайд

Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки?

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вывод:   На барханах мало растений. Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

 -Ох, как тут жарко! Настоящее царство горячего песка и яркого солнца

- Отправляемся дальше в путь. Пустыня осталась позади.

8  слайд

Впереди – африканская саванна  На глобусе саванна зеленого цвета.   Саванна  — это  большая  равнина, покрытая травой и  повсюду встречаются деревья и кустарники, иногда одиночные, а порой образующие целые рощи.

- В саванне год разделен на два сезона: дождливый и сухой. С началом дождей саванны покрываются свежей зеленью и многочисленными различными цветками. В сухое время года растительность саванн замирает: саванны желтеют, а высохшие растения зачастую подвергаются пожарам.

В саванне  растут гигантские деревья. Как они называются? 

9 слайд  Это баобабы.  Это громадные деревья, у них толстый ствол защищённым от огня стволом, способным, словно губка, хранить в себе запасы воды. Его длинные корни всасывают влагу глубоко под землёй.

. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада. 

10 слайд

-  акация имеет широкую плоскую крОну, которая создаёт тень для растущих ниже листьев, предохраняя тем самым их от высыхания.

-  Погуляем по саванне, понаблюдаем за ее обитателями, ведь саванна – это место обитания множества различных животных.

11 слайд


Он имеет рост гигантский
Не в пустыне, не в горах
По саванне Африканской
Ходит медленно...

-Конечно же, это жираф. . У него длинные ноги, длинная шея. Он высотой с двухэтажный дом

12 слайд

- Чем питается жираф? (травой,  достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья.  Самое любимое лакомство жирафа - листья акаций. -Кроме длинной шеи, у жирафа есть длинный язык до 45см.

-А вы знаете почему у жирафа длинная шея?

Чтение сказки Е. Ульевой «Для чего жирафу такая  шея»

13 слайд

Он такой высокий, а вода так низко. Он широко расставляет ноги, чтобы дотянуться до воды.

- Ребята а есть ли враги у жирафа? Единственный враг у жирафа – это человек. Но молодые жирафы – это хорошая добыча для львов,  леопардов. Мать защишая своего детеныша бьет врагов своими  мощными ногами.. Но случается, что в момент опасности взрослых не бывает поблизости, поэтому в первые месяцы молодые жирафы становятся добычей хищников.

-А вы слышали как разговаривают жирафы? (прослушивание в записи разговор жирафов).

Как вы думаете, о чем разговаривают жирафы?

Физкультминутка «У жирафа пятна»

14слайд

Носит бревна, строит дом,
Принимает душ потом.
Он огромен и силен.
Каждый знает это… (Слон)

Это слоны. Могучее, очень сильное животное слон. Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Слоновая трава растет в африканской саванне и достигает высоты 3 м.

Им он играючи может перенести довольно толстое дерево. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживая с любовью своих детенышей

15слайд

- Есть ли враги у слона?  Слоны такие большие и сильные, что у них нет врагов. Среди животных, но жизнь в саванне все равно трудна.. Слоны, как и другие животные страдают от голода и жажды в сухой сезон. Они могут заболеть или пораниться. Часто другие слоны помогают больному подняться с земли., всегда приходят на помощь своим малышпм Живут они группами или  стадами.

16 слайд

Африканские коняшки одеваются в тельняшки.

Что же это за коняшки?  Это зебра. Питаются травой.  Живут они табунами, они должны быть на страже всегда и днем и ночью.  -  у них много врагов, а главный это лев.

17слайд

-Что за зверь рычит Это царь зверей – лев. Где же он, почему его не видно? Цвет шерсти помогает льву быть незаметным среди желтой, сухой травы. Почему льву важно быть незаметным? Он хищник, он выслеживает добычу. Его добычей становятся зебры, жирафы, антилопы, газели В саванне очень трудно спрятаться – там нет густых зарослей. Как же животные спасаются от хищников? Зебры, газели, антилопы очень быстро бегают. Львы нападают, главным образом, на слабых, больных животных, они оберегают здоровых животных от болезней.

18 слайд

. Самое быстрое животное на нашей планете – гепард. У него отличное зрение, что помогает ему охотиться. Это самый быстрый зверь на земле Он бегает со скоростью автомобиля – 100 км в час.

19 слайд

В саванне есть небольшие озера. Это… водопой. Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться и отдохнуть

Дидактическая игра «Травоядные и хищные животные»

Нам пора возвращаться в детский сад. Прощай Африка!.

Возвращаемся на самолете домой, обращаю внимание на музей в группе. Делаем отметку о возвращении на карте и глобусе.

 Коллективная  аппликация. «Животные и растения Африки»

Итог : Куда путешествовали и что понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы по физической культуре «А в Африке, а в Африке…» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация» «Здоровье»

Данное занятие разработано с учетом здоровьесберегающих технологий Ю. Базарного , В.Т. Кудрявцева  и было представлено в рамках недели здоровья для открытого просмотра , воспитателям,педагогам по...

Конспект интегрированного занятия по теме «Африка и животные Африки» для подготовительной группы

Конспект интегрированного занятия по теме "Африка и животные Африки"Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №73» Пичугина Наталья С...

Непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре в средней группе на тему «Ну и Африка! Вот так Африка!»

Занятие по физической культуре в средней группе с использованием мультимедиа. Тема "Африка", "Животные Африки"....

Сценарий развлечения по стихам и сказкам К.И.Чуковского «Африка! Вот так Африка»

Сценарий развлечения по сказкам и стихам К.И.Чуковского. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста..Можно использовать на день Смеха....

сетки нодна май для младшей группы

подробное описание нод на месяц...

А в Африке…А в Африке…

Сформировать представление детей о географическом положении Африки, о взаимосвязи животного мира и климатических особенностях среды обитания...